СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочные работы в формате ОГЭ по теме "Средства выразительности". Задание № 3.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит 3 варианта тестовых заданий по изобразительно-выразительным средствам языка в формате ОГЭ. Подходят для индивидуальной работы в ходе проверки знаний и умений по теме.

Просмотр содержимого документа
«Проверочные работы в формате ОГЭ по теме "Средства выразительности". Задание № 3.»

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области




ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

В ФОРМАТЕ ОГЭ

ПО ТЕМЕ

«СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ» (ЗАДАНИЕ № 3)


3 ВАРИАНТА








Учитель русского языка и литературы

первой категории Алтухова М. И.



ВАРИАНТ I.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.

2) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

3) Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить…

4) Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди.

Ответ: ________________________________.


2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной холодной поверхности.

2) И все ребята подняли за нею руки – целый лес рук витал над их головами.

3) Сомову – самый жестокий бойкот!

4) Ленка медленно приближалась к Димке.

Ответ: ________________________________.


3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».

2) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.

3) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча.

4) От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного.

Ответ: ________________________________.


4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным малахитом.

2) Ворота эти ведут в царство валежника.

3) Щепки клюют меня.

4) Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.

Ответ: ________________________________.



5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.

4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

Ответ: ________________________________.


6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.

2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.

3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

Ответ: ________________________________.



7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.

2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.

3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.

Ответ: ________________________________.



8. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.

3) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.

4) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...

Ответ: ________________________________.



9. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.

2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.

3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

Ответ: ________________________________.



10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Никто из семьи Брянцевых не был лично знаком с юным Паганини, и всё же папа посмел утверждать, что у того было бледное, худое, вытянутое лицо, обрамлённое чёрными смоляными волосами.

А для всех остальных глаза Олега источали полнейшее спокойствие и лишь иногда еле заметно искрились лукавством.

Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что с таким абсолютным слухом необходимо учиться музыке.

Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу.

Ответ: ______________________________.



11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

Мне даже показалось, что со мной не чужие люди, а беспокойная мама.

Поднимая на плечи свой рюкзак, я с удивлением заметила, что он стал каменно-тяжёлым. 

Если смотреть на карту, то я, наверное, сейчас как раз в середине нашей страны.

Но стоит споткнуться, в нерешительности остановиться – сразу же со всех сторон тянутся руки, а двери часто, словно волшебные, сами открываются. 

Ответ: ______________________________.



12. Укажите предложения, в которых средством выразительности является фразеологизм.

Баба Настасья изумлённо посмотрела на ребят.

И от этого родного запаха щемит сердце.

У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне.

Ответ: ______________________________.



13. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

1) (35)– Пожалуйста,– Гришка пожал плечами.

2) (46)– Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя.

3) (58)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому.

4) (63) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.

Ответ: ______________________________.



14. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

Ржавые танковые колёса врезались глубоко в землю и уже обросли травой.

Ему ни капли не было жалко фашиста.

Михаська представил, как этот танк кинут в огромную кипящую печь и он тотчас исчезнет, расплавится, сделается жидким…

Он думал, будет что-то необыкновенное, удивительное.

Ответ: ______________________________.



15. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнительный оборот.


На арену вывели лошадь, и Али Махмуд поднял её так просто, будто лошадь игрушечную, потом так же легко пронёс по арене шест, на каждом конце которого висело по трое мужчин.

Много боли и мучений пришлось вынести Юлию, но через два месяца он уже делал без перерыва пятнадцать подтягиваний…

Он вовсе не ожидал, что его удар окажется таким могучим.

Маленький, тщедушный Юла восторженно следил за каждым движением могучего Али Махмуда.

Ответ: ______________________________.




ВАРИАНТ II

1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх.

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.

Ответ: ______________________________.


2. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты.

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек.

Ответ: ______________________________.


3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Пушкин сам слышал звонкий, напряжённый свой голос и сам ему повиновался.

2) Усадьба, где прошло детство Михаила Лермонтова, окружена живописными прудами.

3) Осенью лес молчит.

4) Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

Ответ: ______________________________.


4. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры.

2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне.

3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое.

4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло.

Ответ: ______________________________.


5. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги.

2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром.

3) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.

Ответ: ______________________________.


6. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара.

2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана.

3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса.

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

Ответ: ______________________________.



7.Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение?

1)По полю закурилась жидкая роса, и ни кусты, ни телеграфные столбы уже не бросали теней.

2)Всё сгладилось и сровнялось в сером предутреннем свете.

3)Угомонилась и ночная птица, пугавшая своими серыми бесшумными крылами встречных путников, внезапно перелетая дорогу чуть не по самой земле.

4)Беспомощно и тоскливо взирала луна на зардевшийся восток и медленно утопала, бледная, за горизонтом.

Ответ: ______________________________.



8. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья.

2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке.

3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты.

