СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточная диагностическая работа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОТА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА 

Просмотр содержимого документа
«Промежуточная диагностическая работа по биологии 7 класс»

Промежуточная диагностическая работа

по биологии 7 класс

Спецификация

Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры контроля индивидуальных достижений обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Биологии».

  1. Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

  2. Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

  3. учебно-методический комплект по биологии Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/Под ред.проф.В.М.Константинова.-М.:Вентана-Граф,2014.

  1. Содержание работы

На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» для проведения контроля индивидуальных достижений обучающихся.

В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.

Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий

Общие сведения о мире животных

1

Строение тела животных

1

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

1

Подцарство Многоклеточные животные.

Тип Кишечнополостные

1

Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви

1

Тип Моллюски

1

Тип Членистоногие

2

Тип Хордовые

6

Развитие жизни на Земле

1

Итого:

15





  1. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – 2 минуты;

    1. для заданий повышенной сложности – 4 минуты;

    2. для заданий высокого уровня сложности – 6 минут

На выполнение всей работы отводится 45 минут.


  1. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется

  1. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. За верное выполнение каждого из заданий А18 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

2.За верное выполнение каждого из заданий В1–В5 выставляется 2 балла.

3.За ответы на задания В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если обучающейся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

4.За ответ на задания В2 – В5 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.

5.Задания С1 и С2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 24.


Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале

Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-9

10-15

16-19

20-24


  1. План работы

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень

Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.



Блок содержа­ния

Объект оценивания


Код про­веряемых умений


Тип за­да­ния

Уро­вень сложно­сти

Мак­си­маль­ный балл за вы­полне­ние

1.

Общие сведения о мире животных

Зоология – наука о царстве Животных. Отличие животных от растений.

1.1,1.2.

ВО

Б

1

2.

Строение тела животных

Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов.

1.2.

ВО

Б

1

3.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных

1.1.

ВО

Б

1

4.

Подцарство Многоклеточные животные.

Тип Кишечнополостные

Особенности строения, жизнедеятельности и развития Кишечнополостных животных

1.1.

ВО

Б

1

5.

Тип Моллюски.

Особенности строения, жизнедеятельности и развития моллюсков

1.1.

ВО

Б

1

6.

Тип Хордовые

Особенности строения, жизнедеятельности и развития земноводных.

1.1.

ВО

Б

1

7.

Тип Хордовые

Особенности строения, жизнедеятельности и развития пресмыкающихся.

1.1.

ВО

Б

1

8.

Развитие жизни на Земле

Историческое развитие животного мира

2.1.

ВО

Б

1

9.

Тип Членистоногие

Особенности строения, жизнедеятельности и развития Членистоногих. Умение проводить множественный выбор

1.1.,

2.4.,2.5.

КО

П

2

10.

Тип Хордовые

Особенности развития Хордовых животных. Умение устанавливать соответствие

1.1.,2.4.,

2.5.

КО

П

2

11.

Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских, круглых и кольчатых червей. Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

1.1.,2.2.,

2.2.2.,2.4.,

2.5.

КО

П

2

12.

Тип Хордовые

Особенности строения, жизнедеятельности и развития птиц. Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных

1.1.,

2.2.2.,2.4.,

2.5.

КО

П

2

13.

Тип Членистоногие

Особенности строения, Членистоногих. Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму

1.1.,

2.2.2.,2.3.,

2.4.,2.5.

КО

П

2

14.

Тип Хордовые

Особенности жизнедеятельности и развития рыб. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

1.1.,2.2.,

2.2.1.,2.6.

РО

П

3

15.

Тип Хордовые

Особенности строения, жизнедеятельности Млекопитающих. Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)

1.1.,2.6.

РО

В

3







24


КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии


Код элементов

Проверяемые умения

1. Знать/понимать


1.1

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость


1.2

признаки живых организмов (животных)

2.Уметь


2.1

объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп)


2.2.

изучать биологические объекты и процессы


2.2.1

описывать и объяснять результаты опытов


2.2.2

описывать биологические объекты


2.3

распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов


2.4

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения


2.5

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)


2.6

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

Биология



Промежуточная диагностика по биологии для обучающихся 7 класса


Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 15 заданий.

