Просмотр содержимого документа
«Психологические основы формирования связной письменной речи младших школьников с речевыми нарушениями»
Психологические основы формирования связной письменной речи младших школьников с речевыми нарушениями
Яппарова Л.З.
- Формируется спонтанно и непроизвольно
- Формируется целенаправленно
- Совершается в непосредственном общении с собеседником
- Совершается в отсутствие собеседника
- Имеет дополнительные невербальные средства общения
- Не обладает невербальными средствами
- Фразы устной речи более короткие
- Присущи сложные синтаксические конструкции
Письменная речь
Устная речь
I -й этап – Мотив
Глубокое осмысление и систематизация информации для себя
II -й этап – Замысел будущего высказывания
- Тема высказывания
- Содержание высказывания
III- й этап – Формирование текста
- Конкретизации содержания и определения его приблизительных смысловых границ
- Планирование будущего текста: структурирование обозначенного объема содержания
- Деление потока речи на слова и предложения (отдельные смысловые единицы).
- Трудности построения предложения.
- Трудности при создании связного письменного текста.
- Несоответствие содержания текста заявленной теме.
- Отсутствие сюжетного развития событий.
- Нарушение логической последовательности.
- Нарушение замкнутости смысловой системы, проникновение в неё посторонней информации.
- Лаконичное перечисление событий.
Фронтальные занятия
1 – 2 классы
3 - 4 классы
I-я, II-я, III-я четверти
I-я, II-я, III-я, IV-я четверти
- Работа над предложением, Работа над лексикой,
- Развитие коммуникативных умений и навыков ,
- Формирование контрольно – оценочных действий.
- Формирование письменной связной речи
- Работа с текстом
IV -я четверть
- Устная связная речь,
- Письменная связная речь,
- Работа с текстом
Индивидуальные занятия
На базе автоматизируемых звуков и букв
На базе грамматического строя речи
На базе дифференцируемых звуков и букв
1. Пересказы текстов, содержащих закрепляемые звуки.
2. Составление рассказов по картинкам.
3. Составление и запись предложений из слов, содержащих дифференцируемые звуки и
буквы.
4. Работа с деформированными предложениями (вставить пропущенные слова).
5. Работа с деформированными текстами
А) С нарушением структуры слов
Б) С нарушением структуры предложения или всего высказывания