Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9 города Димитровграда Ульяновской области»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 9 _________/_Л.Н.Сафина__/ ФИО «_31_»_августа___2016__г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СШ № 9 _________/_Е.Н.Купряева__/ ФИО «31» августа 2016 г. |
приказ №_377_от 01.09.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности_______________________
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс) основное общее; 7А, Б, В, Г,Д, Е классы____
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов _35_, в неделю 1 час Уровень базовый __
(базовый, профильный)
Учитель Тафеев Владимир Николаевич высшая квалификационная категория_
( ФИО, квалификационная категория)
РАССМОТРЕНО
на заседании ГМО
учителей__ОБЖ___________
Руководитель МО
________________/_Тафеев В.Н.__/
ФИО
Протокол № _1___________
от «25 » августа 2016 г
2016-2017 учебный год
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», планируемыми результатами основного общего образования курса «Основы безопасности жизнедеятельности», разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Примерная программа ФГОС «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы под редакцией А.Т.Смирнова, М., «Просвещение», 2014 г.
Смирнов А.Т. Хренников О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для образовательных учреждений / А.Т. Смирнов, О.Б. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, из-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.: ил.- (Академический школьный учебник). – ISBN 987-5-09-020893-2.
В.Н. Латчук, С.К. Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по Основам безопасности жизнедеятельности 7 класс», М., «Дрофа», 2013г.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, практических работ, устных зачетов, викторин, защиты проектов, собеседований, игр. Входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, тестов, проверочных работ, зачета; рубежный контроль в конце первого полугодия; итоговый контроль – итоговый зачет, творческая работа, проект. Итоговая аттестация предусмотрена в виде устного зачета, публичного выступления с рефератом по окончании курса.
Таблица распределения количества часов
| | Количество часов |
№ п.п | Наименование разделов и тем | По государственной программе | По рабочей программе |
1/1 | модуль 1. основы безопасности личности, общества и государства | 28 | 28 |
2/1 | раздел 1-2. основы комплексной безопасности. защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 24 | 16 3 |
2/2 | Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | | 6 |
2/3 | Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | | 3 |
2/4 | Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | | 8 |
2/5 | Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения | | 4 |
3/6 | раздел 3. основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской федерации Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | 4 | 4 |
| модуль 2. основы медицинских знаний и здорового образа | 7 | 7 |
4/7 | раздел 4. Основы здоровго образа жизни Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 3 | 3 |
4/8 | раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Глава 8. первая помощь при неотложных состояниях | 4 | 4 |
| ВСЕГО: | 35 | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса полностью отвечает требованиям государственного стандарта, в нем представлен обязательный базовый уровень содержания обучения ОБЖ.
В учебнике ОБЖ 7 класса изложены важнейшие правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, а также правила оказания первой медицинской помощи при различных несчастных случаях.
В курсе ОБЖ 7 класса рассматриваются основные виды чрезвычайных ситуаций природного характера, дается их классификация, основные характеристики, изучается возникновение природных явлений, механизмы и признаки проявления.
В учебнике использован принцип проблемного обучения, о чем говорит включение в его содержание значительного числа познавательных заданий, ситуационных задач, которые необходимо решить, проанализировать и сделать самостоятельные выводы. Заголовки параграфов выделены «фонариком» - ярким зеленым цветом, текст изложен простым понятным языком, иллюстрирован цветными рисунками. Это позволяет привлечь внимание учащихся, создать у них дополнительную мотивацию обучения. Каждый параграф заканчивается творческим заданием, вопросами для повторения.
В учебнике сочетается авторский текст, высказывания из трудов ученых, философов, публицистических произведений, текстов СМИ. Использование разноплановых источников делает учебник более интересным по содержанию и позволяет использовать при изучении курса разнообразные методы.
Учебник снабжен современным аппаратом ориентировки: предисловием, оглавлением, рубрикацией, указателями, символами, сносками, заключениями к главам, колонтитулами.
