Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных
предметов имени Героя Советского Союза Б.И. Рябцева» г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
«Рассмотрено» | «Согласовано» и | «Согласовано» и | «Утверждаю» |
на заседании МО учителей | «Принято» | «Принято» | директор МБОУ |
естественнонаучного цикла_ | на заседании МС | на заседании | «СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россоши |
протокол №1 | протокол №____ | педсовета | _________Ловцова В.Ф.. |
от «31»08.2021г. | от «___»_ 2021г. | протокол №1 | приказ №___366__ |
________Шишова И.А. | ________Ивлева Л.Е. | от | от |
(подпись руководителя МО) | (подпись председателя МС) | «30»08.2021г. | «__01__»_09_2021__г. |
РА Б О Ч А Я П Р О Г Р А М А
по учебному курсу «Сезонная летопись»
для обучающихся 7-х классов
1 четверть- «Осенние метаморфозы» 9 ч,
2 четверть- «Гербарий как искусство» 7ч ,
3 четверть – «Сделано природой» 10 ч,
4 четверть – «Календарь садовода»-9ч.
Разработала:
учитель географии
Плоских Елена Анатольевна
2021год
Программа учебного курса «Сезонная летопись» составлена на основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 г. № 613, от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712).
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766).
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (вступает в силу с 1 сентября 2021 года).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
7. ООП СОО МБОУ «СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россоши.
Рабочая программа составлена для учащихся 7 классов и рассчитана на 35 часов. В учебном плане школы в части, формируемой участниками образовательных отношений, отводится на данный курс 35 ч - из расчёта 1 ч в неделю.
В программе курса сочетаются как традиционные методы изложения материала, так и поисковая деятельность обучающихся, в основном делается акцент на групповую работу обучающихся, так как по завершению изучения курса обучающиеся должны представить итоговые исследовательские работы (проекты) по выбранной теме и продемонстрировать умения в защите
Учебные пособия:
Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М.: Просвещение, 1994. г
Суматохин, С. В., Кучменко, В. С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса.
В ходе освоения учебного курса обучающиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные универсальные учебные действия:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Формирование:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметными результатами изучения учебного курса являются:
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учащимися учебного курса являются:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Формы контроля и оценки.
В качестве оценки выступает 12-бальная система. Учащиеся оценивают себя, используя карты успешности, где отражены УУД, запланированные учителем.
Перевод полученных баллов за урок в пятибалльную систему:
• 10 - 12 баллов – «5» Высокий
• 7 - 9 баллов – «4» Повышенный
• 4 - 6 баллов –«3» Базовый
• 0 - 3 баллов – «2» Низкий
Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через: практическую деятельность, самостоятельные работы, изготовление наглядных пособий.
Защита индивидуальных проектов происходит в форме общешкольной конференции.
Особенности оценки индивидуальной проектной работы
• При описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта по каждому из четырех критериев:
• - способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации,
• формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
• объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
• - сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
• - сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
• - сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Продуктом модуля станет плакат по теме “Фенологическое дерево”, изготовление буклетов «Феноиндикаторы», инструкции по созданию виртуального гербария, презентаций «Сезонные изменения в природе»
2.Содержаниеучебного курса.
Модуль
«Осенние метаморфозы» 1четверть (9ч)
Вводное занятие. Фенология – наука, изучающая закономерности сезонного развития природы. Организация фенологических наблюдений. Календарь природы. Поэзия осени. Грибная охота. Мир осенних красок. Вальс осени. Зимующие птицы нашей области. Подготовка к защите проектов. Представление (защита) проектов «Осенние метаморфозы»
Модуль
«Гербарий как искусство» 2 четверть. (7ч)
Гербарий. Как оформить гербарный альбом. Виртуальный гербарий. Как зимуют растения. Распознавание деревьев зимой. Разговор растений на зимнем подоконнике. Подготовка к защите проектов. Представление (защита) проектов «Виртуальный гербарий»
Модуль
«Сделано природой» 3 четверть. (10ч)
Природа в поэзии. Книга зимы. «Язык» животных . Каллиграфия следов Зоофенологические наблюдения . Годовой цикл орнитологических наблюдений. Живые синоптики. Экскурсия «По снежной тропе». Природные барометры» . Подготовка к защите проектов. Представление (защита) проектов «Знатоки природы»
Модуль
«Календарь садовода» 4 четверть. (9ч)
Экологические факторы в жизни плодовых растений .Известные селекционеры Воронежского края. Россошанская плодово-ягодная станция – объект ООПТ .Богатство России- чернозем... Практическая работа «Выбор плодово- ягодных культур и сортов». Создание плодового сада. Математическая обработка материалов фенологических наблюдений Подготовка к защите проектов. Представление (защита) проектов «Календарь садовода»
3.1Календарно-тематическое планирование модуля «Осенние метаморфозы» (9 ч) 1 чет.
