СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты деятельности психолога предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.»

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе  педагог – психолог  МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Щелканово  Мециева Е. М.

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе педагог – психолог МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Щелканово Мециева Е. М.

Результаты деятельности психолога предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев
  • Результаты деятельности психолога предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев
Личностные УУД   Сформированность внутренней позиции школьни-ка, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Умение обучающихся соотносить поступки и собы-тия с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравствен-ный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделя-ют три вида действий:  1) действия смыслообразования;  2) действия по самооцениванию, самоопределению;  3) действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Личностные УУД

  • Сформированность внутренней позиции школьни-ка, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
  • Умение обучающихся соотносить поступки и собы-тия с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравствен-ный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделя-ют три вида действий: 1) действия смыслообразования; 2) действия по самооцениванию, самоопределению;

3) действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Диагностика личностных УУД    1.«Беседа о школе» (Нежнова) УУД: мотивация, внутренняя позиция школьника.  2.Методика «Определение уровня школьной мотивации (по Лускановой)»  УУД: действия, направленные на определение своего отношения к обучению в среднем звене и школьной действительности; действия, устанавливающие характер мотивации учения;   3.Методика «Моральные дилеммы. «Оцени поступок»»  УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами; 4.Методика «Опросник учебной мотивации»  Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося. 5.«Лесенка » УУД: оценка качеств своей личности, внутренней позиции школьника, выявление уровня развития самооценки.  6. Выявление атрибуции характера успеха-неуспеха : понима-ние причин успеха-неуспеха, действия самооценивания.

Диагностика личностных УУД

1.«Беседа о школе» (Нежнова) УУД: мотивация, внутренняя позиция школьника. 2.Методика «Определение уровня школьной мотивации (по Лускановой)» УУД: действия, направленные на определение своего отношения к обучению в среднем звене и школьной действительности; действия, устанавливающие характер мотивации учения;  3.Методика «Моральные дилеммы. «Оцени поступок»» УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами; 4.Методика «Опросник учебной мотивации» Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося. 5.«Лесенка » УУД: оценка качеств своей личности, внутренней позиции школьника, выявление уровня развития самооценки.

6. Выявление атрибуции характера успеха-неуспеха : понима-ние причин успеха-неуспеха, действия самооценивания.

Регулятивные УУД   Обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности, регуляцию учебной деятельности; саморегуляцию состояний.

Регулятивные УУД

  • Обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности, регуляцию учебной деятельности; саморегуляцию состояний.
Диагностика регулятивных УУД    1. Методика «Числовые таблицы»  УУД: действие, направленное на запоминание и удержание инструкции во времени, умение начинать выполнение действия и заканчи-вать его в требуемый момент, выявление степени утомляе-мости, устойчивости внимания, работоспособности .  2.Методика «Кодировка» УУД : знаково – символи-ческие действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроля;  3. Методика «Рукавички» УУД: коммуникативно-речевые действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера , действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения; 4. «Проба на ошибки» УУД: регулятивные действия контроля (планирование);  5. Методика «Изучение саморегуляции».

Диагностика регулятивных УУД

  • 1. Методика «Числовые таблицы» УУД: действие, направленное на запоминание и удержание инструкции во времени, умение начинать выполнение действия и заканчи-вать его в требуемый момент, выявление степени утомляе-мости, устойчивости внимания, работоспособности . 2.Методика «Кодировка» УУД : знаково – символи-ческие действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроля; 3. Методика «Рукавички» УУД: коммуникативно-речевые действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера , действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения; 4. «Проба на ошибки» УУД: регулятивные действия контроля (планирование);

5. Методика «Изучение саморегуляции».

Познавательные УУД   Включают исследовательские действия - умение работать с информацией (в тексте); действия по раскрытию сущности понятий, действия по осуществлению доказательств (проявление умений логического мышления).

Познавательные УУД

  • Включают исследовательские действия - умение работать с информацией (в тексте); действия по раскрытию сущности понятий, действия по осуществлению доказательств (проявление умений логического мышления).
Диагностика познавательных УУД    1.Методика «Словесно-логическое мышление»  УУД: логические действия, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез – как составление целого из частей.  2.Корректурная проба: объём и концентрация внимания. 3.«Заучивание слов» УУД:  работа с информацией, динамика процесса заучивания. 4.Проба на определение количества слов в предложении УУД:  знаково-символические познавательные действия.   5.Методика «Нахождение схем к задачам»(задачи и схемы для 1 кл. подбирает учитель) моделирование, познавательно-логические, знаково-символические.

