СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические аспекты формирования классного коллектива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный коллектив, в котором ребенок проводит не один год самого благоприятного для формирования личности периода жизни, имеет большое значение и развивается по определенным законам.

Просмотр содержимого документа
«Психологические аспекты формирования классного коллектива.»

МБОУ лицей с. Хлевное





Работа по самообразованию Классного руководителя Щеглова Н. С.





Тема: Психологические аспекты формирования классного коллектива.



























2015 г.


Психологические аспекты формирования классного коллектива.


Индивидуальность ребенка формируется в результате последовательного включения его в различные коллективы, общности, группы, причем сила группового воздействия на индивидуальность велика и неоднозначна. Классный коллектив, в котором ребенок проводит не один год самого благоприятного для формирования личности периода жизни, имеет большое значение и развивается по определенным законам.

Разными психологическими школами и исследователями выделяется множество частных классификаций групп, среди них выделено понятие "малая группа". Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени их существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно, можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

Дьячкова С.П. и Павлова Л.Е в своих работах рассматривают теоретическую возможность считать классный коллектив малой группой. По их мнению, как модель, малая группа представляет собой небольшое по численности объединение людей, в котором выполняются 2 условия: непосредственное общение лицом к лицу и общие цели. Классный коллектив представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом общающихся между собой. Стало быть, одному условию школьный класс вполне отвечает, чего нельзя сказать о втором - наличие общих целей. Такая цель, как получение знаний, которая, кстати, в педагогической практике все время "априори" считалась общей целью классного коллектива, таковой считаться не может. У каждого школьника свое представление о цели пребывания в школе и способах ее достижения, ведущая деятельность каждого сугубо индивидуальна и по сути, и по форме. Следовательно, можно сделать вывод, что не каждый класс может считаться коллективом (или малой группой, на языке социальной психологии), но он имеет такую возможность - по мере своего развития сформироваться в социальную общность, объединенную общими целями и совместной деятельностью. Такая группа способствует формированию у каждого участника чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь.

Если у классного коллектива изначально нет общих целей, то следует вывод, что эти цели нужно создавать искусственно, извне, под умелым руководством педагога. Это и является сущностью воспитательной работы классного руководителя - формирование из аморфной массы одноклассников, вынужденных находиться в стенах одного кабинета, единого коллектива, который оказывает положительное влияние на каждого своего члена. Искусственное создание общих целей - дело непростое, так как они должны соотноситься с индивидуальными потребностями и целями людей, входящих в сообщество, должны обладать мощным побудительным потенциалом и должны быть действительно общими, чтобы на их основе можно было объединить людей в "Мы". Для школьного класса это открывает возможность превращения в малую группу, коллектив, но это также предполагает наличие мудрых и умелых взрослых, которые преобразуют возможность в реальность.

Если классным руководителем не проводится работа по созданию коллектива, то такому классу в большинстве случаев присущи усеченные или просто слаборазвитые лидерские структуры, множество конфликтов эмоционального характера между детьми, незначительное число диад (пар) и триад (троек), которые можно охарактеризовать как совместимые или сработанные. Особенностью несформированного коллектива является чрезвычайно низкая сопротивляемость существующих отношений деструктивным конфликтам. Нужно совсем немного, чтобы отношения в классе стали невероятно напряженными, все налаженные связи пришли в состояние коллапса. И дело не только и не столько в возрасте, сколько в отсутствии тех устойчивых, налаженных связей между членами группы, которые рождаются в условиях общей деятельности и ее целей, разделяемых большинством.

Такие цели, конечно, могут возникать самопроизвольно, благодаря тому, что люди длительное время сосуществуют в одном пространстве. Часто они "обречены" сотрудничать ради выживания, создания нормальных соседских отношений. Если цели извне не приходят, сами дети в состоянии породить немногое: конкуренция с другим классом, объединение для противостояния какому-то учителю, общее увлечение "компами", "фишками" и т.д. Подобные цели превращают класс или его часть в психологическую общность лишь на непродолжительное время.

Несформированному коллективу присуща определенная структура эмоциональных предпочтений (социометрическая). Возникает эта структура часто по половому признаку, по признаку успешности в учебной деятельности (в среднем звене) и по предпочтениям учителя (в младшем классе). Во многих случаях ее характеризует внутренняя несбалансированность, конфликтность отношений как между микрогруппами, так и внутри них. Структура неустойчива, в значительной мере зависит от текущих событий и от отношений, а цементировать (подпирать) ее нечем: система деловых отношений практически отсутствует. Реальных лидеров в таком классе во многих случаях просто нет, так как нет ситуации, предполагающих совместную деятельность, нет опыта лидирования даже у тех детей, личные качества и потребности которых делают их склонными к управлению группой сверстников.

Для школьного класса с неразвитым коллективом типичны эмоциональные конфликты ("вот не нравишься ты мне, и все!") и ценностные противоречия. Последние связаны с тем, что ученики ориентированы на различные, подчас противоположные по своим устремлениям внешние референтные группы. Взаимодействуя в классе, они неизбежно попадают в ситуации конфликта мнений, ценностей, представлений. Излюбленный и повсеместно распространенный способ решения таких конфликтов - выбор "козла отпущения". Им становится ученик, находящийся в роли отверженного, реже - учитель или классный руководитель, иногда школа как таковая.

Работая с классом как особым видом социальной общности, можно опереться и на модель, полученную экспериментальным путем американскими исследователями Стэнфордом и Роарком. Они установили, что развитие класса как группы проходит несколько этапов:

1. Формирование представлений учащихся о классе и друг о друге. Структура отношений складывается в основном из диад, триад. Учитель воспринимается как основной авторитет.

2. Формирование групповых норм образа группы как целого в представлениях учащихся.

3. Этап межличностных конфликтов, которые возникают из-за стремления учеников вырваться из-под опеки взрослого (учителя) в решении вопросов, касающихся жизни класса.

4. Первый опыт решения внутригрупповых конфликтов приводит к развитию сплоченности и солидарности.

5. Впервые возникают элементы сложившейся группы с выраженным чувством "Мы". Доминируют учебная активность и учебные цели.

6. Доминирование эмоциональной активности, переоценка групповых норм, класс "закрывается" для взрослого руководителя.

7. Высший этап зрелости: группа открыта для проявления и разрешения конфликтов, уровень групповой сплоченности достаточно высок.

Обращает на себя внимание, что 5-ый этап удобен для педагога с точки зрения управления ученическим коллективом. Поэтому у классных руководителей возникает неосознанное стремление затормозить класс на этой ступени развития, так как дальше ситуация для них усложнится.

К сожалению, в своих работах Стэнфорд и Роарк не говорят о том, как и благодаря чему, класс может достигнуть самых высоких уровней развития, однако опыт работы позволяет предположить, что само собой это не происходит.

Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентаций составляющих культурное общество. Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

В развитом детском коллективе в ходе совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами. В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий.

В сформированном коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решения, прогнозирования и планирования будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности: по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов, в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношений симпатий и антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы. Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

Превращение класса в высокоразвитую малую группу возможно в процессе целенаправленной развивающей работы педагога и психолога. Возможности педагога - прежде всего в создании разнообразных форм коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально-значимая деятельность класса и т.д. Психологическая работа позволяет формировать чувство "Мы", развивать сплоченность, поднимать уровень взаимного доверия (тренинговые ситуации, ролевые и деловые игры).

В соединении усилий педагога и психолога видится основная возможность превращения класса в детский коллектив, объединенный интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний.


Литература:

  1. http://www.churap.ru/god2010/Arxiv/Arxiv_CIT_1997_2008/Arxiv/dist2002/RDRMC.htm

  2. http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika_-_maksimyuk_sp/robota_klasnogo_kerivnika_formuvannya_uchnivskogo_kolektivu.htm