МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №52 «ЗОЛОТОЙ УЛЕЙ»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
«ЗИМУШКА-ЗИМА»
Выполнил:
Воспитатель первой категории
МБУ Д/с №52 «Золотой улей»
Селиванова Юлия Васильевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………. | 3 |
Механизм (модель) образовательного процесса в старшей группе по теме «Зимушка-зима» в условиях ФГОС………………………... | 5 |
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов по теме «Зимушка-зима»……………………………… | 10 |
Приложение 1 Комплексы дыхательных гимнастик для старшей и подготовительной группы………………………………………… | 13 |
Приложение 2 Экспериментирование на прогулке зимой……… | 16 |
Приложение 3 Картотека подвижных игр………………………… | 20 |
Приложение 4 Фотоальбом «Зимние забавы»……………………. | 26 |
Приложение 5 Художественное слово……………………………. | 27 |
Приложение 6 Сценарий родительского собрания………………. | 32 |
Введение
Актуальность
Современный ребенок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города.
Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события природы с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.
В теории дошкольной педагогики сложились представления о значимости знаний детей о сезонных изменениях в природе: для полноценной предпочитаемой деятельности ребёнка (Н.А.Саморукова, Т.С.Комарова, Н.А.Метлов и др.), для освоения им позиции субъекта и возможности творческого самоутверждения, самореализации (М.В. Крулехт), для максимального раскрытия индивидуального потенциала ребёнка (М.В.Корепанова), для развития его целостного мировидения (И.Э.Куликовская)
Однако, современному дошкольнику часто не хватает общения, он теряется в мире объемной информации, ему хочется моделировать, экспериментировать, самостоятельно действовать. Все эти новые черты современного дошкольного детства необходимо учитывать в содержании педагогического процесса в детском саду. Следовательно, эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщения к миру природы посредством моделирования, экспериментирования, проектирования, приобщения детей к ЗОЖ.
Профессиональная проблема: Как организовать образовательно- воспитательный процесс с детьми старшей группы по теме «Зимушка-зима», ориентированный на формирование представлений о детей о зиме, явлениях живой и неживой природы?
Цель: разработать механизм моделирования образовательного процесса в старшей группе по теме «Зимушка-зима» в условиях введения ФГОС ДО.
Задачи:
1. Определить круг представлений о зиме, доступных для освоения детьми старшей группы.
2. Определить формы и методы работы с детьми и родителями по теме «Зимушка-зима»;
3. Разработать содержание совместной деятельности воспитателя с детьми в рамках режимных моментов по теме «Зимушка-зима»;
4. Разработать содержание актуальной предметно-развивающей среды по теме «Зимушка-зима».
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм (модель) образовательного процесса в старшей группе по теме «Зимушка-зима» в условиях ФГОС
Компоненты моделей | Модели организации воспитательно-образовательного процесса |
Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
Режимные моменты |
Целевой компонент | 1. Сформировать у детей представления: -о сезонных изменениях в природе; - о безопасности на улице зимой; - о приспособлении растений и животных к зимним условиям; -о зимних видах спорта. 2. Сформировать у детей умения: - сравнивать снег и лед; - устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды; - соблюдать правила безопасности поведения в зимний период; -использовать спортивный инвентарь в самостоятельной деятельности. 3. Поддерживать активный интерес детей: - к окружающей природе зимой; - к экспериментированию с неживыми объектами; - к зимним видами спорта. 4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость в процессе общения с зимней природой, умение заботиться о животном мире. |
