СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прграмма по литературе для 6 класса. УМК И.Н. Сухих

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа на 105 часов. КТП

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прграмма по литературе для 6 класса. УМК И.Н. Сухих»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ Советской СОШ

____________ Т.Н.Емельяненко

Приказ № 129/3 от 30.08.2019г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2019 – 2020 учебный год

по литературе



Уровень образования (класс) основное общее, 6 класс__

Общее количество часов ___105____

Количество часов в неделю ___3____


Учитель русского языка и литературы Каплина Марина Владимировна______

Квалификационная категория _______высшая______


Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы учебного предмета «Литература» 5-9 классы, Программы курса «Литература» 5—9 классы:_____ основное общее образование/ под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014г.



2019 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Литература» составлена на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2008 г.;

- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);

- Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2018-2019 учебный год в рамках реализации БУП – 2008;

- Программы курса «Литература» 5—9 классы: основное общее образование/ под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014г - УМК:

1. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Вирина Г.Л. /под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

2. Литература в 6 классе. Книга для учителя с тематическим планированием: методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс. – М.: Издательский центр рекомендации и тематическое планирование по литературе для 6 класса: методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.


Цели изучения учебного предмета:

Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение основной цели литературного образования, обеспечивающей культурный рост обучающихся, – литературное развитие, понимаемое как трёхсторонний процесс, включающий:

  1. совершенствование читательской деятельности: повышение качества воспроизведения и, как результат, создание интерпретаций художественного произведения в единстве его формы и содержания, выработка оценки произведения с эстетических позиций и выражение своего отношения к прочитанному как в словесной, так и невербальной форме;

  2. развитие литературно-творческих способностей обучающихся – способности адекватно выразить себя в слове;

  3. расширение культурного кругозора и культурного опыта обучающихся.


Достижение цели литературного образования – литературного развития обучающихся – обеспечивается решением следующих задач:

  1. Расширение читательского кругозора, культурных представлений, воспитание у обучающихся потребности в чтении, изучение литературы в широком культурном контексте.

  2. Развитие литературных способностей обучающихся (эмоциональной чуткости к слову, способностей к конкретизации словесного образа и образному обобщению).

  3. Обучение приёму аналитической деятельности, необходимому для постижения художественного произведения, что обеспечивается формированием и совершенствованием системы читательских умений, теоретико-литературных знаний и развитием литературных способностей обучающихся.

  4. Обучение приёмам литературно-творческой и, шире, художественной деятельности, в которой ученик создаёт собственные литературные произведения или произведения других видов искусства, что обеспечивается развитием литературных способностей и системы речевых умений.

  5. Обучение интерпретационной деятельности (выражение своего понимания произведения разными способами: в устной и письменной речи и в художественном творчестве и исполнительской деятельности), что предполагает развитие речевых и творческих способностей. Подготовка к интерпретационной деятельности осуществляется в процессе аналитической, художественной и проектной деятельности.

  6. Продолжение совершенствования техники чтения в 6 классе и работы над выразительным чтением на протяжении всего обучения.

  7. Развитие эстетического вкуса и ценностных ориентаций.

  8. Развитие общих психических качеств: внимания, памяти, эмоций, воображения, разных типов мышления.

Данная программа составлена для реализации курса литературы в 6 классе, который является частью филологического образования и разработана в логике современных требований и методической традиции. Ключевая идея курса заключается в том, что последовательность изучения произведений в 6 классе отражает не этапы развития русской литературы, а специфику открытия Человека ребёнком, а потому и курс называется «Открытие Человека».

Данный курс подразумевает знакомство шестиклассников с образами персонажей, созданными в разные эпохи и в разных странах с помощью художественных средств, выбор которых продиктован особенностями литературных направлений и индивидуальной манерой писателей. Системообразующими элементами становятся понятия авторское отношение, точка зрения, характер персонажа и способ изображения.

В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находится отношение авторов к своим героям и произведениям.

На изучение программы отводится 105 часов, однако в связи с праздничными днями за счёт объединения будет реализована за … часа.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Работа по учебно-методическому комплекту на основе примерной программы основного общего образования И.Н.Сухих с учётом требований ФГОСООО призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.

