Повторительно - обобщающий урок
Тема «Путешествие по Древнему Востоку»
Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме. Задачи:
Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток» Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
– находить (в разных источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
– устанавливать причинно-следственные связи .
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, ;
–уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– находить и исправлять ошибки;
- оценивать свою деятельность..
Личностные УУД:
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Этапы урока/занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент. | Приветствует учащихся, организует рабочее место. | Приветствует учителя, организует своё рабочее место, демонстрирует готовность к уроку. | | Быстрое включение в деловой ритм. |
2.Постановка учебной задачи. | - Какие страны мы изучали на предыдущих уроках? Каким термином мы можем объединить все эти страны? - А если тема завершена, то что нам предстоит сделать сегодня на уроке? Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. | Формулируют тему урока и учебную задачу | Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока и учебную задачу. Личностные: сориентированы на успешную работу на уроке. | Мотивация учащихся к уроку, принимают учебную задачу, фиксация имеющихся предметных учебных знаний. |
3.Повторение и обобщение знаний и способов действий, самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. | Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она пропустит нас через границу, только если мы покажем свои знания о странах Древнего Востока. Задания1. Быстро и правильно ответить на поставленные вопросы Задани21.Дать характеристику одному из государств Древнего Востока по выбору. Задания3.Мудро и верно ответить на вопросы. Задания4.По описанию отгадать о какой исторической личности идёт речь. Задания5.Найти лишнее понятие. Задания6. Поиск ошибок. Задания 7. По описанию узнать страну и показать её на карте. Работа с контурными картами Задани8.Узнать по описанию исторический памятник. Задания9.Определить по описанию предмет, созданный в странах Древнего Востока | Расшифровывают анаграммы, обсуждают вопросы, используют приобретённые знания в практической деятельности, ориентируются в информации, проводят самооценку. | Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, находить (в разных источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; – анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; – устанавливать причинно-следственные связи . Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, ; уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; Регулятивные: находить и исправлять ошибки; Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; оказание помощи, поддержки. | Формирование навыков поисковой деятельности, развитие учебно-познавательной мотивации, способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета, умение систематизировать и обобщать изученное, умение использовать информацию из различных источников, формирование навыков речевой деятельности, умение анализировать, систематизировать, осмысливать и использовать нужную информацию. |
4.Рефлексия. | Учитель предлагает оценить свои достижения на уроке с помощью смайлика. | Обучающиеся отмечают смайликами свои достижения, проговаривая проблемы, если таковы имеются | Регулятивные: оценивание уровня владения учебным материалом. Личностные: оценивают свои достижения. | Рефлексия способности оценивать свою деятельность, |
Ход урока
Приветствие. Настрой на работу.
На прошлом уроке мы закончили изучение государств Древнего Востока.
С какими странами мы познакомились?
Мы узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу.
- А если тема завершена, то что нам предстоит сделать сегодня на уроке? (повторить полученные знания)
Что нужно вспомнить?
(Даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины.)
-И что нужно закрепить? (Полученные знания о Древнем Востоке)
На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио.( на доске изображение) Она пропустит нас через границу, только если мы покажем свои знания о странах Древнего Востока. Слова от имени КЛИО
Пусть в прошлое проникнет ясный взор:
День настоящий явит вам в прозренье
Владык земных и славу, и позор,
И мудрости плоды, что дарит миру гений…
Проникнув в тайны смутные веков,
Умом и сердцем долго узнавайте
Любовь к добру и ненависть врагов,
Труд терпеливый прежде замечайте.
Привет вам, юные, собравшиеся здесь,
Чей ум пытливый озарили боги…
Вы путь истории исследуете здесь –
И пусть умнейший победит в итоге!
Наш сегодняшний урок будет не просто урок. А урок – путешествие. Нам предстоит отправиться в интереснейшее путешествие на границу с Западом .На пути мы будем делать несколько остановок. Но это не просто остановки . На каждой остановке богиня Клио приготовила для нас задания. Только выполнив все задания мы сможем перейти границу ВОСТОКА и ЗАПАДА
Станция №1 «Отгадайкино»
Я задаю вопросы, а вы отвечаете на рабочем листе очень быстро:
1.Устройство для подъёма воды (шадуф)
2.Служители храмов (жрецы)
3.Островки зелени (оазисы)
4. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты)
5.Гроб фараона (саркофаг)
6.Существо с телом льва и головой человека (сфинкс)
7.Как называлась письменность у древних египтян? (иероглифы)
8.Как звали первого человека на Земле? (Адам)
9. Царь в Египте (фараон)
10Священная книга христиан (Библия)
11. Обязательные правила поведения (законы).
12. Письменность в Двуречье (клинопись)
На доске высвечиваются ответы- самопроверка
Станция № 2 «Страноведение»
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!( выбирают страну , которую нужно описать. Пока они работают приглушённо звучит музыка Востока)
№ п/п | Вопросы | Египет |
1. | Географическое положение | |
2. | Климат | |
3. | Природа | |
4. | Крупные реки | |
5. | Занятия жителей | |
6. | Культурные достижения | |
Страны: Египет, Междуречье, Финикия, Индия
Озвучивание ответов. Один отвечает, второй исправляет и дополняет и наоборот
Станция№3 « Мудрецово»
Представьте себе, что вы не просто мальчики и девочки, а великие мудрецы. О, мудрейшие , ответьте на мои вопросы:
1.
На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага — «папир», по-английски — «пэйпер», по-французски — «папье». По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.
Что это за слово? Какая страна является родиной первого материала для письма? (папирус, его родина- Египет)
2.
Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира... Все это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические повести и книги по истории. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, все вокруг выгорело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чем он читал, или же исторический факт.
Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека или она придумана писателями-фантастами и если существовала, то в какой стране(да, книги были из глины, в Ассирии)
Станция№ 4 «Знаменитово»
В ходе знакомства со странами Древнего Востока мы узнали о многих знаменитых исторических личностях. По небольшому описанию, догадайтесь и ответьте о ком идет речь?
Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).
Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).
Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).
Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания
(Ашшурбанапал).
Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).
7.Житель древней Индии, ранее известный под именем Гаутама Однажды он задумался о смерти и решил стать отшельником. Как то когда он сидел под огромным деревом он обрёл мудрость. Именно он является основателем одной из мировых религий/Будда/
8. Китайский мудрец. Он учил, что высшая добродетель – уважение к старшим/Конфуций/
Станция№ 5 «Лишнево»
Перед вами несколько рядов с понятиями. В каждом ряду имеется одно не подходящее ко всем остальным понятие. Ваша задачи, отметить лишнее понятие и объяснить почему оно лишнее
1)Нил, Тигр, Ганг, Вавилон;
2) алфавит, пурпурная краска, , бумага, стекло;
3) Брахман, знатные воины, фараон, неприкасаемые;
4) шахматы, хлопок, корабль, сахарный тростник;
5) буквы, иероглифы, компас, клинопись.
6) Амон-Ра, Нут, Шамаш, Бастет
Станция№ 6 « Почемуево»
1. «Ответ ученика на уроке истории».
«Индия– большое красивое государство, расположенное на реке Нил. В Индии жил великий египетский мудрец Конфуций, который в своих книгах рассказывал об обычаях своей страны. Например, он говорил о том, что в Индии побежденных царей других стран впрягали в колесницу фараонов вместо животных. А ещё жители Индии первыми изобрели стекло.».
-как вы думаете, почему ученик получил за свой ответ не очень хорошую оценку? Какие ошибки он допустил?
Ошибки:1).не на реке Нил 2).Конфуций –китайский мудрец 3)Так царей проводили по Ассирии 4)Первыми изобрели стекло финикийцы
2 «Просьба о помощи».
«Дорогие ребята, я очень известный путешественник, но попал в трудную ситуацию, и поэтому своё имя называть не буду. Дело вот в чем. Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая находится между реками Тигр и Евфрат. Там я хотел посетить столицу Индии город Вавилон,
А ещё моей мечтой было увидеть пирамиду Хеопса и гробницу Тутанхамона и купить знаменитую пурпурную ткань, ведь именно индийцы первыми научились окрашивать краску в этот цвет и отлично знали технологии.
Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется.
Почему товарищ решил , что мечта этого путешественника никогда не сбудется. Какие ошибки вы увидели в его мечтаниях?
Ошибки: 1)индия расположена на Аравийском п-ве, а между Тигром и Евфрато находится Двуречье 2)Вавилон не столица Индии 3)в Индии нет пирамиды Хеопса и гробницы Тутанхамона 4)пурпурную ткань первыми научились делать финикийцы
Станция № 7 « Картово» Отгдать о какой стране речь и показать её на карте
1.Жители этой страны очень боялись змей и задабривали их кусочками сахара, приручили слона и главный их бог Ганеша изображался с головой слона. А особо почитали корову. В той стране корова- священное животное(Индия)
2.Древнейший народ, создавший здесь первые государства- шумеры.Самыми крупными городами были Ур и Урук. Дворцы, храмы и жилые дома в этом государстве строили из глиняных кирпичей (Двуречье)
3.Жители этого государства выращивали виноград и оливки. Так как из за отсутствия плодородных почв хлеба в этом государстве не хватало жители обменивали вино и оливковое масло на пшеницу именно в этой стране был изобретен алфавит(Финикия)
4.Самым могущественным правителем этого государства был Дарий 1.Это государство именовалось «царство стран», а её правитеь носил титул «великий цар», царь царей»
Станция№8 «Исторический памятник»
Вспомним архитектурные сооружения государств Древнего Востока.
«Отцом ужаса» называли арабы – кочевники — это сооружение. Высота его была 20 метров. Людей древности пугало это фантастическое существо с туловищем льва и головою фараона. (Сфинкс)
Высота этого сооружения 137 метров. Чтобы его обойти необходимо было пройти 1 километр. Строили его 20 лет, а дорогу к нему - 10 лет. На его строительство ушло 2 300 000 каменных блоков, которые привозили из южной страны Лидии. Названо было сооружение в честь правителя при котором и для которого оно строилось. (пирамида Хеопса,
Это сооружение было построено с целью обезопасить торговые пути от гуннов. Высота сооружения с 2-3этажный дом, ширина такая , что поверху могли разъехаться две повозки. Строительство велось из каменных глыб. Кирпичей и утрамбованной земли.( Великая китайская стена)
Богиня Клио довольна вами. Путь на Запад почти открыт. Остался последний шаг и граница нами будет перешагнута. Богиня Клио приготовила для вас волшебный сундучок. В нём разнообразные предметы. По описанию, которое подготовила Клио вам нужно узнать предмет .
« Сундучок богини Клио»
По описанию нужно узнать предмет, который находится мешке.
Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
7.Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).
8. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).
Подведение итогов.
Домашнее задание: написать сочинение «Если бы у меня была машина времени, я бы отправился в …..»
Сочинение-рассуждение о том, какую из стран Древнего Востока ты бы хотел посетить.
Рефлексия.
Оцените свои достижения на сегодняшнем уроке с помощью смайлика
1.Я работала отлично, в полную силу своих возможностей. Чувствовала себя уверенно
2.Я работала не плохо, но не в полную силу. Переживала что отвечу не правильно
3.Задания на уроке были слишком трудными для меня. Я много чего не поняла. Мне нужна помощь.