Внутреннее образовательное пространство учебника значительно расширено за счет большого числа рисунков, цветных вклеек, схем, таблиц, карт.
Особого внимания заслуживает организация усвоения нового материала (вопросы и задания, выделения, подписки под иллюстрациями). Содержание учебного материала позволяет разнообразить формы занятий и приемы деятельности учителя.
В центре курса ОБЖ 7 класса – правила безопасного поведения человека в различных ситуациях природного происхождения. Ключевым моментом является умение предвидеть опасные природные явления, владение навыками наблюдательности, принимать быстрые и правильные решения. Данный акцент позволяет расширить представления учащихся о реальности современного мира, позволит выработать формы и приемы безопасного поведения в условиях природы, опасных и чрезвычайных ситуациях, способствует формированию устойчивых навыков безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях природного и социального происхождения, а также вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики употребления психоактивных веществ.
Материал сгруппирован в 2 модулях:
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (28 часа).
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 часов).
Эти тематические модули в свою очередь подразделены на 5 разделов, состоящих из 8 глав, в которые входят темы каждого урока. Такое детальное и рациональное планирование помогает учителю грамотно организовать учебный процесс.
Введение содержит обращение авторов программы и учебника ОБЖ к учащимся 7-х классов, знакомит с основными понятиями о здоровье, правилами безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера, рекомендациями по работе с учебником.
Первый модуль «Основы безопасности личности, общества и государства» и материалы 1-2 разделов сосредотачивают внимание учащихся на основополагающих вопросах безопасности в природных условиях. Представляют природу и окружающую среду как источник опасности, предлагает классификацию опасных природных явлений. Учащиеся узнают о причинах возникновения опасных природных явлений, о возможных последствиях их для человека. Рассказывают об основных мероприятиях, проводимых в нашей стране по защите населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, знакомят с конкретными рекомендациями специалистов в области безопасности по поведению в различных ситуациях для обеспечения личной безопасности.
Материалы третьего раздела посвящены духовно-нравственным основам противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. 4-5 разделы продолжают знакомство с основами здорового образа жизни и правилами оказания первой помощи.
Во втором модуле «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и материалы 4-5 разделов продолжают знакомство с основами здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правилам оказания первой помощи при различных видах повреждения в природе, знанию природных лекарственных средств.
Данный блок вводит учащихся в сферу начальных медицинских знаний, способствует выработке навыков и умений оказания первой помощи, формирует здоровый образ жизни. В ходе занятий изучаются виды, способы и правила наложения повязок, дается понятие медицинских средств аптечки первой помощи, тренируется самообладание, решительность при оказании взаимопомощи в случае травмы, повреждения, заболевания, а также умению приспособится в окружающей среде. В центре внимания факторы, разрушающие здоровье, профилактика и пропаганда отказа от вредных привычек, которые проходят в форме практических занятий. Учебник содержит словарь основных понятий ОБЖ 7 класса, список рекомендуемой литературы.
В куре ОБЖ 7 класса 10 практических работ, 4 самостоятельных работ, 2 зачета по основным разделам учебника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе
обучающиеся научатся:
определять общие понятия опасности и ЧС природного происхождения;
различать особенности поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного происхождения, последствия их проявления;
исследовать и выявлять причины ЧСПХ;
выполнять правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного происхождения;
применять меры безопасности во время пребывания в природной среде;
выполнять правила поведения на открытых водоемах в различное время года;
основные виды террористической деятельности;
оказывать общие правила оказания первой помощи.