4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь.

Ответ: ______________________________.



9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

2)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку.

3) Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок.

4)Поэтому, говорят, нигде нет таких широких и ярких радуг, как там.

Ответ: ___________________________



10. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев.

2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке.

3) Майское утро дышало особенной прелестью.

4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину.

Ответ: ______________________________.




11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Прилег я на седло, поручил себе аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети.

2) Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича.

3) А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!

4) Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.

Ответ: ___________________________



12. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба.

2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом.

3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм.

4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы.

Ответ: ___________________________



13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1)Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи.

2)Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным.

3)Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, запросто организованное сверху самим же учителем.

4)И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеётся.

Ответ: ___________________________



14. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом.

2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями.

3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее.

4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города.

Ответ: ___________________________



15. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)В дымке минувших времён скрыто язычество.

2)Все мы стали умными, образованными, всепонимающими и знающими.

3)Почему хлеб, когда есть деликатесы, повкуснее и подороже?

4)Немало подобных, неподвластных здравому смыслу мелочей сопровождает нас всю жизнь при самых различных обстоятельствах.

Ответ: ___________________________




ВАРИАНТ III

1.Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега.

2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи.

3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок.

4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья.

Ответ: ___________________________


2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Все дети моего поколения мечтали о романтических профессиях – от космонавта до покорителя целинных земель.

2) Главную леди в спектакле играла, как указано было в программке, «Засл. арт. респ.».

3) С тех пор мечта моя потускнела и сменила русло.

4) Я мечтала быть леди два месяца, пока в наш город не приехал театр с пьесой Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным».

Ответ: ___________________________


3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Хорошо на свете жить, когда у тебя дела есть, когда руки у тебя хваткие; от этого даже в пасмурный день на душе светло и весело.

2) Смотрит Алёша – деревянная скамейка стоит, в землю вкопанная, почернела от времени, столбики мохом поросли.

3) Глядит дед и глазам своим не верит: щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.

4)Глаза у внука были ясные и счастливые.

Ответ: ___________________________


4.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».

2) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.

3) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча.

4) От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного.

Ответ: ___________________________


5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Редактор утвердительно кивнул головой и сел рядом с Гвоздевым.

2) Славная девчурка была...

3) Шуму было — страсть!

4) Вздыхал ветер — и все эти слабые звуки тонули в меланхоличном шорохе листвы.

Ответ: ___________________________


6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический.

2) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.

3) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки.

4) "Где вы нашли такую красотку? - восторженно спросила попечительница.

Ответ: ___________________________


7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является устойчивое сравнение.

1) Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».

2) Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо…

3) Олень стоял как изваяние.

4)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз.

Ответ: ___________________________


8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) В одном месте на просеке выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником.

2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

3) И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа.

4) Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

Ответ: ___________________________


9. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

1) Вовка медленно зашагал к чёрному входу и замер.

2) Он зажмурил глаза, досчитал до пяти и вошёл.

3) Его охватила холодная, как вода, тьма.

4) Сердце стучало у самого горла...

Ответ: ___________________________


10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Если вы захотите еще немного подождать, - сказал я, - то будете иметь удовольствие увидаться со старым приятелем...

2) Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге.

3) Славная страна для охоты!.. А бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

4) Эти слова были произнесены с иронической улыбкой.

Ответ: ___________________________





11. кажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Двенадцатилетняя Тиночка Руднева влетела, как разрывная бомба, в комнату, где ее старшие сестры одевались с помощью двух горничных к сегодняшнему вечеру.

2) Старый пьяница, но глубокий знаток своего дела, Акинфыч сначала обыкновенно долго не соглашался и ворчал на депутацию.

3) Она не выносила никакого шума и относилась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением.

4) Девочек постоянно навещали подруги всевозможных возрастов, начиная от Катиных сверстниц, приводивших с собою в гости своих кукол, и кончая приятельницами Лидии.

Ответ: ___________________________


12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Вы знаете, как мне больно вас огорчать отказом...

2) Юрий слышал, как он говорил на ходу о чем-то просившему его хозяину:

3) Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ.

4) Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих.

Ответ: ___________________________

13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Это неприятно удивило его, но тут Коля оказался перед собственным подъездом и на одном дыхании влетел на пятый этаж.

2) Коля прошелся по комнате, поскрипел в свое удовольствие.

3) Наша Верочка тоже хороша, но Валя — просто красавица.

4) Нужный ему поезд отходил в семь вечера, что было совершенно невозможно.

Ответ: ___________________________


14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув с себя рыхлый снег, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи…

2) Жёлтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.

3) Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

4) Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощ, цветы, ягоды.

Ответ: ___________________________


15. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.

1) А рядом на клумбе полыхал большой костер маков.

2) И у людей так бывает.

3) Ах озорник ты этакий!

4) Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Ответ: ___________________________