СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в страну Фразеологизмов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции через освоение понятия «фразеологизм», структуры фразеологизма, развитие умения отличать фразеологическое сочетание  от простого, умения находить фразеологизмы в тексте, а также  употреблять фразеологизмы в речи,  учитывая речевую  ситуацию, что будет способствовать воспитанию эстетического вкуса и чувства 

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Фразеологизмов»





Путешествие в страну


фразеологию

( КВН для учащихся VVi классов)



Дело в шляпе…




МБОУ «СОШ № 59» г. Барнаула





Цель занятия


Создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции через освоение понятия «фразеологизм», структуры фразеологизма, развитие умения отличать фразеологическое сочетание от простого, умения находить фразеологизмы в тексте, а также употреблять фразеологизмы в речи, учитывая речевую ситуацию, что будет способствовать воспитанию эстетического вкуса и чувства такта.

Дидактика занятия





Учебные задачи:



- выявить специфику употребления фразеологизмов;

- рассмотреть типы фразеологизмов;

- раскрыть структуру фразеологизмов, выполняя
определённые упражнения;

-1-



Знать:


1. Что такое фразеологический оборот.
2. Отличие фразеологического оборота от простого
словосочетания.


Уметь:



1. Формулировать понятие фразеологизма.

2. Находить фразеологизмы в тексте.

3. Определять место и время для произнесения

фразеологического оборота.
























- 2 -

Ведущий: Внимание, ребята, сегодня мы отправляемся в интере -
снейшее путешествие по городу Крылатых выражений! Не успели мы с вами и глазом моргнуть, как уже оказались перед воротами одного из удивительнейших городов страны Русскогоязыка, города Крылатых выражений. Как видите, нас встречает грозная стража и
преграждает нам путь (стражники, нахмурившись,
закрывают вход в город).
Ведущий: В чём дело?

Стражник: Дело, а дело в шляпе.
Второй стражник: Вы сможете пройти в наш город, если ответите
на вопрос, откуда произошло выражение «дело

в шляпе»?
Ведущий: Ребята, кто знает ответ?

Ученики: Очень давно, когда почты не было, все важные документы
из одного города в другой гонцы перевозили в шапке.
Стражник: Правильно. Помните в «Сказке о царе Салтане»: «А

ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой обобрать

его велят, до пьяна гонца поят и в суму его пустую суют
грамоту другую». Так вот чтобы из сумы не вытащили
важный документ, гонцы прятали его в шапку. Отсюда и

выражение: дело в шляпе.

Ведущий: Ребята, давайте попросим стражника рассказать о стране

Фразеологии.
Второй стражник: Охотно поведаю Вам о нашей стране. Слушайте.
Одним из лучших украшений речи являются
особые обороты, которые живут в нашей стране,
а называются они фразеологизмами. Мы
произносим их по 100 раз на день, не замечая, в
то время как они имеют своё значение, идущее из
древности, например: кричать во всю
Ивановскую, лезть на рожон, зарубить на носу,
бить баклуши и т.д. Фразеологизмы – это одно из достоинств нашего языка. Посмотрите, как метко они передают человеческую мысль: калачом не заманишь – иначе никакими средствами не заманишь, не уговоришь прийти, звёзд с неба не хватает – ничем не выдающийся, средних способностей.

- 3 -


Ведущий: Спасибо за интересный рассказ. Теперь мы смело можем
путешествовать по дорогам фразеологии.
Стражник: Проходите, но Вам придётся ответить ещё на много

вопросов.

Итак, в путь!!!

Станция № 1 ПРИВЕТСТВИЕ
Задание: команды приветствуют соперников

(название, девиз)


Станция № 2 РАЗМИНОЧНАЯ
Задание: ребята, многие крылатые выражения пришли к нам из
сказок и басен, в которых за особенностями поведения
животных скрываются качества человека. Вы, наверняка,

слышали такие выражения, а насколько вы внимательны,
сейчас проверим. Продолжите известные выражения
(команды отвечают по очереди, за каждый правильный
ответ получают жетоны).


1. Голоден как (волк) 5. Надут как (индюк)
2. Хитёр как (лиса) 6. Мокрый как (курица)

3. Упрям как (осёл) 7. Труслив как (заяц)

4. Нем как (рыба) 8. Болтлив как (сорока)
9. Грязный как (свинья)
10. Работать как (лошадь)


Станция № 3 НАЙДИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Задание: Найдите в моём рассказе 10 фразеологических оборотов:

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотиться, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим.
- 4 -

Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресение.

- Он же нас приглашать рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь голову

морочит.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребята, со мной пойдёте, - успокоил дед.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать.


Участники команд сдают ответы жюри.

Станция № 4 ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ
Задание: подберите антонимы к фразеологическим выражениям.

(работать как лошадь – бить баклуши)
1. Рукой подать – на краю света.
2. Наставлять на ум – сбивать с толку.

3. Черепашьим шагом – бежать как угорелый.
4. Кричать во всю Ивановскую – тише воды, ниже травы.
5. Сидеть сложа руки – работать, засучив рукава.

Участники команд выполняют задание на доске, при этом у команд есть список фразеологизмов.(Выступление жюри)

Стражники отмечают результаты на карте.



