СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.п.Био 11кл.22-23.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа соответствует учебнику «Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [В. В. Пасечник, А.А. Каменский и др.] ; под ред. В.В.Пасечника.— М.: Просвещение, 2021».

Просмотр содержимого документа
«Р.п.Био 11кл.22-23.»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


___________


Протокол №

от « » ________ 2022г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________

Приказ №

от « » _________ 2022г.





Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

для 11 класса

основного общего образования

Базовый уровень (очная форма обучения)

на 2022 – 2023 учебный год.







Составитель: Козловский С.А.






г. Рубцовск, 2022г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 11класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего. Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования КГКОУ «Вечерняя школа №1».


Нормативные документы, использованные при разработке рабочей программы:


  1. ФГОС СОО. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012г.№ 413.

  2. Учебный план 2022-2023 учебного года КГКОУ «Вечерняя школа №1».

  3. Годовой календарный график работы 2022-2023 учебного года КГКОУ «Вечерняя школа №1».

4. Приказ №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка

исправительных учреждений».

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника «Биология. Рабочие программы.10—11 классы : учеб. пособ. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.В.Пасечник, Г. Г.Швецов, Т.М.Ефимова.—М. : Просвещение, 2021», рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) и соответствующей учебнику «Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [В. В. Пасечник, А.А. Каменский и др.] ; под ред. В.В.Пасечника.— М.: Просвещение, 2021».


Изучение курса «Биология» в старшей школе направлено на решение

следующих задач:

1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений

и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области

будущей практической деятельности.

Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предмет-

ном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в

том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и соци- альных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее

продуктивными для решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в

целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

— социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную

группу либо общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

— приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической

науки.

Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:

— ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

— развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательного интереса к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;

— овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры,

научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

— формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.


Общая характеристика учебного предмета

Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить:

1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способом общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивной с точки зрения решения задач развития подростка является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образо-

вания являются:

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение

учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной

биологической науки;

  • развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;

  • овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

  • формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.


Место курса в учебном плане.


Количество часов, отводимое на изучение биологии в старшей школе, зависит от учебного плана, утверждённого образовательной орга-

низацией. Данная рабочая программа рассчитана на проведение 1 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет

(10 и 11 классы). Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 69 ч, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 10 классе, 34 ч (1 ч в неделю) в

11 классе. Так как обучение биологии учащихся 11 класса в 2022-2023 учебном году проходит в течении 34 недель, поэтому в учебном плане на изучение биологии отводится 34 часа за учебный год (1 ч в неделю).

Курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения об

основных биологических объектах. Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Таким образом, содержание курса биологии в старшей школе более полно раскрывает общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. Во время выполнения учебной рабочей программы по предмету «Биология» реализуются следующие модули «Рабочей программы воспитания КГКОУ «Вечерняя школа №1»:

  1. «Школьный урок»;

  2. «Профориентация»;

  3. «Учащийся и его здоровье».


Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Название раздела

Авторская

программа

Рабочая

программа

11 класс


Организменный уровень

10

10

Популяционно-видовой уровень

8

8

Экосистемный уровень

8

7

Биосферный уровень

9

8

Резерв времени

0

1

Всего

35

34











Отличие рабочей программы от авторской, с указанием внесённых изменений и их обоснование:

Данная рабочая программа для 11класса рассчитана на 34 часа в год. В данной рабочей программе раздел «Экосистемный уровень» сокращен на 1 час за счет объединения тем уроков «Видовая и пространственная структуры экосистемы» и «Пищевые связи в экосистеме» в одну тему урока, а так же сокращен раздел «Биосферный уровень» на 1 час за счет объединения тем уроков «Эволюция биосферы» и «Происхождение жизни на Земле» в одну тему урока. Один час выведен в резервное время.


Используемые технологии обучения, формы уроков:

1. Технологии обучения: Личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

2. Формы урока: формирование новых знаний, обобщающий урок, комбинированный урок, лекция, лабораторная работа, практическая работа, обобщающий урок, обобщающий урок- конференция.