Содержательный компонент | Утро Темы: 1. «Что нам Зимушка-зима принесла?», «Как животные живут зимой?»; «Какие они – животные , живущие на Севере?»; «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении». 2. Зима в музыке: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (муз. П. Чайковского) ; «Кабы не было зимы» песенка Ю.Энтина из м/ф «Зима в Простоквашино». 3. «Вьюга». (Приложение 1) 4. «Какая, какой, какое»; «Кто где спит зимой»; «Кто как голос подает?»; « Угадай птицу по описанию»; « Дятел»; «Кто спрятался на картинке?»; «У кормушки». 5. «Агрегатное состояние воды: лед».(Приложение 2) 6. «Кто где спит зимой». 7. «Подбери слова, действия». 8. «В гости к зиме». 9. «Мороз, снег, лед». 10. «Беличья память» М. Пришвин.(Приложение 5) Прогулка Темы 1 .«Птицы у кормушки», « Угадай животное по следам». 2. «Цветные льдинки», «Рассмотри снежинку через лупу», «Выращивание кристаллов». (Приложение 2) 3. «Два Мороза», «Мороз – красный нос». (Приложение 3) 4. «Опасности зимой». 5. «Укроем деревья снежным одеялом». 6. «Бабушка-метелица», «Откуда берутся сугробы во время метели». 7. «Взятие снежного городка». (Приложение 4) 8. «Кто быстрее до флажка»; Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку». «Веселые санки». (Приложение 4) 9. «Народное творчество», «Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой». Вечер 1. «Снежинка». 2. «Мишка заболел». 3. «Загадки о зиме». (Приложение 5) 4. «Сказочный лес». 5. «Что было бы, если..?»; «Мы природе друзья или враги?». 6. «Зимуют-улетают». 7. «Мы гуляем». 8. «Ой ты Зимушка-зима!». | Актуальная среда 1. Иллюстрации по теме «Зима». 2. Сюжетные картинки «Животные зимой», «Помогите птицам зимой». 3. Мультфильм «Безопасность», серия «Смешарики». 4. Кукольный театр. 5. Краски (гуашь), цветные карандаши, мелки, белая и синяя бумага А-4. 6.Формочки для изготовления льдинок. 7.Окрашеная в разные цвета вода. 8. Лупы. | Темы 1.«Покормите птиц зимой» 2. «Наши зимние забавы» 3. «Вырезаем из бумаги снежинки вместе мамами». 4 «Снежные скульптуры» 5 «Хоккейный турнир». 6 «Зимние каникулы». |
Технологический (процессуальный) компонент | Формы организации Методы и приемы Утро: 1. Беседа. 2. Прослушивание музыкального произведения. 3. Дыхательное упражнение. 4. Дидактическая игра. 5. Моделирование. 6. Дидактическое упражнение. 7. Игра-путешествие. 8. Рассказ педагога. 10. Восприятие художественной литературы. Прогулка: Наблюдение. Экспериментальная деятельность. 3. Подвижная игра 4 .Беседа 5. Наблюдение за трудовой деятельностью. 6. Моделирование. 7. Развлечение. 8. Спортивные эстафеты, спортивные соревнования. 9. Восприятие фольклора. Вечер: 1. Художественно-эстетическая деятельность 2. Сюжетно-ролевая игра. 3. Речевая игра. 4.Аппликация. 5. Проектирование, работа с морфотаблицами. 6. Моделирование. 7. Дидактические упражнения. | Способы взаимодействия с материалами и атрибутами Методы и приемы 1. Рассматривание. 2. Рассматривание. 3. Просмотр мультфильма. 4 Театрализованная игра. 5. Рисование. 6. Продуктивная деятельность. 7. Познавательно - экспериментальная деятельность. 8. Экспериментальная деятельность. | Формы и способы взаимодействия 1. Участие родителей в изготовлении кормушек 2. Семейный фотоколлаж. 3. Мастер-класс 4. Конкурс 5. Спортивная игра 6 Создание книжек-самоделок 7. Родительское собрание. |
Результативный компонент | Наличие у детей представления: о сезонных изменениях в природе; о безопасности на улице зимой ; о приспособлении растений и животных к зимним условиям; о зимних видах спорта Наличие умений: сравнивать снег и лед; устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды; соблюдать правила безопасности поведения в зимний период; использовать спортивный инвентарь в самостоятельной деятельности. Наличие активного интереса детей: к окружающей природе зимой; экспериментированию с неживыми объектами; к зимним видам спорта. |
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ТЕМЕ «ЗИМУШКА-ЗИМА»
1. Кадровые условия: воспитатели старшей группы, музыкальные руководители.
2. Научно-методические условия:
1. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. «От рождения до школы»– 3-е изд., испр. и доп. Н.Е. Веракса, ТС. Комарова, М.А. Васильева– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с.
2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./ О.В. Дыбина - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
3. Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / А.И. Иванова // Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с.84 - 92.
4. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. - М.: Сфера, 2004.
5. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 3, 4,5. - 2003, N 1.
6. Костюченко, М. Экспериментируем! // М. Костюнченко // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8.
7. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. / И.Э. Куликовская - М.: Пед. общество России, 2003.
8. Левашова, И.И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования/ И.И. Левашова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7 - С.85-86.
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004.
10. Поддьяков, А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. / А.Н. Поддьков// Вопросы психологии. - 1996. - №4.
11. Савенков, А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С.8-17.
13. Соловьева, Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Е.Соловьева // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 1.
14. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. / О.Чехонина // Дошкольное воспитание. - №6 - 2007. - с.13.
3. Материально-технические условия: фотоальбом «Зимние забавы»; сюжетные картинки на зимнюю тематику; мультфильм «Безопасность», серия «Смешарики»; кукольный театр; краски (гуашь); цветные карандаши; белая бумага А-4; костюмы; лупа; формочки для льда; вата; сахарная вода; ванночки для снега.
4. Нормативно-правовые условия:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 . об утверждении «ФГОС ДО» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384)
2. Письмо М.О. и науки Р.Ф. от 10.01.2014г под №08-10, приказ М.О. и науки Самарской области от 06.02.2014г под №42-од и приказ Д.О
3. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
5. Информационные условия:
Буторина, И.Н. Развитие личностной культуры ребёнка-дошкольника в воспитательном пространстве праздника. Тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.07, кандидат педагогических наук
Веракса, Н.Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа/авт.-сост. Н.В Лободина. Н.Е. Веракса, Т.С Комарова, М.А. Васильева.– Волгоград: «Учитель», 2012.-399с.
Корнеичева, Е.Е. Планирование внеучебной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Старшая группа. Учебно-методическое пособие / Е.Е.Корнеичева, Н.И.Грачева. - М.: Центр педагогического образования, 2011. – 464с.
Никитина, Е.А. Сценарии с нотным приложением. / Е. А. Никитина, издательство- М.: Сфера, 2009 г.
Петрова, Г.Н. Объемная аппликация. / Г.Н. Петрова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2009.-48с.
Потапова, А.И. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. / А.И. Потапова. – М.: Сфера, 2008.-64с.
Шорыгина, Е.М., Беседы о подарках и открытках. Методическое пособие. / Е.М.Шорыгина.- М.: Сфера, 2009.- 64с.
6. Организационные условия:
Организовать в ходе режимных моментов по теме «Зимушка-зима» беседы, прослушивание музыкальных произведений, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, аппликацию, театрализованную деятельность, конструирование, речевую игру
Для самостоятельной деятельности детей обогатить актуальную предметно-развивающую среду по теме «Зимушка-зима» посредством внесения: фотоальбом «Зимние забавы», сюжетные картинки о зиме, мультфильм «Безопасность», серия «Смешарики», кукольный театр, краски (гуашь), цветные карандаши, мелки, белая бумага А-4.
Организовать для родителей по данной теме консультацию по созданию фотоальбома, родительское собрание, вечернюю семейную игру, мастер-класс, тематическую выставку детских работ.
Приложение 1
Комплексы дыхательных гимнастик для старшей и подготовительной группы
ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ
«Разминка». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
«Наклоны» Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.
«Маятник». И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.
При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха - наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение - лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1, 2, 3 секунды - так, чтобы получилось не менее 128-160 дыханий, а всего 600-640 дыхательных движений на четыре упражнения. Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.
В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.
Упражнения на удлинение выдоха
«Наклоны вперед». И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и. п.
«Наклоны в сторону»(«Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п.
«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.
Специальные дыхательные упражнения
«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.
«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.
Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.
Упражнения можно выполнять стоя или в движении.
«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.
Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.
Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.
Комплекс 1.
1. «Качалка». И. п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.
2. «Ёлочка растёт».И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.
3. «Зайчик». И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.
4. «Как гуси шипят». И. п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш...». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.
5. «Прижми колени». И. п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.
6. «Гребцы». И. п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.
7. «Скрещивание рук внизу». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.
8. «Достань пол». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.
9. «Постучи кулачками». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.
10. «Прыжки». Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.
Комплекс 2 «На улице».
1. «Погрейся». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.
2. «Конькобежец». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.
