Промежуточная аттестация
по истории России в 9 классе
Контрольная работа
Вариант 1
1.Расположите события в хронологическом порядке (1б)
А) продажа Аляски Соединенным Штатам Америки
Б) начало реформы управления государственными делами П. Д. Киселева
В) издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»
Г) Бородинская битва
2. Как назывались учреждённые в 1802 г. центральные исполнительные органы государственного управления России? (1б)
1) приказы 2) поселения 3) министерства 4) магистраты
3. Что явилось одним из итогов внутренней политики Александра II? (1б)
1) освобождение крестьян от крепостной неволи
2) присоединение к России Финляндии
3) законодательное оформление привилегий дворянства
4) отмена внутренних таможенных пошлин
4.Что из перечисленного можно отнести к следствиям промышленного переворота во второй половине XIX в.? (1б)
1) развитие цехового производства 2) увеличение численности городского населения
3) рост численности сельского населения 4) укрепление крестьянской общины
5. Прочтите отрывок из донесения и укажите год, когда оно было составлено. (1б)
«Осмелюсь всеподданнейше донести Вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение по Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод».
1) 1805 г. 2) 1812 г. 3) 1814 г. 4) 1825 г.
6.Прочтите отрывок из доклада и укажите фамилию его автора. (1б)
«Вот главные начала (православие, самодержавие, народность), которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа».
1) М. М. Сперанский 2) П. А. Столыпин 3) С. С. Уваров 4) С. Ю. Витте
7.Расположите в хронологической последовательности события. (1б)
А) принятие Декларации независимости США
Б) создание республиканской партии
В) начало Гражданской войны в США
Г) принятие закона о гомстедах
8.Процесс модернизации включает в себя (1б)
1) переход от феодального общества к капиталистическому
2) переход от традиционного общества к современному
3) индустриализацию
4) усиление роли отдельной личности
9. О какой войне идет речь в отрывке из документа? (1б)
Король с девяти часов следил за математически точным, неумолимым продвижением своих армий. Войска все шли и шли по намеченным путям, завершая окружение, шаг зашагом смыкая вокруг Седана стену из людей и пушек.
10.Соотнесите страну и политического деятеля конца XIX - начала XX века (2б)
1) США а) Отто фон Бисмарк
2) Пруссия. б) Людовик XVII
3) Франция в) Лакшми Бай
4) Япония. г) Авраам Линкольн
5) Индия д) Муцухито
11.Отметьте верные суждения. (2б)
1) Для восточных стран характерно господство индустриального общества.
2) Монополии вели к ослаблению конкуренции
3) В конце 19 -начале 20 века страны развивались равномерно.
4) В начале 20 века государство оставляет трудящихся социально незащищенными.
5) Францию называли « мастерской мира и мировым извозчиком».
12. Какие события относятся к периоду царствования Николая I? Укажите два события.(2б)
1) Синопское сражение
2)создание организации «Народная воля»
3)Учреждение первых министерств
4)Отмена Конституции Царства Польского
5)Создание РСДРП
13. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами (2б)
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ АВТОРЫ
А) картина «Последний день Помпеи» 1) Ф. О. Шехтель
Б) опера «Жизнь за царя» 2) М. И. Глинка
В) здание Ярославского вокзала в Москве 3) В. О. Ключевский
4)К. П. Брюллов
14.Установите соответствие. (2б)
1.Рентген В. а) открытие Х –лучей,
2.Д.Максвел б) создание вакцины против туберкулёза
3. Кюри П. в) создание теории света
4. Кох Р. г) открытие радиоактивности
15. Дайте определения терминам. (2б)
А) метрополия Б) реформа
16.1. Назовите десятилетие, когда были проведены реформы, о которых идёт речь. Назовите российского императора, правившего в этот период. (2б)
16.2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приведены в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.(3б)
Из сочинения историка
«Центральным событием эпохи стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.
Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства — выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов — низко сидящих броненосцев».
Промежуточная аттестация по истории России в 9-м классе проводится в форме контрольной работы с целью оценки предметных результатов, полученных обучающимися на уроке. Контрольная работа рассчитана на 45 мин.
Учебники: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А.Левандовский, А. Я. Токарева. История России. 9 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение.
Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900 гг. 8 класс. – М.: Просвещение.
Контрольная работа включает задания, направленные на проверку знаний хронологии, терминов, имен, причинно-следственных связей, умения работать с текстом. Задания составлены по уровням: от выбора одного правильного ответа, соотнесения фактов, до работы с текстом.
Максимальное количество баллов-26.
Перевод баллов в отметку:
23-26 балла – 5 (отлично)
19 - 22 балла – 4 (хорошо)
14-18 баллов – 3 (удовлетворительно)
13 и меньше – 2 (неудовлетворительно)
КЛЮЧИ
№ вопроса | Вариант 1 | Кол-во баллов |
1 | ГБАВ | 1 |
2 | 3 | 1 |
3 | 1 | 1 |
4 | 2 | 1 |
5 | 2 | 1 |
6 | 3 | 1 |
7 | АБВГ | 1 |
8 | 13 | 1 |
9 | Франко-прусская | 1 |
10 | 1г 2а 3б 4д 5в | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
11 | 24 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
12 | 14 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
13 | 1а 2в 3г 4б | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
14 | а4 б2 в1 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
15 | А) государство, владеющее колониями Б)изменение, нововведение | 2 (по 1 баллу за каждое определение) |
16.1 | 1) 1860-е гг.; Александр II. | 2 балла (по одному за каждый ответ на вопрос) |
16.2 | «Она повлекла другие реформы». Могут быть указаны следующие подтверждения: 1. Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства — выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. 2. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. 3. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. | 3 балла (при наличии трех и более аргументов),2 балла (при наличии двух аргументов), 1 балл (при наличии одного аргумента). |
| | 26 |
Промежуточная аттестация
по истории России в 9 классе
Контрольная работа
Вариант 2
1. Расположите события в хронологическом порядке (1б)
А) заключение Адрианопольского мира с Османской империей
Б) введение всесословной воинской повинности
В) учреждение министерств
Г) выступление декабристов на Сенатской площади
2. Какой термин связан с периодом, вошедшим в историю под названием аракчеевщина? (1б)
1) коллегии 2) военные поселения 3) полки «нового строя» 4) местничество
3. В результате проведённой С. Ю. Витте в конце XIX в. финансовой реформы(1б)
1) из денежного оборота были изъяты золотые монеты
2) укрепилась денежная система страны
3) выпуск медных монет был полностью прекращён
4) произошло резкое падение уровня благосостояния населения
4. Следствием отказа от принципа коллегиальности в управлении отдельными областями государственной жизни в начале XIX в. стало(1б)
1) создание министерств
2) учреждение Тайной канцелярии
3) создание Верховной распорядительной комиссии
4) введение института земских начальников
5. Прочтите отрывок из воспоминаний Б.Н. Чичерина и укажите императора, о котором идёт речь. (1б)
«Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу».
1) Николай I 2) Александр II 3) Александр III 4) Николай II
6. Прочтите отрывок из манифеста и укажите монарха, издавшего этот манифест. (1б)
«I. Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим. Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных, 2. Морских Сил, 3. Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых Государственных Коллегиях, 4. Отделение Юстиции, 5. Внутренних Дел, 6. Финансов, 7. Коммерции и 8. Народного Просвещения».
1) Пётр I 2) Александр I 3) Николай I 4) Александр III
7.Расположите в хронологической последовательности события: (1б)
А) образование Конфедерации
Б) принятие Конституции США
В) принятие закона об отмене рабства
Г) окончание Гражданской войны в США
8.Процесс модернизации включает в себя (1б)
1) индустриализацию
2) усиление роли отдельной личности
3) проведение реформ
4) научно-технический прогресс
9. Как называется международный конгресс, о котором идет в отрывке из документа? (1б)
Когда «корсиканское чудовище» оказалось, наконец, в надежном заточении, был немедленно созван… большой конгресс крупных и мелких деспотов, для того чтобы разделить награбленное добро и денежные премии и выяснить, в какой мере может быть восстановлено дореволюционное положение вещей. Народы покупались и продавались, разделялись и соединялись, исходя только из того, что больше отвечало интересам и намерениям их правителей.
10.Соотнесите страну и политического деятеля конца XIX - начала XX века: (2б)
1) Австро-Венгрия а) королева Виктория
2) Италия б) Д. Гарибальди
3) Венесуэла (Лат.Америка) в) Симон Боливар
4) Китай г) канцлер Меттерних
5) Англия д) императрица Цыси
11.Укажите верные суждения. (2б)
1) Францию называли « мастерской мира и мировым извозчиком».
2) Радикалы- сторонники компромиссов.
3) Япония - единственная страна на Востоке, которая осуществила модернизацию.
4) Франция, Германия и Австро-Венгрия в начале XX века были монархиями.
5) Парижская Коммуна уничтожила частную собственность.
12. Какие из перечисленных событий произошли в годы правления Александра III? Найдите в приведенном списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны. (2б)
1) начало строительства Транссибирской магистрали
2) восстание на броненосце «Князь Потемкин0Таврический»
3) отмена подушенной подати
4) участие Российских войск в подавлении восстания в Венгрии
5) отказ России от соблюдения нейтрального режима Черного моря
13. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами (2б)
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ АВТОРЫ
А) памятник А. С. Пушкину в Москве 1) П. И. Чайковский
Б) повесть «Бедная Лиза» 2) А. М. Опекушин
В) картина «Бурлаки на Волге» 3) Н. М. Карамзин
4) И. Е. Репин
14. Установите соответствие (1б)
1.Ч. Дарвин а) открытие электромагнетизма
2.М. Фарадей б) открытие теории эволюции
3. Н. Бор в) создание теории о строении атомного ядра
4. Л. Пастер г) создание микробиологии
15. Раскройте значение терминов: (2б)
А) модернизация
Б) революция
16.1. Назовите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события. (2б)
16.2. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, подтверждения которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации. (3б)
Из сочинения историка
«В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н. Н. Раевский, писал: «Нами никто не командовал». Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И в конечном счете завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели — занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения.
Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».
Промежуточная аттестация по истории России в 9-м классе проводится в форме контрольной работы с целью оценки предметных результатов, полученных обучающимися на уроке. Контрольная работа рассчитана на 45 мин.
Учебники: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А.Левандовский, А. Я. Токарева. История России. 9 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение.
Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900 гг. 8 класс. – М.: Просвещение.
Контрольная работа включает задания, направленные на проверку знаний хронологии, терминов, имен, причинно-следственных связей, умения работать с текстом. Задания составлены по уровням: от выбора одного правильного ответа, соотнесения фактов, до работы с текстом.
Максимальное количество баллов-26.
Перевод баллов в отметку:
23-26 балла – 5 (отлично)
19 - 22 балла – 4 (хорошо)
14-18 баллов – 3 (удовлетворительно)
13 и меньше – 2 (неудовлетворительно)
КЛЮЧИ
№ вопроса | Вариант 2 | Кол-во баллов |
1 | ВГАБ | 1 |
2 | 4 | 1 |
3 | 1 | 1 |
4 | 2 | 1 |
5 | 2 | 1 |
6 | 3 | 1 |
7 | БАВГ | 1 |
8 | 134 | 1 |
9 | Венский конгресс | 1 |
10 | 1г 2а 3б 4д 5в | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
11 | 35 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
12 | 13 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
13 | а2 б3 в4 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
14 | 1б 2а 3в 4г | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
15 | А) усовершенствование; переход от традиционного общества к индустриальному Б) коренной переворот | 2 (по 1 баллу за каждое определение) |
16.1 | полководец — М. И. Кутузов; 1812 г. | 2 балла (по одному за каждый ответ на вопрос) |
16.2 | «Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию». Могут быть указаны следующие подтверждения: 1) русская армия не бежала; 2) не было большого числа пленных; 3) не было захваченных знамён. | 3 балла (при наличии трех и более аргументов),2 балла (при наличии двух аргументов), 1 балл (при наличии одного аргумента). |
| | 26 |
Промежуточная аттестация
по истории России в 9 классе
Контрольная работа
Вариант 3
1. Расположите события в хронологическом порядке (1б)
А) Заграничные походы русской армии
Б) восстание декабристов
В) Парижский мир
Г) начало Кавказской войны
2. Какой период XIX в. называют эпохой великих реформ? (1б)
1) 20−30 гг. 2) 40−50 гг. 3) 60−70 гг. 4) 80−90 гг.
