Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
ПРОЕКТ:
«РАССКАЗ О СЛОВЕ»
3 класс
В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА
2016г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
2. Руководитель проекта: Устименко Юлия Анатольевна
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение, изобразительное искусство
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет
6. Состав проектной группы: весь 3 «Б» класс. Ребята работают индивидуально или в парах.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.
8. Проблемные вопросы:
Что мы знаем о слове?
9. Цель проекта:
подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
составить словарную статью о слове;
участвовать в презентации своей страницы.
формировать умения подбирать информацию;
выделять из большого количества информации главное;
представлять свой проект.
11. Вопросы учебной темы
Каково лексическое значение слова?
Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?
Какие однокоренные слова можно подобрать к слову?
Как найти синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы к слову?
12. Необходимое оборудование компьютер для поиска информации, книги, журналы.
13. Аннотация проекта:
Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Обучающиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Омонимы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме или парами. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством организатора проекта учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания. Для успешной реализации проекта необходима четкая организация исследовательской деятельности детей.
14.Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные результаты-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;
сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты –
В ходе работы над проектом учащиеся научатся:
находить пути решения поднимаемой проблемы;
находить полезную информацию в словарях;
совершенствовать умения находить однокоренные слова;
собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
оформлять страницу книги;
презентовать проект;
оценивать результаты работы;
пользоваться результатами собственной деятельности.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Какие слова окружают каждое слово?
Проблемные вопросы
Словообразование слова и его окружение.
15. Продукт проекта: странички книги.
16. Этапы работы над проектом
№ п/п | Этапы деятельности | Содержание работы | Сроки |
1. | 1этап. Подготовительный. | 1. Сообщение цели и задач проекта. Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию. Полученную информацию оформить на листах формата А -4. | 8 октября |
2. | 2 этап. Планирование и организация деятельности. | 1. Обсуждение названия проекта. 2. Планирование . - Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта. 3. Сбор материала. 4. Оформление работы. 5. Защита. | 8-9 октября |
3. | 3 этап. Практический | Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации. | 12-14 октября |
4. | 4 этап. Презентационный | 4 этап. Презентационный Представление и защита работ. | 15-16 октября |
5. | 5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный) | Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка. | 16 октября |
План работы над проектом
1этап. Подготовительный.
1Сообщение цели и задач проекта.
Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.
Полученную информацию оформить на листах формата А - 4.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
1. Обсуждение названия проекта.
2. Планирование.
- Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.
3. Сбор материала.
4. Оформление работы.
5. Защита.
3 этап. Практический
Выполнение запланированной работы; внесение изменений.
4 этап. Презентационный
Представление и защита работ.
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.
17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Урок по окружающему миру «Рассказ о слове».
Работа над проблемными вопросами.
Распределение работы обучающихся по проекту.
Оформление презентаций и выступлений к проекту: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
Обучающиеся выявляют проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. После чего обучающиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу и подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как страницу книги.
СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ О СЛОВЕ (образец)
Произносим _______________
Записываем _______________
1.Лексическое значение слова: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Однокоренные слова: _______________________________________________________
3. Синонимы: ________________________________________________________________
4. Антонимы: ________________________________________________________________
5. Фразеологизм _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Сочетаемость слова: _________________________________________________________
7.Пословицы: ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Загадки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Предложения со словом :
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОЕКТ «РАССКАЗ О СЛОВЕ СВЕТ»
Выполнила :
Обучающаяся 3 «Б» класса
МБОУ БСОШ
Кумицкая Кристина

СВЕТ
1.Лексическое значение слова:
1.Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым.
2.Источник освещения.
3.Рассвет, восход солнца.
2.Однокореные слова: Свет, светило, засветит, светильник, светофор, рассвет, светец, светик.
3. Синонимы: свет, источник, осветление.
Антонимы: свет – тьма.
Фразеологизм:
Свет в окошке – только это радует.
Ни свет, ни заря – очень рано до рассвета.
Пролить свет – разъяснить.
Чуть свет – самый ранний, утром, когда начинает светать.
4. Сочетаемость слова: дневной, яркий, солнечный, тусклый, прозрачный, красный, (свет).
5. Пословицы.
Ученье - свет, не ученье - тьма.
Свет не без добрых людей.
Загадки.
1. Рано белое суконце
Лезет утром к нам в оконце.
2. Не стукнет, не брякнет,
А в окно войдет.
6. Предложение с этим словом.
Солнечный свет.
Растаял туман, шатёр голубой,
И солнца свет, как моря прибой,
Хлынул на наши просторы:
Залил реки, поля и леса;
Засверкала алмазом роса;
Забелели снежные горы.
Он и в души наши проник,
Там росток печали поник;
Счастье, как заря, заалело;
И жизнь улыбнулася нам,
На горе всем нашим врагам;
Напрасно сердце
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё лексическое значение и своё окружение. Практически у каждого слова имеются синонимы, антонимы, омонимы, можно подобрать фразеологизмы. Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.
В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы узнали что- то новое, учились выделять главное. В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта, работали в Интернете. Во время реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, работали с орфографическими словарями и словарями синонимов, антонимов, омонимов и фразеологических, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.
ВЫВОД:
В ходе проекта «Семья слов» мы повторили понятия: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», «Фразеологизмы». Работали с орфографическими словарями, словарями однокоренных слов, антонимов, синонимов, омонимов, фразеологизмов. В результате мы научились составлять словарную статью о слове и презентовать свой проект.