СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программ по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по учебнику Биология, базовый уровень. Авторы В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программ по биологии 11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 класса (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.:Дрофа, 2006.- 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе: в 10 классе – 34 ч., в 11 классе – 34 ч. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющее адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно- научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико–ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация работ представлена в следующей таблице.

Перечень лабораторных и практических работ

ВИД

НАЗВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4

Описание особей вида по морфологическому критерию

6

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

5

Выявление изменчивости у особей одного вида

7

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

6

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания



ЭКОСИСТЕМЫ

7

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

8

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

8

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

9

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности



10

Решение экологических задач



11

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

ИТОГО: 5 лабораторных работ

ИТОГО: 6 практических работ


В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрено увеличение количества часов за счет резервного времени:

увеличено количество часов на раздел «Вид» на 2 часа: по 1 час добавлено для проведения тематических зачетов по темам: «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека»;

увеличено количество часов на раздел «Экосистемы»: добавлен 1 час для проведения тематического зачета по разделу.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки – зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2013- 368с.

а также методических пособий для учителя:

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.:Дрофа, 2006.- 138с.

Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод пособие к учебнику / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2006 – 140с.

дополнительной литературы для учителя:

Л.П.Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии,

М.«Просвещение»

Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2006г.

В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей».

З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. Генетика уч. пособие, М. «Просвещение».

Н.Д.Тарасенко, Г.И. Лушанова, Что вы знаете о своей наследственности?

Новосибирск «Наука»

Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова, Экология России, М. «Устойчивый мир» 1999г.

А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2004г.

Г.И.Легнер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998

И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы. М.: «Вако», 2007г

для учащихся:

Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2006г.

А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М. Дрофа, 2004г.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ВИД (21 час)

История эволюционных идей.Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка,эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

ЭКОСИСТЕМЫ (12 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Примерные темы экскурсий

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 11 класса должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).













Раздел

Тема урока

Элементы содержания урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Д/з

Дата проведения

план

факт

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.

Система органической природы К.Линнея

Учащиеся самостоятельно читают учебник на стр.3-5. Беседа по прочитанному тексту.

Называть: естественные науки, составляющие биологию; вклад ученых (основные открытия) в развитие биоло­гии на разных этапах ее становления; методы исследований живой природы.

§ 4.1



2

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Учение о градации организмов, об изменчивости

Семинар

Давать определения ключевым понятиям, объяснять единство живой и неживой природы

§4.2



3

Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.

Естественнонаучные и социально-экономические предпосылки

семинар

Давать определения ключевым понятиям, называть естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

§4.3



4

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Учение об искусственном отборе

семинар

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть основные

положения Ч.Дарвина о естественном отборе.


4.4



5

Вид: критерии и структура.

Критерии вида

Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Давать определение клю­чевым понятиям.

Характеризовать критерии вида

§4.5



6

Популяция как единица эволюции.

Ареал популяции. Численность популяции и ее динамика

Самостоятельная работа с текстом учебника. Беседа по прочитанному материалу. Демонстрации: "Популяция - структурная единица вида, единица эволюции".

Давать определение клю­чевым понятиям.

Характеризовать популяцию как структурную единицу вида, как единицу эволюции.




§4.6, §4.7




7

Факторы эволюции.

Наследственная изменчивость. Популяционные волны. Изоляция.

Демонстрации растений и животных, показывающих индивидуальную изменчивость. Л/р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть:

Факторы эволюции

Выявлять изменчивость у особей одного вида




§4.8



8

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

Движущая сила отбора. Стабилизирующая форма отбора.

Беседа по вопросам, работа в тетради. Демонстрации: "Движущие силы эволюции"

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть:

причину борьбы за существование.




§4.9



9

Адаптации организмов к условиям обитания

Морфологические адаптации. Биохимические адаптации. Физиологические адаптации. Поведенческие адаптации.

Самостоятельная работа с текстом учебника. Заполнение таблицы. Лабораторная работа№3 "Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать приспособленность как закономерный результат эволюции; виды адаптации.




§4.10



10

Видообразование

Способы видообразования. Географическое видообразование. Экологическое видообразование.

Самостоятельная работа с текстом учебника. Беседа по вопросам. Демонстрация "Образование новых видов в природе".

