Проведение занятий внеурочной деятельности «Школа юного экономиста», как эффективное средство социализации и профессионального самоопределения
одаренных детей.
Моргачева Н.Ю.
МБОУ «СОШ №24» г.Абакана
В настоящее время уделяется значительное внимание проблемам обучения одаренных детей. В то же время все более остро встает вопрос о включении данной категории детей в социокультурное пространство, в развитие социальных процессов в целом. Исследователи отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Поэтому изучение социализации одаренных детей является актуальным направлением педагогических исследований.
В педагогической и психологической практике одарённых детей относят к группе риска в связи с трудностями социализации и адаптации, как в самом образовательном учреждении, так и за его пределами. Выпускник школы оказывается в условиях жёсткой конкуренции, где стать успешным можно в случае сочетания интеллекта с личными социальными качествами. Однако одарённые дети чаще других ставят перед собой завышенную планку. Серьезная проблематичность возникает у многих одаренных детей в профессиональной ориентации — к окончанию подросткового периода одаренные юноши и девушки затрудняются с выбором своего призвания. Поэтому ключевым моментом в работе с одаренными детьми должно стать формирование и развитие их способности к самоопределению и самоактуализации, к реализации их исключительных возможностей в будущей профессиональной деятельности.
Способствовать успешному решению проблемы социализации и профессионального самоопределения одаренных детей, по моему мнению, могут занятия внеурочной деятельности «Школа юного экономиста» Программа данного курса призвана помочь детям получить знания о человеке и обществе, о труде и профессиях, о правилах и нормах жизни.
Например, при знакомстве с темой «Бюджет семьи» можно предложить проанализировать: «Кто сколько тратит средств? Как распределяются доходы и затраты по дням и неделям месяца? На что идут семейные расходы? Подумайте, какие доходы вы могли бы еще получить, а от каких расходов отказаться».
Занятие по теме «Труд людей. Профессии» предполагает знакомство учащихся с разными профессиями, их месте и роли в обществе. Для лучшего усвоения темы можно провести следующие игры:
Игра «Составь алгоритм»: дан алгоритм действий официанта, нужно либо что-то изменить, либо что-то добавить, убрать, составить свой.
Алгоритм действий официанта:
Поприветствовать посетителей
Предложить меню
Принять заказ
Принести заказ
Пожелать приятного аппетита
Принести счёт
Оплатить счёт и принести сдачу
Попрощаться с посетителями
Игра «Подбери профессию»: детям предлагается подобрать профессию инопланетянам, посетившим нашу землю. Задание лучше выполнять в группах. Нужно описать внешность инопланетянина, можно нарисовать и подобрать соответствующую профессию.
Например, его рост 1метр, у него 2 руки, 2 ноги с тремя пальцами на каждой. Есть третий глаз на затылке. Умеет менять цвет кожи. Кем мог бы быть?(светофором возле школы или детского сада, в цирке- фокусником, спасателем на пляже, ведь у него 3 глаза, водителем)
Игра - путешествие «Город Мастеров»
Сначала нужно объединить профессии в классы по предмету труда.
Человек-техника | Человек-знак | Человек-природа | Человек-художественный образ | Человек-человек |
шофёр | математик | садовник | музыкант | учитель |
слесарь | программист | ветеринар | художник | врач |
машинист | банкир | дрессировщик | писатель | продавец |
Далее, предложить разбить город Мастеров на 5 районов, соответствующих классам профессий, придумать названия районов («умелые руки», «знайки», «натуралисты», «артистический», «помогай»)
Класс делится на 5 групп, каждой из которых даётся район и задание:
-нарисовать план района;
-придумать названия улиц и переулков;
- разместить основные объекты: магазины, предприятия, мастерские;
-придумать вывески и рекламные объявления, которые могли бы встретиться в данном районе;
- «заселить» дома известными литературными персонажами;
- рассказать об образе жизни жителя какого-либо района: какой у него дом, одежда…
- описать типичный день жителя района
Возможные литературные персонажи, наделённые рядом одинаковых способностей:
техника | Самоделкин, Данило-мастер, Железный Дровосек, Марья- Искусница(ловкость,умелые руки) |
знак | Шерлок-Холмс, Знайка, астроном Стекляшкин(логические способности, оригинальность мышления) |
природа | Доктор Айболит, охотник Пулька(любовь к природе) |
Художественный образ | Поэт Цветик и художник Тюбик из Цветочного города(артистические способности, творческое воображение) |
человек | Крокодил Гена, Карандаш, Мальвина(умение разбираться в людях, общаться) |
Игры – инсценировки
Учащиеся в ходе инсценирования переносят на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляют свое мнение и поступки с мнением и поступками других детей. Дети младшего школьного возраста мыслят образами, а через них способны перейти к логическим выводам. По ходу обсуждения сказки учитель может лишь направлять вопросами смысл рассуждений.