№ занятия | Тема занятия (разделы) | Модуль рабочей про-граммы воспитания «Школьный урок» | Количество часов | Дата |
план | факт |
1 | Вводное занятие. Фенология – наука, изучающая закономерности сезонного развития природы. Организация фенологических наблюдений | День города Россошь Неделя безопасности дорожного движения День Памяти Б.И. Рябцева | 1 | 4.09 | |
2 | Виртуальный гербарий | 1 | 11.09 | |
3 | Поэзия осени | 1 | 18.09 | |
4 | Грибная охота | 1 | 25.09 | |
5 | Вальс осени | 1 | 2.10 | |
6 | Зимующие птицы нашей области | 1 | 9.10 | |
7 | Оформление индивидуальных проектов. | 1 | 16.10 | |
8 | Оформление индивидуальных проектов. | 1 | 23.10 | |
9 | Защита проекта «Осенние метаморфозы» | 1 | 30.10 | |
3.2Календарно-тематическое планирование модуля «Гербарий как искусство» (7ч)2 чет.
№ занятия | Тема занятия (разделы) | Модуль рабочей про-граммы воспитания «Школьный урок» | Количество часов | Дата |
план | факт |
1 | Гербарий. Как оформить гербарный альбом. | Международный день слепых Уроки воинской славы, посвящённые «Дню героев Отечества». | 1 | 13.11 | |
2 | Виртуальный гербарий | 1 | 20.11 | |
3 | Как зимуют растения. | 1 | 27.11 | |
4 | Распознавание деревьев зимой. Экскурсия «Встреча предзимья» | 1 | 4.12 | |
5 | Разговор растений на зимнем подоконнике | 1 | 11.12 | |
6 | Подготовка к защите проектов. | 1 | 18.12 | |
7 | Представление (защита) проектов «Виртуальный гербарий» | 1 | 25.12 | |
3.3Календарно-тематическое планирование модуля «Сделано природой» (10ч)3 чет.
№ занятия | Тема занятия (разделы) | Модуль рабочей про-граммы воспитания «Школьный урок» | Количество часов | Дата |
план | факт |
1 | Природа в поэзии | День освобождения г. Россоши от немецко-фашистских захватчиков День Российской науки Акция "День воссоеди-нения Крыма и России" Праздник «За честь школы» | 1 | 15.01 | |
2 | Книга зимы | 1 | 22.01 | |
3 | «Язык» животных | 1 | 29.01 | |
4 | Каллиграфия следов | 1 | 5.02 | |
5 | Экскурсия «По снежной тропе». | 1 | 12.02 | |
6 | Зоофенологические наблюдения | 1 | 19.02 | |
7 | Годовой цикл орнитологических наблюдений | 1 | 26.02 | |
8 | Живые синоптики. | 1 | 5.03 | |
9 | Природные барометры Подготовка к защите проектов. | 1 | 12.03 | |
10 | Представление (защита) проектов «Знатоки природы» | 1 | 19.03 | |
3.4 Календарно-тематическое планирование модуля
«Календарь садовода» 4 чет. (9ч)
№ занятия | Тема занятия (разделы) | Модуль рабочей про-граммы воспитания «Школьный урок» | Количество часов | Дата |
план | факт |
1 | Экологические факторы в жизни плодовых растений | День космонавтики День памяти И.А. Письменного 22 апреля – Международный день Земли. Уроки мужества, День Победы со-ветского народа в ВОВ, Бессмертный полк Праздник «Последнего звонка» | 1 | 2.04 | |
2 | Известные селекционеры Воронежского края. Россошанская плодово-ягодная станция – объект ООПТ | 1 | 9.04 | |
3 | Богатство России- чернозем | 1 | 16.04 | |
4 | Практическая работа «Выбор плодово- ягодных культур и сортов». | 1 | 23.04 | |
5 | Математическая обработка материалов фенологических наблюдений | 1 | 30.04 | |
6 | Создание плодового сада | 1 | 7.05 | |
7 | Подготовка к защите проектов. | 1 | 14.05 | |
8 | Подготовка к защите проектов. | 1 | 21.05 | |
9 | Представление (защита) проектов «Календарь садовода» | 1 | 28.05 | |
Приложение к календарно-тематическому планированию
на 2021-2022 учебный год
По программе- ______35ч__________________________________
Проведено- __________________________________________
Программа выполнена полностью
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактич. | Причина |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
5