Ожидается, что обучающиеся 6 класса по завершении обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении литературы

Личностные результаты:

• нравственные качества личности, чувство любовь к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;

• умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты освоения обучающимися 6 класса основной школы программы по литературе:

Планируемые результаты изучения литературы в основной школе в соответствии с авторской концепцией выбранного УМК объединены в следующие блоки:

  • читательская деятельность: эмпатия и воображение, читательские и аналитические умения, формируемые в ходе работы с художественным текстом; умения, связанные с формированием основ смыслового чтения в ходе работы с научно-популярными текстами

  • литературно-творческая деятельность: умения, связанные с творческой переработкой, интерпретацией исходного текста: творческий пересказ, редактирование, сочинения в разных жанрах, стилизация, художественная интерпретация, сообщение, дискуссия;

  • учебно-исследовательская и проектная деятельность:


Читательская деятельность

Чтение и анализ художественного текста

Обучающийся научится:

- воспринимать прочитанные или прослушанные произведения разных жанров, понимать их смысл;

- различать стихи и прозу;

- выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть и по ролям, соблюдая нормы литературного произношения и правила декламации;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному) тексту; отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста;

- самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту;

- сопоставлять героев одного или нескольких произведений, эпизоды или целые произведения одного или разных авторов со сходной тематикой, проблематикой;

- планировать свой круг чтения художественной литературы;

- участвовать в коллективном обсуждении (в том числе групповом) прочитанного или прослушанного произведения, вести диалог с учителем и одноклассниками: задавать вопросы, обосновывать собственное мнение, понимать чужую точку зрения, участвовать в диспуте;

- различать художественное и документальное;

- иметь представление о художественной условности, о художественной правде и вымысле, о романтическом произведении и романтическом герое, о народности в искусстве, о двоемирии в произведении, о реалистическом произведении;

- сопоставлять черновой и окончательный вариант произведения;

- различать жанры легенды, героического эпоса, былины, летописи, исторической баллады, песни, повести, поэмы, сказа, приключенческого романа; феерии; дружеского послания как жанра лирики, новеллы;

- различать тему и проблему, определять с помощью учителя проблематику произведения;

- иметь представление о лирическом цикле, об особенностях драмы как рода литературы, о способах выражения авторского отношения в драме, о конфликте в драме;

- находить фольклорные элементы (мифы и легенды) объяснять их роль в литературном произведении;

- анализировать конфликт драматического произведения по плану;

- анализировать эпизод или художественное произведение (рассказ, стихотворение) по предложенному плану;

- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по заданным критериям;

- характеризовать мифологического героя по самостоятельно составленному плану;

- самостоятельно выявлять систему персонажей в произведении;

- иметь представление о способах создания образов персонажей в драме;

- анализировать образ персонажа драматического произведения по плану;

- сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по заданным критериям;

- иметь представление о гиперболе и литоте, находить гиперболу и литоту в художественном произведении, объяснять их роль в тексте;

- находить устаревшую лексику в качестве средства художественной изобразительности и выразительности;

- иметь представление о гекзаметре;

- сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции по наводящим вопросам и плану;

- сопоставлять переводы одного произведения под руководством учителя;

- иметь представление об антитезе, находить антитезу в художественном произведении;

- иметь представление о сатире и юморе, определять, какой вид комического (юмор, сатира) использованы автором в произведении;

- характеризовать аллегорические образы в басне;

- составлять вопросы на знание текста произведения, вопросы для викторины по творчеству писателя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить свою точку зрения с другими, участвовать в дискуссии;

- различать тему и проблему, самостоятельно определять проблематику произведения;

- анализировать эпизод или художественное произведение (рассказ, стихотворение) по самостоятельно составленному плану;

- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по самостоятельно выделенным критериям;

- самостоятельно сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции по своему плану;

Основы смыслового чтения научно-популярных текстов:

Обучающийся научится:

- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в содержании научно-популярного текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- пересказывать текст статьи учебника подробно, сжато и выборочно;

- работать с определениями: заучивать, находить толкование, пользуясь справочными материалами учебника и других источников, подбирать примеры, объяснять;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания…), заданную в явном виде и скрытой форме;

- задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике;

- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

- готовить сообщения по заданной теме и материалам;

- различать темы и подтемы текста, выделять главную и избыточную информацию;

- комментировать текст;

- преобразовывать текст в таблицу, схему самостоятельно;

- составлять развёрнутый план учебного текста, писать тезисы;

- ставить вопросы и искать ответы на них в научно-популярных текстах;

- под руководством учителя ставить проблему исследования, формулировать проблемные вопросы;

- находить ответы на поставленные вопросы в научных текстах.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме

- проводить небольшое исследование, представлять результаты исследования в классе

Литературно-творческая деятельность

Обучающийся научится:

- выразительно читать текст художественного произведения;

- инсценировать эпизоды произведения;

- создавать устные словесные портреты, пейзажи, картины на основе художественного текста;

- готовить творческий пересказ художественного произведения (от лица другого героя);

- писать сочинение-рассуждение в форме развёрнутого ответа на вопрос на основе художественных и учебных текстов;

- писать сочинение по картине;

- писать сочинение-повествование о человеке с включением его портрета;

- писать сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой и др.)», сохраняя особенности речи рассказчика;

- писать сочинение-рассуждение о смысле названия произведения;

- писать сочинение-описание внешности человека с включением элементов комического;

- писать сочинение-рассказ от лица героя;

- писать сочинение-сопоставление образов главных героев рассказов;

- сочинять юмористический рассказ-сказ;

- сочинять продолжение художественного произведения;

- писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении;

- составлять аннотацию к прочитанному произведению по образцу;

- анализировать иллюстрации разных художников к одному произведению, сопоставлять их;

- создавать обложку к произведению;

- оформлять программу, декорации к предполагаемой театральной постановке по художественному произведению;

- давать устный и письменный отзыв об одном из произведений античного искусства (скульптура, архитектура, вазопись);

- писать отзыв о фрагменте кинофильма или анимационного фильма по мотивам былины.

Обучающийся получит возможность научиться:

- подбирать цветовые и музыкальные лейтмотивы к главам произведения;

- подбирать музыкальные произведения к стихотворным текстам;

- составлять аннотацию к прочитанному произведению самостоятельно

- писать сочинение-сопоставление образов героев в произведении и кинофильме;

- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении

- давать отзыв о балетном спектакле по мотивам литературного произведения

Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе

Обучающийся научится:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

- под руководством учителя формулировать цель и задачи исследования;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;

- работать по составленному плану;

- использовать в работе дополнительные источники информации;

- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы под руководством учителя;

- подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- давать оценку результатам проектной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно формулировать проблему проекта или исследования, цель и задачи

- самостоятельно отбирать источники информации, анализировать их, отбирать необходимый материал

- давать оценку результатам исследовательской деятельности.









Содержание учебного предмета «Литература»

№ п/п

Раздел предмета

Количество часов

на раздел

Формы контроля

1

Герой в мифах

Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Античная мифология. Антропоморфизм. Боги как олицетворение сил хаоса и космоса, природных стихий. Жизнь богов — жизнь природы. Бог — герой — человек. Литература и искусство как хранители мифологических сюжетов.

Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.

1. Мифы о Геракле. Культурный герой Древней Греции. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея.

2. Мифы об Ахилле. Ахилл как воплощение красоты и отваги. Рождение Ахилла, его короткая, но яркая жизнь. Смерть Ахилла в «Илиаде» Гомера.

3. Миф об Орфее и легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства.

Теоретико-литературные знания. Представление о мифе. Космогонические мифы. Мифологический герой. Представление о легенде. Миф и литература.

Внеклассное чтение. Н. А. Кун.«Легенды и мифы Древней Греции»;

7

Выразительное чтение

Устное высказывание

2

Герой и человек в фольклоре

Русский героический эпос. Былины и история. Идеализация героического прошлого. Богатыри как защитники родной земли.