Виды и формы контроля:

Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью устного опроса, самостоятельных работ, практических, тестовых работ. Используется биологический диктант.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ.

Название курса «Биология.11 класс».


Организм

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения

у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; по- следствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследствен-

ности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Пр. раб. №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». (тема 3.4).

Пр. раб. №2 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». (тема 3.6).

Пр. раб. №3 «Решение генетических задач на наследование признаков у человека, в том числе наследование, сцепленное с полом». (тема 3.7)


Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы.

Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на

генофонд популяции. Направления эволюции. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.


Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.


Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения

популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия вли-

яния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчи-

вого развития. Перспективы развития биологических наук.

Лаб. раб. №1 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». (тема 4.1).

Лаб. раб. №2 «Изучение экологической ниши у разных видов растений». (тема 5.3).

Лаб. раб. №3 «Описание экосистем своей местности». (тема 5.4).

Лаб. раб. №4 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на примере аквариума)». (тема 5.6).

Все лабораторные и практические работы входят в структуры уроков.






Календарно-тематический план по биологии на 2022-23 учебный год.11 класс.

урока

в теме

Дата проведения


Название раздела, темы уроков.

по плану

фактически

11а

11б

11а

11б







Организменный уровень (10 ч)





Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов.





Развитие половых клеток. Оплодотворение.





Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.





Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.





Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.





Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.





Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Генетика пола.

Наследование, сцепленное с полом.





Закономерности изменчивости.





Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология.





Обобщающий урок по теме «Организменный уровень».



Популяционно-видовой уровень (8 ч)





Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции.





Развитие эволюционных идей.





Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.





Естественный отбор как фактор эволюции.





Микроэволюция и макроэволюция.





Направления эволюции.





Принципы классификации. Систематика.





Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень» .



Экосистемный уровень (7 ч)





Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на организмы. Толерантность и адаптация.





Экологические сообщества.





Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. Экологическая ниша.





Видовая и пространственная структуры экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.





Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.





Экологическая сукцессия. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.





Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».







Биосферный уровень (8ч)





Биосферный уровень: общая характеристика. Биосфера — глобальная экосистема.

Учение В. И. Вернадского о биосфере.





Круговорот веществ в биосфере.





Эволюция биосферы. Происхождение жизни на Земле.





Основные этапы эволюции органического мира на Земле.





Эволюция человека.





Роль человека в биосфере.





Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень».

6.8





Обобщающий урок-конференция по курсу «Общая биология».







Резерв времени (1ч)








ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  • признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

  • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать

материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на базовом уровне являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов,

  • круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);

  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов

на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описание особей видов по морфологическому критерию;

  • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

  • сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).







Лист коррекции рабочей программы


Дата (номер)

Причина коррекции

(замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)



Документ о проведении коррекции

(№ приказа, дата приказа)

урока, который требует коррекции

урока, который содержит коррекцию



























































КИМ курса биологии разработан к «Биология.11 класс: учеб. для общеобраз. организ.:базовый уровень/ [В.В.Пасечник, А.А. Каменский и др.] ; под ред. В.В.Пасечника– М.:Просвещение, 2021». Структура и содержание КИМ соответствует УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника.


График практических работ


Тема

Номер урока

Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.

Пр. раб. №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

4

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Пр. раб.«№2 Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

6

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

Пр. раб. №3 «Решение генетических задач на наследование признаков у человека, в том числе наследование, сцепленное с полом».

7


Практическая работа №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Задания №1-2, для практической работы №1 находятся в «Биология. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ под ред. В.В.Пасечника» на с.68-69.


Практическая работа №2 Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

Задания №3-4, для практической работы №2 находятся в «Биология. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ под ред. В.В.Пасечника» на с.73-74.


Практическая работа №3

«Решение генетических задач на наследование признаков у человека, в том числе наследование, сцепленное с полом».

Задания №1-3, для практической работы №3 находятся в «Биология. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ под ред. В.В.Пасечника» на с.79-81.