Часть А содержит 8 заданий (А18). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.

Часть В включает 5 заданий с кратким ответом (В15). При выполнении заданий В1-В5 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Часть С включает 2 задания, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.




































































Вариант 1.

Часть А.

При выполнении заданий А1 – А8 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1.Животные в отличие от растений:

1) питаются готовыми органическими веществами

2) способны к фотосинтезу

3) не передвигаются

4) растут всю жизнь




А2. На­ли­чие ка­ко­го ор­га­но­и­да от­ли­ча­ет клет­ки жи­вот­ных от кле­ток рас­те­ний?

1) ядро

2) кле­точ­ный центр

3) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

4) ми­то­хон­дрии



А3. Какое из на­зван­ных про­стей­ших имеет по­сто­ян­ное место уда­ле­ния остат­ков не­пе­ре­ва­рен­ной пищи (по­ро­ши­цу)?

1) ин­фу­зо­рия-ту­фель­ка

2) амёба ди­зен­те­рий­ная

3) амёба обык­но­вен­ная

4) эв­гле­на зелёная



А4. Что сви­де­тель­ству­ет о древ­но­сти ки­шеч­но­по­лост­ных жи­вот­ных?

1) на­ли­чие ро­то­во­го от­вер­стия

2) при­креплённый (си­дя­чий) образ жизни

3) на­ли­чие раз­дель­но­по­лых осо­бей

4) не­боль­шое раз­но­об­ра­зие кле­ток, об­ра­зу­ю­щих их тело




А5 Рас­смот­ри­те изоб­ражённое на фо­то­гра­фии жи­вот­ное. Ука­жи­те тип сим­мет­рии жи­вот­но­го.


1) радиальная

2) двусторонняя

3) ассиметричная

4) нет правильного ответа



А6. Какой орган у ля­гуш­ки участ­ву­ет в ды­ха­нии?

1) кожа

2) серд­це

3) почки

4)же­лу­док



А7. Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся, в от­ли­чие от зем­но­вод­ных, на­сто­я­щие су­хо­пут­ные жи­вот­ные, так как они

1) при­спо­соб­ле­ны к на­зем­но­му раз­мно­же­нию и раз­ви­тию

2) имеют две пары ры­чаж­ных ко­неч­но­стей

3) по­ми­мо кож­но­го ды­ха­ния осу­ществ­ля­ют лёгоч­ное ды­ха­ние

4) имеют раз­ви­тую нерв­ную си­сте­му



А8.Выберите животного, который позже появился на Земле:


1) медуза 2) обезьяна 3)окунь 4) дождевой червь




Часть В.

При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания

В1.Среди при­ведённых ниже черт вы­бе­ри­те ха­рак­тер­ные для жи­вот­ных от­ря­да де­ся­ти­но­гих раков. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) имеют за­мкну­тую кро­ве­нос­ную си­сте­му

2) тело раз­де­ле­но на го­ло­ву, грудь и брюш­ко

3) дышат с по­мо­щью жабр

4) имеют фа­се­точ­ные глаза

5) не имеют ко­неч­но­стей на брюш­ке

6) имеют клеш­ни на кон­цах хо­диль­ных ко­неч­но­стей






В2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между жи­вот­ным и типом его по­ст­эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.


               ЖИ­ВОТ­НОЕ         

ТИП РАЗ­ВИ­ТИЯ                                        

A) ис­по­лин­ский кен­гу­ру

1) пря­мое

Б) тра­вя­ная ля­гуш­ка    

2) не­пря­мое

В) гре­бен­ча­тый три­тон


Г) прыт­кая яще­ри­ца


Д) сре­ди­зем­но­мор­ская че­ре­па­ха                  


А

Б

В

Г

Д









За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.


В3. Вставь­те в текст «Пи­ще­ва­ре­ние у плос­ких чер­вей» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 





ПИ­ЩЕ­ВА­РЕ­НИЕ У ПЛОС­КИХ ЧЕР­ВЕЙ

Сво­бод­но­жи­ву­щие плос­кие черви по об­ра­зу жизни, как пра­ви­ло, ___________ (А). Пища, по­сту­пив­шая в их ор­га­низм, пе­ре­ва­ри­ва­ет­ся в клет­ках сте­нок ки­шеч­ни­ка и в ___________ (Б). Не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи уда­ля­ют­ся через ___________ (В). Не­ко­то­рые па­ра­зи­ти­че­ские черви не имеют ки­шеч­ни­ка, по­ступ­ле­ние пищи у них про­ис­хо­дит через ___________ (Г).

