СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности младших подростков.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопровождающая презентация для родительского собрания(1)

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности младших подростков.»

Психологические особенности младших подростков Выполнила  учитель изо  Селезнева Н.С.

Психологические особенности младших подростков

Выполнила учитель изо Селезнева Н.С.

Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка)    Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости

Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка)

Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости

Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.
  • Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения
  • В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе). В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
  • Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).
  • В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
 Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте). Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
  • Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
  • Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
  • Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
Основные задачи развития в этот период: формирование нового уровня мышления , логической памяти, избирательного, устойчивого внимания; формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов; формирование интереса к другому человеку как к личности; развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;

Основные задачи развития в этот период:

  • формирование нового уровня мышления , логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
  • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
развитие чувства взрослости; развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания; развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям; формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
  • развитие чувства взрослости;
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
Особенность, черта характера Положительное проявление 1. Появление чувства взрослости Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое 2. Начало

Особенность, черта характера

Положительное проявление

1. Появление чувства взрослости

Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое

2. Начало "ценностного конфликта"

Отрицательное проявление

Отстаивание собственного понимания взглядов на мир.

Воспитательное воздействие

Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя)

Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости

Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают.

Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям.

Особенность, черта характера Положительное проявление 3. Новый период в нравственном развитии Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь). 4.Потреби-тельское отношение к взрослым. Отрицательное проявление Желание проверить равенство прав со взрослыми. Воспитательное воздействие  Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь. Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументировано Расширение своих прав и сужение своих обязанностей. Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность).

Особенность, черта характера

Положительное проявление

3. Новый период в нравственном развитии

Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).

4.Потреби-тельское отношение к взрослым.

Отрицательное проявление

Желание проверить равенство прав со взрослыми.

Воспитательное воздействие

Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь.

Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументировано

Расширение своих прав и сужение своих обязанностей.

Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность).

Особенность, черта характера Положительное проявление 5.

Особенность, черта характера

Положительное проявление

5. "Право на родителей"

Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят.

6. Недостаточный опыт общения

Отрицательное проявление

Воспитательное воздействие

Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви.

Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими..

Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение.

Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания

Особенность, черта характера Положительное проявление 7. Развитие самооценки Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения. 8. Потребность говорить о себе. Отрицательное проявление Воспитательное воздействие Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету. Использование

Особенность, черта характера

Положительное проявление

7. Развитие самооценки

Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения.

8. Потребность говорить о себе.

Отрицательное проявление

Воспитательное воздействие

Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету.

Использование "эффекта Розенталя".

Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства.

Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах

Особенность, черта характера Положительное проявление 9. Учение обретает личностный смысл. Формируется интерес к какой-либо деятельности 10. Познавательная активность Отрицательное проявление Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы. Воспитательное воздействие Отсутствие учебной мотивации. Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой. Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба Формировать воспитывающую образовательную среду.

Особенность, черта характера

Положительное проявление

9. Учение обретает личностный смысл.

Формируется интерес к какой-либо деятельности

10. Познавательная активность

Отрицательное проявление

Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы.

Воспитательное воздействие

Отсутствие учебной мотивации.

Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой.

Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба

Формировать воспитывающую образовательную среду.

Особенность, черта характера Положительное проявление 11. Формирование понятийного мышления Отрицательное проявление Формируется научный язык, умение логически мыслить Воспитательное воздействие Непонимание значения самых распространен-ных слов. Давать определение понятий, добиваться полного понимания.

Особенность, черта характера

Положительное проявление

11. Формирование понятийного мышления

Отрицательное проявление

Формируется научный язык, умение логически мыслить

Воспитательное воздействие

Непонимание значения самых распространен-ных слов.

Давать определение понятий, добиваться полного понимания.

Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте.

Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте.

"Аффект неадекватности" – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются.

"Дефицит успеха" - ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы.

"Задержка развития интеллекта", но возможен "эффект внезапного пробуждения интеллекта" – резко и

быстро сформировавшаяся мотивация учения.

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами.» Л. Выготский

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами.»

Л. Выготский