Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоперуновская средняя общеобразовательная школа »
Тальменского района Алтайского края
Проект урока технологии
5 класс
Тема урока:
«Разметка и строгание древесины».
Учитель технологии:
Добрынин В.И.
Новоперуново 2016г
Пояснительная записка
Тема урока «Разметка и строгание древесины» изучается в 5 классе в разделе программы «Технология обработки древесины».
Содержание данной темы знакомит школьников с технологической операцией «разметка», инструментами для разметки, понятием «строгание», инструментами для строгания, приёмами строгания, способами проверки качества отстроганных поверхностей, правилами безопасной работы. Учит пятиклассников выполнять разметку заготовок из древесины и древесных материалов и качественно строгать заготовки из древесины по разметке, развивает в них аккуратность, самостоятельность, трудолюбие и бережливое отношение к древесине.
Урок по структуре состоит из следующих элементов:
1. Организационный момент;
2. Актуализация знаний учащихся;
3. Изучение нового материала;
4. Закрепление знаний учащихся;
5. Самостоятельная работа учащихся;
6. Подведение итогов урока.
По типу урок является комбинированным, при этом целесообразно использование на уроке различных форм организации деятельности учащихся и методов передачи знаний. Использование элементов развивающего обучения таких как: проблемные вопросы, сравнительные характеристики, позволяет максимально сосредоточить мышление учеников в нужном направлении, на конкретном этапе урока.
Активизация деятельности учащихся на уроке происходит на основе смены видов учебной деятельности.
Практическая часть урока является опережающей формой деятельности учащихся, где они получают дополнительно практическую информацию о технологии строгания и разметки древесины. Качество усвоения материала на данном уроке предполагает развитие профессионального интереса и использование приобретённых знаний в процессе обучения на следующих уроках.
Раздел: «Технология обработки древесины».
Тема урока: «Разметка и строгание древесины».
Цели урока:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Создание условий для ознакомления учеников с технологией строгания древесины, устройством рубанка и видами стругов. Ознакомление с основными терминами по теме. Формирование первоначальных умений и навыков в работе рубанком. | Узнавание |
Регулятивные | Определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | Выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Познавательные | Развитие умений и навыков пользования контрольно-измерительным и разметочным инструментом. Расширение представлений о свойствах различных пород древесины и способах их обработки резаньем. Овладение основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблемы). Развитие сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах верстака, развитие моторики рук). Формирование и развитие самостоятельности учащихся. | Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. | Выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Личностные | Умение провести самоанализ выполненной работы, Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Формирование и развитие эстетических качеств личности. Воспитание бережного отношения к инструментам и оборудованию мастерской. Формирование и развитие самостоятельности учащихся. Воспитание ценностного отношения к труду. | Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Методическое оснащение урока:
1.Материально-техническая база:
- столярная мастерская,
- столярные верстаки,
-рубанки,
-линейки,
-карандаши,
-заготовки,
- компьютер,
- мультимедийный проектор.
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- - учебно-технологическая документация:
- образцы объектов труда;
- материалы для контроля знаний учащихся:
Методы обучения:
словесный, наглядный, аудиовизуальный;
просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний
практический
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, демонстрация приёмов работы, самостоятельная работа, беседа.
Новые слова: строгание, рубанок, шерхебель, фуганок, струги.
Тип урока: комбинированный
Литература для учителя:
Программа “Технология. Трудовое обучение. 5-11 кл.”.