3. Одним из итогов судебной реформы 1864 г. стало введение(1б)
1) суда присяжных 2) конституционного суда 3) военно-полевых судов 4) церковных судов
4. Что из перечисленного стало следствием участия России в Крымской войне? (1б)
1) ослабление влияния России в Черноморском регионе
2) потеря Россией территорий Польши и Прибалтики
3) усиление влияния России на Балканах
4) приобретение Россией территории Бессарабии
5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название организации, о выступлении которой идёт речь. (1б)
«14 декабря офицеры — члены тайного общества ещё затемно были в казармах и вели агитацию среди солдат. С горячей речью выступил перед солдатами Александр Бестужев. От присяги новому царю солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. С развевающимся полковым знаменем, взяв боевые патроны и зарядив ружья, солдаты (…) полка первыми пришли на Сенатскую площадь. Во главе этих (…) войск шёл штабс-капитан лейб-гвардии драгунского полка Александр Бестужев».
1) Северное общество 2) «Союз 17 октября» 3) «Союз русского народа» 4) Южное общество
6. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите главнокомандующего русской армией, о котором идёт речь. (1б)
«Назначение его главнокомандующим произвело общий восторг и в войске, и в народе. Петербург, Москва, Россия ожидали от него новой славы, новых побед. На все приветствия опытный полководец отвечал: "Не победить, а дай бог обмануть Наполеона!"».
1) М. Б. Барклай де Толли 2) М. И. Кутузов 3) П. И. Багратион 4) П. Х. Витгенштейн
7. Расположите в хронологической последовательности периоды французской истории. (1б)
А) Реставрация Бурбонов
Б) Вторая империя
В) Третья республика
Г) «100 дней» Наполеона
8. Процесс модернизации включает в себя: (1б)
1) переход от феодального общества к капитализму
2) переход от традиционного общества к современному
3) индустриализацию
9. О какой торговле идет речь в отрывке из документа? (1б)
Она задержала нормальное историческое и социально-экономическое развитие континента, нарушила демографический баланс… Торговля, принесшая процветание и могущество Америке, обрекла Африку на обнищание и иностранное господство.
10. Соотнесите страну и политического деятеля конца XIX- начала XX века: (2б)
1. США а) Джон Браун
2. Япония б) Лакшми Бай
3. Франция в) Вильгельм I
4. Пруссия г) Муцухито
5. Индия д) Карл Х
11. Укажите верные суждения (2б)
1) для стран западной цивилизации характерно господство традиционного общества.
2) образование монополий способствовало развитию рынка.
3) марксисты- сторонники компромиссов.
4) многие страны Востока превратились в сырьевые придатки метрополий
5) в начале 20 века усилилась социальная защищённость трудящихся.
12. Кто из перечисленных государственных деятелей занимал посты министерств в период правления Александра II? Найдите в приведенном списке двух государственных деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны. (2б)
1) М.М. Сперанский
2) Д. А. Милютин
3) М. Б. Барклай деТолли
4) Е. Ф. Канкрин
5) М. Т. Лорис-Меликов
13. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами (2б)
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ АВТОРЫ
А) картина «Последний день Помпеи» 1) Ф. О. Шехтель
Б) опера «Жизнь за царя» 2) М. И. Глинка
В) здание Ярославского вокзала в Москве 3) В. О. Ключевский
4) К. П. Брюллов
14. Установите соответствие. (2б)
Ученый Научное достижение
А) В.Рентген 1) создание теории относительности
Б) Р.Кох 2)открытие Х-лучей
В) М.Фарадей 3) открытие электромагнетизма
4) создание вакцины против туберкулеза
15. Раскройте значение терминов: (2б)
А) эмиграция Б) милитаризация
16.1 Назовите имя российского императора, политика которого описывается в отрывке. Укажите название, которое получила описываемая политика. (2б)
16.2. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода. (3б)
Из сочинения историка
«С началом царствования новый император отстранил от власти всех министров своего отца во главе с Лорис-Меликовым. На первый план выдвинулись другие, близкие новому государю люди. Ярым проводником идей «народного, самобытного, тёплого самодержавия», связанного с народом «живым звеном» дворянства, стал издатель «Московских ведомостей» М. Н. Катков. Он же написал проект манифеста 29 апреля 1881 г., известный как «ананасовый» из-за высокопарных слов в нём: «А на нас возложить долг самодержавного правления…»
С этого манифеста началось наступление на реформы предыдущего царствования, на всякий, даже умеренный, либерализм. Были смещены либеральные министры; введён реакционный университетский устав, который упразднил автономию университетов, стеснил условия учёбы и жизни студентов. Консерватор Катков вместе с Победоносцевым и министром внутренних дел Д. А. Толстым составили фактически правящую в стране группировку.