3. «Заблудился». И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.
4. «Снежный ком». И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.
5. «Снеговик веселится». И. п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.
6. «Вырасти большим». И. п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.
Приложение 2
Экспериментирование на прогулке зимой
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!...
Опыт №1. Почему снег мягкий?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:
Светло-пушистая Дорогой бурною
Снежинка белая, Легко проносится,
Какая чистая, Не в высь лазурную,-
Какая смелая! На землю просится…
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
На основе наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта. Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично.
Опыт №2. Где лучики?
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показатьопыт №3. Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.
Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы. Подносы для снеговых фигурок.
Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народную потешку:
Снег пушистый лёг на ветки,
У крыльца играют детки:
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
Здесь уместно напомнить детям, в каких жилищах живут народы Севера (Иглу – дом из снега).
Опыт №5. Ледяной дом.
Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.
Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.
Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.
Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.
Опыт №6. Замерзание жидкостей.
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Опыт №6. Ледяной секретик
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И всё на свете в инее –
То белое, то синее.
Опыт №7. Откуда берётся иней?
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Приложение 3
Картотека подвижных игр
Салки со снежками
Количество участников: от 6 человек
Что нужно для игры: снежки
Игра проводится на площадке 30 х 15 м. В ее центре чертят небольшой круг — место для водящего и его помощников. Выбирают водящего, остальные игроки разбегаются по площадке. Задача водящего — осалить заготовленными снежками игроков, которые бегают по площадке. Осаленные игроки становятся помощниками водящего, встают в круг и получают право тоже осаливать игроков за кругом. Таким образом, по ходу игры постепенно уменьшается число игроков, свободно бегающих по площадке. Игра заканчивается, когда остается один не осаленный игрок. Он — победитель и может стать водящим при повторной игре.
Попади в городок
Количество участников: от 2 человек
Что нужно для игры: городки (небольшие палочки) или пустая консервная банка
Играющие делятся на 2 команды, заготавливают снежки и выстраиваются за общей чертой. Перед каждой командой на расстоянии 8 шагов ставят по «городку», закопанному вертикально в снег. Играющие обеих команд одновременно дают залп снежками, каждая по своему «городку». Сбитый «городок» относится на один шаг дальше черты метания. Затем следуют новые залпы. Команда, не сбившая свой «городок», делает новую попытку до тех пор, пока «городок» не будет сбит.
Команда, игроки которой сумеют за условленное число залпов отодвинуть свой «городок» дальше другого, побеждает. Переступать за линию метания нельзя.
Великан
Количество участников: 2 человека
Что нужно для игры: канат или толстая веревка
Из снега лепят «великана» (снежную бабу) и сквозь него пропускают канат. Играющие (равные по силе) становятся друг против друга в 2-3 м от «великана» и берутся за канат. По сигналу начинают перетягивать его, каждый в свою сторону.
Побеждает игрок, которому удастся натолкнуть противника на «великана». Нельзя выпускать канат из рук до того, как «великан» будет повален.
Гонки снежных комов
Количество участников: от 2 человек
Что нужно для игры: флажки
Для начала игры каждый участник лепит себе снежный ком диаметром 50-60 см. Ведущий принимает' комья участников и обтесывает их до приблизительно одинакового размера. Игроки со своими снежными комьями выстраиваются на старте. Игровое поле длиной 10-12 м ограничивается флажками. Игроки по сигналу водящего, катя снежные комья, добираются до флажков, огибают их и возвращаются на финиш-старт. Игрок, прибежавший первым, побеждает, а из комьев после 3-4 забегов лепят снежную бабу.
Не только метко, но и сильно
Количество участников: от 2 человек
Что нужно для игры: круглая мишень, которая может поворачиваться на шесте, снежки
На шесте укрепляют круглую мишень, которая может поворачиваться вокруг шеста. Шест вбивают в землю, отходят от него на 5-7 шагов и чертят линию для бросков. Игроки по очереди встают на линию и кидают по 10 снежков в мишень. Подсчет очков ведется так:
если игрок попал в мишень — получает 1 очко;
если игрок попал в мишень и мишень повернулась боком
получает 2 очка;
если игрок попал в мишень и она повернулась обратной стороной — 3 очка;
• если игрок не попадает в мишень, очки ему не зачисляются.
