Психологический настрой перед публичным выступлением (проведением родительского собрания, чтением лекции, консультации, открытого занятия)
Выполнил: педагог-психолог Орлова К.к.
Преподаватель перед встречей с аудиторией (со слушателями) должен подготовить себя к этому как морально, так и физически
Рекомендации психолога:
1) Перед началом уч. занятия необходимо отдохнуть, побыть одному, морально настроиться;
2) Желательно еще раз мысленно представить план занятия, продумать наиболее ответственные его места, можно проговорить часть материала про себя или вслух;
3)Надо отбросить все, не имеющее отношение к теме занятия, целиком переключиться на предстоящее выступление. Это будет способствовать преодолению излишнего волнения
Рекомендации психолога:
4) До начала занятия, по возможности, следует оценить условия (помещение) в которых предстоит говорить. Размер аудитории (помещения) должен соответствовать количеству слушателей, т.к. управлять компактной аудиторией гораздо легче, чем рассредоточенной. Да и весь характер речи преподавателя зависит от количества слушателей. Одно дело вести доверительную беседу (дискуссию) с 10-15 слушателями, и совсем другое читать лекцию для 100-200 человек в большом актовом зале;
5) Перед входом в аудиторию должны быть закончены все приготовления: на ходу не рекомендуется застегиваться, перебирать свои записи, поправлять прическу, галстук
Рекомендации психолога:
6) Обычно у преподавателя возникает вопрос: “Какое место выбрать для чтения лекции?”. Следует учитывать следующее, что трибуна неизбежно уменьшает возможность воздействия на аудиторию, она сковывает движения и жесты, отдаляет преподавателя от слушателей. Поэтому, чтобы достичь тесного контакта со слушателями можно расположиться перед трибуной или сбоку от нее
Начало проведения занятия
Основная задача, стоящая перед преподавателем при проведении занятия, является возможность сконцентрировать внимание всех слушателей.
Для этого:
1) Не рекомендуется спешить начать речь. Желательно спокойно положить перед собой записи и сделать небольшую паузу ~5-10 секунд. Эта начальная пауза имеет большое психологическое значение, т.к. в эти секунды преподаватель как бы дает возможность слушателям познакомиться с собой, а сам стремится установить зрительный контакт с аудиторией.
Начало проведения занятия
2) Поза преподавателя в значительной мере определяется индивидуальным стилем, привычкой. Некоторые преподаватели стоят неподвижно навытяжку, другие топчутся на месте, третьи не знают, куда девать руки и т.д. Подобная неловкость снижает престиж преподавателя. Вид сотрудника, проводящего занятие и в течение длительного времени неподвижно стоящего или сидящего перед слушателями утомляет их, они начинают ерзать на своих местах.
Движение и жестикуляция должны быть умеренными и естественными т.к. они являются дополнительными средствами воздействия на аудиторию
Техника речи
Подвижность, выразительность любой речи обеспечивается, прежде всего,
богатством интонации, т.е. совокупностью мелодичности, пауз и темпа.
Очень утомляет слушателей монотонная речь. Она вызывает скуку – особое
психическое состояние, при котором резко понижается внимание и интерес.
Разнообразные функции при чтении лекции выполняет пауза. Она помогает
сосредоточить внимание и подчеркнуть кульминационный момент лекции.
Но в тоже время злоупотреблять паузой не следует, т.к. от этого речь становится
отрывистой и растянутой.
Неотъемлемым элементом речевой техники является темп речи. Беседа, дискуссия
ведется в более быстром темпе, чем чтение лекции. Скорость речи, особенно во время
лекции, замедляется, если слушатели делают записи.
Оптимальный темп речи ~120 слов в мин. При слишком быстрой речи количество
усваиваемой информации уменьшается, восприятие ухудшается.
Вялая речь – порок флегматичных людей. Такая речь утомляет слушателей.
Поэтому, оптимальный темп речи, как говорилось ранее, составляет 120 слов в мин.
Наконец, дикция – это ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков.
1) При хорошей дикции преподавателя слушают без труда и напряжения, а все
усилия слушателей направлены на то, чтобы следить за мыслью преподавателя.
2) Небрежная скороговорка, проглатывание звуков и слогов резко ухудшает
качество речи, отвлекает от восприятия содержания занятия.
3) Безусловно, речь преподавателя должна быть свободна от таких недостатков,
как заикание, гнусавость и т.п.
Управление аудиторией .
Задача сосредоточения внимания слушателей решается, прежде всего,
вступительным словом, обращенным к аудитории. Оно должно быть точным,
доверительным и искренним.
Но овладеть вниманием еще мало, надо удержать его на протяжении всего
учебного занятия.
Устойчивость внимания зависит от ряда факторов, определяющих мастерство
преподавателя.
1) Прежде всего, речь должна быть построена логически, преподаватель по ходу
лекции как бы ведет слушателей за собой.
2) Аудитория сосредотачивает особое внимание на тех моментах, которые
подчеркивает преподаватель. Поэтому следует повторять наиболее важные моменты
лекции.
3) Динамичная речь лучше усваивается, чем флегматика (монотонная,
однообразная).
4) Чем ярче и убедительнее мысль, чем разнообразнее аргументация, тем легче
удержать внимание слушателей.
5) Правило для преподавателя – лучше что-то недосказать (закончить занятие в
следующий раз) чем закончить занятие позже запланированного времени.
Следует выработать у себя чувство времени и укладываться точно в срок.
6) Важным моментом является установление зрительного контакта с аудиторией.
Этого можно достичь, если во время проведения занятия переводить взор от одной части
слушателей к другой, от передних рядов к задним, не оставляя без внимания ни одного
слушателя.
Завершающий этап (чтения лекций) проведения занятия.
Часто можно наблюдать как неопытный преподаватель, в целом неплохо проведя
занятие на завершающем этапе, теряет контроль над уставшей аудиторией. Чувствуя, что
занятие подходит к концу, слушатели начинают отвлекаться.
Заключительные слова преподавателя должны нести наиболее
сконцентрированную информацию, т.к. в них заключается итог всего занятия.
Логическая концовка занятия помогает закрепить сказанное в сознании
слушателей. Вот почему, работая над планом занятий, преподаватель должен тщательно
продумать его заключительную часть, приберечь для этого наиболее интересный
материал.
Завершающий этап занятий – это в какой-то мере и подготовка к следующей
встрече со слушателями: преподаватель отвечает на вопросы слушателей, закрепляет
тему, подводит итог занятия, дает задание на самоподготовку, может назвать тему
очередного занятия, порекомендовать необходимую литературу.
Мы рассмотрели психолого–педагогические особенности (проведения)занятия.
Спасибо за внимание!