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Средства создания художественного образа. Особенности былинного повествования и исполнения.

2. Баллада «Авдотья Рязаночка»

Отражение трагических событий монголо- татарского нашествия в балладе «Авдотья Рязаночка». Мужество героини и ее мудрость.

Теоретико-литературные знания. Представление о героическом эпосе и былине. Фольклорная баллада. Гипербола. Литота. Антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы, формулы для обозначения общих мест. Ритм.

7

Выразительное чтение

Творческая работа

3

Герой и человек в литературе

Р а з д е л 1. Человек в историческом времени

Киевская Русь. Летопись как жанр древнерусской литературы. Особенности летописного отражения событий.

1. Летопись «Повесть временных лет» («Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»)

Теоретико-литературные знания. Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное. Жанр сказания. Гипербола. Антитеза.

2. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Образ князя Олега в летописи и балладе. Конфликт князя и кудесника. Мотив подлинной и мнимой свободы человека. Теоретико-литературные и аналитические знания. Баллада. Высокая лексика. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. Строфа. Художественная идея. Стилизация.

3. А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов»

Неумолимость времени в стихотворении «Курган».

Исторические события и их изображение в балладе «Василий Шибанов». Художественная идея баллады. Сопоставление баллады А. К. Толстого и «Песни о вещем Олеге»А. С. Пушкина.

Теоретико-литературные знания. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтическом произведении и романтическом герое. Представление о художественной правде и художественном вымысле. Строфа, система рифмовки, ритм. Антитеза. Эпитет, метафора. Стилизация.

4. И. А. Крылов. «Волк на псарне»

Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» и ее историческая основа. Сатирическо-аллегорическое изображение Наполеона в образе Волка. Самоуверенность и ее следствие — роковая ошибка Волка. Мудрость ловчего. Авторская позиция и мораль басни.

Теоретико-литературные знания. Поэтическая басня. Аллегория. Эзопов язык. Мораль и ее связь с сюжетом. Мораль и позиция автора. Афоризм.

Р а з д е л 2. Человек в эпоху крепостного права

1. А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля» Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянина в лирическом произведении. «Песня пахаря» — своеобразие художественного языка Кольцова, его народность Печаль лирического героя в стихотворении «Горькая доля».

Теоретико-литературные знания. Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм,

звуковой мелодизм. Символика песен.

2. И. С. Тургенев. «Муму»

Отношение Тургенева к крепостному праву. Повесть «Муму» - история освобождения человеческой души. Композиция, конфликт и система образов персонажей

Теоретико-литературные знания. Повесть, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор и повествователь в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа.

3. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога» Поэма Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» как лиро-эпическое произведение. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани.

Теоретико- литературные знания. Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя.

4. Н. С. Лесков. «Левша»

Сказ Н. С. Лескова и его художественная идея. Образ повествователя и средства его создания. История Левши и история русского народа. Роль художественной условности, гиперболы в сказе.

Теоретико-литературные знания. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола.

Внеклассное чтение. И. . Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание».

Р а з д е л 3. Человеческие недостатки

1. И. А. Крылов. «Свинья под Дубом»

Сатирическое изображение невежества. Вклад Крылова в развитие басенного жанра.

Теоретико-литературные знания. Басня. Аллегорический образ. Сатирическое и юмористическое изображение в литературе.

2. А. П. Чехов. «Хамелеон»

Проблема рассказа и художественные средства ее раскрытия. Композиция рассказа и конфликт. Художественные детали и их роль в создании образов персонажей.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Драматическое и эпическое. Автор-творец. Повествователь. Художественная деталь.

3. М. М. Зощенко. «Аристократка», «Галоша»

Особенности послереволюционного быта Советской России. Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка». Конфликт в рассказе «Галоша». Способы создания образа героя- рассказчика. Критика бюрократизма. Смешное и грустное в рассказе. Средства создания комического.

Теоретико-литературные знания. Сказ, стилизация. Повествователь и рассказчик. Точка зрения героя и точка зрения автора. Речь героя. Комическое и его художественные средства.

