Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
2 –Сибирцевская СОШ
Классный час «Путешествие по экологической тропе»
3 класс
Подготовила и провела:
Чоломова Алёна
Геннадьевна
Цели и задачи:
формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
Ход мероприятия :
Учитель: - Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Я рада вас видеть. Меня зовут Алена Геннадьевна. Сегодня я у вас проведу классный час .
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).
Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)
Держа в руке глобус, ученик рассказывает стихотворение
ученик: Когда – то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.
Учитель: -ВЫ знаете , что 2017год в России объявлен годом экологии.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить(слайд1)
Сегодня мы совершим воображаемое путешествие в Зеленую страну по экологической троп .
-А вы знаете , что такое экологическая тропа?
Экологическая тропа, ребята – это маршрут в лесу (слайд 2), где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы.
- Сформулируйте цель нашего классного часа ,чем мы будем заниматься ?
Дети формулируют цели занятия (узнать какие животные обитают в лесу, какие растения растут, узнать о том, как охранять лес, выполнить практическую работу)
Итак, посмотрите на экран послушайте историю о лесе.
– Жил был лес (слайд 3)
– Обитали в лесу птицы (слайд 4, ) Птицы пели задорно и весело.
-Посмотрите, сколько много птиц в лесу.
– Жили в лесу и звери. (слайд 5 )Резвились на полянах, охотились.
- Назовите животных на слайде?
– Но однажды пришёл в лес человек. (слайд 6 ) Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес (слайд 7)
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес (слайд 8)
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, (слайд 9) лесные озера и загрязнили воду в лесу .
– Дым из труб заводов и выхлопные газы (слайд10)автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (слайд11) бутылками, резиной, бумагой .
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. (слайд 12) Тоскливо и страшно стало в лесу
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.(слайд 13)
Учитель:
– Наука , которая нам поможет спасти лес называется –экология.( слайд 14)
Учитель:
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
–Я вам буду загадывать загадки, а вы должны узнать о каком дереве идет речь. Затем найти его изображение среди всех деревьев, а потом эти деревья мы посадим в нашем лесу .
1
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
2
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
3
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
4.
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.(дуб)
6 Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
-Дети берут картинки деревьев и вывешивают на доску.
Учитель :
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов , но надо быть аккуратным и соблюдать правила поведения в лесу.
-А какие правила поведения в лесу вы знаете? (вывешиваются на доску)
Учитель:
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик:
– Не хватает птиц и зверей.
Учитель : -А сейчас вы поработаете в группах по 4 человека.
Но прежде чем начать работать, давайте вспомним правила работы в группах?
( не ссориться, работать дружно, помогать друг другу, распределить обязанности )
На столе у вас лежат конверты ,клей. Достаньте из конвертов пазлы. Соберите картинку из пазлов ,наклейте на лист бумаги , и прочитайте на обратной стороне информацию о том какую пользу приносят животные лесу.
Дятел – санитар леса. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда он проделывает
клювом дырку, то высовывает свой язычок, и насекомое прилипает к нему.
Сова – уничтожает за год около1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь съедает в год 1кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.
Кукушка – за час съедает 100 гусениц, если в лесу появляется большое количество
насекомых - вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Летучие мыши – очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 170 комаров.
Волк - санитар леса. Он поддерживает равновесие, не давая травоядным и больным животным размножаться.
Лиса- санитар леса. Он поддерживает равновесие, не давая травоядным и больным животным размножаться
(дети прикрепляют животных к доске)
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках.
Звери и птицы благодарят нас за помощь .Ребята, а как нужно вести себя, чтобы звери и птицы снова не исчезли из нашего леса? (прикрепляются знаки).
Учитель:-А мы идем дальше .Посмотрите под деревом сидит енот.
Енот Егорка приготовил для нас задание. Это кроссворд о природе.
( Слайд18 )
Отгадаем кроссворд вместе.
Вопросы к кроссворду
1. Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт.(почва)
2. Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (река) 3. Назови одним словом лев, заяц, собака, конь, медведь.(животные)
4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники. (растения)
5. Житель планеты, наделенный разумом. (человек)
6. Чем дышит человек. (воздух)
7 А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые Цветы
Расцвели средь темноты.
(Звезды)
Учитель:- Какое слово получилось?
– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии .
Учитель:
– Нужно ли охранять природу?
Учитель: - Как нужно охранять природу?
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
Итог урока
Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.
(Музыкальный клип). Живёт повсюду красота
-Красиво в лесу? Какое было разнообразие животных ,растений. Но чтобы природа оставалась такой же красивой надо её беречь.
Учитель: - Наша встреча подходит к концу. Как вы думаете,ребята, мы достигли цели нашего классного часа?- Какие цели ставили вначале нашего путешествия?
Вы старательно выполняли все задания, а значит увидели и услышали красоту окружающего мира. Под радостные крики «Ура!», аплодисменты зеленных ладошек –листочков и барабанную дробь дождя- вы посвящаетесь в юные экологи. У вас на стульчиках висят галстуки - эмблемки , я прошу их повязать себе на шею.
Вам ещё предстоит много найти ответов на загадки Природы, бережно относиться к ней, ведь Дом, в котором мы все живем, не только загадочный и интересный, но и очень хрупкий, сохраним его.
Мне хочется сказать вам спасибо за работу. Мне было легко и приятно работать с вами. На этом наш классный час окончен.