ПРОТОКОЛ № 1
заседания школьного методического объединения естественно-математического цикла
«30» августа 2024 г.
Членов ШМО: 5 учителей, присутствовали: 5 учителей:
Руководитель МО – Бекоева М.З - учитель физики;
учитель математики-Пастухова Т.В.;
учитель математики-Тараник Е.Ю.
учитель математики- Апаева А.Р.
учитель информатики –Муратова З.Р.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Тема: «Организация учебно–воспитательного процесса коллективом МО в новом учебном году»
План заседания:
1 Анализ работы МО за истекший учебный год, анализ результатов итоговой аттестации в 9 классе за 2023-2024учебный год
2 Утверждение плана работы МО на новый учебный год.
Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение постепенного перехода на обучение по обновленным ФГОС СОО
3 Изучение обновлённого ФГОС СОО
4 Об особенностях преподавания предметов ЕМЦ в условиях внедрения обновлённых ФГОС – СОО
5 Разработка и утверждение рабочих программ
учителей ЕМЦ по учебным предметам, учебным курсам (в том числе предметники внеурочной деятельности) и учебным учебного плана для 5-11 класса на 2024-2025 учебный год в соответствии с требованиями новых ФГОС СОО
Анализ результатов государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) выпускников 9 классов за 2023-2024 учебный год.
СЛУШАЛИ: Руководителя МО – Бекоеву М.З. , где она ознакомила:
В 2023-2024 учебном году согласно Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования государственная итоговая аттестация проводилась в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по четырем предметам, из которых предметы русский язык и математика являлись обязательными для всех выпускников, а два предмета -по выбору; ученики выбрали географию, обществознание, физику,биологию и информатику.
Приложение 1.
2. Утверждение плана работы ШМО на 2024 – 2025 уч.г .
СЛУШАЛИ: Бекоева М.З ,руководитель ШМО, представила вниманию присутствующих план работы методического объединения учителей ЕМЦ на 2024 – 2025 учебный год. Были обсуждены методическая тема и основные задачи, стоящие перед ШМО в этом учебном году, повестки заседаний, участие педагогов и обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Бекоева М.З.. высказала предложение принять представленный план работы за основу.
Председатель вынесла вопрос на голосование.
Голосовали: «за» - 5 человек, «против» - нет, «воздержались» - нет.
РЕШИЛИ: Принять план работы школьного методического объединения учителей ЕМЦ на 2024 -2025 учебный год за основу.
3.Изучение обновлённого ФГОС СОО
Слушали Царукаеву З.Ю., заместителя директора по УВР, которая ознакомила руководителей методических объединений с тем, что Министерством Просвещения РФ утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) среднего общего образования (приказ № 732 от 12.08.2022 г.).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г.№413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Они обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и включают:
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
требования к результатам освоения основных образовательных программ. ФГОС общего образования в совокупности с ФГОС среднего и высшего профессионального образования обеспечивают единство образовательного пространства РФ.
Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. N 2) (далее - СанПиН).
Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на
74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы "Второй иностранный язык", "Родной язык", "Родная литература" могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий. Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык - государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимо каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.
Содержание учебного предмета "Астрономия" вошло в полном объеме в содержание учебного предмета "Физика", также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов "Естествознание" и "Экология" сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как "Биология", "Химия", "Физика", усиливая содержание этих предметов.
Содержание учебного предмета "Россия в мире" вошло в учебные предметы "История" и "Обществознание".
В связи с тем, что такие предметы как "Право", "Экономика", "Естествознание", "Россия в мире", "Экология" изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
Также она, представила на рассмотрение руководителям ШМО нормативно-правовые документы по переходу на ФОП Федерального уровня. Введение ФОП является обязательным с 1 сентября 2024 г. для обучающихся 1-11 классов всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровеньтребований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г.
№371-ФЗ), это единые программы обучения. Они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. Школы обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371- ФЗ). ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).
Федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Учебно-методическая документация ФООП включает
федеральные учебные планы;
федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график;
федеральный календарный план воспитательной работы; федеральную рабочую программу воспитания;
федеральные рабочие программы учебных предметов; программу формирования УУД;
программа коррекционной работы.