Диагностика познавательных УУД

1.Методика «Словесно-логическое мышление» УУД: логические действия, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез – как составление целого из частей.

2.Корректурная проба: объём и концентрация внимания. 3.«Заучивание слов» УУД: работа с информацией, динамика процесса заучивания.

  • 4.Проба на определение количества слов в предложении УУД: знаково-символические познавательные действия.
  •   5.Методика «Нахождение схем к задачам»(задачи и схемы для 1 кл. подбирает учитель) моделирование, познавательно-логические, знаково-символические.
Коммуникативные УУД   Обеспечивают сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсужде-нии проблем, строить продуктивное взаимо-действие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В этой группе УУД следует выде-лить три типа действий:  1) учет позиций собеседника;  2) установление рабочих отношений в группе.

Коммуникативные УУД

  • Обеспечивают сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсужде-нии проблем, строить продуктивное взаимо-действие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В этой группе УУД следует выде-лить три типа действий:
  • 1) учет позиций собеседника;
  • 2) установление рабочих отношений в группе.
Диагностика коммуникативных УУД   Методика «Рукавички»  УУД: (коммуникативно-речевые действия), действия, направленные на умение работать по словесной инструкции парт-нера, действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения; Методика «Моральные дилеммы «Оцени поступок. Нормы взаимопомощи»  УУД: действия нравственно-этического оценива-ния, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами; Коллективные, групповые работы: умение проявлять себя в коллективной деятельности.

Диагностика коммуникативных УУД

  • Методика «Рукавички» УУД: (коммуникативно-речевые действия), действия, направленные на умение работать по словесной инструкции парт-нера, действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения;
  • Методика «Моральные дилеммы «Оцени поступок. Нормы взаимопомощи» УУД: действия нравственно-этического оценива-ния, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами;
  • Коллективные, групповые работы: умение проявлять себя в коллективной деятельности.
Диагностика адаптации первоклассников к школе Тест Керна-Йирасека  по определению школьной зрелости. Тест «Домик» - уровень развития произ-вольного внимания. Рисуночная проба «Я в школе» – школьная мотивация. «Рисунок несуществующего животного» - исследование психического состояния и самооценки.

Диагностика адаптации первоклассников к школе

  • Тест Керна-Йирасека по определению школьной зрелости.
  • Тест «Домик» - уровень развития произ-вольного внимания.
  • Рисуночная проба «Я в школе» – школьная мотивация.
  • «Рисунок несуществующего животного» - исследование психического состояния и самооценки.
Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение.2008:
  • Асмолов А.Г. и др.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение.2008:

Этапы диагностического контроля УУД в  1-2 классах Первичная диагностика Промежуточная Итоговая

Этапы диагностического контроля УУД в 1-2 классах

  • Первичная диагностика
  • Промежуточная
  • Итоговая

Уровень развития УУД в 1-2 классах  на каждом этапе диагностики
  • Уровень развития УУД в 1-2 классах на каждом этапе диагностики
Сравнение отдельных показателей  личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (по тестам)  на этапах первичной диагностики, промежуточной, итоговой, % Динамика УУД
  • Сравнение отдельных показателей личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (по тестам) на этапах первичной диагностики, промежуточной, итоговой, %
  • Динамика УУД
Психологические занятия  Внеклассные мероприятия  Психологическое консультирование учителей  Родительские собрания  .  Индивидуальные психологические консультации для родителей
  • Психологические занятия

  • Внеклассные мероприятия

  • Психологическое консультирование учителей

  • Родительские собрания

.

Индивидуальные психологические консультации для родителей

.Сравнительный анализ УУД у обучающихся 1-2-х классов по результатам первичной промежуточной, итоговой диагностики. .Динамика УУД.

.Сравнительный анализ УУД у

обучающихся 1-2-х классов

по результатам первичной

промежуточной, итоговой

диагностики.

.Динамика УУД.

Выводы: Высокий уровень развития УУД   Требует первоочередной развивающей работы УУД

Выводы:

  • Высокий уровень развития УУД

  • Требует первоочередной развивающей работы УУД