СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПРИРОДЕ. Л. ТОЛСТОЙ «СОЛНЦЕ И ВЕТЕР», В. БИАНКИ «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ». Э. Мошковская «Лед тронулся» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.

Просмотр содержимого документа
«ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПРИРОДЕ. Л. ТОЛСТОЙ «СОЛНЦЕ И ВЕТЕР», В. БИАНКИ «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ». Э. Мошковская «Лед тронулся» 1 класс»

МОУ «Созвездие» «СОШ с. Тепловка»






Технологическая карта урока

на тему: ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПРИРОДЕ. Л. ТОЛСТОЙ «СОЛНЦЕ И ВЕТЕР», В. БИАНКИ «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ». Э. Мошковская «Лед тронулся»

1 класс



 






Составила и провела

учитель начальных классов

Тугушева Дина Фарраховна,




2024-2025 год


Тип урока: постановка и решение учебной задачи

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове

Планируемые результаты

Предметные: научатся различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах, находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема)

Метапредметные:

•  познавательные – понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

•  регулятивные – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения;

•  коммуникативные – различают виды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организационный момент.
Актуализация знаний

Создает положительный эмоциональный настрой.

– Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Знакомство с разделом.

– Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет.

Слайды «Л. Толстой в Ясной Поляне».

– Отгадайте загадки:

• Доброе, хорошее на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

• Есть в квартире молодец, математик и мудрец.

Постоянно круглый год точный счет он дням ведет

Прогнозируют содержание раздела.









Воспринимают на слух тексты загадок, отгадывают их.





– Солнце.


– Календарь

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Слушать в соответствии с целевой установкой

II. Работа

по теме урока.

Рассказ
Л. Толстого «Солнце

и ветер». Работа по учебнику и в тетради

Организует беседу по вопросам. Создает условия для обобщения имеющихся сведений.

– Февраль – последний месяц зимы. В это время воют вьюги, метут метели. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит вступить в свои права.

На доске:

Как февраль ни злися, как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик – все весною пахнет!

А. Майков

– Многие писатели и поэты посвятили свои произведения этому прекрасному времени года: С. Есенин, А. Пушкин, А. Плещеев и другие.

Слайд. «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду…» (Н. В. Гоголь.)

Формулируют тему урока.


Слушают чтение учителя, следят по тексту

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

Радиоспектакль

– А сейчас вас ждет сюрприз – радиоспектакль*.

Синичка. Я – молодая синичка. Зовут меня Зинька, потому что я люблю петь «зинь-зинь-зинь!». Своего гнезда у меня нет. Целый день я прыгаю по заборам и веткам, а как придет вечер, забьюсь в щелочку или пустое дупло.

Воробей 1. Эй, Зинька, вон там пустое воробьиное гнездо. Лети туда!

Синичка. И правда. Отличная квартира! Буду здесь ночевать. Тут и перина из мягкого пуха. А рядом человеческий дом – в окошко можно глядеть!

Воробей 2. Смотри, Зинька, в комнате новогодняя елка! Праздник сегодня! Новый год.

Синичка. А что такое Новый год?

Воробей 1. Самый большой праздник в году. Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.

Синичка. А что такое январь? Календарь?

Воробей 2. Какая ты еще маленькая! Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.

Воробей 1. Год состоит из месяцев. Январь – это первый месяц, носик года. За ним идут еще 10 месяцев: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воробей 2. А последний месяц, двенадцатый, – хвостик года – декабрь.

Синичка. Мне все понятно, теперь я знаю, что такое календарь и что такое месяцы.

– А вы, ребята, поняли, что такое календарь? Назовите последовательно месяцы. Какой месяц – носик года, а какой – его хвостик?

Выступают заранее подготовленные ученики

Слушать в соответствии с целевой установкой

Рассказ В. Бианки «Синичкин календарь»

– Сегодня вы прочитаете отрывок из произведения Виталия Бианки «Синичкин календарь». Поразмышляйте, почему оно так называется?

Самостоятельная работа: чтение, моделирование обложки.

Над землею воздух дышит,

День от дня теплее;

Стали утром зорьки ярче,

На небе светлее.

Всходит солнце над землею

С каждым днем все выше,

И весь день, кружась, воркуют

Голуби на крыше.

И. Суриков


Читают рассказ. Моделируют обложку

Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Использовать модель для решения учебной задачи.

Осуществлять анализ произведения

Чтение текста по частям. Выполнение заданий в учебнике и тетради

– Произнесите слово «весна» торжественно, ласково, уверенно, загадочно.

– Почему синичка Зинька решила, что начинается весна?

Чтение текста на доске.

«Наступила весна. Весело звенит капель. Радуются звери и птицы. Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда с нетерпением ждут ее.

Поведай нам, весна, чем богата, чем красна».

– Знаете ли вы, какой голос у весны?

– Что же вы увидели и услышали, путешествуя с музыкой весны? С чего начинается весна? О каких приметах ранней весны рассказывает В. Бианки?

– Первая победа солнца – это весна света. Она начинается, когда на полях появляются первые проталины. Еще не кончилась весна света, а солнце уже повело новое наступление. Вторая победа солнца – весна воды.

– Отгадайте, какое явление природы описано в отрывке:

Льдины прыгают, кружатся,

Друг на друга громоздятся,

Друг за другом вдаль спешат,

И грохочут, и трещат.

Слайд «Ледоход».

Вот и лед на речке треснул, речка зашумела

И с себя зимы оковы сбрасывает смело.

И. Суриков

Участвуют в коллективной работе. Упражняются в выразительности чтения (читают слова с разными оттенками интонации)

Определяют настроение весны под музыку Э. Грига; представляют то, что происходит с приходом весны в лесу, на поляне, на речке



– Ледоход

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками

Чтение стихотворения

Э. Мошковской «Лед тронулся»

– Эмма Эфраимовна Мошковская – мастер стиха, автор более 40 поэтических сборников для детей, рассказов, сказок. Родилась в Москве. Окончила вокальный факультет музыкально-педагогического института. Работала певицей, но стихи писала всегда

Слушают чтение учителя, следят по тексту. Выполняют задания

Слушать в соответствии с целевой установкой

III. Подведение итогов урока.
Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– На какие вопросы планировали найти ответ? Как вы на них теперь ответите?

– Как вы думаете, какая будет третья решительная победа солнца?

– Это уже совсем другая история.

Для самостоятельной работы: подготовить выразительное чтение одного из произведений; выучить наизусть стихотворение Э. Мошковской «Лед тронулся»; найти и рассмотреть книги с произведениями о природе

Отвечают на вопросы, формулируют вывод.



– Весна зелени

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности