СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие по Древнему Востоку»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Путешествие по Древнему Востоку»»

Повторительно - обобщающий урок

Тема «Путешествие по Древнему Востоку»

Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме. Задачи:
  1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
  2. Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего
  3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.



Формирование универсальных учебных действий.


Познавательные УУД:

находить (в разных источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

– устанавливать причинно-следственные связи .


Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, ;

–уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;


Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

– выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– находить и исправлять ошибки;

- оценивать свою деятельность..

Личностные УУД:

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;


Этапы урока/занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Метапредметные

(познавательные, коммуникативные, регулятивные)


Ожидаемые результаты

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, организует рабочее место.

Приветствует учителя, организует своё рабочее место, демонстрирует готовность к уроку.


Быстрое включение в деловой ритм.

2.Постановка учебной задачи.

- Какие страны мы изучали на предыдущих уроках? Каким термином мы можем объединить все эти страны?

- А если тема завершена, то что нам предстоит сделать сегодня на уроке?


Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу.


Формулируют тему урока и учебную задачу

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока и учебную задачу.

Личностные: сориентированы на успешную работу на уроке.

Мотивация учащихся к уроку, принимают учебную задачу, фиксация имеющихся предметных учебных знаний.

3.Повторение и обобщение знаний и способов действий, самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.




















Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу.

На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она пропустит нас через границу, только если мы покажем свои знания о странах Древнего Востока.

Задания1. Быстро и правильно ответить на поставленные вопросы

Задани21.Дать характеристику одному из государств Древнего Востока по выбору.

Задания3.Мудро и верно ответить на вопросы.

Задания4.По описанию отгадать о какой исторической личности идёт речь.

Задания5.Найти лишнее понятие.

Задания6. Поиск ошибок.

Задания 7. По описанию узнать страну и показать её на карте. Работа с контурными картами

Задани8.Узнать по описанию исторический памятник.

Задания9.Определить по описанию предмет, созданный в странах Древнего Востока

Расшифровывают анаграммы, обсуждают вопросы, используют приобретённые знания в практической деятельности, ориентируются в информации, проводят самооценку.

Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи,

находить (в разных источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

– устанавливать причинно-следственные связи .


Коммуникативные:

излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, ;

уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Регулятивные:

находить и исправлять ошибки;

Личностные:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

оказание помощи, поддержки.

Формирование навыков поисковой деятельности, развитие учебно-познавательной мотивации, способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета, умение систематизировать и обобщать изученное, умение использовать информацию из различных источников, формирование навыков речевой деятельности, умение анализировать, систематизировать, осмысливать и использовать нужную информацию.

4.Рефлексия.






Учитель предлагает оценить свои достижения на уроке с помощью смайлика.

Обучающиеся отмечают смайликами свои достижения, проговаривая проблемы, если таковы имеются

Регулятивные: оценивание уровня владения учебным материалом.

Личностные: оценивают свои достижения.


Рефлексия способности оценивать свою деятельность,






Ход урока

Приветствие. Настрой на работу.

На прошлом уроке мы закончили изучение государств Древнего Востока.

С какими странами мы познакомились?

Мы узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу.

- А если тема завершена, то что нам предстоит сделать сегодня на уроке? (повторить полученные знания)

Что нужно вспомнить?

(Даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины.)

-И что нужно закрепить? (Полученные знания о Древнем Востоке)

На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио.( на доске изображение) Она пропустит нас через границу, только если мы покажем свои знания о странах Древнего Востока. Слова от имени КЛИО






Пусть в прошлое проникнет ясный взор:

День настоящий явит вам в прозренье

Владык земных и славу, и позор,

И мудрости плоды, что дарит миру гений…

Проникнув в тайны смутные веков,

Умом и сердцем долго узнавайте

Любовь к добру и ненависть врагов,

Труд терпеливый прежде замечайте.

Привет вам, юные, собравшиеся здесь,

Чей ум пытливый озарили боги…

Вы путь истории исследуете здесь –

И пусть умнейший победит в итоге! 



Наш сегодняшний урок будет не просто урок. А урок – путешествие. Нам предстоит отправиться в интереснейшее путешествие на границу с Западом .На пути мы будем делать несколько остановок. Но это не просто остановки . На каждой остановке богиня Клио приготовила для нас задания. Только выполнив все задания мы сможем перейти границу ВОСТОКА и ЗАПАДА

Станция №1 «Отгадайкино»

Я задаю вопросы, а вы отвечаете на рабочем листе очень быстро:

1.Устройство для подъёма воды (шадуф)

2.Служители храмов (жрецы)

3.Островки зелени (оазисы)

4. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты)

5.Гроб фараона (саркофаг)

6.Существо с телом льва и головой человека (сфинкс)

7.Как называлась письменность у древних египтян? (иероглифы)

8.Как звали первого человека на Земле? (Адам)

9. Царь в Египте (фараон)

10Священная книга христиан (Библия)

11. Обязательные правила поведения (законы).

12. Письменность в Двуречье (клинопись)

На доске высвечиваются ответы- самопроверка


Станция № 2 «Страноведение»



Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!( выбирают страну , которую нужно описать. Пока они работают приглушённо звучит музыка Востока)





п/п

Вопросы

Египет

1.

Географическое положение


2.

Климат


3.

Природа


4.

Крупные реки


5.

Занятия жителей


6.

Культурные достижения




Страны: Египет, Междуречье, Финикия, Индия



Озвучивание ответов. Один отвечает, второй исправляет и дополняет и наоборот

Станция№3 « Мудрецово»

Представьте себе, что вы не просто мальчики и девочки, а великие мудрецы. О, мудрейшие , ответьте на мои вопросы:

1.

На многих языках слова, обозначающие бумагу, зву­чат сходно. Например, по-немецки бумага — «папир», по-английски — «пэйпер», по-французски — «папье». По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Какая страна является родиной первого материала для письма? (папирус, его родина- Египет)



2.

Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим биб­лиотекам мира... Все это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические повести и книги по исто­рии. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библи­отека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, все вокруг выго­рело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чем он читал, или же исторический факт.

Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека или она придумана писателями-фан­тастами и если существовала, то в какой стране(да, книги были из глины, в Ассирии)



Станция№ 4 «Знаменитово»

В ходе знакомства со странами Древнего Востока мы узнали о многих знаменитых исторических личностях. По небольшому описанию, догадайтесь и ответьте о ком идет речь?

  1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, сар­кофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).



  1. Это один из самых любимых богов египтян. Именно он на­учил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).



  1. Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).





  1. Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).



  1. Он был одним из последних ассирийских царей, очень обра­зованным человеком. Именно по его приказу была собрана библио­тека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания

(Ашшурбанапал).



  1. Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).





7.Житель древней Индии, ранее известный под именем Гаутама Однажды он задумался о смерти и решил стать отшельником. Как то когда он сидел под огромным деревом он обрёл мудрость. Именно он является основателем одной из мировых религий/Будда/



8. Китайский мудрец. Он учил, что высшая добродетель – уважение к старшим/Конфуций/



Станция№ 5 «Лишнево»

Перед вами несколько рядов с понятиями. В каждом ряду имеется одно не подходящее ко всем остальным понятие. Ваша задачи, отметить лишнее понятие и объяснить почему оно лишнее

1)Нил, Тигр, Ганг, Вавилон;
2) алфавит, пурпурная краска, , бумага, стекло; 
3) Брахман, знатные воины, фараон, неприкасаемые;
4) шахматы, хлопок, корабль, сахарный тростник;
5) буквы, иероглифы, компас, клинопись.

6) Амон-Ра, Нут, Шамаш, Бастет



Станция№ 6 « Почемуево»

1. «Ответ ученика на уроке истории».

«Индия– большое красивое государство, расположенное на реке Нил. В Индии жил великий египетский мудрец Конфуций, который в своих книгах рассказывал об обычаях своей страны. Например, он говорил о том, что в Индии побежденных царей других стран впрягали в колесницу фараонов вместо животных. А ещё жители Индии первыми изобрели стекло.».

-как вы думаете, почему ученик получил за свой ответ не очень хорошую оценку? Какие ошибки он допустил?

Ошибки:1).не на реке Нил 2).Конфуций –китайский мудрец 3)Так царей проводили по Ассирии 4)Первыми изобрели стекло финикийцы

2 «Просьба о помощи».

«Дорогие ребята, я очень известный путешественник, но попал в трудную ситуацию, и поэтому своё имя называть не буду. Дело вот в чем. Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая находится между реками Тигр и Евфрат. Там я хотел посетить столицу Индии город Вавилон,

А ещё моей мечтой было увидеть пирамиду Хеопса и гробницу Тутанхамона и купить знаменитую пурпурную ткань, ведь именно индийцы первыми научились окрашивать краску в этот цвет и отлично знали технологии.

Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется.

Почему товарищ решил , что мечта этого путешественника никогда не сбудется. Какие ошибки вы увидели в его мечтаниях?

Ошибки: 1)индия расположена на Аравийском п-ве, а между Тигром и Евфрато находится Двуречье 2)Вавилон не столица Индии 3)в Индии нет пирамиды Хеопса и гробницы Тутанхамона 4)пурпурную ткань первыми научились делать финикийцы


Станция № 7 « Картово» Отгдать о какой стране речь и показать её на карте

1.Жители этой страны очень боялись змей и задабривали их кусочками сахара, приручили слона и главный их бог Ганеша изображался с головой слона. А особо почитали корову. В той стране корова- священное животное(Индия)

2.Древнейший народ, создавший здесь первые государства- шумеры.Самыми крупными городами были Ур и Урук. Дворцы, храмы и жилые дома в этом государстве строили из глиняных кирпичей (Двуречье)

3.Жители этого государства выращивали виноград и оливки. Так как из за отсутствия плодородных почв хлеба в этом государстве не хватало жители обменивали вино и оливковое масло на пшеницу именно в этой стране был изобретен алфавит(Финикия)

4.Самым могущественным правителем этого государства был Дарий 1.Это государство именовалось «царство стран», а её правитеь носил титул «великий цар», царь царей»



Станция№8 «Исторический памятник»

Вспомним архитектурные сооружения государств Древнего Востока.

  1. «Отцом ужаса» называли арабы – кочевники — это сооружение. Высота его была 20 метров. Людей древности пугало это фантастическое существо с туловищем льва и головою фараона.  (Сфинкс)

  2. Высота этого сооружения 137 метров. Чтобы его обойти необходимо было пройти 1 километр. Строили его 20 лет, а дорогу к нему - 10 лет. На его строительство ушло 2 300 000 каменных блоков, которые привозили из южной страны Лидии. Названо было сооружение в честь правителя при котором и для которого оно строилось. (пирамида Хеопса,

  3. Это сооружение было построено с целью обезопасить торговые пути от гуннов. Высота сооружения с 2-3этажный дом, ширина такая , что поверху могли разъехаться две повозки. Строительство велось из каменных глыб. Кирпичей и утрамбованной земли.( Великая китайская стена)



Богиня Клио довольна вами. Путь на Запад почти открыт. Остался последний шаг и граница нами будет перешагнута. Богиня Клио приготовила для вас волшебный сундучок. В нём разнообразные предметы. По описанию, которое подготовила Клио вам нужно узнать предмет .

« Сундучок богини Клио»

По описанию нужно узнать предмет, который находится мешке.

  1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).

  2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).

  3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)

  4. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)

  5. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)

  6. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)

7.Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).



8. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).



Подведение итогов.

Домашнее задание: написать сочинение «Если бы у меня была машина времени, я бы отправился в …..»

Сочинение-рассуждение о том, какую из стран Древнего Востока ты бы хотел посетить.

Рефлексия.

Оцените свои достижения на сегодняшнем уроке с помощью смайлика

1.Я работала отлично, в полную силу своих возможностей. Чувствовала себя уверенно

2.Я работала не плохо, но не в полную силу. Переживала что отвечу не правильно

3.Задания на уроке были слишком трудными для меня. Я много чего не поняла. Мне нужна помощь.