Технология: учебник для 5 кл. вариант для мальчиков. Под ред. В.Д. Симоненко.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развиваемые учебные действия |
Организационный момент: | -приветствие; - проверка явки учащихся; - заполнение учителем классного журнала; - проверка готовности к уроку; - настрой учащихся на работу; | Доброжелательный настрой на урок | Личностные: самоорганизация. Регулятивные; способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
2. Актуализация знаний учащихся. | Предлагает выполнить задания на карточках для самопроверки имеющихся знаний для изучения нового материала | Работают с карточками-тестами (Приложение №1) самостоятельно, затем представляют результат классу. Учащиеся класса слушают, высказывают согласие/несогласие. Дают оценку. | Личностные: осознание своих возможностей Регулятивные; ответить на поставленный вопрос. Познавательные: приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений, научиться решать анаграммы. |
3.Поисково- исследовательский этап | -Вы знаете, что работа с древесиной начинается с пиления. Какой следующий этап работы. Как подготовить доску для того, чтобы начать изготавливать изделие? - Что помогает человеку обработать и подготовить доски к дальнейшей работе? -Сформулируйте тему урока. -Поставьте цели на урок. - Как мы можем приобрести эти знания и умения? - Сегодня вы познакомитесь с различными видами строгальных инструментов. Предъявляет презентацию, которая знакомит учащихся с понятием строгание древесины, инструментами, вводит новые термины рубанок, фуганок, шерхебель, их устройством и предназначением. Рассказывает и показывает с помощью инструментов в мастерской, как их готовить к работе. | -Надо обработать доску, чтоб она стала гладкой. - Рубанок, строгальный станок, наждачная бумага. -Строгание древесины. -Узнать об инструментах для строгания досок. -Научиться работать инструментами. -Узнать правила безопасности при работе с инструментами. -Попробовать обстругать доску. - Прочитать в учебнике, в энциклопедии или в интернете. - Покажет учитель и папа. - Сходить на экскурсию на деревообрабатывающий комбинат. | Личностные; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование. |
| Далее показывает способы строгания древесины с помощью данных инструментов. Знакомит со способами проверки качества выполненной работы (гладкость, ровность, размеры) | Учащиеся внимательно наблюдают за приёмами работы учителя. | |
| - Какие опасности во время работы могут возникнуть Делаем вывод, что работая с инструментом мы должны: 1. Надежно закреплять заготовку на верстаке. 2. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом. 3. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности. 4. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина. 5. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя. | Учащиеся перечисляют возможные опасности, которые могут возникнуть во время работы при нарушении ПБР и при неправильной эксплуатации инструмента. | |
4.Практическая деятельность | Сегодня на уроке мы будем изготавливать деталь цилиндрической формы ручным инструментом, я вам покажу приёмы разметки, крепления заготовок и приёмы работы рубанком. Учитель приступает к процессу работы. Сейчас разбивайтесь на пары. Занимайте свои рабочие места, один из вас приступает к работе, а второй внимательно следит за работой напарника и оценивает его выполнение детали согласно разработанной технологической карте и соблюдение техники безопасности. После выполнения работы, учащиеся меняются местами. Во время процесса работы учитель проводит инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов. Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда. Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций. Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ. | Ребята изготавливают ручки на киянки, согласно разработанной технологической карте. Учащийся следит за выполнением работы своего напарника, оценивают выполнение работы и соблюдение правил безопасности. | Личностные: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Коммуникативные: совместные решения проблемы. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. |
5. Рефлексивно-оценочный этап | - Что такое строгание древесины? - Какие инструменты применяют при строгании? - Какие меры безопасности следует соблюдать при строгании? Что вы узнали нового? Чему смогли научиться? Смогли бы вы теперь самостоятельно выполнить такую работу дома? Как вы оцениваете работу на уроке а) свою, б) класса в целом, в) учителя. Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжим знакомство с технологией обработки проволоки и тонколистового металла. Познакомимся с новой технологической операцией сгибание тонколистового металла и проволоки. Домашнее задание: Повторить пройденный материал; Подготовить сообщение на тему «Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки» Уборка рабочих мест | Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции | Личностные: адекватное понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |
Приложение №1
Тестовая проверочная работа.
вариант №1
Ученик_________________ «____»
№ | Вопрос | Ответ 1 | Ответ 2 | Ответ 3 |
1 | К ак называется этот элемент доски? | кромка | торец | пласть |
2 | Природный рисунок древесины. | текстура | ядро | сердцевинные лучи |
3 | Изображение изделия, выполненное с помощью чертёжных инструментов по определенным правилам | эскиз | чертёж | технический рисунок |
4 | П илы с такой формой зубьев предназначены для: | поперечного пиления | смешанного пиления | продольного пиления |
5 | К хвойным породам древесины относятся: | сосна, пихта, дуб | сосна, осина, берёза | сосна, кедр, ель |
Тестовая проверочная работа.
вариант №2
Ученик_________________ «____»
№ | Вопрос | Ответ 1 | Ответ 2 | Ответ 3 |
1 | К ак называется этот элемент доски? | кромка | торец | пласт |
2 | Природный рисунок древесины. | сердцевинные лучи | текстура | ядро |
3 | Наглядное объёмное изображение изделия, выполненное от руки с указанием размеров и материала. | эскиз | чертёж | технический рисунок |
4 | П илы с такой формой зубьев предназначены для: | поперечного пиления | смешанного пиления | продольного пиления |
5 | К лиственным породам древесины относятся: | берёза, пихта, дуб | дуб, осина, берёза | берёза, кедр, ель |
Приложение №2
Изготовление ручки для киянки. |
№ | Последовательность выполнения работы | Изображение | Инструмент |
1. | Выбрать брусок квадратного сечения. |  | Линейка, ножовка |
2. | Разметить заготовку на восьмигранник. |  | Линейка, карандаш |
3. | Сострогать рёбра до получения восьмигранника. |  | Верстак, рубанок |
4. | Сострогать рёбра до получения шестнадцатигранника. |  | Верстак, рубанок |
5. | Зачистить деталь шлифовальной бумагой. |  | Шлифовальная бумага |