Станция № 5 КАПИТАНЫ

Задание: отыщите непрерывную ломаную линию, которая прошла
бы через все буквы, нигде не пересекаясь. Не пропуская ни
одной из них, никуда не заходя дважды. При этом, следуя за
этой линией, можно было бы прочитать пословицу.
З АД Я Н Д Н
МУВ С И ОО

Я З А Ь Н О Г
АЦ ЙШЕ П О
МОГ И АМ Й
ИПО Н ЕШ Ь - 5 -

Станция № 6 ХУДОЖНИКИ

Задание: пока капитаны соревнуются, я предлагаю командам

проиллюстрировать фразеологизмы, а если у вас это
удачно получится, то соперники смогут угадать, какой

фразеологизм вы задумали.


Слушаем ответы капитанов, ответы капитаны пишут на листочках, показывая ломаную линию. Затем выступают художники со своими рисунками. Стражники отмечают результаты на карте.

Выступление жюри.

Станция №7 ВСПОМНИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Задание: проверим ваш кругозор, вспомните и запишите по 1-2
фразеологизма, связанных со следующими животными:

1.конь (дарёному коню в зубы не смотрят, не в коня корм)
2.белка (как белка в колесе)
3.ворона (белая ворона, считать ворон)
4.медведь (медведь на ухо наступил, медвежья услуга)
5.гусь (гусь свинье не товарищ, важный как гусь)


Командам раздаются листочки с названиями животных

Станция №8 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание: разыграйте речевую ситуацию, выводом, моралью

которой был бы понравившийся вам фразеологический

оборот.

Стражники отмечают результаты на карте после выступления жюри.

Объявляется победитель КВНа!!!
Ведущий: вот и подошло к концу наше путешествие по стране
Фразеологии. Мы преодолели все препятствия,
выполнили все задания. Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк!
И так устали мы с дороги,

Что еле волочили ноги!!!


- 6 -

Раздаточный материал

1. Таблицы для жюри.

Конкурсы-станции

Баллы

1. Приветствие

5



2. Разминочная

5



3. Найди фраз-мы

10



4. Подбери

антонимы

5



5. Капитаны

10



6. Художники

4



7. Вспомни

фразеологизм

8



8. Домашнее задание

10




57











2. Станция № 4
1. Рукой подать
2. Наставлять на ум –

3. Черепашьим шагом –
4. Кричать во всю Ивановскую –

5. Сидеть сложа руки –




1. Рукой подать –
2. Наставлять на ум –

3. Черепашьим шагом –
4. Кричать во всю Ивановскую –
5. Сидеть сложа руки –





3. Станция № 5


З А Д Я Н Д Н
М У В С И О О

Я З А Ь Н О Г
А Ц Й Ш Е П О
М О Г И А М Й
И П О Н Е Ш Ь


З А Д Я Н Д Н
М У В С И О О

Я З А Ь Н О Г
А Ц Й Ш Е П О
М О Г И А М Й
И П О Н Е Ш Ь





Станция № 7




1.конь 2.белка 3.ворона 4.медведь 5.гусь




1.конь 2.белка 3.ворона 4.медведь 5.гусь

Задания для болельщиков

1. Соревнование «Кто больше?»

Вспомните как можно больше фразеологизмов со словами:
ГОЛОВА (человек с головой, морочить голову, вскружить голову,
потерять голову, не сносить головы, отвечать головой,
как снег на голову, голова идёт кругом, с больной

головы на здоровую, сломя голову);
НОС (задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу,

клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом,

встретиться нос к носу);
ГЛАЗА (мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза,

пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на
глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на
глазу, смотреть чужими глазами);
УХО (держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до

ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить

уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на

макушке, уши вянут);

ЗУБЫ (зуб на зуб не попадает, око за око, зуб за зуб, говорить

сквозь зубы, иметь зуб, положить зубы на полку, ни в зуб

ногой, скалить зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб
(кому-либо);
ЯЗЫК (язык без костей, острый на язык, тянуть за язык, злые
языки, язык проглотить, найти общий язык, язык не
поворачивается, держать язык за зубами, язык до Киева

доведёт, не сходить с языка);
РУКА (валится из рук, дать руку на отсечение, из рук вон плохо,
как без рук, лёгкая рука, мастер на все руки, умывать руки,
прибрать к рукам, взять себя в руки, сидеть сложа руки);
НОГИ (со всех ног, встать на ноги, встать с левой ноги, падать с
ног, потерять почву под ногами, сбиться с ног, идти в ногу,

путаться под ногами, ног под собой не чуять, одна нога
здесь, другая там);


2. Загадки – складки «Доскажи словечко»
а) Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой не разольёшь!

б) Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу!

в) Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес кто по дрова.
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши вянут.


3. Закончите крылатые выражения, взятые из сказок
а) Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.
б) Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
в) Это всё присказка, сказка будет впереди.

4. Отгадайте загадки
а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(Нос)

б) Не цветут, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их

развешивают. (Уши)

в) Он в голове у легкомысленного; его советуют искать в поле;
на него бросают деньги те, кто их не ценит. (Ветер)


5. Как говорят, если:
а) очень много людей в тесном помещении

(как сельдей в бочке)
б) хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать
(как рыба в воде)
в) быть в постоянных хлопотах, суетиться
(как белка в колесе)

г) очень быстро бежать
(бежать как угорелый, как стрела)
д) Рухнуть тяжело, всем телом
(повалиться как сноп)
е) появляться быстро, в большом количестве
(как грибы после дождя)
ж) чувствовать себя неловко, нервничать

(сидеть как на иголках)
з) проливной дождь, ливень (льёт как из ведра)