Одна из основных задач уроков русского языка ̶ повышение грамотности учащихся. Грамотное письмо облегчает процесс общения, способствует более точной передаче содержания текста и его адекватному восприятию.
Самое значительное место занимают ошибки на правописание безударных гласных. Данная проблема проходит через все классы. В связи с расширением словаря учащихся появляются всё новые и новые слова с безударными гласными, в написании которых школьники допускают ошибки.
Просмотр содержимого документа
«Пути повышения грамотности учащихся»
ПУТИ
ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учитель Мележик С.И.
2013
Одна из основных задач уроков русского языка ̶ повышение грамотности учащихся. Грамотное письмо облегчает процесс общения, способствует более точной передаче содержания текста и его адекватному восприятию.
Самое значительное место занимают ошибки на правописание безударных гласных. Данная проблема проходит через все классы. В связи с расширением словаря учащихся появляются всё новые и новые слова с безударными гласными, в написании которых школьники допускают ошибки.
Почему так много ошибок на правописание безударных гласных? Это объясняется тем, что учащиеся не умеют быстро и правильно подобрать родственные слова для проверки безударной гласной в силу недостаточного общего лингвистического развития. Практические навыки грамотного письма вырабатываются путём разнообразных тренировочных упражнений. Я использую различные виды работ по данной теме:
Для повышения грамотности учащихся провожу самостоятельную работу по составлению небольшого словарного диктанта на изученное правило. После проверки работ я выбираю слова, в которых школьники допустили ошибки. С данными словами на уроках ведётся работа, а затем пишем контрольный словарный диктант.
Придумывание своих собственных примеров требует от учащихся более активной мысли. Это является очень важным средством развития речи. 
Включаю игровые моменты в урок.
Например:
хлеб (хлебный, хлебушек, хлебец, хлебница, хлебозавод);
диво (удивление, удивительный, удивляться);
дело ...
жизнь ...
земля...
Использую на уроках загадки, шутки, рисованное письмо.
Акварель не квакает,
Карандаш не каркает.
Использование занимательности при обучении орфограмм ̶ это важный фактор повышения уровня грамотности. Обучая детей русскому языку я стараюсь добиться полного усвоения учащимися правил грамматики, вырабатываю навыки грамотного письма. Постоянно при выполнении синтаксического разбора предложения предлагаю учащимся найти в нем слова на изученные правила и объяснить их правописание, обозначить условия выбора той или иной орфограммы.
Например:
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
(С. Есенин)
Тропинка бежала вдоль ручья, вилась по отвесной круче.
В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительные гласные. Я предлагаю ребятам проверить эти слова по орфографическому словарю.
Орфография тесно связана со всеми разделами науки о языке, поэтому её изучение является базой овладения орфографической грамотностью. Орфографическая грамотность повышается, если на уроках русского языка её развитию уделять максимум внимания. Орфографическая зоркость обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм.
Для повышения грамотности учащихся я провожу списывание. Списывание сопровождается орфографическим проговариванием, которое включает в работу еще два вида памяти: слуховую и речедвигательную. Грамотность в этом случае рождается и закрепляется на подсознательном уровне, а правила её закрепляют.
Уровень грамотности становится индикатором не только общей подготовки по русскому языку, но и приобщает учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре.