СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психофизиология

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психофизиология»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Цель: ознакомить студентов с психофизиологическими изменениями, развивающимися в процессе учёбы в организме и использовать эти знания в повышении уровня интеллекта и успеваемости в учебном процессе.  З А Д А Ч И:   1. ПОКАЗАТЬ РОЛЬ ВЕДУЩИХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.   2. ОЗНАКОМИТЬ С ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ ОБУЧЕНИЯ И РЕАКЦИЙ НА НИХ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТА.   3. ОТМЕТИТЬ ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТА.   4. ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ВЛИЯНИИ НА НЕЁ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ.   5. ПОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ.

Цель: ознакомить студентов с психофизиологическими изменениями, развивающимися в процессе учёбы в организме и использовать эти знания в повышении уровня интеллекта и успеваемости в учебном процессе.

З А Д А Ч И: 1. ПОКАЗАТЬ РОЛЬ ВЕДУЩИХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. 2. ОЗНАКОМИТЬ С ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ ОБУЧЕНИЯ И РЕАКЦИЙ НА НИХ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТА. 3. ОТМЕТИТЬ ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТА. 4. ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ВЛИЯНИИ НА НЕЁ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ. 5. ПОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ.

Составляя всего 2-2,5 % от общей массы тела, головной мозг интенсивно потребляет кислород (20-25 % всего используемого организмом), что обеспечивает высокую работоспособность . В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНАЯ НАГРУЗКА ПАДАЕТ НА ГОЛОВНОЙ МОЗГ.

Составляя всего 2-2,5 % от общей массы тела, головной мозг интенсивно потребляет кислород (20-25 % всего используемого организмом), что обеспечивает высокую работоспособность

.

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНАЯ НАГРУЗКА ПАДАЕТ НА ГОЛОВНОЙ МОЗГ.

 УМСТВЕННАЯ РАБОТА СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ, ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ВЕГЕТАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ, ИЗМЕНЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА, МОРФОЛОГИЧЕСКОГО И БИОХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА КРОВИ.

УМСТВЕННАЯ РАБОТА СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ, ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ВЕГЕТАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ, ИЗМЕНЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА, МОРФОЛОГИЧЕСКОГО И БИОХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА КРОВИ.

 Во время умственной работы большую нагрузку испытывает и сердечно-сосудистая система.  Так, исследования показали, что при относительно спокойной умственной работе частота сердечных сокращений у студентов в среднем составляет 77 уд. в минуту. При средней степени напряжённости она достигает 83 уд. в минуту, а при высокой – 93 уд. в мин.  Изменяются и другие гемодинамические показатели: артериальное давление, систолический и минутный объёмы крови.

Во время умственной работы большую нагрузку испытывает и сердечно-сосудистая система.

Так, исследования показали, что при относительно спокойной умственной работе частота сердечных сокращений у студентов в среднем составляет 77 уд. в минуту. При средней степени напряжённости она достигает 83 уд. в минуту, а при высокой – 93 уд. в мин.

Изменяются и другие гемодинамические показатели: артериальное давление, систолический и минутный объёмы крови.

Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние студента Объективные:  среда жизнедеятельности и общественного труда студента, возраст, пол, состояние здоровья, общая учебная нагрузка, отдых . Субъективные:  знания у студента, профессиональные способности, мотивация учения, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, психофизиологические возможности, личностные качества, способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние студента

  • Объективные: среда жизнедеятельности и общественного труда студента, возраст, пол, состояние здоровья, общая учебная нагрузка, отдых .
  • Субъективные: знания у студента, профессиональные способности, мотивация учения, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, психофизиологические возможности, личностные качества, способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

 ФАКТОРЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТА   1.Продолжительный рабочий день. 2. Нарушение отдыха . 3. Сокращение времени пребывания на свежем воздухе. 4. Плохая организация учебного труда. 5.  Большой объём информации . 6. Нерегулярное питание. 7. Перегрузка аппарата зрения.  8. Отрицательное влияние вынужденной («сидячей») позы. 9. Дефицит двигательной активности.

ФАКТОРЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТА

1.Продолжительный рабочий день.

2. Нарушение отдыха .

3. Сокращение времени пребывания на свежем воздухе.

4. Плохая организация учебного труда.

5. Большой объём информации .

6. Нерегулярное питание.

7. Перегрузка аппарата зрения.

8. Отрицательное влияние вынужденной («сидячей») позы.

9. Дефицит двигательной активности.

 УРОВНИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ  К УЧЕБНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ   Дидактический Социально-психологический Социально-психологический Профессиональный Профессиональный Профессиональный

УРОВНИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ

  • Дидактический
  • Социально-психологический
  • Социально-психологический
  • Профессиональный
  • Профессиональный
  • Профессиональный

       Работоспособность  – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Работоспособность – это способность

человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ Физиологического характера состояние здоровья, функциональное состояние органов, систем); Физичес кого характера Физичес кого характера санитарно-гигиенические условия рабочего места: освещённость, температура, влажность, уровень шума и др. санитарно-гигиенические условия рабочего места: освещённость, температура, влажность, уровень шума и др. Психического характера  Психического характера  Психического характера   самочувствие, настроение, мотивация.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

  • Физиологического характера

состояние здоровья, функциональное состояние

органов, систем);

  • Физичес кого характера
  • Физичес кого характера

санитарно-гигиенические условия рабочего места: освещённость, температура, влажность, уровень шума и др.