Неудивительно, что и экономическая политика правительства состояла в ревизии реформ 1860-х гг. и выработке экономической доктрины, основанной на усилении власти государства во всех сферах, на контроле за земствами и другими выборными органами».
Промежуточная аттестация по истории России в 9-м классе проводится в форме контрольной работы с целью оценки предметных результатов, полученных обучающимися на уроке. Контрольная работа рассчитана на 45 мин.
Учебники: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А.Левандовский, А. Я. Токарева. История России. 9 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение.
Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900 гг. 8 класс. – М.: Просвещение.
Контрольная работа включает задания, направленные на проверку знаний хронологии, терминов, имен, причинно-следственных связей, умения работать с текстом. Задания составлены по уровням: от выбора одного правильного ответа, соотнесения фактов, до работы с текстом.
Максимальное количество баллов-26.
Перевод баллов в отметку:
23-26 балла – 5 (отлично)
19 - 22 балла – 4 (хорошо)
14-18 баллов – 3 (удовлетворительно)
13 и меньше – 2 (неудовлетворительно)
КЛЮЧИ
№ вопроса | Вариант 3 | Кол-во баллов |
1 | АГБВ | 1 |
2 | 3 | 1 |
3 | 1 | 1 |
4 | 1 | 1 |
5 | 1 | 1 |
6 | 2 | 1 |
7 | ГАБВ | 1 |
8 | 23 | 1 |
9 | Работорговля | 1 |
10 | 1а 2г 3д 4в 5б | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
11 | 45 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
12 | 25 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
13 | а4 в2 б1 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
14 | 2а 3в 4б | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
15 | А) выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства Б) подчинение всех сторон жизни страны военным целям | 2 (по 1 баллу за каждое определение) |
16.1 | Александр III; название — контрреформы. | 2 балла (по одному за каждый ответ на вопрос) |
16.2 | «С этого манифеста началось наступление на реформы предыдущего царствования, на всякий, даже умеренный, либерализм». Могут быть указаны следующие подтверждения: 1) были смещены либеральные министры; 2) введён реакционный университетский устав, который упразднил автономию университетов, стеснил условия учёбы и жизни студентов; 3) экономическая политика правительства состояла в ревизии реформ 1860-х гг. и выработке экономической доктрины, основанной на усилении власти государства во всех сферах, на контроле за земствами и другими выборными органами». | 3 балла (при наличии трех и более аргументов),2 балла (при наличии двух аргументов), 1 балл (при наличии одного аргумента). |
| | 26 |
Промежуточная аттестация
по истории России в 9 классе
Контрольная работа
Вариант 4
1. Расположите события в хронологическом порядке (1б)
А) учреждение Государственного совета
Б) создание организации «Народная воля»
В) финансовая реформа Е. Ф. Канкрина
Г) отмена крепостного права
2. Какое положение было общим для Северного и Южного обществ декабристов?(1б)
1) форма правления в России 2) форма государственного устройства
3) отмена крепостного права 4) имущественный ценз для участия в выборах
3. Что было сделано в ходе проведения Великих реформ 1860−1870 гг.? (1б)
1) создана Государственная дума 2) отменены выкупные платежи
3) создан суд присяжных 4) создан Государственный совет
4. Что стало одним из последствий поражения России в Крымской войне? (1б)
1) осознание руководством страны необходимости проведения реформ
2) начало создания военных поселений
3) начало промышленного переворота в России
4) отказ от осуществления уже разработанных проектов реформ государственного строя
5. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите императора, в правление которого этот документ был создан. (1б)
«Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».
1) Александр I 2) Николай I 3) Александр II 4) Александр III
6. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите автора реформы, о которой идёт речь. (1б)
«1. Каждый домохозяин, владевший надельной землёю на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. 12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли... имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок, по возможности, к одному месту».
1) М. М. Сперанский 2) А. А. Аракчеев 3) П. А. Столыпин 4) С. Ю. Витте
7. Расположите в хронологической последовательности события. (1б)
А) Венский конгресс
Б) Франко-прусская война
В) создание Тройственного союза
Г) Гаагская конференция
8. Процесс модернизации включает в себя: (1б)
1) усиление роли отдельной личности
2) проведение реформ
3) научно-технический прогресс
9. О событиях какого года идет речь? (1б)
Увидя себя снова под угрозой оживающей во Франции революции, державы начали наспех вооружаться. Все стали торопить с окончанием венских переговоров… заключительный акт конгресса … был подписан уполномоченными, которые затем разъехались.
10. Соотнесите страну и политического деятеля конца XIX- начала XX века: (2б)
1. Австро-Венгрия а) Франц-Фердинанд
2. Италия б) Хун Сюцюань
3. Англия в) Симон Боливар
4. Китай г) Джузеппе Мадзини
5. Венесуэла (Лат. Америка) д) Дэвид Ллойд Джордж
11.Укажитеверные суждения. (2б)
1) в начале 20 века усилилась социальная защищённость трудящихся.
2) в конце 19 - начале 20 века страны развивались неравномерно.
3) в ходе реформ и революций Франция к концу 19 века становится демократическим государством
4) Индия - единственная страна на Востоке, которая осуществила модернизацию.
5) США называли « мастерской мира и мировым извозчиком».
12. Кто из перечисленных военачальников участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг? Найдите в приведенном списке двух военачальников и запишите цифры, под которыми они указаны. (2б)
1) И. Ф.Паскевич
2) П. Х. Витгенштейн
3) М. Д. Скобелев
4) Л. Г. Корнилов
5) И. В. Гурко
13. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами (2б)
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ АВТОРЫ
А) памятник А. С. Пушкину в Москве 1) П. И. Чайковский
Б) повесть «Бедная Лиза» 2) А. М. Опекушин
В) картина «Бурлаки на Волге» 3) Н. М. Карамзин
4) И. Е. Репин
14. Установите соответствие. (2 б)
Ученый Научное достижение
А) П.Кюри 1) создание учения о бесконечности Вселенной
Б) Л. Пастер 2) создание теории строения атомного ядра
В) Ч.Дарвин 3) создание науки микробиологии
4)создание теории эволюции животного и растительного мира
15. Дайте определения терминам. (2б)
А) индустриализация Б) Коалиция
16.1. Назовите убитого императора, упомянутого в отрывке. Под каким названием вошла в историю серия мероприятий, о которой сказано во втором предложении текста? (2б)
16.2. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения. (3б)
Из сочинения историка.
«Царём стал сын убитого императора. Воспринимавший многие действия своего отца как недопустимый либерализм и мягкость, Александр III провёл серию мероприятий законодательного характера, имевших целью ослабить воздействие буржуазных реформ на русское общество. В области внешней политики царствование Александра III характеризуется почти полным отсутствием войн: только в самом его начале относительно небольшие по числу задействованных сил (сравнительно с войнами в Европе) боевые действия велись в Средней Азии — в Туркмении. В Европе произошёл поворот от традиции предыдущего царя, считавшего основой стабильности "Союз трёх императоров": русского, германского и австро-венгерского, в сторону сближения с Францией. Экономика страны интенсивно развивалась. Тяжёлая промышленность преодолела кризис пореформенной эпохи и набирала темпы. Страна покрылась сетью железных дорог, что само по себе стимулировало промышленное развитие. В 80-е гг. в России завершился промышленный переворот. Наиболее развитой, как и в период предыдущего царствования, продолжает оставаться текстильная отрасль. Появляются новые промышленные области: Донбасс, Кривой Рог, Баку. Бурное развитие промышленности привело к существенным изменениям в социальной структуре населения. Для царствования Александра III характерна твёрдость в проведении избранного курса, жёсткость по отношению к недовольным. Стремление придерживаться прорусского направления выражалось даже во внешнем облике императора: он носил одежду, напоминавшую русский национальный костюм, аналогичную форму он ввёл в армии».
Промежуточная аттестация по истории России в 9-м классе проводится в форме контрольной работы с целью оценки предметных результатов, полученных обучающимися на уроке. Контрольная работа рассчитана на 45 мин.
Учебники: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А.Левандовский, А. Я. Токарева. История России. 9 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение.
Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900 гг. 8 класс. – М.: Просвещение.
Контрольная работа включает задания, направленные на проверку знаний хронологии, терминов, имен, причинно-следственных связей, умения работать с текстом. Задания составлены по уровням: от выбора одного правильного ответа, соотнесения фактов, до работы с текстом.
Максимальное количество баллов-26.