Участник, набравший максимальное количество очков, выигрывает.
Верная рука
Количество участников: от 2 человек
Что нужно для игры: палки длиной 1,5 м
Для проведения игры из снега выкладывается вал толщиной 30-40 см (высота вала несущественна, в любом случае 1 м хватит). Игроки, отступив от вала на 5-7 шагов, берут палки и по очереди бросают} палку в вал так, чтобы пробить снежную преграду. Как только игра-1 ющие потренируются, проводится соревнование: кто пробьет снежную преграду, отойдя на самое дальнее расстояние. Побеждает тот] участник, который с большего расстояния пробьет снежный вал.
Двое на снегу
Количество участников: 2 человека
На снегу чертят круг диаметром 2 м. 2 соперника, заложив руки за спины, входят в круг и по сигналу ведущего пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Если игрок заступил за круг или убрал руки из-за спины, он проигрывает. В этой игре нельзя допускать болевых приемов, судит игру ведущий. Игрок, не вышедший из круга, побеждает.
Пятнашки на санках
Количество участников: от 6 человек (четное количество) Что нужно для игры: 3 пары санок
Играют несколько пар. В каждой из них один играющий везет другого, сидящего на санках. Одна пара — водящая. Они стремятся догнать любую другую пару игроков и осалить одного из них. Салит игрок, сидящий на санях, но делает это только прикосновением руки. Если в паре игрок осален, пара становится водящей, и игра продолжается.
Игра проводится в пределах ограниченной площади. Нельзя сразу салить игроков той пары, которая была водящей; после каждой смены водящей пары «возница» и ездок меняются местами.
Лыжники на санках
Количество участников: от 2 человек Что нужно для игры: флажки, санки
Катание с горки пройдет интереснее, если детям дать задание: собрать большее количество флажков (веточек), расставленных вдоль склона; проехать через ворота устроенных из лыжных палок; в конце склона повернуть и проехать по обозначенной на снегу узкой дорожке.
Кто быстрее
Количество участников: от 6 человек
Что нужно для игры: санки, флажки
На игровом поле отмечают флажками линии старта и финиша. Игроки делятся на команды по 3 человека. Первые номера каждой команды становятся впереди саней на стартовую линию и берутся за веревку; вторые садятся на санки, а третьи встают позади для подталкивания. По сигналу ведущего тройки везут санки вперед до линии финиша к своему флажку, огибают его и быстро меняются местами: первые номера встают назад для подталкивания, вторые берут веревку, а третьи садятся на санки, и сразу без сигнала тройки снова везут санки к стартовой линии. Огибают флажок, снова меняются местами и едут к финишу. Когда последний ребенок, подталкивающий санки, встанет на финишную линию, он берет флажок в руки и поднимает его вверх. Выигрывает тройка, первая поднявшая флажок.
Слалом на санках
Количество участников: от 2 человек
Что нужно для игры: санки
На склоне горы раскладывают по прямой линии крупные комья снега на расстоянии 6-8 шагов один от другого. Сев на санки и управляя ими, участник спускается с горы, огибая один ком снега справа, а другой слева. Выигрывает тот, кто точнее и быстрее выполнит это задание.
Тянем-потянем
Количество участников: 2 человека
Что нужно для игры: санки, веревка
Для проведения игры во дворе находят невысокий столб, металлический турник и т. п. Веревка крепко привязывается к столбу так, чтобы на каждого игрока приходилось по концу длиной 5-6 м. К веревке привязывают 2 саней и отводят их в противоположные стороны, на всю длину веревки. 2 игрока по сигналу ведущего садятся в санки, берут в руки концы веревок и, подтягивая к себе веревку, быстро доезжают до столба. Тот, кто быстрее дотронется рукой до столба, выигрывает.
Возьми приз
Количество участников: от 2 человек
Что нужно для игры: санки, лыжные палки, веревочки и призы
На трассе спуска ставят 2 ворот: одни на склоне горы, другие у подножия (ворота делаются из 2 воткнутых лыжных палок и одной поперечной). К поперечной палке на разной высоте подвешены на тонких нитях 2 приза. Проезжая под воротами, надо сорвать приз. Тот, кто смог это сделать, получает его в награду.
Кто дальше
Количество участников: от 2 человек
Что нужно для игры: лыжи, лыжные палки
На ровной площадке играющие выстраиваются на лыжах в шеренгу и втыкают в снег палки. Ведущий отступает от шеренги 6— 10 м и проводит линию. По сигналу игроки разбегаются до отметки, отталкиваются от нее и скользят по инерции до полной остановки. Тот, кто окажется дальше всех, побеждает.
На горку
Количество участников: от 2 человек
Что нужно для игры: лыжи, лыжные палки
Соревнуются 2 команды. Лыжники выстраиваются в ряд на одной общей линии. По сигналу руководителя все участники бегут на лыжах вперед, стараясь как можно скорее взобраться на гору. Отстающим разрешается помогать: протягивать палки, поднимать упавших и т. д. Это важно, так как команда выигрывает только в том случае, если она в полном составе окажется на горе.
На одной лыже
Количество участников: от б человек
Что нужно для игры: лыжи, лыжные палки
Игровую дистанцию длиной 20 м размечают линиями старта и финиша. Игроков разбивают на 2 команды, которые выстраиваются в колонны. У каждого игрока в руках 2 лыжные палки, а на ноге только 1 лыжа. По сигналу судьи первые участники проезжают лыжную дистанцию на одной ноге, отталкиваясь палками. Ногой, свободной от лыжи, наступать на снег нельзя. Как только лыжник пересечет финишную черту, он поднимает руку вверх, и следующий участник его команды начинает забег. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Лыжники, на места
Количество участников: от 5 человек
Что нужно для игры: лыжи, лыжные палки
Игроки на лыжах с палками на равных расстояниях друг от друга размещаются по большому кругу, размер которого зависит от количества участников. Водящий стоит вне круга на лыжах без палок.
Игроки начинают медленно двигаться по кругу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Водящий подъезжает к любому игроку и говорит: «За мной!» — после чего приглашенный лыжник втыкает палки в снег и едет за водящим в сторону от круга. Так постепенно водящий приглашает всех лыжников, и они двигаются за ним в колонне по одному. Водящий отводит колонну в сторону от круга, на котором остались воткнутые в снег палки, и неожиданно подает команду: «Все по местам!» По команде все лыжники стремятся быстрее вернуться в круг и взяться за любые воткнутые палки. Водящий также занимает место у любых палок. Оставшийся без палок становится водящим.
Завладей палкой
Количество участников: от 6 человек
Что нужно для игры: лыжи, лыжные палки
Соревнуются 2 команды, по 3-6 человек в каждой. Игроки обеих команд рассчитываются по порядку и строятся в общую шеренгу. Одна команда располагается справа от ведущего, другая — слева. Лыжные палки все участники втыкают в снег позади себя. Ведущий берет одну из палок и кидает ее, словно копье, вперед. Палка, пролетев 10-15 м, падает и втыкается в снег. В это время ведущий называет любой номер, например 2. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, стремительно бегут на лыжах к палке. Каждый стремится обогнать своего партнера, чтобы первым схватить палку и поднять ее вверх. Тот, кому это удастся, получает для своей команды 1 очко. Игроки возвращаются на свои места, а ведущий снова берет палку и бросает ее вперед, вызывая новый номер, и т. д. Выигрывает команда, набравшая большее число очков.
Приложение 4
Фотоальбом «Зимние забавы»

Приложение 5
Художественное слово
БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ (М.Пришвин)
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними. Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Стихи про зиму для детей
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглись
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло...
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
И. Бунин
* * *
Мама! Глянь-ка из окошка -
Знать, вчера не даром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
А. Фет
* * *
Из романа "Евгений Онегин"
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
А. Пушкин
* * *
Из романа "Евгений Онегин"
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
на дровнях обновляет путь;
Его лошадка снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
А. Пушкин
* * *
Ветхая избушка
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят, -
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна, -
Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!