  • санитарно-гигиенические условия рабочего места: освещённость, температура, влажность, уровень шума и др.
  • Психического характера
  • Психического характера
  • Психического характера

самочувствие, настроение, мотивация.

ПЕРИОДЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА     Первый Второй - врабатывания - Третий Четвертый оптимальной (устойчивой) работоспособности - Пятый и шестой полной компенсации - неустойчивой компенсации - прогрессивное снижение работоспособности

ПЕРИОДЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА

Первый

Второй

-

врабатывания

-

Третий

Четвертый

оптимальной (устойчивой) работоспособности

-

Пятый и шестой

полной компенсации

-

неустойчивой компенсации

-

прогрессивное снижение работоспособности

  Утомление  – это функциональное состояние, временно возникшее под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящее к снижению её эффективности.  Усталость  – субъективное ощущение утомления .

  • Утомление – это функциональное состояние, временно возникшее под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящее к снижению её эффективности.
  • Усталость – субъективное ощущение утомления .

Характеристика степени утомления при умственном труде Объект наблюдения У т о м л е н и е незначительное Внимание значительное Редкие отвлечения. Поза Движения резкое Рассеянное, частые отвлечения. Непостоянная. Потягивание ног, выпрямление туловища. Интерес к новому материалу Точные. Частая смена позы, облокачивания, поддерживание головы руками. Ослабленное. Реакции на новые раздражители отсутствуют. Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула. Неуверенные, замедленные. Живой интерес, задавание вопросов. Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка. Слабый интерес, отсутствие вопросов. Полное отсутствие интереса, апатия.

Характеристика степени утомления при умственном труде

Объект наблюдения

У т о м л е н и е

незначительное

Внимание

значительное

Редкие отвлечения.

Поза

Движения

резкое

Рассеянное, частые отвлечения.

Непостоянная. Потягивание ног, выпрямление туловища.

Интерес к новому материалу

Точные.

Частая смена позы, облокачивания, поддерживание головы руками.

Ослабленное. Реакции на новые раздражители отсутствуют.

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула.

Неуверенные, замедленные.

Живой интерес, задавание вопросов.

Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка.

Слабый интерес, отсутствие вопросов.

Полное отсутствие интереса, апатия.

СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИ УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ Рациональное чередование труда и отдыха Физические упражнения «Малые формы» физической культуры Плановые занятия физкультурой на кафедре, а также спортом в различных секциях Психическая саморегуляция

СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИ УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ

  • Рациональное чередование труда и отдыха
  • Физические упражнения
  • «Малые формы» физической культуры
  • Плановые занятия физкультурой на кафедре, а также спортом в различных секциях
  • Психическая саморегуляция

Важным моментом эффективности трудового процесса и сохранения здоровья студента является чередование труда и отдыха. И.М. Сеченовым установлена роль активного отдыха – контрастная смена умственного труда физическим .

Важным моментом эффективности трудового процесса и сохранения здоровья студента является чередование труда и отдыха. И.М. Сеченовым установлена роль активного отдыха – контрастная смена умственного труда физическим .

Исключительную роль в сохранении и повышении умственной работоспособности играют физические упражнения . Импульсы, идущие от напряжённой мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают поддерживать нужный тонус организма Физические упражнения применяются в малых формах (физкультурные паузы и физкультурные минутки) и  Плановых занятиях физической культурой на кафедре, а также спортом в различных секциях

Исключительную роль в сохранении и повышении умственной работоспособности играют физические упражнения . Импульсы, идущие от напряжённой мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают поддерживать нужный тонус организма

  • Физические упражнения применяются в малых формах (физкультурные паузы и физкультурные минутки) и

  • Плановых занятиях физической культурой на кафедре, а также спортом в различных секциях

 В целях регуляции психоэмоционального и функционального состояния студентов можно использовать: дыхательные упражнения (способствуют повышению насыщения крови кислородом, а через неё – мышц, тканей, органов); циклические упражнения , выполняемые с умеренной нагрузкой (ЧСС 120-140 уд. в мин). Среди них особенно эффективны ходьба, бег, плавание, пешеходные и велосипедные прогулки. утренняя гимнастика , позволяющая студенту более эффективно входить в учебно-трудовой день

В целях регуляции психоэмоционального и функционального состояния студентов можно использовать:

  • дыхательные упражнения (способствуют повышению насыщения крови кислородом, а через неё – мышц, тканей, органов);
  • циклические упражнения , выполняемые с умеренной нагрузкой (ЧСС 120-140 уд. в мин). Среди них особенно эффективны ходьба, бег, плавание, пешеходные и велосипедные прогулки.
  • утренняя гимнастика , позволяющая студенту более эффективно входить в учебно-трудовой день

В арсенале средств повышения работоспособности студента определённое место занимают средства психической стимуляции .

В арсенале средств повышения работоспособности студента определённое место занимают средства психической стимуляции .

Средства психической стимуляции

Средства психической стимуляции

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