Учитель: Зайцева М.А. РУССКИЙ ЯЗЫК
№ 15
Дата:
Класс: 8-А 8-Б 8-Г 8-Д
Тема. Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению
Цели урока: Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего счастья.
Задачи урока:
1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
2) уметь находить авторскую позицию;
3) определять тему, идею и проблему текста;
4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Метапредметные результаты обучения:
Познавательные:
– передавать содержание текста в сжатом, выборочном или развернутом виде;
– знать особенности текста – описания;
– выделять информацию, существенную для решения проблемы (или возникшей проблемной ситуации);
– использовать приобретённые знания при создании собственных текстов.
Регулятивные:
– выполнять задание в соответствии с целью;
– работать с произведениями живописи;
– проводить самооценку выполнения учебного задания, корректировать в процессе выполнения.
Коммуникативные:
– строить диалог в рамках учебного занятия, участвовать в работе группы;
– согласовывать позиции и находить общее решение, понимать точку зрения собеседника;
– использовать речевые средства для представления совместной деятельности, предвидеть результат коллективных решений.
Предметные результаты обучения:
– формировать умение составлять текст–рассуждение по предложенной теме и составленному плану;
– формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
– развивать способность к самоконтролю и самооценке.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, учебник, текст В.М.Бахмутова «Радуга».
Ход урока
Организационный этап
- Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.
Сегодня на уроке мы попробуем выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с сочинением.
Актуализация знаний
- Я предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.
- Что такое счастье?
- Какие ассоциации возникают у вас?
(Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстраивается радуга).
- Все ассоциации, возникшие у вас, радостные. (Щелчок) У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете почему?
- Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?
Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
2. Успех, удача.
Первичное усвоение новых знаний
Заметьте; один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
Радуга
В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.
Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…
И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!
Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.
Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать моё далёкое детство…»)
2 абзац – «Как это прекрасно – счастье сразу для всех!
3-4 абзац - «С тех пор я стал ждать радугу, которая поможет мне сделать всех счастливыми»
5 абзац – «Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье…»
- О чём этот текст?
- Что такое счастье для героя рассказа?
- Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?
2.Формулировка проблемы
- Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».
- Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.
- Какие проблемы ставит перед читателями автор?
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?
- Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.
2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)
- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.
3.Составление комментария проблемы.
- Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?
Справка. Прокомментировать проблему – значит
- показать степень понимания текста;
- понять замысел автора;
- понять ход авторской мысли.
- Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Кого особенно интересует эта проблема?
- На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)
- Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)
- Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?
- Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.
4. Формулировка авторской позиции
- Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора?
Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
- Обратимся к тексту.
- Какова же авторская позиция?
- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Как это прекрасно – счастье сразу для всех!)
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.
5. Аргументация собственного мнения.
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)
Работа с афоризмами.
- В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.
- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)
Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?
Человек создан для счастья, как птица для полета.
В.Г. Короленко.
Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.
А. Дюма-отец.
Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.
В.А. Сухомлинский.
- Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?
(В.Г.Короленко «Дети подземелья»)
- Счастливы ли вы?
-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? (Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).
Первичная проверка понимания
- У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?
Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!
Первичное закрепление
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.
Мы сегодня узнали о многих секретах счастья. А у каждого из вас – свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы напишите в своих сочинениях. Синяя птица вам поможет узнать еще один секрет счастья.
Оценивание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Написать сочинение- рассуждение по тексту Владимира Михайловича Бахмутова «Радуга».
Рефлексия (подведение итогов)
Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился (ответы).