МБОУ «Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.В.Егорова»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по направлению краеведение
на тему:
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ПОПОВА
Выполнила: ученица 4 «В» класса Терехова Виктория Андреевна
Руководитель: учитель изобразительного искусства Павлова Наталья Васильевна
2020г.
Содержание
Введение………………………………………………………………….... 3
1 ГЛАВА. Жизнь и творчество И.В. Попова
Биография Ивана Васильевича Попова……………………………4
Творчество уникального человека…………………………………8
2 ГЛАВА. Посещение музея и балагана где жил И.В. Попов
2.1. Посещение балагана где жил художник……………………………9
2.2. Знакомство с работами художника…………………………………11
2.3. Результат опроса школьников………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованная литература
Приложение
Введение
Об Иване Васильевиче Попове говорят: он первый светлый луч в «темном царстве» - и в этом я убедилась, изучив материал о его жизни и творчестве.
Я считаю, что тема исследовательской работы актуальна. Мне интересно было изучить его жизнь и творчество. Это уникальный человек, оказывается он не только художник а еще и этнограф, иконописец, фотограф и целитель, а обучающиеся моей школы так мало о нем знают. Эту исследовательскую работу можно использовать на уроках ИЗО и во внеклассных мероприятиях для того чтобы дети знали о талантливых людях своей родной Якутии, несущих свет и добро.
Целью моего исследования является изучение творчества Ивана Васильевича Попова.
При этом я решала следующие задачи:
Провести интервью среди обучающихся МБОУ «Мюрюнской СОШ №1 им. Г.В.Егорова» с. Борогонцы, знают ли они об Иване Васильевиче Попове о его творчестве.
Посетила балаган, где жил И.В. Попов и выявить основные этапы жизни и творчества.
Донести данную информацию до обучающихся МБОУ «Мюрюнской СОШ №1 им. Г.В. Егорова» села Борогонцы.
Объект исследования – Жизнь и творчество И.В. Попова.
Предмет исследования - творческая деятельность И.В. Попова.
Гипотеза. Я полагаю, что изучение жизни и творчества столь уникального человека будет полезной информацией для обучающихся
Основные методы исследования – анкетирование, анализ источников.
Информацию о жизни и творчестве я получила из личных бесед с внуком Ивана Попова с Петровым Гавриилом Гаврииловичем, и посетила юрту (балаган) в Ытык-Кюелье где жил художник. Также из книги про воспоминаний о Иване Попове и различных интернет ресурсов.
Перед тем как начать исследование я провела опрос среди обучающихся нашей школы. Среди опрошенных было … человек. Им задала такие вопросы:
В каком классе ты учишься?
Знаешь ли ты художника Ивана Васильевича Попова?
А ты знаешь, что он родом из Таттинского улуса?
А тебе знакома эта картина И.В. Попова?
А ты бы хотел(-ла) узнать о жизни и творчестве об этом уникальном человеке? Он был не только художником, но и фотографом, краеведом, целителем и тд.
Результаты получились следующие:
Поэтому считаю нужным знакомить ребят с творческой деятельностью Ивана Попова.
Потому что это история нашей Якутии, которая навечно сохранится в картинах художника. Творчество художника завораживает, заставляет задуматься о смысле жизни и оценить себя настоящего.
1 ГЛАВА. Жизнь и творчество И.В.Попова
Биография Ивана Васильевича Попова
Родился 7 мая в 1874 году в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса в семье сельского священника. К рисованию интерес проснулся у него ещё в детстве. В юношеском возрасте пробует писать маслом. Он рос, как художник - самоучка, не у кого было учиться. Родители желали видеть в сыне духовно образованного человека и не одобряли его увлечений рисованием. Его понимал и поддерживал лишь дед, священник Димитриан Попов. Это был образованный человек, знаток якутского языка и один из участников создания знаменитого «Словаря якутского языка» Э. К. Пекарского. И внук перенял от деда любовь к культуре местного населения и интерес к этнографическим материалам.