Р а з д е л 4. Человек, цивилизация и природа

1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

Представления об эпохе Просвещения. Испытания Робинзона как проверка человеческих возможностей. Робинзон как вечный тип; понятие «робинзонада».

Теоретико-литературные знания. Представление о романе. Приключенческий роман. Документальное и художественное. Символ. Метафорические образы. Антитеза.

2. А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом …», «Учись у них - у дуба, у березы…» Герой стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…» и причины его взволнованности. Нарастание в душе восторга, вызванного пробуждением мира. Значение эпитетов и метафор. Антитеза «зима—весна» и ее смысл в стихотворении «Учись у них у дуба, у березы…». Сопоставление внутреннего мира человека с миром природы. Динамика авторских эмоций в стихотворении и художественные средства выражения авторского отношения к миру в лирике.

3. Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан»

Антитеза «человек — природа» в стихотворении Тютчева. «С поляны коршун поднялся…». Динамика авторских эмоций —от восторга до горькой иронии — и ее причины.

«Есть в осени первоначальной…». Единство внутреннего мира человека с миром природы. Сопоставление образов фонтана и человеческой мысли в стихотворении «Фонтан». Символическое значение образа фонтана.

Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Антитеза. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении. Тропы.

4. С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…»

Оттенки чувств и настроение героя стихотворения Есенина. Единство природы и человека. Образ Родины и художественные средства его создания, роль сравнений, эпитетов и метафор.

5. Б. Л. Пастернак. «Июль»

Своеобразие авторского взгляда на мир. Очеловеченный образ летнего месяца и роль тропов в его создании. Характер необычного жильца и авторское отношение к нему.

6. Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем», «Осеннее утро», «Последние канны»)

Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. Динамика авторских эмоций и причины их изменения. Лирический пейзажи способы его создания. Роль тропов в создании образа осени и передаче авторского отношения к изображаемому. Своеобразие сравнений и метафор Н. А. Заболоцкого.

Теоретико-литературные знания. Авторский взгляд, авторское отношение. Метафора, сравнение, эпитет. Цикл лирических стихотворений. Пейзаж в лирических и эпических произведениях.

7. Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход»

Повесть-сказка Ч. Т. Айтматова. Образ мальчика, способы его создания. Конфликт между добром и злом, нравственным и безнравственным отношением к природе. Смысл названия и авторская идея.

Теоретико-литературные знания. Повесть. Роль фольклорных элементов в художественной литературе. Образ персонажа. Легенда. Тропы.

Р а з д е л 5. Человек в поисках счастья

1. Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»

Волшебный мир Гофмана. Страна Щелкунчика как романтический рай. Отношение к этой стране Мари и его причины. Идея сказки и художественные средства ее воплощения.

Теоретико-литературные знания. Реальное и сказочное в художественном произведении. Начальное представление о двоемирии, образы- двойники. Идея.

2. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».Автор и рассказчик — Рудый Панько. Повесть «Ночь перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы. Любовный конфликт (Вакула — Оксана) и его осложнения (Вакула — Чуб; Вакула — черт). Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора. Образ Оксаны и причины изменения ее отношения к кузнецу.

Теоретико-литературные знания. Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Композиция. Конфликт. Система образов. Образ повествователя. Портрет в литературе. Второстепенные персонажи. Тропы.

3. А. Грин. «Алые паруса»

А. Грин - писатель-романтик. Жанровый подзаголовок повести «Алые паруса» — «феерия» — и его смысл. Теоретико-литературные знания. Феерия. Повесть. Романтизм и романтический герой. Образы-символы. Антитеза.

4. Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо». Волшебное и обыденное и их противостояние. Любовь как величайшее чудо и испытание человека. Авторское отношение к героям и их поступкам.

Теоретико-литературные знания. Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Представление о конфликте в драме. Представление о способах выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме.

Р а з д е л 6. Дружба в жизни человека

1. А. С. Пушкин. «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..») Представления А. С. Пушкина о дружбе. Посещение И. И. Пущиным поэта в Михайловском.

Теоретико-литературные знания. Дружеское послание как жанр лирики. Тропы. Ритм. Строфа.

2. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Образ героя в стихотворении Маяковского и его конфликт с обывателями. Финал стихотворения и источник оптимизма.

Теоретико-литературные знания. Экспрессия, антитеза, метафора, звукопись. Ритм, рифма.

3. В. Г. Распутин. «Уроки французского»

Композиция рассказа. Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины. Образ мальчика, его точка зрения. Идея произведения.

Теоретико-литературные знания. Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Композиция. Точка зрения. Идея.

Р а з д е л 7. Человек в экстремальной ситуации

1. А. С. Пушкин. «Выстрел»

События и композиция повести. Антитеза образов графа и Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Цель Сильвио и способ ее достижения.

Теоретико-литературные знания. Повесть. Элементы композиции. Антитеза. Портрет. Индивидуальный стиль писателя.

2. П. Мериме. «Маттео Фальконе». Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт.

Теоретико-литературные знания. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Повествование, портрет. Антитеза. Индивидуальный стиль писателя.

88

Сочинение-рассуждение

Сочинение-повествование с элементами описания

Диагностическая работа

Устный журнал

Диагностическая работа

Сочинение юмористического рассказа-сказа

Сочинение-рассуждение

Сочинение-миниатюра

Диагностическая работа

Сочинение

Итоговая диагностическая работа


Календарно-тематическое планирование


Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

План

Факт


Герой в мифах


7



Представление о мифах и мифологии. Космогонические мифы.

1

03.09


Мифологический герой. Мифы о Геракле.

1

05.09


Мифы о Геракле.

1

06.09


ВЧ Двенадцать подвигов Геракла.

1

09.09


Мифы об Ахиллесе. Миф и легенда.

1

12.09


Легенда об Арионе.

1

13.09


РР Устное высказывание «Герои мифов».

1

17.09



Герой и человек в фольклоре


7



Героический эпос и былины. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

1

19.09


Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

20.09


Образ богатыря в русском фольклоре.

1

23.09


Фольклорная баллада «Авдотья Рязаночка».

1

26.09


Фольклорная баллада «Авдотья Рязаночка».

1

27.09


ВЧ Былины Киевского цикла.

1

30.09


РР Былинные образы в русском искусстве.

1

03.10



Герой и человек в литературе


88



Представление о летописи. «Повесть временных лет».

1

04.10


Сказание о походе князя Олега на Царьград.

1

07.10


Сказание о Кожемяке. Сказание о белгородском киселе.

1

10.10


А.С. Пушкин - поэт-историк. Летопись как источник художественного творчества.

1

11.10


Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

14.10


Образ князя Олега и образ кудесника.

1

17.10


Историческая баллада А.К. Толстого «Курган».

1

18.10


Историческая баллада А.К. Толстого «Василий Шибанов».

1

21.10


Смысл образов в басне И.А. Крылова «Волк на псарне».

1

24.10


ВЧ Выразительное чтение басни И.А. Крылова.

1

25.10


Сочинение-рассуждение «Что сильнее времени?».

1

2 четверть

07.11


Песня как жанр лирики. А.В. Кольцов «Песня пахаря».

1

08.11


Реальная основа повести И.С. Тургенева «Муму».

1

11.11


Герасим в деревне и в городе.

1

14.11


Муму в жизни Герасима и барыни.

1

15.11


Выбор ценностей - выбор пути.

1

18.11


Сочинение-повествование с элементами описания по повести И.С. Тургенева «Муму».

1

21.11


Художественная правда о крестьянской жизни в поэме Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

1

22.11


Образы крестьянских детей.

1

25.11


Образ героя-поэта.

1

28.11


Жанровое своеобразие стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».

1

29.11


Особенности прозы Н.С. Лескова. Чтение сказа «Левша».

1

02.12


Чтение сказа «Левша».

1

05.12


Чтение сказа «Левша».

1

06.12


Обсуждение сказа «Левша».

1

09.12


Диагностическая работа. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка».

1

12.12


Устный журнал «Русские мастера и ремёсла».

1

13.12


Представление о сатире и юморе. И.А. Крылов «Свинья под дубом».