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

  1. Полость кишки

  2. Ротовое отверстие

  3. Анальное отверстие

  4. Желудок

  5. Поверхность тела

  6. Глотка

  7. Симбионт

  8. Хищник

А

Б

В

Г









В4.Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме птицы, после про­хож­де­ния пищи через ро­то­вую по­лость. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи со­ка­ми под­же­лу­доч­ной же­ле­зы, пе­че­ни и желч­но­го пу­зы­ря

2) по­ступ­ле­ние не­пе­ре­ва­рен­ных про­дук­тов в кло­аку

3) раз­мяг­че­ние и ча­стич­ное пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи под вли­я­ни­ем слюны

4) об­ра­бот­ка пищи пи­ще­ва­ри­тель­ны­ми со­ка­ми, вы­ра­ба­ты­ва­е­мы­ми же­ле­зи­сты­ми клет­ка­ми же­луд­ка









В5. У чле­ни­сто­но­гих су­ще­ству­ет не­сколь­ко ос­нов­ных мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, по ко­то­рым их делят на круп­ные так­со­но­ми­че­ские груп­пы.

Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те кар­тин­ку и опре­де­ли­те, какие при­зна­ки (по при­ведённой выше клас­си­фи­ка­ции) у при­ведённого на ри­сун­ке жи­вот­но­го.


A. Рас­членённость тела:

1) тело со­сто­ит из боль­шо­го числа оди­на­ко­вых чле­ни­ков,

2) тело де­лит­ся на не­сколь­ко чётко раз­ли­чи­мых от­де­лов (тагм).

 Б. Ко­ли­че­ство круп­ных от­де­лов (тагм):

1) тагм нет,

2) две тагмы (го­ло­во­грудь и брюш­ко),

3) три тагмы (го­ло­ва, грудь и брюш­ко).

B. По ко­ли­че­ству хо­диль­ных ко­неч­но­стей (ко­неч­но­стей на груд­ном сег­мен­те), вклю­чая ви­до­из­менённые:

1) три пары,

2) че­ты­ре пары,

3) пять пар,

4) боль­ше пяти пар.

 Г. По устрой­ству глаз:

1) есть два слож­ных (фа­се­точ­ных) глаза,

2) есть не­сколь­ко про­стых глаз.

 Д. По на­ли­чию кры­льев:

1) кры­лья есть,

2) кры­льев нет.


А

Б

В

Г

Д









Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

С1.Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Ды­ха­тель­ная по­верх­ность жабр у рыб» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те, на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) Какая связь су­ще­ству­ет между об­ра­зом жизни рыбы и ды­ха­тель­ной по­верх­но­стью её жабр?

2) У какой из рыб от­но­ше­ние ды­ха­тель­ной по­верх­но­сти к массе тела боль­ше?

3) Чем объ­яс­ня­ет­ся то, что у кам­ба­лы мень­шая пло­щадь по­верх­но­сти жабр, чем у окуня, хотя масса кам­ба­лы боль­ше?

 

Виды рыб

Масса, г

Ды­ха­тель­ная

по­верх­ность жабр,

см2

се­реб­ря­ный ка­рась

10,0

16,96

кам­ба­ла

135,0

889,00

окунь

73,0

1173,8



С1.Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «При­ма­ты», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Ка­ко­во зна­че­ние паль­цев?

2) Ка­ко­ва осо­бен­ность рас­по­ло­же­ния ушных ра­ко­вин у при­ма­тов?

3) На­зо­ви­те один из при­зна­ков, по ко­то­ро­му при­ма­тов от­но­сят к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие?