Перевод баллов в отметку:
23-26 балла – 5 (отлично)
19 - 22 балла – 4 (хорошо)
14-18 баллов – 3 (удовлетворительно)
13 и меньше – 2 (неудовлетворительно)
КЛЮЧИ
№ вопроса | Вариант 4 | Кол-во баллов |
1 | АВГБ | 1 |
2 | 3 | 1 |
3 | 3 | 1 |
4 | 1 | 1 |
5 | 3 | 1 |
6 | 3 | 1 |
7 | АБВГ | 1 |
8 | 23 | 1 |
9 | 1815 | 1 |
10 | 1а 2г 3д 4б 5в | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
11 | 123 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
12 | 35 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
13 | а2 б3 в4 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
14 | 2а 3б 4в | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
15 | А) создание крупной, технически развитой промышленности Б) политический или военный союз государств для совместных действий в вопросах международных отношений | 2 (по 1 баллу за каждое определение) |
16.1 | Александр II; «контрреформы». | 2 балла (по одному за каждый ответ на вопрос) |
16.2 | «Экономика страны интенсивно развивалась». Могут быть указаны следующие факты: 1) тяжёлая промышленность преодолела кризис пореформенной эпохи и набирала темпы; 2) страна покрылась сетью железных дорог; 3) в России завершился промышленный переворот; 4) появляются новые промышленные области. | 3 балла (при наличии трех и более аргументов),2 балла (при наличии двух аргументов), 1 балл (при наличии одного аргумента). |
| | 26 |
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по истории в 9 классах.
1.Назначение КИМ
Контрольная работа проводится в рамках промежуточной аттестации с целью определения уровня освоения обучающимися 9-х классов планируемых результатов по истории.
2.Документы, определяющие содержание работы:
Содержание и структура работы разработаны на основе следующих документов:
1. Федеральный Государственный Стандарт Основного общего образования (приказ МО РФ№ 1897 от 17.12.2010г. ред. от 11.12.2020г.)
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
3. Историко-культурного стандарта;
4.авторской программы Данилова А. А., Журавлевой О. Н., Барыкиной И. Е.;
5. авторской программы Вигасина А. А., Годера Г. И., Шевченко Н. И.;
6. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Н. Токарева. История России. 9 класс в 2-х частях/под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016
7. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс. – М.: Просвещение, 2016.
3. Характеристика структуры и содержания работы
Форма проведения работы – контрольная работа.
Работа состоит 16 заданий.
№№ 2-7, 9-11 - задания с выбором правильных ответов из предложенного списка
№12 - задание на сравнение
№1 - задание на знание терминологии
№8 - задание на работу с иллюстрацией
№13 - решение задачи на финансовую грамотность
№14 - составление плана текста
На проведение работы отводится один урок.
4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности и видам проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 1
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности |
Базовый | 10 | 11 |
Повышенный | 5 | 10 |
«Высокий» | 1 (включая 16.1 и 16.2) | 5 |
Итого: | 17 (включая 16.1 и 16.2) | 26 |
Таблица 2
Код раздела | Код контролируемого умения | Требования (умения), проверяемые заданиями контрольной работы |
1 | | Выпускник научится |
| 1.1 | локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; |
| 1.2 | использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; |
| 1.3 | анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; |
| 1.4 | составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; |
| 1.5 | систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; |
| 1.6 | раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; |
| 1.7 | объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); |
| 1.8 | сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; |
| 1.9 | давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. |
2 | | Выпускник получит возможность научиться |
| 2.1 | используя историческую карту, характеризовать социально- экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; |
| 2.2 | использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); |
| 2.3 | сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; |
| 2.4 | применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. |
4. Система оценивания отдельных заданий и всей работы в целом
Задания 1-9, 12 входят в состав базового уровня, 10-11, 13-15 – повышенного уровня, 16.1 и 16.2 – высокого уровня.
За верное выполнение заданий 1-9 обучающийся получает по 1 баллу (всего 9), за задания 10 -16.1 – по 2 балла, за задание 16.2– 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, верно выполнивший задания – 26 баллов.