1

16.12


Диагностическая работа. Ж. де Лафонтен. «Желудь и тыква», Г. Э. Лессинг. «Свинья и Дуб».

1

19.12


Юмористический рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».

1

20.12


Обсуждение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».

1

23.12


Рассказ М.М. Зощенко «Аристократка».

1

26.12


Смысл названия рассказа М.М. Зощенко «Аристократка».

1

27.12


Рассказ М.М. Зощенко «Галоша».

1

3 четверть

09.01


Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Галоша».

1

10.01


Выразительное чтение рассказов М.М. Зощенко по выбору.

1

13.01


РР Как составить юмористический рассказ.

1

16.01


Главный герой романа Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

1

17.01


Как выжить на необитаемом острове?

1

20.01


Робинзон как вечный тип. Понятие «робинзонада».

1

23.01


Сочинение-рассуждение «Почему по роману можно воспитать человека?»

1

24.01


ВЧ Рассказ А.П. Чехова «Мальчики».

1

27.01


Пейзажная лирика А.А. Фета.

1

30.01


Выразительное чтение стихотворений А.А. Фета.

1

31.01


Философская проблематика стихотворений Ф.И. Тютчева.

1

03.02


Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева.

1

06.02


Единство природы и человека в стихотворениях С.А. Есенина.

1

07.02


Единство природы и человека в стихотворениях С.А. Есенина.

1

10.02


Средства выразительности в лирике С. А Есенина. (Стихи в папке)

1

13.02


Выразительное чтение стихотворений С. А Есенина.

1

14.02


Творческая работа. Лирика С. А Есенина.

1

17.02


Вечные ценности в повести Ч.Т. Айтматова «Белый пароход».

1

20.02


Можно ли одолеть Орозкула?

1

21.02


Почему дед Момун убил маралиху?

1

27.02


Почему уплыл мальчик?

1

28.02


Волшебный мир Гофмана. «Щелкунчик и мышиный король».

1

02.03


Особенности сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

1

05.03


Как Мари стала королевой?

1

06.03


Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор и рассказчик — Рудый Панько.

1

12.03


Повесть «Ночь перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы.

1

13.03


Герои повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

16.03


Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора.

1

19.03


Сочинение-миниатюра по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

4 четверть

30.03


Повесть-феерия А. Грина «Алые паруса».

1

02.04


Развитие событий в повести А. Грина «Алые паруса».

1

03.04


Живая душа Артура Грея.

1

06.04


Мечта Ассоль и её исполнение.

1

09.04


Удивительный мир в драме Е.Л. Шварца «Обыкновенное чудо».

1

10.04


Конфликты в пьесе-сказке «Обыкновенное чудо».

1

13.04


Образы Медведя и Принцессы: причины конфликта героев и его преодоление.

1

16.04


Авторское отношение к героям и их поступкам.

1

17.04


Диагностическая работа. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

1

20.04


Мотив дружбы в стихотворении А.С. Пушкина «И.И. Пущину».

1

23.04


Гуманистический пафос стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

24.04


Сибирский характер главного героя повести В.Г. Распутина «Уроки французского».

1

27.04


Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины.

1

30.04


Идея произведения.

1

07.05


РР Сочинение «Уроки доброты».

1

08.05


Повесть А.С. Пушкина «Выстрел». События и композиция повести А.С. Пушкина «Выстрел».

1

14.05

Объединение 94 и 95

Обсуждение повести А.С. Пушкина «Выстрел».

1

15.05


Представление о новелле. Новелла П. Мериме «Маттео Фальконе».

1

18.05


Художественная правда и вымысел в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».

1

21.05


Сопоставление новелл А.С. Пушкина и П. Мериме.

1

22.05


Итоговая диагностическая работа.

1

25.05


ВЧ Новеллы А.С. Пушкина и П. Мериме.

1

28.05


ВЧ По страницам любимых книг. Выразительное чтение «Любимые страницы».

1

29.05

Объединение 93 и 101




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

Протокол № 1 от 27.08.2019г. 28.08.2019г.________ Старун Е.С.

_______________________________

21