«Пусть поколения помнят»
Форма проведения: урок Мужества
Цель: патриотическое воспитание учащихся
Задачи:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах;
- развивать у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека;
- воспитывать у школьников чувство патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества, любовь к Родине;
- показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий.
Возрастные группы: 1-6 классы
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация
Ход мероприятия:
Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый человек.
1 ученик:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень , ко дну.
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш урок.
2 ученик:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Учитель: 9 мая мы отмечаем великий праздник – День Победы , 70 -ую годовщину Победы советского народа в Великой войне.
70 лет как окончилась война, война, которая унесла более 27 миллионов жизней, которая оставила в руинах города и посёлки, вывела из строя заводы и фабрики.
Много горя и страха принесла война, но несмотря на голод, холод, разруху, наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе, народ , который победил - фашизм!
9 мая – День Победы отмечают во всём мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень бережно относится к этому празднику и передаёт его из поколения в поколение.
Сегодня мы поздравляем всех с этим великим праздником и желаем всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.
Учитель: 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Это произошло в 4 часа утра. Без объявления войны самолеты со свастикой на крыльях стали бомбить советские города вдоль всей западной границы. Началась Великая Отечественная война.
звучит музыка «Священная война»
3 ученик:
Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.
4 ученик:
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45- м. в мае.
5 ученик:
Казалось, было холодно цветам ,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам.
Обшарили немецкие бинокли.
6 ученик:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной ,
Всего, каких – то 5 минут осталось.
Учитель: Война – это 4 года сражений.
1 418 бессонных дней и ночей .
Более 27 млн. погибших.
Это значит, 22 человека на каждые 2 метра.
Это значит, 13 человек погибало каждую минуту.
В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек. Страна потеряла 30% национального богатства.
7 ученик: От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
8 ученик: За спиной Москва-
Столица мира!
За неё, в огне лихих годин,
Встали насмерть братья-
Сын башкира, русский , и татарин, и грузин .
О, Москва!
Ты сердце всей России;
Из очей твоих струиться свет,
Живы мы, хоть нас свинцом косили,
Без тебя, Москва,
Нам жизни нет!
Учитель: На защиту Родины встали все и взрослые и дети. В страшные, суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях.
Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.
9 ученик: Нет числа подвигам, совершенным во имя Родины, во имя жизни на земле. Вот перед нами письмо, написанное на поле боя перед смертью. На нем нет адресата, оно адресовано потомкам.
«Нас было 12 послано на минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот нас уже осталось только трое: Коля, Володя и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот еще пал один – Володя из Москвы. Но танки все лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Но нас двое. И мы будем стоять, пока хватит сил, но не пропустим их до подхода своих. И вот я один остался, раненый в голову и руку. И танки прибавили счет. Уже 23 машины. (пауза) Возможно, я умру, но может быть, кто и найдет мою записку когда-нибудь и вспомнит героев. Я – из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свиданья, товарищи. Ваш Александр Виноградов, 22 февраля 1942г.»
Это письмо было найдено на поле боя через 15 лет после войны. Пожелтевшие треугольники с солдатскими штемпелями, открытками, листки, вырванные из школьных тетрадей, строки, написанные второпях, уже выцветшие от времени. Эти письма дошли до нас через десятки лет. Они напоминание нам о войне.
10 ученик: Еще более сокрушительный удар немцы получили под Сталинградом. Фашистские генералы получили приказ – полностью уничтожить город на Волге. И 23 августа 1942 года сотни немецких самолетов обрушились на Сталинград. Волна за волной шли «Юнкерсы» и «Хейнкели», сбрасывая бомбы на жилые кварталы города. Рушились здания, к небу вздымались громадные огненные столбы. Весь город окутался дымом – зарево горящего Сталинграда было видно на десятки километров. После налета фашистские генералы доложили Гитлеру: город разрушен! Но, даже разрушенный, город не сдавался. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом…
Так, на одной из площадей, недалеко от переправы, уцелел один – единственный дом. Он был очень удобен для ведения боя: из его окон простреливалась вся площадь. Фашистам удалось укрепиться в этом доме и они, расставив на этажах пулеметы и минометы, принялись обстреливать наши позиции. Сержант Павлов со своими товарищами смогли выбить из него фашистов и занять позицию. Фашисты решили, во что бы то ни стало, вернуть этот важный стратегический объект. Два дня штурмовали гитлеровцы дом, но так и не смогли победить горстку смельчаков. Тогда они подбросили свежие силы – целый полк. Но и наше командование послало подкрепление павловцам. 58 дней защищали этот дом–рубеж советские бойцы. Сейчас этот дом - знаменитый! Дом Павлова! А ещё, из-за того, что в отряде Якова Федотовича Павлова были и узбеки, и татары, и грузины, и казахи, бойцы окрестили его Домом солдатской дружбы.