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧСПХ;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
соблюдать правила дорожного движения;
оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать нормы здорового образа жизни, противостоять вредным привычкам;
обеспечивать личную безопасность при различных опасных и ЧСПХ;
безопасно пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовиться к участию в различных видах активного отдыха в природных условиях;
проявлять бдительность и безопасное поведение при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказывать первую помощь пострадавшим в различных опасных ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ № пп/п | Тема урока | Кол-во часов по теме | Дата проведения | Примечания |
По плану | По факту |
модуль 1. основы безопасности личности, общества и государства (28 часов) раздел 1-2. основы комплексной безопасности. защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (16 часов) Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера - 3 ч. Планируемые результаты. 1.Предметные результаты: -обучающийся научится: определять общие понятия опасности и ЧС природного происхождения; находить основные источники опасности в природе, уметь предвидеть опасности; различать особенности поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного происхождения, последствия их проявления; исследовать и выявлять причины ЧСПХ; - обучающийся получит возможность научиться: соблюдать нормы здорового образа жизни, противостоять вредным привычкам; обеспечивать личную безопасность при различных опасных и ЧСПХ; безопасно пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни; подготовиться к участию в различных видах активного отдыха в природных условиях. 2.Метапредметные результаты: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; адекватно вести себя в опасной ситуации, навыков передать сообщение в службы спасения города, скорую помощь; уметь предвидеть возможности получения конкретного результата; уметь составлять план и последовательность действий. |
| 1.1.Различные природные явления | 1 | | | |
| 1.2.Общая характеристика природных явлений | 1 | | | |
| 1.3.Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | | | |
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения- 6 ч. Планируемые результаты. 1. Предметные результаты: - обучающийся научится: выполнять правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного происхождения; применять меры безопасности во время пребывания в природной среде; выполнять правила поведения на открытых водоемах в различное время года; учитывать в повседневной жизни факторы, формирующие окружающую природу, при необходимости обращаться за помощью в ЕДДС города; предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧСПХ; -обучающийся получит возможность научиться: обеспечивать личную безопасность при различных опасных и ЧСПХ; соблюдать меры безопасности при возникновении вулканов и землетрясений; подготовиться к участию в различных видах активного отдыха в природных условиях. 2.Метапредметные результаты: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; формировать креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении жизненных задач; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; составлять план и последовательность действий; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности |
| 2.1.Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. | 1 | | | |
| 2.2. Защита населения от последствий землетрясений | 1 | | | |
| 2.3. Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 | | | |
| 2.4. Расположение вулканов на земле, извержения вулканов. | 1 | | | |
| 2.5. Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 1 | | | |
| 2.6. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. | 1 | | | |
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения – 3 ч. Планируемые результаты. 1. Предметные результаты: - обучающийся научится: предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧСПХ; соблюдать меры безопасности при возникновении смерчей, бурь и ураганов; находить выход из сложившейся ситуации; вырабатывать навык чёткой оценки обстановки и принятия верного решения; - обучающийся получит возможность научиться: находить и предвидеть источники опасности в природной среде; сознательно и ответственно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; укреплять психологические качества личности; применять умения и навыки выживания, адаптации к условиям реальной действительности. 2.Метапредметные результаты: уметь составлять план и последовательность действий; формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; воспитывать уверенность в собственных силах, способности обеспечить безопасность; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. |
| 3.1. Ураганы и бури, причины их возникновения и возможные последствия. | 1 | | | |
| 3.2. Защита населения от последствий ураганов и бурь. | 1 | | | |
| 3.3. Смерчи. | 1 | | | |
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения – 8 ч. Планируемые результаты. 1. Предметные результаты: - обучающийся научится: предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; быстро принимать правильное решение при возникновении наводнений, умело действовать при возникновении угрозы здоровья и жизн; соблюдать правил безопасного поведения в горной местности; выполнять требования по обеспечению личной безопасности при активном отдыхе у моря; выполнять требования по обеспечению личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях, при резкой смене климата; - обучающийся получит возможность научиться: применять умения и навыки выживания, адаптации к условиям реальной действительности; находить и предвидеть источники опасности в природной среде; сознательно и ответственно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. 2.Метапредметные результаты: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; воспитывать у учащихся гуманность, толерантность, чувство принадлежности к великому народу, любовь к отечеству, родителям, уважение к близким людям; предвидеть возможности получения конкретного результата. |
| 4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 1 | | | |
| 4.2. Защита населения от последствий наводнений. | 1 | | | |
| 4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. | 1 | | | |
| 4.4. Сели и их характеристика. | 1 | | | |
| 4.5. Защита населения от последствий селевых потоков. | 1 | | | |
| 4.6. Цунами и их характеристика. | 1 | | | |
| 4.7. Защита населения от цунами. | 1 | | | |
| 4.8. Снежные лавины. | 1 | | | |
Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения – 4 ч. Планируемые результаты. 1. Предметные результаты: - обучающийся научится: предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера по их характерным признакам, изучать негативные факторы, влияющие на здоровье; - обучающийся получит возможность научиться: применять умения и навыки выживания, адаптации к условиям реальной действительности; прогнозировать возможность возникновения опасных и ситуаций во время активного туризма и похода в лес; прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера по их характерным признакам, изучать поражающие факторы. 2.Метапредметные результаты: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формировать ценностное отношение к природному миру, готовности следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения |
| 5.1.Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | 1 | | | |
| 5.2.Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 | | | |
| 5.3. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. | 1 | | | |
| 5.4.Эпизоотии и эпифитотии | 1 | | | |
раздел 3. основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской федерации – 4 часа Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму Планируемые результаты. 1. Предметные результаты: - обучающийся научится: проводить профилактические мероприятия, направление на предупреждение терроризма и экстремизма; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; - обучающийся получит возможность научиться: проявлять правовую грамотность по вопросам ответственность за участие в террористической деятельности; проявлять бдительность и безопасное поведение при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника. 2.Метапредметные результаты: самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; формировать креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении жизненных задач. |
| 6.1. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. | 1 | | | |
| 6.2. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. | 1 | | | |
| 6.3. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения | 1 | | | |
| 6.4. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения | 1 | | | |
модуль 2. основы медицинских знаний и здорового образа – 7 часов раздел 4. Основы здоровго образа жизни - 3 часа Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека Планируемые результаты. 1. Предметные результаты: - обучающийся научится: оказывать первую помощь при переутомлении, стрессах; регулярно выполнять физические упражнения для глаз и тела; выработать стойкое отношение не употреблять алкоголь, табакокурение, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни; способствовать закаливанию организма, повышению иммунитета; - обучающийся получит возможность научиться: проводить профилактические мероприятия, направление на предупреждение терроризма и экстремизма; выявлять факторы, разрушающие здоровье; отказаться от вредных привычек курения, алкоголизма наркомании и токсикомании, выявлять факторы, разрушающие здоровье; сохранять индивидуальное, общественное и репродуктивное здоровье. 2.Метапредметные результаты: самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; формировать навыки оказания само- и взаимопомощи. |
| 7.1.Психологическая уравновешенность. | 1 | | | |
| 7.2.Стресс и его влияние на здоровье. | 1 | | | |
| 7.3.Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | 1 | | | |
раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи -4 часа Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях Планируемые результаты. 1. Предметные результаты: - обучающийся научится: оказывать первую помощь при различных видах поражения, неотложных состояниях, соблюдать гигиену, санитарию; оказывать первую помощь при наружном кровотечении; оказывать первую помощь при ушибах и ссадинах; выполнять правила обработки ран и наложения повязок; - обучающийся получит возможность научиться: выполнять УУД в повседневной жизни; выявлять факторы, разрушающие здоровье; оказывать первую помощь пострадавшим в различных опасных ситуациях; сохранять индивидуальное, общественное и репродуктивное здоровье. 2.Метапредметные результаты: формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи; самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем. |
| 8.1.Общие правила и приемы оказания первой помощи. | 1 | | | |
| 8.2.Оказание первой помощи при наружном кровотечении. | 1 | | | |
| 8.3.Оказание первой помощи при ушибах и переломах. | 1 | | | |
| 8.4.Общие правила транспортировки пострадавших. | 1 | | | |
| ИТОГО | 35 | | | |