МБОУ СОШ № 22 с углублённым изучением иностранных языков имени Василия Тезетева, г. Ульяновск
«Однородные члены. Закрепление и обобщение»
1. Актуализировать и обобщить знания учащихся по теме.
2. Обеспечить закрепление понятий и правил.
3. Закрепить следующие УУД:
Умение редактировать текст (В), умение конструировать предложения по схемам (В).
4. Развивать речь: обогащать словарный запас; овладевать выразительными средствами языка.
5. Развивать мышление: учить обобщать и систематизировать, строить аналогии.
6. Формировать:
Б) чуткое отношение к родному языку, к своей речи и речи окружающих.
Методы обучения: аналитические, наглядные, практические.
Методы контроля: устный опрос, самоконтроль, индивидуальные карточки.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная работа, по группам.
Оборудование урока: таблицы, дидактический материал.
Ход урока.
1. Целеполагание (1 мин.)
2. Актуализация изученного материала (6 мин.)
3. Устный опрос в виде экзамена (5 мин.)
4. Тест (4 мин.)
5. Осложнённое списывание с объяснением пунктограмм (7 мин.)
6. Графический диктант (5 мин.)
7. Работа с сигнальными карточками (2 мин.)
8. Комплексное применение знаний: восстановление текста, конструирование предложений по схемам (8 мин.)
9. Информация о домашнем задании (1 мин.)
10. Подведение итогов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Целеполагание (45 с) | - Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Какие теоретические понятия мы рассматривали и чему учились на практике? - Сегодня на уроке мы будем обобщать и закреплять знания. За каждый вид работы на уроке вы ставите себе оценка в «Листок самоконтроля». Уровень каждый выбирает себе сам: А – базовый, Б – повышенный, В – творческий. Начнём с проверки домашнего задания. | - Мы завершаем изучение раздела «Однородные члены». - Мы рассматривали однородные члены, однородные и неоднородные определения, обобщающие слова, учились ставить знаки препинания при однородных членах. |
2. Актуализация изученного материала (6 мин.) | Учитель оценивает ответы у доски. Сравните свои ответы. Оцените свою работу. | А. Ученик у доски выписывает слова с пропущенными орфограммами, объясняет их. + Озаглавить текст. Определить стиль и тип речи, записать, расставить знаки препинания. Б. А + Начертить схемы предложений с пропущенными запятыми. Сделать анализ пунктограмм. Какие группы пунктограмм отсутствуют? (У доски) В. А + Дополнить текст предложениями с отсутствующими пунктограммами. (С места) …Русь издревле славилась умелыми строителями. Русские люди искусно возводили дома и хозяйственные постройки, крепости и храмы. Посмотрите на старые деревянные дома, которые сохранились в наших городах и селениях. Как всё в них разумно, прочно и красиво! Сколько смекалки, умения и фантазии проявили строители, сооружая их. Ещё большее мастерство требовалось от строителей, чтобы возводить сооружения из камня. Во многих русских городах сохранились старые каменные постройки, достойные нашего удивления и восхищения. Это крепостные стены и башни, церкви и торговые здания. |
3.Устный опрос в форме экзамена. (5 мин.) | Проверим объективность ваших оценок. Кто выполнял базовый уровень? Б? В? Оцениваем ответы. | Трое учеников у доски отвечают на вопросы, заданные с места. Круг вопросов заранее известен. Остальные задают вопросы. Оценивают ответы, оценивают свою готовность. А=Б=В 1. Назовите основные признаки однородных членов. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, связаны с одним и тем же словом, произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно поставить сочинительный союз. 2. Назовите дополнительные признаки однородных членов. Однородными членами могут быть любые члены предложения; Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения; могут быть распространёнными и нераспространёнными; могут выражаться словами одной и той же частью речи, но и словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами; в предложении может быть несколько рядов однородных членов. 3. Какие определения считаются однородными? Однородные определения в одинаковой степени подчиняются определённому слову, характеризуют его с одной стороны или с разных сторон, но по общему признаку. 4. Какие определения считаются неоднородными? Определения, которые характеризуют предмет с разных сторон и по разным признакам; между ними нельзя поставить сочинительный союз. 5. Какую роль играют обобщающие слова? Обобщающее слово обозначает широкое понятие, отвечает на тот же вопрос и является тем же членом предложения. |
