СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая готовность к школьному обучению

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая готовность,что это? Родителям будущих первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность к школьному обучению»

«Рекомендации

школьного педагога-психолога

родителям будущих первоклассников»





Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе.

Задачи:

  • обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению;

  • дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам готовности детей к школе в условиях введения ФГОС.


Ход встречи.

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно, что вы нашли возможность прийти на нашу встречу, которая посвящена обсуждению проблемы готовности детей к школе.

Свое выступление я бы хотела начать со слов известного советского психолога Венгера Л. А. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Как педагог-психолог расскажу о психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Как же понять родителям готов ли их ребенок к школе; а если не готов, то как ему в этом помочь?

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная и социально – психологическая готовность.

1.умение строить отношения со взрослыми;

2.умение общаться со сверстниками;

3.отсутствие заниженной самооценки и страха неудач.

2. Интеллектуальная готовность.

Многие родители считают, что именно она является главной составляющей готовности к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета.

На самом деле интеллектуальная готовность школьника не ограничивается умением читать. Это, прежде всего, уровень развития его психических качеств - восприятия, памяти, внимания и мышления.

Интеллектуальная готовность предполагает:

  1. развитие внимания, памяти;

  2. сформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения;

  3. умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6 - 7 годам ребенок должен знать:

  1. свой адрес и название города, в котором он живет;

  2. название страны и ее столицы;

  3. имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

  4. времена года, их последовательность и основные признаки;

  5. названия месяцев, дней недели;

  6. основные виды деревьев и цветов;

  7. домашних и диких животных.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.



3. Мотивационная готовность подразумевает:

наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника.

 Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.

Он должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался».

 Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

4.Эмоционально – волевая готовность предполагает:

  1. наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель;

  2. принимать решение о начале деятельности;

  3. намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия, оценивать результат своей деятельности;

  4. а также уметь длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Исходя из всего вышесказанного, выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

1.Общее развитие.

Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания, воображения, мышления и моторики рук.

Для развития этих процессов используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами. Нужно тренировать ребёнка к пересказу сказок по схематическому плану, составленному родителями. Если у него обнаруживаются затруднения с запоминанием текстов (плохая механическая память), нужно, прежде всего, снять все формы нервного переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами. Важно научить ребёнка анализировать образец и результаты собственной или чужой работы, находить и исправлять ошибки. При подготовки руки к овладению письмом помогают действия с предметами, которые способствуют развитию и укреплению мелких мышц руки (лепка из пластилина, глины, нанизывание бусинок на проволоку, изготовление украшений из бисера, ручной труд, вышивание, мозаика, конструирование и «рисовальные» упражнения: по точкам и по штрихованным линиям узоров, рисование по образцу с опорой на значимые точки; дорисовывание недостающих элементов по образцу; раскрашивание рисунков при помощи различной штриховки.



2. Воспитание умения произвольно управлять собой.

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое–то событие или разговор взрослых. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него интереса, ему трудно. А это умение совершенно необходимо к моменту поступления в школу. Как и умение, более широкого плана, делать не только, то, что тебе хочется, но и то, что надо.

Развитию умения произвольно управлять собой способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.



3. Формирование мотивов, побуждающих к учению.

Имеется в виду не тот интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной к приобретению знаний. В связи с этим, хотелось бы дать несколько рекомендация для формирования данных мотивов:



1. Не запугивайте ребенка школой. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д.

2.Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.

3.Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

4. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.

5.Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.


Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения!

До новых встреч!


Анкета для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

1. Может ли Ваш ребёнок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребёнок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребёнок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.
1 – 3 балла – Ваш ребёнок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребёнок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребёнок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.