А. Блок
ЗАГАДКИ О ЗИМЕ
Они летят быстрее ветра, И я лечу с них на три метра. Вот мой полет закончен. Хлоп! Посадка мягкая в сугроб. Ответ (Санки) | Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом тут как тут! Ответ (Снегирь) |
Я модница такая, что всем на удивленье! Люблю я бусы, блёстки - любые украшенья. Но на мою, поверьте, великую беду Наряд мне одевают всего лишь раз в году. Ответ (Новогодняя елка) | Он пришел нежданно, Удивил нас всех, Для ребят желанный Белый-белый ... Ответ (Снег) |
Едва повеяло зимой - Они всегда со мной. Согреют две сестрички, Зовут их ... Ответ (Рукавички) | Взял дубовых два бруска, Два железных полозка. На бруски набил я планки, Дайте снег! Готовы ... Ответ (Санки) |
Ног от радости не чуя, С горки снежной вниз лечу я! Стал мне спорт родней и ближе. Кто помог мне в этом? ... Ответ (Лыжи) | Мчусь как пуля я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки. Кто несет меня? ... Ответ (Коньки) |
Этой палкой бей смелее, Чтоб удар был, как из пушки, Эта палка - для хоккея И она зовется ... Ответ (Клюшка) | На ледяной площадке крик, К воротам рвется ученик. Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!" Веселая игра ... Ответ (Хоккей) |
Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель ... Ответ (Снеговик) | Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нем, Нос приделали, и в миг Получился ... Ответ (Снеговик) |
Если лес укрыт снегами, Если пахнет пирогами, Если елка в дом идет, Что за праздник? ... Ответ (Новый Год) | Зимой, в часы веселья Вишу на яркой ели я. Стреляю, точно пушка, Зовут меня ... Ответ (Хлопушка) |
Ёжик на неё похож, Листьев вовсе не найдёшь. Как красавица, стройна, А на Новый год - важна. Ответ (Елка) | Может, я ещё во сне? Очень странно это мне. Раньше срока убежала Осень, листья побросала, Значит, скоро быть зиме. Ответ (Мороз) |
Солнце, всё белым-бело. Ночью землю замело. Ель одна лишь зелена, Жизнь зимой ей не страшна. Иглы у неё кругом, На стволе - синичек дом. Кажется, прекрасней нет, А вокруг волшебный свет. Ответ (Снежинка) | Солнце скроет, с ветром воет, Небо синее закроет И поземкой стелется Зимняя ... Ответ (Метелица) |
Эту зимнюю хозяйку Все боятся, даже зайка Не боится лишь апрель Снежно-белую ... Ответ (Метель) | Кто зимой метет и злится, Дует, воет и кружится, Стелет белую постель? Это - снежная ... Ответ (Метель) |
Ночь. Зима. На небе звезды. Детки спят, совсем уж поздно, Месяц на небе - рожок, Выпал беленький ... Ответ (Снежок) | Мы зимой "войну" устроим, Крепость снежную построим! Чем же будем "воевать"? Каждый "воин" должен знать! Угадай скорей, дружок, Шарик кругленький - ... Ответ (Снежок) |
Словно перышки Жар-птицы, Весь сверкает и искрится, Запорошил лес, лужок Зимний беленький ... Ответ (Снежок) | Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой. Ответ (Лыжи) |
С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек, Что всегда холодный ... Ответ (Снег) | Человечек непростой: Появляется зимой, А весною исчезает, Потому что быстро тает. Ответ (Снеговик) |
Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка ... Ответ (Мороз) | Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице ... Ответ (Мороз) |
Человечек непростой: Появляется зимой, А весною исчезает, Потому что быстро тает. Ответ (Снеговик) | С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек, Что всегда холодный ... Ответ (Снег) |
Только выпали снежинки, Побежал я по тропинке, А за мной они бегут, Весь маршрут мой выдают. Ответ (Следы на снегу) | Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс. Только вот с тех самых пор На стекле моём ... Ответ (Узор) |
Видно, речка замерзала И укрылась одеялом, А раскрыться вряд ли сможет, Если солнце не поможет. Но когда весна придёт, Одеяло пропадёт. Ответ (лед на реке) | Не сосите, сорванцы, Ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, Потому что ел ... Ответ (сосульки) |
Ей не нужна горячая печурка, Мороз и холод - все ей нипочем. Привет всем шлет веселая ... Ее мы тоже к нам на праздник ждем. Ответ (Снегурка) | Он катки для нас устроил, Снегом улицы занес, Изо льда мосты построил, Кто же это? ... Ответ (Дед Мороз) |
Он и добрый, он и строгий, Бородою весь зарос, К нам спешит сейчас на праздник, Кто же это? ... Ответ (Дед Мороз) | Дел у меня немало - я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня ... Ответ (зима) |
Текст песни «Кабы не было зимы»
Музыка Е.Крылатов
Слова Ю.Этин
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых!
