СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по литературе 5 класс Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по литературе 5 класс Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"»

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 5 класс

Вариант 2.

Ухватился за шест, велел Дине держать, полез. Раза два он обрывался, — колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеется. Взял Жилин шест и говорит:— Снеси на место, Дина, а то хватятся, — прибьют тебя. Потащила она шест, а Жилин под гору пошел. Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки выворачивать. А замок крепкий, — никак не собьет, да и неловко. Слышит, бежит кто-то с горы, легко попрыгивает. Думает: «верно, опять Дина». Прибежала Дина, взяла камень и говорит:— Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала. Принялся опять Жилин за замок, а Дина села подле него на корточках, за плечо его держит. Оглянулся Жилин, видит — налево за горой зарево красное загорелось, месяц встает. «Ну, — думает, — до месяца надо лощину пройти, до лесу добраться». Поднялся, бросил камень. Хоть в колодке, — да надо идти.— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду. Ухватилась за него Дина: шарит по нем руками, ищет — куда бы лепешки ему засунуть. Взял он лепешки.— Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове.Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте слышно — монисты в косе по спине побрякивают. Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке, чтобы не бренчал, пошел по дороге, — ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает, где месяц встает. Дорогу он узнал. Прямиком идти верст восемь. Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет. Перешел он речку, — побелел уже свет за горой. Пошел лощиной, идет, сам поглядывает: не видать еще месяца. Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползет под гору тень, всё к нему приближается. Идет Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, — бело, светло совсем, как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло всё. Только слышно внизу речка журчит. Дошел до лесу — никто не попался. Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать. Отдохнул, лепешку съел. Нашел камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки избил, а не сбил. Поднялся, пошел по дороге. Прошел с версту, выбился из сил, — ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, — думает, — буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, — лягу в лесу, переднюю, а ночью опять пойду».

  1. Почему Дина помогала Жилину? Почему так переживала во время побега?

  2. Запишите не менее 2-х качеств главного героя. Приведите пример из текста.



Качество героя

Пример из текста







  1. Кем был герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Костылин?

  1. офицером; 3) крестьянином;

  2. татарином; 4) простым солдатом.

  1. .Кому в рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого принадлежат следующие слова: «А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак.»?

  1. Костылину; 3) татарину;

  2. Жилину; 4) работнику.

  1. .Какой выкуп первоначально просил татарин за пленного Жилина в рассказе «Кавказский пленник»?

  1. пятьсот рублей; 3) две тысячи рублей;

  2. тысячу рублей; 4) три тысячи монет.

  1. .Как звали татары Жилина в плену в рассказе Л. II. Толстого «Кавказский пленник»?

  1. русский; 3) Иван;

  2. пленный; 4) Жилин.

  1. .Кто помог Жилину бежать из плена в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

  1. Дина;

  1. никто не помогал;

  1. Костылин;

  1. соседский мальчишка.

  1. .Кто в рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого говорит такие слова: «Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?» ?

  1. Жилин; 3) солдат;

  2. Костылин; 4) татарин.

  1. .Что такое идея в художественном произведении?

  1. последовательно расположенные события в художественном произведении;

  2. главная мысль художественного произведения;

  3. то, о чем повествуется в художественном произведении;

  4. главные события в художественном произведении.

  1. Какие качества показал Жилин в плену?
    1) легкомыслие, глупость,
    2) трусость, подлость,
    3) смелость, ответственность,



C1 В чем состоит смысл говорящих фамилий ЖИЛИН и КОСТЫЛИН и как это раскрывается в повествовании?