Давать определение ключевым понятиям.

Называть способы видообразования.

Характеризовать и приводить примеры.


§4.11



11

Сохранение многообразия видов.

Биологический прогресс и регресс.

Сообщения учащихся

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать причины процветания или вымирания видов.

§4.12



12

Доказательства эволюции органического мира.

Сравнительная морфология. Палеонтология.

Конспектировать тему, составить план; работа с терминами. Демонстрации "Формы сохранности ископаемых растений и животных"

Давать определение ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции.


§4.11- §4.13



13

Обобщение по теме: «Эволюционная теория»








14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

Гипотезы происхождения жизни.

Лекция

Давать определения ключевым понятиям; описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни

п.4.14-4.15



15

Современные представления о возникновении жизни.

Теории возникновения жизни

Семинар, пр.раб. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения»

Давать определения ключевым понятиям; находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни.

§4.15



16

Развитие жизни на Земле.

Эволюция растений и животных

Семинар

Давать определения ключевым понятиям, выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

§4.16



17

Гипотезы происхождения человека.

Гипотезы происхождения человека

Лекция. Тезисный конспект.

Давать определения ключевым понятиям; Называть положения гипотез происхождения человека..

§4.17;4.18



18

Положение человека в системе животного мира.

Сравнительная анатомия, эмбриология.

Заполнение таблицы

Давать определения ключевым понятиям, называть место человека в системе животного мира

§4.18-4.19



19

Эволюция человека

Предшественники человека

Семинар

Называть стадии эволюции человека,. представителей каждой эволюционной стадии

4.19-4.20



20

Человеческие расы.

Европеоидная, монголоидная, экваториальная расы

Семинар

Давать определение ключевым понятиям; называть и различать человеческие расы.

п.4.17-4.20



21

Обобщение знаний по теме: «Происхождение человека»







22

Организм и среда. Экологические факторы.

Среда обитания и экологические факторы

Лекция

Давать определения ключевым понятиям, называть задачи экологии, экологические факторы

§5.1



23

Абиотические факторы.

Температура, свет, влажность

Выступления учащихся о влиянии алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша. Выполнение лабораторной работы «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Давать определение ключевым понятиям; называть периоды онтогенеза

§5.2



24

Биотические факторы среды.

Хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз

Самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника

Характеризовать основные типы взаимоотношений, называть виды взаимоотношений между организмами

§5.3



25

Структура экосистем.

Пространственная, видовая, экологическая структура экосистем

Лекция, просмотр фрагментов видеофильма

Давать определение ключевым понятиям; описывать структуру экосистем; называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистем.

§5.4



26

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Экологическая пирамида

Лекция, конспектировать тему урока, вып.пр.раб. «Составление схем передачи веществ и энергии»

Давать определение ключевым понятиям; приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни

§5.5



27

Причины устойчивости и смены экосистем.

Видовое разнообразие

Лекция, конспектировать тему урока, вып.пр..работы «Решение экологических задач»

Давать определение ключевым понятиям; объяснять причину устойчивости экосистем, причины смены экосистем.

п.5.6



28

Влияние человека на экосистемы.

Агроценозы

Лекция, работа с текстом учебника

Давать определение ключевым понятиям; приводить примеры экологических нарушений

§5.7



29

Биосфера -глобальная экосистема.

Структура биосферы

Лекция

Давать определение ключевым понятиям; называть структурные компоненты и свойства биосферы

§5.8



30

Роль живых организмов в биосфере.

Влияние живых организмов на биосферу

Лекция, конспектировать тему урока

Давать определение ключевым понятиям; описывать биохимические циклы воды, углерода

§5.9



31

Биосфера и человек.

Этапы развития человечества

Выступление учащихся с сообщениями об экологическом кризисе»

Давать определение ключевым понятиям; Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу.

§5.10



32

Основные экологические проблемы современности.

Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры.

Семинар, тезисный конспект, вып.пр.раб. «анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

Давать определение ключевым понятиям; находить и систематизировать информацию в различных источниках о глобальных экологических проблемах и путях их решения.

§5.11-5.12



33

Обобщение знаний по теме: «Экосистема»






34

Резерв