Тренинг на сплочение и
адаптацию в 5х классах.
Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга (2 мин)
Ведущий приветствует детей, просит каждого коротко рассказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.
- поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.
- поднимите руку те, кто знает, что мы будем делать сегодня.
- поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.
После этого ведущий объясняет участникам, что будет происходить во время тренинга.
Ведущий: Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее сделает, а чтобы сделали все вместе.
Правила взаимодействия в детском коллективе (5 мин)
Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай, а попроси слово.
Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не прерывай говорящего.
Критикуй, но не критиканствуй.
Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай, советуй, как помочь.
Правило свободного микрофона: никого нельзя заставлять выступать или запрещать кому-то говорить.
Говорить откровенно о том, что думаешь и что волнует.
Береги время и дай возможность высказаться другому.
Говори не о себе, а о деле, не занимайся саморекламой.
Будь творцом доброжелательных отношений.
Относись с уважением к собственному мнению и мнению других членов коллектива.
Психогимнастика (10 мин)
Ухо—нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное
ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте поло-
жение
Упражнение № 2 «Волшебная цифра 3» (10 мин)
Описание: Участники располагаются по кругу и начинают считать, произнося числа поочерёдно. Тот, кому достаётся число, делящееся на 3 или в составе которого есть цифра 3, хлопает в ладоши. Кто ошибается – выбывает из игры. Упражнение выполняется в высоком темпе и продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 самых внимательных участника. Обсуждение. Сложно ли было выполнять это упражнение в команде?
Молекулы
– Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. И их связывает какая-нибудь часть тела (голова, рука, спина). Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три спина) . И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый и прижаться друг к другу спинами. Понятно?
В конце проводится обсуждение:
– Как вы себя чувствуете?
– Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Упражнение № 4 Групповой рисунок на предложенную тематику
Корабль 2. Дом 3. Школа 4. Аквариум
Упражнение № 5 «Подарок» (7мин)
Описание: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное совместное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
5. Рефлексия (3мин)
Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.