Шкала оценивания работы
23-26 баллов – 5 (отлично)
19 - 22 балла – 4 (хорошо)
14-18 баллов – 3 (удовлетворительно)
13 и меньше – 2 (неудовлетворительно)
Ключи:
№ вопроса | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Кол-во баллов |
1 | ГБАВ | ВГАБ | АГБВ | АВГБ | 1 |
2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 1 |
3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
5 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 |
6 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 |
7 | АБВГ | БАВГ | ГАБВ | АБВГ | 1 |
8 | 13 | 134 | 23 | 23 | 1 |
9 | Франко-прусская | Венский конгресс | Работорговля | 1815 | 1 |
10 | 1г 2а 3б 4д 5в | 1г 2а 3б 4д 5в | 1а 2г 3д 4в 5б | 1а 2г 3д 4б 5в | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
11 | 24 | 35 | 45 | 123 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
12 | 14 | 13 | 25 | 35 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
13 | 1а 2в 3г 4б | а2 б3 в4 | а4 в2 б1 | а2 б3 в4 | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
14 | а4 б2 в1 | 1б 2а 3в 4г | 2а 3в 4б | 2а 3б 4в | 2 (при наличии одной ошибки – 1 балл) |
15 | А) государство, владеющее колониями Б)изменение, нововведение | А) усовершенствование; переход от традиционного общества к индустриальному Б) коренной переворот | А) выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства Б) подчинение всех сторон жизни страны военным целям | А) создание крупной, технически развитой промышленности Б) политический или военный союз государств для совместных действий в вопросах международных отношений | 2 (по 1 баллу за каждое определение) |
16.1 | 1) 1860-е гг.; Александр II. | полководец — М. И. Кутузов; 1812 г. | Александр III; название — контрреформы. | Александр II; «контрреформы». | 2 балла (по одному за каждый ответ на вопрос) |
16.2 | «Она повлекла другие реформы». Могут быть указаны следующие подтверждения: 1. Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства — выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. 2. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. 3. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. | «Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию». Могут быть указаны следующие подтверждения: 1) русская армия не бежала; 2) не было большого числа пленных; 3) не было захваченных знамён. | «С этого манифеста началось наступление на реформы предыдущего царствования, на всякий, даже умеренный, либерализм». Могут быть указаны следующие подтверждения: 1) были смещены либеральные министры; 2) введён реакционный университетский устав, который упразднил автономию университетов, стеснил условия учёбы и жизни студентов; 3) экономическая политика правительства состояла в ревизии реформ 1860-х гг. и выработке экономической доктрины, основанной на усилении власти государства во всех сферах, на контроле за земствами и другими выборными органами». | «Экономика страны интенсивно развивалась». Могут быть указаны следующие факты: 1) тяжёлая промышленность преодолела кризис пореформенной эпохи и набирала темпы; 2) страна покрылась сетью железных дорог; 3) в России завершился промышленный переворот; 4) появляются новые промышленные области. | 3 балла (при наличии трех и более аргументов),2 балла (при наличии двух аргументов), 1 балл (при наличии одного аргумента). |
| Итого | | | | 26 |
Кодификатор
требований к уровню подготовки обучающихся и элементов содержания для проведения промежуточной аттестации по истории в 9 классах.
Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся по истории составлен на основе Требований к уровню подготовки обучающихся по предмету.
Код раздела | Код контролируемого умения | Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания |
1 | 1.1 | 1 | Россия в XIX в. |
| 1.6 | 2 | Россия на пути к реформам. Россия в эпоху реформ. |
| 1.9 | 3 | Россия в эпоху реформ. Кризис империи в начале ХХ века |
| 1.7 | 4 | Россия на пути к реформам. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. |
| 1.3 | 5 | Россия на пути к реформам. Россия в эпоху реформ. |
| 1.3 | 6 | Россия на пути к реформам. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Кризис империи в начале ХХ века. |
| 1.1 | 7 | США и Латинская Америка в XIX в. Страны Европы в первой половине ХIХ в. Международные отношения в XIX в. |
| 1.6 | 8 | Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы в конце ХIХ в. |
| 1.3 | 9 | Международные отношения в XIX в. |
| 1.4 | 10 | Страны Европы в XIX в. |
| 1.9 | 11 | Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы в конце ХIХ в. Страны Азии и народы Африки в XIX в. |
| 1.6 | 12 | Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Россия в эпоху реформ. «Народное самодержавие» Александра III |
| 1.4 | 13 | Культура России XIX в. Россия на пути к реформам. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Народное самодержавие» Александра III. |
| 1.4 | 14 | Страны Европы в первой половине ХIХ в. Страны Европы во второй половине ХIХ в. |
| 1.5 | 15 | Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы в конце ХIХ в. Международные отношения в XIX в. |
| 1.3 | 16.1 | Россия в эпоху реформ. Россия на пути к реформам. Народное самодержавие» Александра III. |
2 | 2.2 | 16.2 | Россия в эпоху реформ. Россия на пути к реформам. Народное самодержавие» Александра III |