Просмотр содержимого документа
«Процесс изучения "Каприччио" Г. Гольтермана»
Рассмотрим процесс изучения «Каприччио» Г. Гольтермана. Это типичное произведение, используемое в качестве «вспомогательно-художественного материала при обучении наиболее продвинутых учеников шестого-седьмого классов ДМШ. Для овладения этим произведением нужно предложить учащемуся некоторые вспомогательные упражнения, способствующие достижению чёткой артикуляции пальцевых движений и чистоты интонации. Для изучения этого произведения ученик должен овладеть мягкими певучими переходами из позиции в позицию, активной вибрацией, быстрыми переходами левой руки и перемещению смычка со струны на струну, овладеть позицией ставки , арпеджио, аккордами.
Каприччио состоит из трёх частей, различных по фактуре и поставленным в них исполнительским задачам. Первая часть характерна главным образом пассажами. Вторая (средняя часть) кантиленного характера : певучая, выразительная. Заключительная часть ( Un poco pou mosso) носит виртуозный характер.
При работе над произведением, нужно тщательно, творчески изучить нотный текст, чтобы раскрыть замысел композитора и воспроизвести живое содержание музыки. Иметь целостное представление о характере произведения – исходный момент в осмыслении основной линии развития музыкального образа. Детально изучить все особенности произведения в процессе раскрытия его художественного содержания. Обратить внимание на средства выразительности, соответствующее содержанию. Заострить внимание на кульминации в фразировке, завершённости каждой отдельной фразы и взаимосвязи их во время исполнения. Для изучения и овладения этим произведением нужно применять различные вспомогательные упражнения, чтобы преодолеть технические трудности.
Композитор Георг Гольтерман родился и творил в эпоху периода романтизма. Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. В итоге произведения, относящиеся к Романтизму, воспринимаются слушателями (как в 19 в., так и сегодня) как более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Не стал исключением и композитор Георг Гольтерман. В период своего творчества он написал множество произведений, но наибольшей известностью пользовались произведения для виолончели — прежде всего, восемь концертов, особенно первый Op. 14 и наиболее лёгкий четвёртый. Некоторые небольшие пьесы Гольтермана до сих пор входят в педагогический репертуар. В том числе и рассматриваемая пьеса «каприччио».
Первая часть носит виртуозный характер, состоит, главным образом, из стремительных пассажей. Исполнение пассажей требует большой ловкости и чёткости пальцевых движений, уверенных, быстрых и точных переходов из позиции в позицию, в то же время смычок ведётся плавно и непрерывно. Для этого необходима координация различных по характеру движений рук. Для достижения точности интонации ученик должен ясно представлять моменты смены узкого и широкого расположения пальцев (то есть малой и большой секунды).
Надо также следить за распределением смычка, особенно на crescendo. Исполняя это место штрихами, указанными вверху, нужно по возможности медленнее вести смычок, с тем чтобы при crescendo в конце пассажа иметь возможность использовать большую его часть. Для овладения быстрыми пассажами, часто встречающимися в пьесе, ученику рекомендуется изучать их в замедленном движении, пробуя также время от времени применять подвижный темп. При игре в медленном темпе пальцы должны уверенно и чётко приподниматься и затем ударять струну (конечно без чрезмерного «стука»). Для достижения большей ритмичности можно несколько сильнее подчёркивать ударом пальца и движением смычка первые шестнадцатые каждой четверти, что не должно отрицательно влиять на исполнение пассажа. Рекомендуются некоторые вспомогательные упражнения, способствующие достижению чёткой артикуляции пальцевых движений и чистоты интонации.
Сложные исполнительские задачи встречаются в заключительной части Каприччио (Un poco piu mosso) – виртуозный штрих sautille, быстрые переходы со струны на струну, позиции ставки, арпеджио, аккорды. Работая над этой частью ученик усваивает (в пределах возможностей) целый ряд виртуозных навыков. Штрих sautille, которым исполняется эта часть пьесы происходит от detache. Для того , чтобы овладеть штрихом sautille нужно длительно упражняться в игре detache, сначала на открытых струнах а также при игре гамм, затем путём многократного повторения отрывков из разбираемой части Каприччио. Разумеется темп игры будет при этом замедленный, чем облегчается выработка навыков координации движений рук.
По мере усвоения основных трудностей эпизода ученик постепенно должен переходить к более быстрому темпу игры, возвращаясь время от времени к замедленному темпу. В этой части есть ещё трудности при использовании апликатуры, указанной внизу. Нужно применить «шарнирное движение» : одновременно с оттягиванием кверху первого пальца, кисть совершает вращательное движение в сторону порожка ( пронация), что облегчает задачу. В следующем отрывке основной трудностью для правой руки являются быстрые и лёгкие переходы со струны на струну, а для левой – чёткие перемещения из позиции в позицию. Чтобы облегчить эту задачу в начале следует расчленить трудность, применяя упражнения отдельно для каждой руки. Например, ученик может упражняться в переходах смычком со струны на струну, используя открытые струны. Для закрепления требуемых навыков левой руки можно применить упражнения двойными нотами. Помимо указанных трудностей прибавляется сложный для ученика переход к позиции ставки, требующий уверенности и точности движений. Здесь нужно применить более удобную аппликатуру. Самые сложные следующие отрывки ученик также должен изучать в замедленном темпе, исполнение их требует внимательного контроля за интонацией и за движениями правой руки. Упражнения в замедленном темпе облегчает ученику выработку соответствующих навыков обеих рук, а так же координации их движений. Арпеджио в коде следует исполнять уверенным штрихом, используя нижнюю половину смычка. Заключительный виртуозный пассаж ученику необходимо длительно разучивать в замедленном и среднем движении до тех пор, пока он не сумеет приблизится к настоящему темпу.
При работе над кантиленой (средняя часть) ученику нужно добиваться певучего звука, выразительных переходов (portamento) и требуемой динамики исполнения. Для этого необходимо мягко, но плотно к струне вести смычок, правильно распределяя его длину (и соблюдая соответствующие условия звукообразования), применять активную вибрацию и «певучие» переходы из позиции в позицию. Ученику необходимо уяснить «вершинные точки» каждой фразы (они здесь легко обнаруживаются) и способы выразительного исполнения.
Следует так «рассчитать» движение смычка и динамику звука, чтобы crescendo возрастало постепенно и достигало наибольшего напряжения только на самой кульминации. В репризе, где эта тема проходит в миноре, потребуется более лиричное исполнение и соответственно иные средства выражения (мягкое звучание, плавные переходы и т. п. ).
Таковы те способы разучивания данной виртуозной пьесы, которые могут быть применены и в аналогичных по характеру произведениях – «Пчёлка» Шуберта, « Скерцо» Гоэнса, «У фонтана» Давыдова и других, разумеется изменяя упражнения в соответствии с фактурой изучаемой пьесы. Применяя различные методы нужно помочь ученику понять особенности и основные трудности каждой пьесы и указать ему пути к овладению ими. При этом важно вызвать собственную инициативу ученика и его самостоятельное решение поставленных перед ним задач.