Психолого-педагогическое сопровождение
родителей.
На родителей детей с ОВЗ ложится большая нагрузка в связи с деятельностью по уходу и за ребёнком ответственность за его жизнь. Многочисленными исследованиями (Тащева А.И., 1998; Черникова Т.В., 2000; Карпенкова И.В., 2001) выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается). Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Главная цель психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ – повышение уровня психологической компетентности родителей.
Компетентный родитель – это родитель умеющий установить доверительный контакт с особенным ребенком, а также – это:
• умение чувствовать своего особенного ребенка;
• активная позиция родителя в процессе социализации ребенка;
• родитель обладает знаниями и навыками, необходимыми для
успешного воспитания особенного ребенка.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ:
Сформировать у родителей адекватное представление о ресурсных возможностях ребёнка;
Активизировать роль родителей в процессе создания оптимальных условий для развития личности ребенка, ориентируясь на его ресурсные возможности;
Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и компетентность по вопросам развития продуктивных форм общения с ребенком, гармонизации детско-родительских отношений.
В Пестравском районе обучение детей с ОВЗ организовано следующим образом: 10 детей занимаются индивидуально. 51 обучающихся включены в инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию в детях таких необходимых навыков и личностных качеств, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путём переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».
Просмотр мультфильма "Про Диму"( 5 мин.) , домашнее задание родителям.
В своей работе мы оказываем следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
1. Повышение психологической компетентности родителей.
С целью повышения психологической компетентности родителей мы предоставляем семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка Родителям с младшего школьного возраста надо учить детей быть доброжелательными, уважительными друг к другу, быть толерантными к другим детям. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение родителям, необходимо формировать у детей систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, понимание, сопереживание.
2. Индивидуальное консультирование.
Основные проблемы, с которыми к нам обращаются родители детей с ОВЗ:
— трудности, возникающие в процессе обучения ребенка;
— проблемы, связанные с воспитанием ребенка;
— проблемы взаимоотношений со сверстниками;
–- межличностные взаимоотношения между членами семьи.
Консультативная работа с семьей, воспитывающей ребёнка с ОВЗ проводиться на базе Психологического центра и включает в себя несколько этапов: изучение семьи с ОВЗ из беседы по истории развития ребёнка, психологическая диагностика, составления плана мероприятий по разрешению проблемы. Основной целью в консультативной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет семье обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Таким образом, оказание психологической помощи семьям позволяет через разрешение личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать развитие и интеграцию ребёнка в социум.
На следующем этапе консультирования мы даем подробные разъяснения по поводу того, что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком. Очень важно настроить родителей на то, что кропотливый и старательный труд родителей обязательно приведет к успеху, и их дети смогут (частично или полностью) адаптироваться к самостоятельной жизни, будут нужными и любимыми в своей семье. Таким образом, целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка.
Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей.
Для проведения индивидуальных занятий с ребёнком в присутствии родителей подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям:
- психогимнастика (включаем в занятия этюды, игры, направленные на развитие различных сторон психики. Помогаем осознать что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием);
- дыхательная гимнастика (способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру);
- релаксация (с помощью специально подобранных игровых приемов учим снимать напряжение, сконцентрировать внимание, снять возбуждение);
- сказкотерапия (посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения, возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности);
- игротерапия (используем терапевтическое воздействие игры, чтобы тем самым содействовать ребенку в преодоление психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию).
Регулярное использование несложных коррекционно-развивающих технологий родителями позволяет создать оптимальную развивающую среду в домашних условиях, улучшить взаимоотношения родителя с ребёнком, а также повысить самооценку ребёнка и улучшить его эмоциональное благополучие в группе сверстников.
Гармонизация отношений к ребенку со стороны родителей, учет его индивидуальных и возрастных особенностей в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка обеспечивает условия для оптимального процесса его социализации и интеграции в общество.
В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители:
переосмысливают свою роль в воспитании детей,
осознают себя субъектами воспитания,
глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают,
повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании,
становятся более уверенны в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей.
Это отражается на уровне их общей культуры и педагогическом мировоззрении.
Просмотр мультфильма "Необычный младший братик" (5 мин)