СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока "Однородные члены. Обобщение. 8 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал имеет практическую направленность. Цель урока - актуализировать знания по теме "Однородные члены", конструировать предложения с однородными членами, составлять тексты, развивать речь, обогащать словарный запас.

Просмотр содержимого документа
«проект урока "Однородные члены. Обобщение. 8 класс"»

Чекушкина Наталья Валерьевна,

учитель русского языка и литературы, высшая категория,

МБОУ СОШ № 22 с углублённым изучением иностранных языков имени Василия Тезетева, г. Ульяновск


Конспект урока русского языка в 8 классе:

«Однородные члены. Закрепление и обобщение»


Тип урока: учебное занятие закрепления и обобщения знаний

Целеполагание:

1. Актуализировать и обобщить знания учащихся по теме.

2. Обеспечить закрепление понятий и правил.

3. Закрепить следующие УУД:

А) умение ставить запятые при однородных членах;

Б) умение чертить схемы предложений с однородными членами;

В) умение составить текст, используя опорный материал (Б),

Умение редактировать текст (В), умение конструировать предложения по схемам (В).

4. Развивать речь: обогащать словарный запас; овладевать выразительными средствами языка.

5. Развивать мышление: учить обобщать и систематизировать, строить аналогии.

6. Формировать:

А) бережное отношение к природе;

Б) чуткое отношение к родному языку, к своей речи и речи окружающих.

Методы обучения: аналитические, наглядные, практические.

Методы контроля: устный опрос, самоконтроль, индивидуальные карточки.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная работа, по группам.

Оборудование урока: таблицы, дидактический материал.

Ход урока.

1. Целеполагание (1 мин.)

2. Актуализация изученного материала (6 мин.)

3. Устный опрос в виде экзамена (5 мин.)

4. Тест (4 мин.)

5. Осложнённое списывание с объяснением пунктограмм (7 мин.)

6. Графический диктант (5 мин.)

7. Работа с сигнальными карточками (2 мин.)

8. Комплексное применение знаний: восстановление текста, конструирование предложений по схемам (8 мин.)

9. Информация о домашнем задании (1 мин.)

10. Подведение итогов.






















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Целеполагание (45 с)

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Какие теоретические понятия мы рассматривали и чему учились на практике?

- Сегодня на уроке мы будем обобщать и закреплять знания. За каждый вид работы на уроке вы ставите себе оценка в «Листок самоконтроля». Уровень каждый выбирает себе сам: А – базовый, Б – повышенный, В – творческий. Начнём с проверки домашнего задания.

- Мы завершаем изучение раздела «Однородные члены».

- Мы рассматривали однородные члены, однородные и неоднородные определения, обобщающие слова, учились ставить знаки препинания при однородных членах.

2. Актуализация изученного материала (6 мин.)


Учитель оценивает ответы у доски.

Сравните свои ответы. Оцените свою работу.







А. Ученик у доски выписывает слова с пропущенными орфограммами, объясняет их. +

Озаглавить текст. Определить стиль и тип речи, записать, расставить знаки препинания.

Б. А + Начертить схемы предложений с пропущенными запятыми. Сделать анализ пунктограмм. Какие группы пунктограмм отсутствуют? (У доски)

В. А + Дополнить текст предложениями с отсутствующими пунктограммами. (С места)

Русь издревле славилась умелыми строителями. Русские люди искусно возводили дома и хозяйственные постройки, крепости и храмы. Посмотрите на старые деревянные дома, которые сохранились в наших городах и селениях. Как всё в них разумно, прочно и красиво! Сколько смекалки, умения и фантазии проявили строители, сооружая их.

Ещё большее мастерство требовалось от строителей, чтобы возводить сооружения из камня. Во многих русских городах сохранились старые каменные постройки, достойные нашего удивления и восхищения. Это крепостные стены и башни, церкви и торговые здания.

3.Устный опрос в форме экзамена.

(5 мин.)

Проверим объективность ваших оценок. Кто выполнял базовый уровень? Б? В? Оцениваем ответы.








Трое учеников у доски отвечают на вопросы, заданные с места. Круг вопросов заранее известен. Остальные задают вопросы. Оценивают ответы, оценивают свою готовность.

А=Б=В

1. Назовите основные признаки однородных членов.

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, связаны с одним и тем же словом, произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно поставить сочинительный союз.

2. Назовите дополнительные признаки однородных членов.

Однородными членами могут быть любые члены предложения;

Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения; могут быть распространёнными и нераспространёнными; могут выражаться словами одной и той же частью речи, но и словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами; в предложении может быть несколько рядов однородных членов.

3. Какие определения считаются однородными?

Однородные определения в одинаковой степени подчиняются определённому слову, характеризуют его с одной стороны или с разных сторон, но по общему признаку.

4. Какие определения считаются неоднородными?

Определения, которые характеризуют предмет с разных сторон и по разным признакам; между ними нельзя поставить сочинительный союз.

5. Какую роль играют обобщающие слова?

Обобщающее слово обозначает широкое понятие, отвечает на тот же вопрос и является тем же членом предложения.


4. Тест (4смин.)

Проверим теорию на практике. «3» - правильно выполнено 3 задания. «4» - правильно выполнено 4 задания. «5» - правильно выполнено 5 заданий.

Тест.

1. Однородные члены отсутствуют в предложении:

1. Она молода, умна, красива.

2. От мороза у ребят покраснели лоб, нос, щёки.

3.Он жадно читал Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

4. Белые ромашки бегут под его ногами назад, назад, назад.

2. Найдите предложения, в которых однородные члены выражены словами разных частей речи:

1. Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал.

2.Земля согрета и взлелеяна любящими её людьми.

3. Все собирались в дорогу дружно, без суеты, без споров.

4. Гром уже грохотал и впереди, и справа, и слева.

3. Найдите предложения с распространёнными однородными членами:

1. Вечер был теплый, осенний, без ветра.

2. В лесу и на лугу пахло мокрой травой.

3. На глинистых склонах оврагов, на лесных опушках раскрылись жёлтые цветы.

4. За кустами послышался шум, треск, вой.

4. Найдите предложения, в которых однородные члены связаны разделительными союзами:

1. Не железным ключом раскрывается сердце, а добротой.

2. Не может он ни охнуть, ни вздохнуть.

3. Звёзды то мигали слабым светом, то исчезали.

4. Лес не школа, да всех учит.

5. Найдите ошибку в постановке знаков препинания:

1. Всё в комнате: мебель, стены, зеркало – блестело в утреннем свете.

2. Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было странно, красиво и грустно.

3. В корзине была дичь – два тетерева и упитанная утка.

4. Ничто не шевелилось: ни одна травка, ни один лист на дереве.




5.Закрепление и обобщение (7 мин.)

Вспоминаем правило: «Знаки препинания при однородных членах, соединённых союзами»

А- спишите, расставляя запятые.

Б: А + вставить пропущенные орфограммы и классифицировать их.

В: Б+ подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Как с их помощью раскрывается замысел автора?

Учитель читает текст вслух.


Ученики выполняют работу в тетрадях.

А) Осложнённое списывание

С земли ещё не сошёл снег а в душу уже прос..тся весна. Как кругом всё весело ласково приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобрат…ся на голубятню или колокольню, то, каж…тся, увид…шь всю вселенную.

Солнце свет…т ярко и лучи его игра…т и улыба…тся купа...тся в лужах вместе с воробьями и перелива..тся в стёклах домов. Деревья ещё обнажены но уже живут, дыш…т. Оживают не только леса но и лесные озёра и реки.


С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Как кругом всё весело, ласково, приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь, всю вселенную.

Солнце светит ярко, и лучи его играют и улыбаются, купаются в лужах вместе с воробьями и переливаются в стёклах домов. Деревья ещё обнажены, но уже живут, дышат. Оживают не только леса, но и лесные озёра и реки.

5 мин.

Закрепляем знание правила «Знаки препинания при обобщающих словах». Учитель диктует предложения. А – одно предложение. Б – 2 предложения.

В – 3 предложения.

Если хотите, можете повысить свой уровень: выполните уровень Б, В.

Оцените свою работу.

Б) Графический диктант. Учащиеся работают в тетрадях, три ученика - на досках, закрытых от остальных.

1. Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом.

2. Сейчас новые запахи сочатся повсюду: из согревающейся земли, сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы.

3.Дымчатые сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, тепло - всё это повторяется каждый год, но всегда ново и необыкновенно.

4. Каждый шорох лесе, всякий запах с поля, треск сучка, шелест зелени, посвист птичьего крыла над ухом – словом, всё говорит о вступившей в свои права весне.

45 сек.

Вспомним, что мы знаем о неоднородных и однородных определениях. Красная карточка – запятой нет. Синяя карточка – запятая есть. Есть возможность повысить уровень – охарактеризуйте правильно все 5 предложений.

В) Работа с сигнальными карточками

1. Какая ты красивая, щедрая в нашем краю, весна!

2. Идёшь по тропинке, и сколько ярких. Пёстрых цветов с обеих сторон дарят тебе свои поклоны!

3. Какими красками переливаются они под нежными солнечными лучами!

4.Чудесные, едва ощутимые запахи витают вокруг.

5. Играющий в зелёном просторе чудесный ветер тихо качает траву.

8 мин.

Проверим, как мы умеем применять знания и умения в комплексе:

А – восстановить текст, применяя правила, расставить знаки препинания. Какие средства выразительности используются? Зачем?

Б – собрать «рассыпанные» предложения, записать, расставить знаки препинания, объяснить. У вас получится стихотворение С.Маршака «Ландыш», если вы используете знания по литературе о рифмах.

В) Составьте предложения по схемам так, чтобы получился текст.


Проверьте себя по образцам. Прочитайте вслух. Оцените свою работу.

Г) Комплексное применение знаний. Учащиеся работают в тетрадях.

А – Богат русский язык словами, относящимися к временам года. Возьмём хотя бы … весну. Начинаются … Снег делается …Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает … На реках появляются во льду первые … с чёрной водой, а на буграх

Слова для справок: проплешины, проталинки, промоины, распутица, бездорожье, ноздреватым, зернистым, ростепели, оттепели, капели с крыш.

Б – Растёт цветок в глуши нетронутой

Томится лес весною раннею

И всю счастливую тоску

Прохладен хрупок и душист

Природой бережно спелёнутый

И всё своё благоухание

Завёрнутый в зелёный лист

Он отдал горькому цветку










В – 1. [O, O, O].

2. [≈, ≈, ≈].

3. [≈ ≈].

4. [O: и O, и O,и O – словом, …].

6. Итоги

Подведём итоги. Поставьте общую оценку за урок.

Запишем домашнее задание.

№ 229

А. По заданию.

Б. Составить таблицу «Запятая при однородных членах».

В. Выпишите из учебника литературы 10 предложений с изученными пунктограммами.

7.Рефлексия

При выходе из класса положите кружки в специальные файлы:

Зелёный файл – вы удовлетворены, материал усвоен.

Красный файл – остались вопросы, вы зададите их на следующем уроке, подготовив дома.