И. В. Попов был продолжателем идей демократических, просветительских традиций русской художественной интеллигенции и миссионеров русской православной церкви, подвижником которой был архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Преосвященный Иннокентий (Вениаминов). Именно ученики и последователи Вениаминова - архиепископ Якутский и Вилюйский Мелетий и протоиерей Димитриан Попов, помогли и наставили Ваню Попова получить образование и стать профессиональным художником. Вот как писал он о помощи архиепископа Мелетия в своей автобиографии: «Художественные мои способности были известны епископу Мелетию, который накупил мне красок, кистей, холста и даже отвел мне отдельную комнату и внушил мне мысль не оставлять под спудом художественных способностей и заронил мысль о необходимости получения специального художественного образования. В благодарность епископу я написал картину «Христос и евангелист Иоанн» и подарил ему. Картина эта имела успех».
В 1891 году И. Попов поступает в Якутскую духовную семинарию. Но его оттуда исключили за карикатуры на духовное начальство, после чего в его жизни наступили тяжелые годы искания своего пути в жизни. И только в тридцатилетнем возрасте его заветная мечта исполняется. Он едет в г. Санкт-Петербург получать профессиональное образование. Там он учится в частной студии профессора Александра Маковского. Два года занимался в Петербурге, пока события 1905 года и материальные затруднения не помешали ему. В первое время молодой Иван Попов делал живописные портреты с фотографий епископов и некоторых якутских губернаторов (Черняева, Крафта). Из этих работ, сохранившихся до настоящего времени представляют интерес портрет протоиерея Д. В. Хитрова, создателя «Краткой грамматики якутского языка» и переводчика священного Евангелия на якутский язык, изданных в 1858 году. Художником также был написан маслом портрет с фотографии Митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова).
Придавая серьезное значение школе копирования, Иван Васильевич в первые годы учебы в Петербурге много работал над копиями мастеров живописи мирового класса. Из этих копий, сохранились: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, выполненная с оригинала в Эрмитаже; «Святая Цецилия» Карло Дольчи из собрания Румянцевского музея; «Динарий кесаря» Тициана, написанная с репродукции; «Моление о чаше», «Иуда» Н. Н. Ге; «Русская девушка» К. Б. Венича, скопированные с оригиналов, хранящихся в Русском музее.
В дореволюционные годы Ивана Попова интересует якутская этнография. Этому способствовали поступившие из Петербурга заказы на сбор этнографического материала для музея Александра III, Гамбургского и Берлинского этнографических музеев. Часть своей собирательской работы Иван Попов высылал Археологической комиссии РАН. В своих отчетах он указывал местонахождения и описание старинных якутских захоронений.
Большую ценность представляют и фотографии художника. Он был высококлассным мастером художественной фотографии. В своих фотографиях раскрывал бедственное положение народа и в то же время показывал трудолюбие простых людей, их добрый нрав: оптимизм и умение ценить и создавать красоту в жизни.
И. В. Попов не обошел своим вниманием и устное народное творчество, т.е. якутский фольклор. Прекрасно владея якутским языком, он мог сколько угодно беседовать с любым стариком или старушкой. Это помогало ему успешно и досконально записывать различные предания старины, песни, загадки, заговоры, народные приметы, язык сновидений, приемы народной медицины и русские слова, вошедшие в лексику якутского языка.
Не имея ни средств, ни возможностей заниматься только своим профессиональным творческим трудом, художник десятки лет проработал учителем в селах Черкёх, Ытык Кёль, Олба, Игидейцы, оформляя митинговые трибуны, стенные газеты или в лучшем случае получая заказы на реставрацию музейных экспонатов. Односельчанами он был избран председателем Сельского Совета. Уважал и поддерживал Ивана Васильевича П. А. Ойунский, возглавлявший тогда научно-исследовательское общество «Саха кэскилэ». В своих письмах писатель и ученый П. А. Ойунский просил Ивана Васильевича высказать свое мнение относительно трудно объяснимых моментов в якутском народном эпосе-олонхо
Но, к сожалению, в 1927 г. Ойунский был отстранен от руководящих постов, а позже, в 1939 г. был объявлен (без судебного приговора) «врагом народа» и погиб мученической смертью в якутской тюрьме.
Вот в какое трудное, жестокое и смутное время жил и трудился первый профессиональный художник Якутии, питомец знаменитой русской реалистической школы живописи передвижников, исследователь-подвижник самобытной культуры якутского народа, русский по крови, якутянин по рождению, разносторонне одаренный основоположник изобразительного искусства Якутии и потомственный русский просветитель Иван Васильевич Попов.