Обязательные для применения - федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах. «Русский язык», «Литература», «История»,«Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательные к выполнению - федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.
Использовать указанные ФРП, как определяет закон, необходимо «при разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность
Мы вводим ФОПы и в начальной и в основной школе продолжаем переходить на обновленные стандарты, а в СОО переходим на ФГОС СОО.. Введение ФОП в НОО и ООО автоматически означает переход на обновленные ФГОС.
Обновленные ФГОС в связи с введением федеральных программ означают обязательство школы по обеспечению условий для обучающихся достичь не менее чем на базовом уровне всех образовательных результатов, - единые для всех содержание и образовательные результаты. Если предыдущий ФГОС говорил о требованиях к результатам, то обновленный ФГОС в связке с ФОП говорит о ЕДИНОМ содержании.
Программа УУД: приводим в соответствие рабочие программы предметов с требованиями обновленных ФГОС и ФОП. Соответствие необходимо обеспечить в том, что метапредметные результаты включаются в тематическое планирование рабочих программ и они дают в совокупности эффект опыта функциональной грамотности. С педагогами-предметниками необходимо отработать прием методических чтений, - коллегиальное прочитывание и осмысление федеральных программ по предмету (с карандашом, маркером). Промаркированные воспитательные, метапредметные результаты в дальнейшем подлежат диагностике УУД.
Много нового по внеурочной деятельности, исходящей из ФОП СОО. Деление содержания ВД на инвариантную и вариативную. Расклад ВД именно по профилю в СОО. Аббревиатура ИП ВД (индивидуальный проект внеурочной деятельности) в универсальном профиле (самостоятельный выбор комбинации углублений в старшей школе). ФОП не дает четкой дорожной карты, что под этот профильможно сделать. В ФОП старшей школы акцент на самоорганизацию обучающихся, на культивирование деятельности ученических сообществ, на вовлечение учеников в самоуправление. Здесь – новые смыслы программы воспитания, - руководствоваться сформированной внутренней позицией ученика по каждому из направлений программы воспитания.
Решение:
Изучить содержание обновлённых ФГОС СОО, ФОП, провести заседания методических объединений с обсуждением основных направлений реализации стандартов. Разработать рабочие программы до 01.09.2023г.
Внести изменения в планы работы школьных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам при переходе на обновленные ФГОС СОО и ФОП в МБОУ СОШ г.Владикавказа.
4 О рассмотрение рабочих программ по предметам, предметным курсам и консультациям на 2024 -2025 учебный год.
СЛУШАЛИ:
1. Пастухову Т.В. учителя математики, где она выступила с рабочими программами по математик 9-11 кл.
2.Тараника Е.Ю.. учителя математики, где она выступила с рабочими предметами по математике 7-8 кл
3. Мурадову З.Р. учителя информатики, где она выступила с рабочими предметами по информатике 8-11 кл
4. Апаеву А.Р. учителя математики, где она выступила с рабочими предметами по математике 5-6 кл
5. Бекоеву М.З. учителя физики где она выступила с рабочими предметами по физике 7-11кл
Решили: Принять рабочие предметы по предметам к сведению.
РЕШИЛИ:
1. Принять план работы школьного методического объединения учителей ЕМЦ на 2024 -2025 учебный год за основу.
2. Считать рассмотренными и согласованными рабочие программы по предметам математика, физика, информатика, предметных курсов по выбору обучающихся, программы консультативных занятий на 2024 -2025 учебный год, о чем сделать отметку на титульных листах рабочих программ по предметам..
Руководитель ШМО ЕМЦ___________________ Бекоева М.З.
ПРОТОКОЛ № 2
заседания школьного методического объединения естественно-математического цикла
«11» ноября 2024 г.
Членов ШМО: 5 учителей, присутствовали: 5 учителей:
Руководитель МО – Бекоева М.З - учитель физики;
учитель математики-Пастухова Т.В.;
учитель математики-Тараник Е.Ю.
учитель математики- Апаева А.Р.
