СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.п.Био. 9 класс.22-23.(заочка)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа соответствует учебнику «Биология. 9 класс: учеб. для образоват. организаций / [В. В. Пасечник,  А.А. Каменский, Г.Г. Швецов и др.] ; под ред. Пасечника В.В.— М. : Просвещение, 2021».

Просмотр содержимого документа
«Р.п.Био. 9 класс.22-23.(заочка)»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


___________


Протокол №

от « » ___________ 2022г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________

Приказ №

от « » __________ 2022г.




Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

для 9 класса

основного общего образования

Базовый уровень (заочная форма обучения)

на 2022 – 2023 учебный год.







Составитель: Козловский С.А.






г. Рубцовск, 2022г





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, учебного плана. Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования КГКОУ «Вечерняя школа №1».


Нормативные документы, использованные при разработке рабочей программы:


  1. ФГОС ООО. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г.№1897.

  2. Учебный план 2022-2023 учебного года КГКОУ «Вечерняя школа №1».

  3. Годовой календарный график работы 2022-2023 учебного года Вечерняя школа №1».

4. Приказ №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — М. : Просвещение, 2020», рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) и соответствующей учебнику «Биология. 9 класс: учеб. для образоват. организаций / [В. В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов и др.] ; под ред. Пасечника В.В.— М. : Просвещение, 2021».


Общая характеристика курса биологии

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит су-

щественный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

— формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,

об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости

(ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни;

— овладение понятийным аппаратом биологии;

— приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми

объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

— освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;


— формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов

риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью

своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

— овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

— создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как

профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Определение места и роли учебного курса/предмета в учебном плане школы:

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение курса биологии в основной школе как составной части предметной области «Естественнонаучные предметы». В соответствии с учебным планом нашей организации при заочном обучении биологии в 9 классе отводится 0,5 часа в неделю, т.е количество учебных часов в год по данному предмету может составлять 15 - 17 в зависимости от расписания уроков и календаря рабочих дней учителя в 2022-2023 учебном году. Во время выполнения учебной рабочей программы по предмету «Биология» реализуются следующие модули «Рабочей программы воспитания КГКОУ «Вечерняя школа №1»: 1.«Школьный урок»; 2.«Профориентация»; 3.«Учащийся и его здоровье».


Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.


Название темы, раздела.

Кол-во часов

в авторской программе

Кол-во часов

в рабочей программе для

изуч. в классе/ самостоят.

Введение. Биология в системе наук.

2

0/2

Основы цитологии — науки о клетке.

10

2/8

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.

5

1/4

Основы генетики.

9

2/7

Генетика человека.

2

0/2

Основы селекции и биотехнологии.

4

1/3

Эволюционное учение.

8

2/5

Возникновение и развитие жизни на Земле.

5

1/4

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

18

7/9

Всего

62

16/44

Резерв времени

8

1/7

Итого

70

68


Отличие рабочей программы от авторской, с указанием внесённых изменений и их обоснование.

Два урока-семинара по теме «Современные проблемы теории эволюции» объединены в один урок по данной теме. Два урока «Видеоэкскурсия «Сезонные изменения в живой природе» объединены на один урок. Три учебных часа итоговой конференции «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» объединены и проводятся за 2 учебных часа.

Используемые технологии обучения, формы уроков:

1. Технологии обучения: Личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

2. Формы урока: формирование новых знаний, беседа, дискуссия, обсуждение, лабораторная работа, практическая работа, семинар, видеоэкскурсия, комбинированный урок, смешанный урок, обобщающий урок, итоговая конференция.

Виды и формы контроля:

Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью устного опроса; самостоятельных, практических, тестовых работ. Используется биологический диктант.


СОДЕРЖАНИЕ


Название курса «Общие биологические закономерности». 9 класс.


Биология как наука.

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные

признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная

оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток —одна из причин заболеваний организма. Деление клетки — основа

размножения, роста и развития организмов.

Лаб. раб. №1 «Строение клеток» ( тема 2.6)

Организм

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава орга-

низмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена,координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

Лаб. раб. №2-3 «Описание фенотипов растений», «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой» (тема 4.9).

Пр.раб.№1-2 «Решение генетических задач» (темы 4.4 - 4.5).

Пр. раб. №3 «Составление родословных» (тема 5.1).

Вид

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты

эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искус-

ственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Пр. раб. 4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» (тема 7.6).