Творчество уникального человека
Живописные творения Ивана Васильевича, представляют собою одну из вершин мировой художественной культуры: «Якутск в конце XVII столетия», образ нашего древнего города, «Интерьер якутской урасы», «Шаман», «Телёнок» - с мокрой мордочкой, тоскливо глядящий на мир, «Золотая лиственница» - лирический пейзаж на фоне таежной речки Татты, «Чичмахская часовня» - в якутско-византийском стиле, «Две обители Ленчик» - реквием художника по своей первой любви, «Коля-сын» - портрет первенца художника, «Портрет олонхосута Табаахырова» - старого, но еще не сломленного духом народного певца. Замечательных картин, этюдов, рисунков у художника очень много.
Профессиональная выставка его картин была впервые устроена в 1974 году, в связи со 100-летием со дня рождения.
Иван Васильевич пережил четыре войны и их тяжелые последствия: Русско-японской - 1904-1905 гг., первой империалистической - 1914-1917 гг., Гражданской - 1921-1927 гг., и Великой Отечественной - 1941-1945 гг. От первых двух войн он уцелел, благодаря тому, что в первом случае служил псаломщиком в тюремной церкви г. Якутска, а во второй - в Таттинской Николаевской церкви, иконостас которой в 1911-1912 гг. был им расписан. Гражданская война отняла у него родного брата Николая - председателя местного сельского совета и его любимую жену, учительницу, которых белобандиты зверски убили в 1922 году. А четвертая война, война против фашистской Германии можно сказать, унесла из жизни его самого.
Будучи крайне бедным, многосемейным, не требовательным к себе в быту и абсолютным бессеребреником, строго исполняя в военное время службу метеоролога, обязанного давать точные сведения через каждый час, умер от переутомления и от недоедания (голода) в 1945 году.
Иван Васильевич писал: «Искусство и наука равноправны. Подход к натуре - основное правило для всякого рисунка… Искусство очень удобное средство для воспитания эстетического восприятия, так как в них дана красота в сгущенном виде. Но красота, вообще говоря, находится в окружающей нас реальной действительности».
Художник от этих своих установок никогда не отходил. Он был и остался убежденным реалистом. Воспроизводя образы народного творчества и обращаясь к простым, мотивам родной природы, он создавал картины, проникнутые чувством патриотизма. Вот почему художник очень близок и дорог простым людям, их чувствам и мыслям, людям родной якутской земли.
2 ГЛАВА. Посещение музея и балагана где жил И.В. Попов
2.1. Посещение балагана где жил художник
Летом я была в селе Ытык-Куель Таттинского улуса и посещала юрту (балаган) где жил И.В.Попов (см. в приложении). Юрта была построена 1851 году, но и до сих пор крепко стоит. Здесь художник постоянно жил и умер 8 октября 1945 году. Внутри юрты есть комелек (печь народов саха) и русская печь, также имеются старинные предметы быта и картины художника (репродукции) Также имеются плакаты о предках И.В.Попова.
Официальные сведения о юрте.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР
141610459450004
КАТЕГОРИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Местного (муниципального) значения
ВИД ОБЪЕКТА
Памятник
ОСНОВНАЯ ТИПОЛОГИЯ
Памятник истории
СВЕДЕНИЯ О ДАТЕ СОЗДАНИЯ
1851 г.
АДРЕС ОБЪЕКТА (МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ)
Республика Саха (Якутия), Таттинский улус (район), с. Ытык-Кюель, ул. им. И Попова
НАИМЕНОВАНИЕ, ДАТА И НОМЕР РЕШЕНИЯ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ О ПОСТАНОВКЕ ОБЪЕКТА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ОХРАНУ
Приказ Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) «О включении выявленного объекта культурного наследия «Юрта-музей Ивана Васильевича Попова - народного художника ЯАССР», расположенного по адресу Республика Саха (Якутия), Таттинский улус (район), с. Ытык-Кюель, ул. им. И Попова, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения» от 25 мая 2016 г. № 376-ОКН. № № 376-ОКН от 25.05.2016 г.