учитель информатики –Муратова З.Р.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Тема «Обеспечение развития системы образования и повышения качества в условиях ФГОС»
План заседания:
«Обновленные ФГОС основного общего образования. Системно-деятельностный подход на уроках физики »
«Системно-деятельностный подход к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС
Анализ успеваемости учащихся за 1 четверть, выполнения программ и их корректировка
Разное
Слушали:
1.Учителя физики Бекоеву М.З. по первому вопросу «Обновленные ФГОС основного общего образования. Системно-деятельностный подход на уроках физики ». она тметила в своем дкладе Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
В отличие от традиционного обучения системно-деятельностное предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному опыту учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат.
На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета, сочетать фронтальную и индивидуальную работу с групповой. Конечно, подготовка к таким урокам требует большего времени и труда, но результаты это оправдывают, ведь главной задачей системно-деятельностного подхода является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Одним из главных мотивов к продолжению любой деятельности для человека является успешность этой деятельности. Нет успехов – нет желания к продолжению деятельности, а может лишь быть ее имитация. Успех на каждом уроке является стимулом к дальнейшему обучению. Обучение должно быть трудным, но обязательно победным для всех учеников. А это как раз предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достоинством системно-деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: игровыми, информационно-коммуникационными, критического мышления, исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.
2.учитель информатики Муратова З.Р. выступила по второму вопросу с докладом .отметила , что, учитель организовывает поиски, управляет учащимися, развивает их познавательную деятельность. В традиционной форме обучения, в первую очередь, необходимо вложить в ученика знания. Целью новых образовательных стандартов является: «Развить умение учиться».
Рассмотрела сравнение традиционного обучения и системно-деятельного подхода на примере преподавания информатики тема: «Графические возможности текстового редактора».
Этап урока | Традиционный урок | Деятельностный урок «Урок открытия новых знаний» |
1 Организационный момент. | Учитель сообщает тему урока, план урока. | Учитель задает практическую задачу, например: изготовление буклета. Необходимо вставить в тестовый документ чертежи, схемы, графику и т.д. Тогда буклет станет не только более наглядным, но и профессионально законченным. Обучающимся демонстрируются примеры буклетов. Формулируется тема урока «Графические возможности текстового редактора» |
2 Актуализация опорных знаний | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование и т.д. | Учащиеся решают определенные задачи с помощью личных рассуждений и наводящих вопросов вникают в тему урока. |
3 Объяснение нового материала | Используется объяснительно-иллюстративный метод | Путем наводящих вопросов учитель направляет работу учащихся. Ученики предлагают, с помощью каких инструментов текстового редактора можно выполнить задание, намечают план решения. Обсуждаются различные варианты, предложенные одноклассниками, и выбирается наиболее удачный вариант. Учащиеся самостоятельно добывают новые знания. |
4 Закрепление нового материала | Преобладают репродуктивные методы В основном фронтальная работа. | 1) Осуществляется пробное учебное действие (индивидуально или в парах). 2) Самостоятельная работа с проверкой себя по эталону (индивидуальная форма работы) |
5 Рефлексия | Учитель и обучающиеся обсуждают, что нового узнали на уроке, чему научились. | Проводится самоанализ деятельности и её результатов. Сегодня я узнал … Было интересно … Я понял, что … Теперь я могу … Я почувствовал, что … Я приобрел … Я попробую … Меня удивило … |
6 Постановка домашнего задания. | Домашнее задание (параграф учебника и практическое задание) | Творческое проектное задание |
Организовать урок таким образом можно, если новый материал тесно связан с раннее изученным.
При такой организации урока учитель выступает в роли тьютера. Позиция педагогической поддержки должна быть такой: «Не делать за ученика, а помогать преодолевать проблему, оказывать только адресную помощь ребенку»
Несмотря на принципиально другую ориентацию обучения, системно-деятельностный подход удачно вписался в мою методическую систему, потому что он используется мною в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Таким образом, системно – деятельностный подход обеспечивает саморазвитие и непрерывное образование; активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
3.Бекоева М.З. руководитель ШМО провела анализ успеваемости учащихся за 1 четверть, выполнения программ учителями по данным дневник.ру.
Решили:
Применять системно – деятельностный подход на уроках физики, информатики и математики, приняв все отмеченные в докладах методы и способы во внимание.
Проводить анализ своей работы за четверь принимая в дальнейшем во внимании все недочеты и недоробтк.и своей работы
Руководитель ШМО ЕМЦ___________________ Бекоева М.З.