Экосистемы

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, её основные ком-

поненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема

(биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Лаб. раб. №5 «Изучение приспособлений организмов к определенной среде обитания (на конкретных примерах)» (тема 9.2).

Лаб. раб. №6 «Строение растений в связи с условиями жизни» (тема 9.4).

Лаб. раб. №7 «Описание экологической ниши организма» (тема 9.5).

Лаб. раб. №8 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума» (тема 9.11).

Видеоэкскурсия «Сезонные изменения в живой природе».(2 ч).

Все лабораторные работы и практические работы №3-4 входят в структуры уроков.


Календарно-тематический план по биологии 9 класса


уро-ка

в

теме

Дата

проведения


Наименование темы урока

по

плану

факти-чески





Введение. Биология в системе наук (2 ч)




Биология как наука.




Методы биологических исследований. Значение биологии.






Основы цитологии — науки о клетке (10 ч)




Цитология – наука о клетке.




Клеточная теория.




Химический состав клетки.




Строение клетки.




Строение клетки.



Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.




Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез.




Биосинтез белков.




Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.



Обобщающий урок по темам: ««Обмен веществ и превращение энергии

в клетке. Фотосинтез», «Биосинтез белков».




Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч)




Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.




Половое размножение. Мейоз.




Индивидуальное развитие организма (онтогенез).




Влияние факторов внешней среды на онтогенез.



Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов».





Основы генетики (9 ч)




Генетика как отрасль биологической науки.




Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.




Закономерности наследования.



Пр.раб.№1 «Решение генетических задач».




Пр.раб.№2 «Решение генетических задач».




Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.




Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.




Комбинативная изменчивость.



Фенотипическая изменчивость.





Генетика человека (2 ч)




Методы изучения наследственности человека.

Пр. раб. №3 «Составление родословных».




Генотип и здоровье человека.





Основы селекции и биотехнологии (4 ч)




Основы селекции.




Достижения мировой и отечественной селекции.




Биотехнология: достижения и перспективы развития.



Обобщающий урок по темам: «Основы генетики», «Генетика человека», «Основы селекции и биотехнологии».





Эволюционное учение (7 ч)




Учение об эволюции органического мира.




Вид. Критерии вида.




Популяционная структура вида.




Видообразование.




Борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции.



Адаптация как результат естественного отбора.

Пр. раб. 4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».



Урок-семинар «Современные проблемы теории эволюции».





Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)




Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.




Органический мир как результат эволюции.




История развития органического мира.




История развития органического мира.



Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле».





Взаимосвязи организмов и окружающей среды (16 ч)




Экология как наука.



Среды обитания организмов. Экологические факторы.




Толерантность. Лимитирующие факторы.



Адаптация организмов.



Экологическая ниша.




Структура популяции.




Типы взаимодействия популяций разных видов.




Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем.




Структура экосистем.




Поток энергии и пищевые цепи.



Искусственные экосистемы.



Видеоэкскурсия «Сезонные изменения в живой природе».




Экологические проблемы современности .




Экологические проблемы современности .



Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».



Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».





Резерв времени (1ч)










Планируемые результаты обучения


Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные

сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств

и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,

бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к

членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-

компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и

профессиональной ориентации.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,

об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья

людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.









Лист коррекции рабочей программы


Дата (номер)

Причина коррекции

(замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)



Документ о проведении коррекции

(№ приказа, дата приказа)

урока, который требует коррекции

урока, который содержит коррекцию






























































КИМ курса биологии разработан к «Биология.9 класс: учеб. для общеобраз. организ./ В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк – М.:Просвещение, 2020». Структура и содержание КИМ соответствует УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника.


График практических работ


Тема

Номер урока

1

Пр.раб.№1 «Решение генетических задач».

21

2

Пр.раб.№2 «Решение генетических задач».

22

3

Методы изучения наследственности человека. Пр. раб. №3 «Составление родословных».

27

4

Адаптация как результат естественного отбора.

Пр. раб. 4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

38



Практическая работа №1 «Решение генетических задач».

Задания №1-2, для практической работы №1, находятся в «Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов- М.:Просвещение» на с.47.

Практическая работа №2 «Решение генетических задач».

Задания №3-4, для практической работы №2, находятся в «Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов- М.:Просвещение» на с.47-48.

Практическая работа №3 «Составление родословных».

Структура и описание практической работы №3 находятся в «Биология.9 класс: учеб. для общеобраз. организ./ В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк – М.:Просвещение, 2020» на с.86-87.