Не кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы,
В этом нет секрета,
От жары б увяли мы,
Надоело б лето,
Не пришла бы к нам метель
На денек хотя бы,
И снегирь не сел на ель,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы,
Были б все в печали,
Даже лучшие умы
От жары б завяли,
На зеленом на лужке
ползали б, как крабы,
И молили о снежке,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы,
А все время лето,
Мы б не знали кутерьмы
Новогодней этой,
Не спешил бы Дед Мороз
К нам через ухабы,
Лед на речке б не замерз,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых!
Приложение 6.
Сценарий родительского собрания в ДОУ на тему:
«Зимние каникулы. Как организовать досуг ребёнка».
Время проведения: актуально не ранее 15 декабря
Вид родительского собрания: тематическое.
Форма проведения: практико-игровая
Участники: родители, воспитатель, дети.
Цель: дать родителям практические знания об организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста.
Задача 1. Способствовать укреплению семейных отношений
Задача 2. Созданию позитивного эмоционального фона
Задача 3. Помочь увидеть и использовать предоставленные природные и социальные возможности.
План собрания.
Вводная часть: сообщение темы и плана, представление участников.
Основная часть: блиц опрос «Зимние каникулы –это…», лекция ЗОЖ
Заключительная: Чаепитие
И взрослые и дети находятся в группе. Предлагается стать кругом и познакомиться. Проводится игра «Я такой же, как ты», в ходе игры каждый участник называет имя, возраст (ограничьтесь формулировкой «я взрослый», «я ребёнок»). предложить после игры сесть, кому где удобно. Дети, на время подготовительной беседы, идут играть.
Приближается всеми любимый праздник – Новый год, а с ним и зимние каникулы. И взрослые и дети ждут это волшебное время. Новогодние каникулы – это возможность провести выходные дни всей семьёй, дать своему ребёнку радостное впечатление, закрепить, ранее полученные знания и дать новые. Очень важно придерживаться установленного режима дня. Его несоблюдение влияет на физическое и психическое состояние ребёнка: малыш утомляется, перевозбуждается и капризничает.
Прогулки на свежем воздухе нужно продумать заранее, заинтересовать ребёнка, создать ситуацию «Предвкушения». Катание с горок, на лыжах, на коньках, метание снежков в цель, лепка снеговиков, рисование палочкой на снегу – эти развлечения помогут сплотить всю семью. Такое увлекательное занятие, как лепка снеговиков может вызвать яркие эмоции и надолго остаться в воспоминаниях, потому что снеговики могут быть разные – мальчики, девочки, тёти, дяди, весёлые и грустные и даже перевёрнутые вверх ногами. Конечно нужно заранее придумать свои «персонажи», что бы иметь при себе необходимую атрибутику: ленты, пуговицы, предметы одежды. Познавательной частью прогулок, может стать наблюдение. Наблюдение за зимующими птицами, хорошо бы подкормить! Рассматривание деревьев, запомнить название поможет: «Раз, два, три к …. Беги! Очень полезно, для улучшения зрения, предложить посмотреть в даль (3-4 сек) медленно перевести взгляд на ближайший предмет. Актуально! Непрерывность просмотра передачи должна составлять не более 30 мин.
А сейчас предлагаю позвать ребят, но каждый должен произнести только один раз следующее: «Иди сюда», а ребёнок выйдет тот, который узнает голос.
Когда все собрались, предлагаю поиграть. На столы расставляю коробочки с песком и мелким материалом. Представим себя летом, что бы вы хотели сделать, что придумать, наблюдать не разрешается, только активное взаимодействие. Пока играют, принести снег, и показать игры со снегом в помещении, предложить поделиться своими фантазиями.
Предложить сделать фото и видеосъёмки.
Гололедица (В.Берестов)
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?!
А сейчас приглашаю на чаепитие.
4