Именно со Сталинградской битвы начался разгром немецкой армии. 200 дней и ночей продолжалась эта битва. 330 тысяч немецких солдат фельдмаршала Паулюса вынуждены были сдаться в плен. По всей Германии был объявлен трехдневный траур.
Учитель: Ожесточенные бои завязались у Мамаева кургана. Это была господствующая высота над городом, и фашисты изо всех сил старались закрепиться на ней. Наши войска получили приказ: выбить врага с Мамаева кургана. Бой проходил с переменным успехом. Двенадцать раз сходились наши бойцы врукопашную с врагом. То вниз откатывались гвардейцы, то отступали фашисты. На каждого нашего бойца приходилось до десяти гитлеровцев, но советские воины не дрогнули, стояли насмерть. Во время боя была повреждена линия связи. Исправить повреждение отправили одного солдата – он не вернулся, второго – но и он не дошел до оборванного провода. Послали третьего – Матвея Путилова. Через несколько минут связь заработала, но Путилов не возвращался. После боя выяснилось, что Путилов, пока полз, был тяжело ранен, потерял много крови, ослаб, у него не хватило сил соединить концы перебитого провода. Тогда он взял концы провода в рот и зажал их зубами, пропустив ток через себя. Вот тогда и заработал телефон на командном пункте.
Учитель: Человечество в неоплаченном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.
1 ученик: На рубеже весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежал у наших ног!
2 ученик: Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди-
Есть справедливость на Земле!
3 ученик: Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил!
Над Германией победное знамя,
Знамя правды своей водрузил!
Он прошёл через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава, слава народу – герою!
Слава Армии славной его!
4 ученик: И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник - Советскому солдату,
С девочкой, спасённой, на руках.
Он стоит, как символ нашей славы.
Как маяк, светящийся во мгле,
Это он – солдат, моей державы,
Охраняет мир на всей Земле!
Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой более 27 млн. человеческих жизней. Почёт и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу. Слава!
5 ученик:
Минута молчанья…
Склонитесь, и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.
Вижу в молчании звонком,
В отсвете горького дня:
Старый крестьянин ребенка
Молча несет из огня.
Он на колени не встанет,
Этот безмолвный старик.
Слушайте – на пьедестале
В камне изваянный крик.
Ученик: Минута молчанья…
Склонитесь, и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.
У Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт».
Всем тем, кто ушел в бессмертие, выстоял и победил, посвящается минута молчания.
6 ученик:
Тем майским светом озарен,
Под залпами салюта,
Солдат, о мире думал он
В ту самую минуту.
О нас, кому дано не знать
Про Третью мировую;
О нас, кому Отчизна-мать
Дала судьбу другую.
Учитель: Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Трудом, Весной и Миром. Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами. Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая. Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас — после нас. Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира. Это для них мы должны сохранить нашу Землю, чтобы всегда летел над ней, лукаво холодя открытые детские лица и гоня перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер. Ветер Победы. Ветер Мира. Ветер Любви.
Берегите мир!
УЧЕНИК 1: Мир - это утро, полное света и надежд.
УЧЕНИК 2: Мир - это цветущие сады и колосящиеся нивы.
УЧЕНИК 3: Мир - это гул тракторов и комбайнов.
УЧЕНИК 4: Мир - это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
Хором: Мир - это жизнь.
Учитель: 79 лет прошло со дня Великой Победы. 79 лет наш народ живет в мире.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье — не в забвенье!
Учитель: В завершении классного часа я хочу обратиться к ребятам, будущим защитникам нашей Родины: «Служите Родине с достоинством и честью, любите её, берегите её. Она – это то, что есть у нас вечное и дорогое».
7 ученик:
Пусть солнце утопит всю Землю в лучах!
Пусть мирные звёзды сияют над ней!
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда будет мир!
Исполнение песни «День Победы»