СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проведение занятий внеурочной деятельности «Школа юного экономиста», как эффективное средство социализации и профессионального самоопределения одаренных детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о том, как посредством использования игр и других приемов на внеурочной деятельности "Школа юного экономиста", способствовать социализации учащихся. Как заложить основы профессионального самоопределения младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Проведение занятий внеурочной деятельности «Школа юного экономиста», как эффективное средство социализации и профессионального самоопределения одаренных детей.»

Проведение занятий внеурочной деятельности «Школа юного экономиста», как эффективное средство социализации и профессионального самоопределения

одаренных детей.

Моргачева Н.Ю.

МБОУ «СОШ №24» г.Абакана

В настоящее время уделяется значительное внимание проблемам обучения одаренных детей. В то же время все более остро встает вопрос о включении данной категории детей в социокультурное пространство, в развитие социальных процессов в целом. Исследователи отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Поэтому изучение социализации одаренных детей является актуальным направлением педагогических исследований.

В педагогической и психологической практике одарённых детей относят к группе риска в связи с трудностями социализации и адаптации, как в самом образовательном учреждении, так и за его пределами. Выпускник школы оказывается в условиях жёсткой конкуренции, где стать успешным можно в случае сочетания интеллекта с личными социальными качествами. Однако одарённые дети чаще других ставят перед собой завышенную планку. Серьезная проблематичность возникает у многих одаренных детей в профессиональной ориентации — к окончанию подросткового периода одаренные юноши и девушки затрудняются с выбором своего призвания. Поэтому ключевым моментом в работе с одаренными детьми должно стать формирование и развитие их способности к самоопределению и самоактуализации, к реализации их исключительных возможностей в будущей профессиональной деятельности.

Способствовать успешному решению проблемы социализации и профессионального самоопределения одаренных детей, по моему мнению, могут занятия внеурочной деятельности «Школа юного экономиста» Программа данного курса призвана помочь детям получить знания о человеке и обществе, о труде и профессиях, о правилах и нормах жизни.


Например, при знакомстве с темой «Бюджет семьи» можно предложить проанализировать: «Кто сколько тратит средств? Как распределяются доходы и затраты по дням и неделям месяца? На что идут семейные расходы? Подумайте, какие доходы вы могли бы еще получить, а от каких расходов отказаться».

Занятие по теме «Труд людей. Профессии» предполагает знакомство учащихся с разными профессиями, их месте и роли в обществе. Для лучшего усвоения темы можно провести следующие игры:


Игра «Составь алгоритм»: дан алгоритм действий официанта, нужно либо что-то изменить, либо что-то добавить, убрать, составить свой.


Алгоритм действий официанта:

  1. Поприветствовать посетителей

  2. Предложить меню

  3. Принять заказ

  4. Принести заказ

  5. Пожелать приятного аппетита

  6. Принести счёт

  7. Оплатить счёт и принести сдачу

  8. Попрощаться с посетителями


Игра «Подбери профессию»: детям предлагается подобрать профессию инопланетянам, посетившим нашу землю. Задание лучше выполнять в группах. Нужно описать внешность инопланетянина, можно нарисовать и подобрать соответствующую профессию.

Например, его рост 1метр, у него 2 руки, 2 ноги с тремя пальцами на каждой. Есть третий глаз на затылке. Умеет менять цвет кожи. Кем мог бы быть?(светофором возле школы или детского сада, в цирке- фокусником, спасателем на пляже, ведь у него 3 глаза, водителем)


Игра - путешествие «Город Мастеров»

Сначала нужно объединить профессии в классы по предмету труда.

Человек-техника

Человек-знак

Человек-природа

Человек-художественный образ

Человек-человек

шофёр

математик

садовник

музыкант

учитель

слесарь

программист

ветеринар

художник

врач

машинист

банкир

дрессировщик

писатель

продавец


Далее, предложить разбить город Мастеров на 5 районов, соответствующих классам профессий, придумать названия районов («умелые руки», «знайки», «натуралисты», «артистический», «помогай»)

Класс делится на 5 групп, каждой из которых даётся район и задание:

-нарисовать план района;

-придумать названия улиц и переулков;

- разместить основные объекты: магазины, предприятия, мастерские;

-придумать вывески и рекламные объявления, которые могли бы встретиться в данном районе;

- «заселить» дома известными литературными персонажами;

- рассказать об образе жизни жителя какого-либо района: какой у него дом, одежда…

- описать типичный день жителя района


Возможные литературные персонажи, наделённые рядом одинаковых способностей:


техника

Самоделкин, Данило-мастер, Железный Дровосек, Марья- Искусница(ловкость,умелые руки)

знак

Шерлок-Холмс, Знайка, астроном Стекляшкин(логические способности, оригинальность мышления)

природа

Доктор Айболит, охотник Пулька(любовь к природе)


Художественный образ

Поэт Цветик и художник Тюбик из Цветочного города(артистические способности, творческое воображение)

человек

Крокодил Гена, Карандаш, Мальвина(умение разбираться в людях, общаться)


Игры – инсценировки

Учащиеся в ходе инсценирования переносят на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляют свое мнение и поступки с мнением и поступками других детей. Дети младшего школьного возраста мыслят образами, а через них способны перейти к логическим выводам. По ходу обсуждения сказки учитель может лишь направлять вопросами смысл рассуждений.

Сказка «Лисичка со скалочкой» - рассматриваются понятия «натуральный обмен», «бартер», но так как он был неравноценный, лиса получила по заслугам. Персонаж лисы символизирует образ аферистов, которые приходят к нам в дом, пользуясь нашим доверием. Здесь же рассматривается понятие «выбор» - пустить незнакомую гостью на ночлег или нет. Можно предложить учащимся придумать другое развитие сюжета сказки, если бы лисичку не пустили ночевать.

Игры – путешествия.

Игры – путешествия способствуют развитию у детей толерантности, доброжелательного отношения друг к другу, коллективизма, ответственности за свои действия.

Тема «Бизнес. Предпринимательство» - ученики путешествуют по морю бизнеса и предпринимательства. На пути им приходится преодолевать трудности: акула («конкуренция»), айсберг с обвалившейся верхушкой (обвал рубля, рост доллара), пираты («рэкет и криминальные структуры») Справляясь с ними, учащиеся двигаются к общей цели – острову «Прибыль», пребывание на котором сулит им успех и благосостояние.


Ролевые игры

Ролевые игры, где дети становятся официантами, корреспондентами, архитекторами «понарошку», дают им нешуточный опыт, рассказывают о тонкостях этих профессий, вовлекая во взрослый мир.

Тема: «Ресторанный бизнес» - ученики выполняют роль официантов, поваров, музыкантов. Темы: «Рынок» «Магазин», «Ярмарка» могут также проходить в данной форме, когда импровизированные «продавцы» продают «товары», расхваливая их качества и зазывая «покупателей». Тема: «Газетный бизнес», когда ученики выступают в роли журналистов, наборщиков текста, редакторов, оформителей. Тема: «Строительный бизнес» - ученики изготавливают макеты зданий из бумаги, проектируют застройку своего микрорайона. Процесс игры не только знакомит с новыми понятиями, но и заставляет детей задуматься о будущей профессии, расширяет их кругозор.

Ролевая игра при изучении темы: «Индивидуальный и конвейерный способ производства», где осуществляется практическая работа по изготовлению «пряников» тем и другим способом, развивает у учащихся интерес к предмету, повышает уровень самооценки.

Экскурсии:

  • На предприятия города

  • В Аэропорт

  • В Пожарную часть

  • За кулисы театра

Овладение экономическими понятиями помогает одаренным детям охватить, увидеть, понять причинно - следственные зависимости, действующие в мире экономики, осознать влияние экономики на жизнь человека, усвоить принципы разумного, логически-обоснованного выбора предпочтительного варианта действий, принятия рациональных решений.

При ознакомлении с экономическими основами профессионального труда у них меняются нравственные позиции по отношению к учебной и трудовой деятельности, к самому себе и к коллективу. Появляется потребность включиться в активную деятельность по овладению разными видами труда и творчества. Учащиеся становятся более успешными, более активными, заинтересованными в высоких результатах.



Литература:

  1. Введение в мир профессий: классные часы, игры, конкурсы 1- 4 классы, автор – составитель: О.Е.Багрова и др. – Волгоград: Учитель, 2009

  2. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Автор – составитель: М.М.Воронина. Волгоград: Учитель, 2010

  3. Одаренный ребенок. Проблемы взаимодействия в образовательном социуме. Сборник материалов научно-практического семинара по направлению «Наша новая школа» / под ред. И. Н. Гавриловой – М., 2015.

  4. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.

  5. «Экономика для младших школьников», Москва, Сасова И.А. «Вита-Пресс», 2002г.

  6. «Экономика», Заиченко Н.А. Санкт-Петербург,2000г.

  7. Экономическая игротека на уроках математики. 1 – 4 классы. Учебная модификационная программа. Составитель: Сафронова Г.А. Волгоград: Учитель, 2003