Сказка «Лисичка со скалочкой» - рассматриваются понятия «натуральный обмен», «бартер», но так как он был неравноценный, лиса получила по заслугам. Персонаж лисы символизирует образ аферистов, которые приходят к нам в дом, пользуясь нашим доверием. Здесь же рассматривается понятие «выбор» - пустить незнакомую гостью на ночлег или нет. Можно предложить учащимся придумать другое развитие сюжета сказки, если бы лисичку не пустили ночевать.
Игры – путешествия.
Игры – путешествия способствуют развитию у детей толерантности, доброжелательного отношения друг к другу, коллективизма, ответственности за свои действия.
Тема «Бизнес. Предпринимательство» - ученики путешествуют по морю бизнеса и предпринимательства. На пути им приходится преодолевать трудности: акула («конкуренция»), айсберг с обвалившейся верхушкой (обвал рубля, рост доллара), пираты («рэкет и криминальные структуры») Справляясь с ними, учащиеся двигаются к общей цели – острову «Прибыль», пребывание на котором сулит им успех и благосостояние.
Ролевые игры
Ролевые игры, где дети становятся официантами, корреспондентами, архитекторами «понарошку», дают им нешуточный опыт, рассказывают о тонкостях этих профессий, вовлекая во взрослый мир.
Тема: «Ресторанный бизнес» - ученики выполняют роль официантов, поваров, музыкантов. Темы: «Рынок» «Магазин», «Ярмарка» могут также проходить в данной форме, когда импровизированные «продавцы» продают «товары», расхваливая их качества и зазывая «покупателей». Тема: «Газетный бизнес», когда ученики выступают в роли журналистов, наборщиков текста, редакторов, оформителей. Тема: «Строительный бизнес» - ученики изготавливают макеты зданий из бумаги, проектируют застройку своего микрорайона. Процесс игры не только знакомит с новыми понятиями, но и заставляет детей задуматься о будущей профессии, расширяет их кругозор.
Ролевая игра при изучении темы: «Индивидуальный и конвейерный способ производства», где осуществляется практическая работа по изготовлению «пряников» тем и другим способом, развивает у учащихся интерес к предмету, повышает уровень самооценки.
Экскурсии:
На предприятия города
В Аэропорт
В Пожарную часть
За кулисы театра
Овладение экономическими понятиями помогает одаренным детям охватить, увидеть, понять причинно - следственные зависимости, действующие в мире экономики, осознать влияние экономики на жизнь человека, усвоить принципы разумного, логически-обоснованного выбора предпочтительного варианта действий, принятия рациональных решений.
При ознакомлении с экономическими основами профессионального труда у них меняются нравственные позиции по отношению к учебной и трудовой деятельности, к самому себе и к коллективу. Появляется потребность включиться в активную деятельность по овладению разными видами труда и творчества. Учащиеся становятся более успешными, более активными, заинтересованными в высоких результатах.
Литература:
Введение в мир профессий: классные часы, игры, конкурсы 1- 4 классы, автор – составитель: О.Е.Багрова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Автор – составитель: М.М.Воронина. Волгоград: Учитель, 2010
Одаренный ребенок. Проблемы взаимодействия в образовательном социуме. Сборник материалов научно-практического семинара по направлению «Наша новая школа» / под ред. И. Н. Гавриловой – М., 2015.
Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.
«Экономика для младших школьников», Москва, Сасова И.А. «Вита-Пресс», 2002г.
«Экономика», Заиченко Н.А. Санкт-Петербург,2000г.
Экономическая игротека на уроках математики. 1 – 4 классы. Учебная модификационная программа. Составитель: Сафронова Г.А. Волгоград: Учитель, 2003