Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 5 класс
Вариант 2.
Ухватился за шест, велел Дине держать, полез. Раза два он обрывался, — колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеется. Взял Жилин шест и говорит:— Снеси на место, Дина, а то хватятся, — прибьют тебя. Потащила она шест, а Жилин под гору пошел. Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки выворачивать. А замок крепкий, — никак не собьет, да и неловко. Слышит, бежит кто-то с горы, легко попрыгивает. Думает: «верно, опять Дина». Прибежала Дина, взяла камень и говорит:— Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала. Принялся опять Жилин за замок, а Дина села подле него на корточках, за плечо его держит. Оглянулся Жилин, видит — налево за горой зарево красное загорелось, месяц встает. «Ну, — думает, — до месяца надо лощину пройти, до лесу добраться». Поднялся, бросил камень. Хоть в колодке, — да надо идти.— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду. Ухватилась за него Дина: шарит по нем руками, ищет — куда бы лепешки ему засунуть. Взял он лепешки.— Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове.Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте слышно — монисты в косе по спине побрякивают. Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке, чтобы не бренчал, пошел по дороге, — ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает, где месяц встает. Дорогу он узнал. Прямиком идти верст восемь. Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет. Перешел он речку, — побелел уже свет за горой. Пошел лощиной, идет, сам поглядывает: не видать еще месяца. Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползет под гору тень, всё к нему приближается. Идет Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, — бело, светло совсем, как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло всё. Только слышно внизу речка журчит. Дошел до лесу — никто не попался. Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать. Отдохнул, лепешку съел. Нашел камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки избил, а не сбил. Поднялся, пошел по дороге. Прошел с версту, выбился из сил, — ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, — думает, — буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, — лягу в лесу, переднюю, а ночью опять пойду».
Почему Дина помогала Жилину? Почему так переживала во время побега?
Запишите не менее 2-х качеств главного героя. Приведите пример из текста.
Качество героя | Пример из текста |
| |
| |
Кем был герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Костылин?
офицером; 3) крестьянином;
татарином; 4) простым солдатом.
.Кому в рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого принадлежат следующие слова: «А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак.»?
Костылину; 3) татарину;
Жилину; 4) работнику.
.Какой выкуп первоначально просил татарин за пленного Жилина в рассказе «Кавказский пленник»?
пятьсот рублей; 3) две тысячи рублей;
тысячу рублей; 4) три тысячи монет.
.Как звали татары Жилина в плену в рассказе Л. II. Толстого «Кавказский пленник»?
русский; 3) Иван;
пленный; 4) Жилин.
.Кто помог Жилину бежать из плена в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?
Дина;
никто не помогал;
Костылин;
соседский мальчишка.
.Кто в рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого говорит такие слова: «Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?» ?
Жилин; 3) солдат;
Костылин; 4) татарин.
.Что такое идея в художественном произведении?
последовательно расположенные события в художественном произведении;
главная мысль художественного произведения;
то, о чем повествуется в художественном произведении;
главные события в художественном произведении.
Какие качества показал Жилин в плену?
1) легкомыслие, глупость,
2) трусость, подлость,
3) смелость, ответственность,
C1 В чем состоит смысл говорящих фамилий ЖИЛИН и КОСТЫЛИН и как это раскрывается в повествовании?