ККонспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в старшей группе. Путешествие в «Страну Фантазий». Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах). Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения. Упражнять в координации речи с движениями. Развивающие задачи: формировать у старших дошкольников представление о понятии «фантазия». Учить фантазировать, развивать образное представление. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания. Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность. Развивать эмоциональную сферу детей. Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее, облака, небо ; река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: сом, карась, судак, налим, щука, акула, дельфин, кит, форель; улыбка, добрый, нежный, прекрасный. Форма проведения: игра – путешествие Материалы и оборудование: солнце, речка, разноцветные камешки , кузовок,бабочки-оригами, аудиозаписи: «Волшебная музыка», «звуки реки», песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинский) Ход. Воспитатель: Ребята, вы сегодня все такие красивые, славные и веселые. Давайте покажем всем, какие мы веселые: Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось, Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмем И к сердечку поднесем. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего дня.
В группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в путешествие в волшебную Страну Фантазий. Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Я очень рада, что вы у меня в гостях. Сегодня я – Добрая Фея из Страны Фантазий! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как? Дети. Хотим! Фея. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете? Ответы детей. Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что - то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет. Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку: Среди поля голубого яркий блеск огня большого Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит, Светит весело в оконце. Догадались? Дети. Это - солнце! Фея. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его. Массаж лица: Личико солнце согрело, потеплело, потеплело. Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей. Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись. Медленно тянут руки вверх, улыбаются. Фея. Как можно сказать о солнышке? Какое оно? Ответы детей. Фея. Давайте с ним поиграем. Пальчиковая гимнастика. Дети встают в круг. Солнышко, солнышко, погуляй у речки… Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу Солнышко, солнышко, разбросай колечки! Быстро сжимают и разжимают кулаки Мы колечки соберем, золоченые возьмем. Выполняют хватательные движения с щепотью Покатаем, поваляем… Круговыми движениями трут ладонью о ладонь И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх раздвинув пальцы. Фея. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает? Ответы детей Фея. Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите. Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки». Фея. Как быстро по небу бегут облака. Похоже одно на Конька – горбунька. Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что. А вы когда – нибудь видели не обычные облака? На что или на кого они были похожи? Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей. Фея. А вы знаете, что слова можно найти везде? Я слова найду везде – и на небе, и в воде, На полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово! Найдите слова на небе, и с помощью хлопков определите количество слогов в них. ( Солнце, облака) Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? ( Два, три.) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его( дети выполняют задание) Назовите предметы, изображенные на слайде, прохлопайте их по слогам. Фея. В моей Стране Фантазий течёт волшебная река! Скажите что делает река? Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д. Давайте поплывем по реке. Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. Дети имитируют движениями рук плавание в воде. В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны. Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями. Наконец она садится на корягу под водой. Садятся на несколько секунд в глубокий присед. Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. Выполняют ходьбу на месте. А теперь глубокий вдох – и садимся на песок. Садятся на ковер. Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке. Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке? Дети. В реке могут жить рыбы. Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали, они не помнят, как называются. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать. Фея открывает картинки, прикрепленные к мольберту, сом, пескарь, щука, судак, налим, карп. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке. Назовите слова в которых один слог. Ответы детей. Фея. А какие рыбы у нас остались? Дети. Дельфин, акула, кит, форель. Фея. Почему они не могут жить в реке? Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане. Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова). Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка), Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина), Если это рыбище – у неё… (улыбище) Фея в моей стране лес тоже волшебный. И в моем лесу все идет своим чередом. В нем тоже осень. Назовите какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь) (на экране картинки ранней осени) Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин Ребята, назовите, признаки ранней осени? (Осенью листья желтеют, птицы улетают в теплые края. Солнце светит, но не греет. В лесу появились грибы и ягоды) (на экране картинки середины осени) В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки. Ребята, назовите, какие признаки вы знаете в середине осени? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Часто идёт дождь (на экране картинки поздней осени) Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья Какие признаки поздней осени вы знаете? (На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. На полях, в огородах собрали урожай) А сейчас мы с вами отдохнем, послушаем классическую музыку, которую написал П.И. Чайковский. «Осень»(дети садятся на стулья закрывают глаза)А сейчас скажите мне, что вы услышали, представили?(ответы) Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня?(Послушать по телевизору, посмотреть на термометр) Какая погода бывает осенью? - Когда идет дождь- дождливая, -Когда дует ветер – ветренная, -Холодно – холодная, -Пасмурно – пасмурная, - Сыро – сырая, -Хмуро – хмурая, -Ясно – ясная.
А сейчас пофантазируем ( релаксация) Закройте глазки: вы сидите на осенней полянке, вокруг цветут последние цветы, летают бабочки, поют птички , которые еще не успели улететь, светит солышко Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок. В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра. Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок. Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова». Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот. Дети достают из кузовка бумажных бабочек и сдувают с ладоней. Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового? Дети делятся своими впечатлениями. Фея. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна Фантазия! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам бабочек( бабочки-оригами) от «Волшебной Страны Фантазий». Возьмите эти волшебные бабочки и фантазируйте дальше. Мне хочется, чтобы ваша фантазия никогда не иссякала , чтобы у вас всегда нашлось место творчеству и мечте. До свидания. |