4. Тест (4смин.) | Проверим теорию на практике. «3» - правильно выполнено 3 задания. «4» - правильно выполнено 4 задания. «5» - правильно выполнено 5 заданий. | Тест. 1. Однородные члены отсутствуют в предложении: 1. Она молода, умна, красива. 2. От мороза у ребят покраснели лоб, нос, щёки. 3.Он жадно читал Пушкина, Лермонтова, Гоголя. 4. Белые ромашки бегут под его ногами назад, назад, назад. 2. Найдите предложения, в которых однородные члены выражены словами разных частей речи: 1. Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал. 2.Земля согрета и взлелеяна любящими её людьми. 3. Все собирались в дорогу дружно, без суеты, без споров. 4. Гром уже грохотал и впереди, и справа, и слева. 3. Найдите предложения с распространёнными однородными членами: 1. Вечер был теплый, осенний, без ветра. 2. В лесу и на лугу пахло мокрой травой. 3. На глинистых склонах оврагов, на лесных опушках раскрылись жёлтые цветы. 4. За кустами послышался шум, треск, вой. 4. Найдите предложения, в которых однородные члены связаны разделительными союзами: 1. Не железным ключом раскрывается сердце, а добротой. 2. Не может он ни охнуть, ни вздохнуть. 3. Звёзды то мигали слабым светом, то исчезали. 4. Лес не школа, да всех учит. 5. Найдите ошибку в постановке знаков препинания: 1. Всё в комнате: мебель, стены, зеркало – блестело в утреннем свете. 2. Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было странно, красиво и грустно. 3. В корзине была дичь – два тетерева и упитанная утка. 4. Ничто не шевелилось: ни одна травка, ни один лист на дереве. |
5.Закрепление и обобщение (7 мин.) | Вспоминаем правило: «Знаки препинания при однородных членах, соединённых союзами» А- спишите, расставляя запятые. Б: А + вставить пропущенные орфограммы и классифицировать их. В: Б+ подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Как с их помощью раскрывается замысел автора? Учитель читает текст вслух. | Ученики выполняют работу в тетрадях. А) Осложнённое списывание С земли ещё не сошёл снег а в душу уже прос..тся весна. Как кругом всё весело ласково приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобрат…ся на голубятню или колокольню, то, каж…тся, увид…шь всю вселенную. Солнце свет…т ярко и лучи его игра…т и улыба…тся купа...тся в лужах вместе с воробьями и перелива..тся в стёклах домов. Деревья ещё обнажены но уже живут, дыш…т. Оживают не только леса но и лесные озёра и реки. С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь, всю вселенную. Солнце светит ярко, и лучи его играют и улыбаются, купаются в лужах вместе с воробьями и переливаются в стёклах домов. Деревья ещё обнажены, но уже живут, дышат. Оживают не только леса, но и лесные озёра и реки. |
5 мин. | Закрепляем знание правила «Знаки препинания при обобщающих словах». Учитель диктует предложения. А – одно предложение. Б – 2 предложения. В – 3 предложения. Если хотите, можете повысить свой уровень: выполните уровень Б, В. Оцените свою работу. | Б) Графический диктант. Учащиеся работают в тетрадях, три ученика - на досках, закрытых от остальных. 1. Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. 2. Сейчас новые запахи сочатся повсюду: из согревающейся земли, сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы. 3.Дымчатые сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, тепло - всё это повторяется каждый год, но всегда ново и необыкновенно. 4. Каждый шорох лесе, всякий запах с поля, треск сучка, шелест зелени, посвист птичьего крыла над ухом – словом, всё говорит о вступившей в свои права весне. |
45 сек. | Вспомним, что мы знаем о неоднородных и однородных определениях. Красная карточка – запятой нет. Синяя карточка – запятая есть. Есть возможность повысить уровень – охарактеризуйте правильно все 5 предложений. | В) Работа с сигнальными карточками 1. Какая ты красивая, щедрая в нашем краю, весна! 2. Идёшь по тропинке, и сколько ярких. Пёстрых цветов с обеих сторон дарят тебе свои поклоны! 3. Какими красками переливаются они под нежными солнечными лучами! 4.Чудесные, едва ощутимые запахи витают вокруг. 5. Играющий в зелёном просторе чудесный ветер тихо качает траву. |
8 мин. | Проверим, как мы умеем применять знания и умения в комплексе: А – восстановить текст, применяя правила, расставить знаки препинания. Какие средства выразительности используются? Зачем? Б – собрать «рассыпанные» предложения, записать, расставить знаки препинания, объяснить. У вас получится стихотворение С.Маршака «Ландыш», если вы используете знания по литературе о рифмах. В) Составьте предложения по схемам так, чтобы получился текст. Проверьте себя по образцам. Прочитайте вслух. Оцените свою работу. | Г) Комплексное применение знаний. Учащиеся работают в тетрадях. А – Богат русский язык словами, относящимися к временам года. Возьмём хотя бы … весну. Начинаются … Снег делается …Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает … На реках появляются во льду первые … с чёрной водой, а на буграх … Слова для справок: проплешины, проталинки, промоины, распутица, бездорожье, ноздреватым, зернистым, ростепели, оттепели, капели с крыш. Б – Растёт цветок в глуши нетронутой Томится лес весною раннею И всю счастливую тоску Прохладен хрупок и душист Природой бережно спелёнутый И всё своё благоухание Завёрнутый в зелёный лист Он отдал горькому цветку В – 1. [O, O, O]. 2. [≈, ≈, ≈]. 3. [≈ ≈]. 4. [O: и O, и O,и O – словом, …]. |
6. Итоги | Подведём итоги. Поставьте общую оценку за урок. Запишем домашнее задание. | № 229 А. По заданию. Б. Составить таблицу «Запятая при однородных членах». В. Выпишите из учебника литературы 10 предложений с изученными пунктограммами. |
7.Рефлексия | При выходе из класса положите кружки в специальные файлы: | Зелёный файл – вы удовлетворены, материал усвоен. Красный файл – остались вопросы, вы зададите их на следующем уроке, подготовив дома. |