Описание предмета охраны
Предметом охраны объекта культурного наследия «Юрта-музей Ивана Васильевича Попова - народного художника ЯАССР» являются: -местоположение и объемно-пространственная характеристика одноэтажного деревянного здания, участвующего в формировании музейно-этнографической зоны; -объемные параметры и стоечно-балочная конструкция дома, плоская бревенчато-грунтовая крыша; -характер столярной обработки внутренних стен постройки, предметов внутреннего убранства, окон и дверей дома; -внутренняя планировка дома, перегородки; -историческая планировка интерьера дома, сложившаяся в XIX в.; -Металлическая табличка с надписью "Юрта прабабушки народного художника И. В. Попова. Здесь художник постоянно жил и умер 8 октября 1945 г. Юрта построена в 1851"; -Памятная табличка из гранита с надписью: "Дом-музей народного художника ЯАССР Попова Ивана Васильевича 1874-1945 гг."; Не являются предметом охраны объекта культурного наследия музейные экспонаты, расположенные в памятнике.
2.2. Знакомство с работами художника
Работы И. В. Попова были представлены на выставках изобразительного искусства Якутской АССР (Москва, 1957) и Якутии (Москва, 1963, 2002).
На передвижной выставке якутского изобразительного искусства в городах РСФСР (1963—1964) и на выставке произведений художников автономных республик. РСФСР (Москва, 1971).
Его персональные выставки были организованы также после смерти художника в 1953, 1974, 1994, 1999 годах в Якутске.
В январе 1945 года Ивану Васильевичу было присвоено звание народного художника Якутской АССР.
Его работы представлены в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия), а также в музеях Санкт-Петербурга, Гамбурга, Дрездена и в частных коллекциях.
Умер 8 октября в 1945 году.
Репродукции работ см. в приложении
2.3. Результат опроса школьников
Ответили 95 учеников из моей школы
На вопрос: Знаешь ли ты художника Ивана Васильевича Попова?
Ответ «Да» - 33, 7%
Ответ «нет» - 66,3%
На вопрос: А ты знаешь, что он родом из Таттинского улуса?
Ответ «Да» - 14,1%
Ответ «Нет» - 85,9%
На вопрос: А тебе знакома эта картина художника? (представлена изображение картины «Теленок»)
Свободный ответ:
«нет» - 51,8%
Ответ «знакомо» - 20%
Остальные ответы «не очень», «возможно», «не видел», «возможно знакомо» - маленькие %
На вопрос: А ты бы хотел узнать о жизни и творчестве об этом уникальном человеке? Он был не только художником но и фотографом, краеведом, лекарем и тд.
Ответ «Да» - 71%
Ответ «Могу самостоятельно смотреть о нем материал, если вы отправите» - 20,4%
Ответ «Нет, мне не интересно» - 8,5%
Данный результат исследования говорит о том, что обучающиеся не знают об Иване Васильевиче. Поэтому я предлагаю, используя данный материал, знакомить обучающихся на классных часах и на уроках ИЗО.
Заключение
В результате исследования я познакомилась с творчеством И.В. Попова и выяснила, что его работы имеют высокое историческое и культурное значение для нашей родной Якутии. Он действительно как свет в темном царстве. Мне сильно помогли беседы с его внуком Петровым Гавриилом Гаврильевичем.
Однако имя художника Попова Ивана Васильевича, нашего земляка, известно только людям, искренно интересующимся культурой и искусством нашего края. Мне кажется о нем очень мало информации, и я искренне хочу, чтобы издали детские книги о нем.
Поэтому я предлагаю, используя данный материал, знакомить обучающихся на классных часах и на уроках ИЗО, потому что – он внес огромный вклад в развитии культуры Якутии. Потому что он был уникальным человеком. Мастеров такого класса в нашей стране в нашем крае очень мало.
Работы И.В. Попов развивают в людях чувство прекрасного, заставляют задуматься о смысле жизни и оценить себя настоящего.
Иван Васильевич писал: «Искусство и наука равноправны. Подход к натуре - основное правило для всякого рисунка… Искусство очень удобное средство для воспитания эстетического восприятия, так как в них дана красота в сгущенном виде. Но красота, вообще говоря, находится в окружающей нас реальной действительности».
Летом 2021г. планируется снять фильм об Иване Васильевиче как он несколько раз спас своего друга от летаргического сна в его родном Таттинском улусе. С нетерпением жду это грандиозное событие и обязательно будет продолжение моей исследовательской работы.
Использованная литература
https://mibs.saha.muzkult.ru/news/43649389
https://kursach37.com/primer-gipoteza-issledovaniya/
https://kursach37.com/primer-gipoteza-issledovaniya/
https://kursach37.com/primer-gipoteza-issledovaniya/
На демонстрационном слайде представлены дополнительные изображения
Приложение
«У комелька»
Плита у входа в юрту
13