При­ма­ты

 Отряд при­ма­тов на­зван так по­то­му, что в него вхо­дят наи­бо­лее вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ные жи­вот­ные – обе­зья­ны (в пе­ре­во­де слово «при­ма­ты» озна­ча­ет «пер­вые»). При­ма­ты – оби­та­те­ли тро­пи­ков. Боль­шин­ство из них живёт в гу­стых за­рос­лях тро­пи­че­ских лесов. Обе­зья­ны ак­тив­ны днём. Живут они ста­да­ми, во главе стада стоит силь­ный самец, а осталь­ные самцы, самки и под­рас­та­ю­щие детёныши за­ни­ма­ют под­чинённое по­ло­же­ние.

В от­ли­чие от дру­гих дре­вес­ных жи­вот­ных, цеп­ля­ю­щих­ся за ветви ост­ры­ми ког­тя­ми, при­ма­ты об­хва­ты­ва­ют ветку длин­ны­ми, хо­ро­шо раз­ви­ты­ми паль­ца­ми. На пе­ред­них и зад­них ко­неч­но­стях при­ма­тов пер­вый (боль­шой) палец может про­ти­во­по­став­лять­ся осталь­ным. Это поз­во­ля­ет жи­вот­но­му проч­но удер­жи­вать­ся на вет­вях, брать паль­ца­ми самые мел­кие пред­ме­ты. Вме­сто ког­тей на паль­цах обе­зьян раз­ви­ты плос­кие ногти. По­ду­шеч­ки паль­цев слу­жат ор­га­ном ося­за­ния, так же как и оголённые ла­до­ни и по­дош­вы стопы.

У обе­зьян пре­крас­ный слух и острое зре­ние. Их глаза рас­по­ло­же­ны не по бокам го­ло­вы, как у боль­шин­ства дру­гих жи­вот­ных, а на­прав­ле­ны вперёд. Они видят один и тот же пред­мет обо­и­ми гла­за­ми од­но­вре­мен­но, бла­го­да­ря чему точно опре­де­ля­ют рас­сто­я­ние до него. Такая осо­бен­ность зре­ния имеет боль­шое зна­че­ние при прыж­ках с ветки на ветку. Обе­зья­ны хо­ро­шо раз­ли­ча­ют форму и цвет, уже из­да­ли они об­на­ру­жи­ва­ют зре­лые плоды, съе­доб­ных на­се­ко­мых. Пи­та­ют­ся они как рас­ти­тель­ной, так и жи­вот­ной пищей, но пред­по­чи­та­ют всё же соч­ные плоды.

Круп­ные ушные ра­ко­ви­ны рас­по­ло­же­ны по бокам го­ло­вы и поз­во­ля­ют обе­зья­нам без­оши­боч­но опре­де­лять ис­точ­ник звука, вос­при­ни­мать раз­но­об­раз­ные звуки, из­да­ва­е­мые раз­лич­ны­ми жи­вот­ны­ми. Слух иг­ра­ет боль­шую роль в жизни обе­зьян, ко­то­рые с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных кри­ков об­ща­ют­ся друг с дру­гом, пре­ду­пре­ждая об опас­но­сти или со­об­щая о своём ме­сто­на­хож­де­нии.



Система оценивания итоговой контрольной работы по биологии

Вариант 1.

Часть А.

А1.

А2.

А3.

А4.

А5.

А6.

А7.

А8.

1

2

1

4

3

1

1

2


Часть В.

В1.

236

В2.

12211

В3.

8125

В4.

3412

В5.

23111


Часть С.

С1. Формат ответа и критериев такой:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

1) Чем ак­тив­нее образ жизни рыбы, тем боль­ше по­верх­ность её жабр.

2) Это от­но­ше­ние боль­ше у окуня.

3) Кам­ба­ла ведёт при­дон­ный и не очень по­движ­ный образ жизни.



Правильно заполнены три элемента

3

Правильно заполнены два элемента

2

Правильно заполнен один элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С2. Формат ответа и критериев такой:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

1) Поз­во­ля­ют жи­вот­но­му проч­но удер­жи­вать­ся на вет­вях, брать мел­кие пред­ме­ты; по­ду­шеч­ки паль­цев слу­жат ор­га­на­ми ося­за­ния.

2) Рас­по­ло­же­ны по бокам го­ло­вы.

3) Во­ло­ся­ной по­кров или на­ли­чие млеч­ных желёз.


Правильно заполнены три элемента

3

Правильно заполнены два элемента

2

Правильно заполнен один элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3