СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ, 7 класс (2016-2017 учебный год)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», планируемыми результатами основного общего образования курса «Основы безопасности жизнедеятельности», разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ, 7 класс (2016-2017 учебный год)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9 города Димитровграда Ульяновской области»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 9

_________/_Л.Н.Сафина__/

ФИО

«_31_»_августа___2016__г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СШ № 9


_________/_Е.Н.Купряева__/

ФИО

«31» августа 2016 г.

приказ №_377_от 01.09.2016





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по основам безопасности жизнедеятельности_______________________

(указать предмет, курс, модуль)


Уровень образования (класс) основное общее; 7А, Б, В, Г,Д, Е классы____

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)


Количество часов _35_, в неделю 1 час Уровень базовый __

(базовый, профильный)

Учитель Тафеев Владимир Николаевич высшая квалификационная категория_

( ФИО, квалификационная категория)





РАССМОТРЕНО

на заседании ГМО

учителей__ОБЖ___________

Руководитель МО

________________/_Тафеев В.Н.__/

ФИО

Протокол № _1___________

от «25 » августа 2016 г






2016-2017 учебный год








Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», планируемыми результатами основного общего образования курса «Основы безопасности жизнедеятельности», разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Примерная программа ФГОС «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы под редакцией А.Т.Смирнова, М., «Просвещение», 2014 г.

  • Смирнов А.Т. Хренников О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для образовательных учреждений / А.Т. Смирнов, О.Б. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, из-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.: ил.- (Академический школьный учебник). – ISBN 987-5-09-020893-2.

  • В.Н. Латчук, С.К. Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по Основам безопасности жизнедеятельности 7 класс», М., «Дрофа», 2013г.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, практических работ, устных зачетов, викторин, защиты проектов, собеседований, игр. Входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, тестов, проверочных работ, зачета; рубежный контроль в конце первого полугодия; итоговый контроль – итоговый зачет, творческая работа, проект. Итоговая аттестация предусмотрена в виде устного зачета, публичного выступления с рефератом по окончании курса.

Таблица распределения количества часов



Количество часов

п.п

Наименование разделов и тем

По государственной программе

По рабочей программе

1/1

модуль 1. основы безопасности личности, общества и государства

28

28

2/1

раздел 1-2. основы комплексной безопасности. защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

24

16

3

2/2

Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения


6

2/3

Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения


3

2/4

Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения


8

2/5

Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения


4

3/6

раздел 3. основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской федерации

Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

4

4


модуль 2. основы медицинских знаний и здорового образа

7

7

4/7

раздел 4. Основы здоровго образа жизни

Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

3

3

4/8

раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Глава 8. первая помощь при неотложных состояниях

4

4


ВСЕГО:

35

35

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Содержание курса полностью отвечает требованиям государственного стандарта, в нем представлен обязательный базовый уровень содержания обучения ОБЖ.

В учебнике ОБЖ 7 класса изложены важнейшие правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, а также правила оказания первой медицинской помощи при различных несчастных случаях.

В курсе ОБЖ 7 класса рассматриваются основные виды чрезвычайных ситуаций природного характера, дается их классификация, основные характеристики, изучается возникновение природных явлений, механизмы и признаки проявления.

В учебнике использован принцип проблемного обучения, о чем говорит включение в его содержание значительного числа познавательных заданий, ситуационных задач, которые необходимо решить, проанализировать и сделать самостоятельные выводы. Заголовки параграфов выделены «фонариком» - ярким зеленым цветом, текст изложен простым понятным языком, иллюстрирован цветными рисунками. Это позволяет привлечь внимание учащихся, создать у них дополнительную мотивацию обучения. Каждый параграф заканчивается творческим заданием, вопросами для повторения.

В учебнике сочетается авторский текст, высказывания из трудов ученых, философов, публицистических произведений, текстов СМИ. Использование разноплановых источников делает учебник более интересным по содержанию и позволяет использовать при изучении курса разнообразные методы.

Учебник снабжен современным аппаратом ориентировки: предисловием, оглавлением, рубрикацией, указателями, символами, сносками, заключениями к главам, колонтитулами.

Внутреннее образовательное пространство учебника значительно расширено за счет большого числа рисунков, цветных вклеек, схем, таблиц, карт.

Особого внимания заслуживает организация усвоения нового материала (вопросы и задания, выделения, подписки под иллюстрациями). Содержание учебного материала позволяет разнообразить формы занятий и приемы деятельности учителя.

В центре курса ОБЖ 7 класса – правила безопасного поведения человека в различных ситуациях природного происхождения. Ключевым моментом является умение предвидеть опасные природные явления, владение навыками наблюдательности, принимать быстрые и правильные решения. Данный акцент позволяет расширить представления учащихся о реальности современного мира, позволит выработать формы и приемы безопасного поведения в условиях природы, опасных и чрезвычайных ситуациях, способствует формированию устойчивых навыков безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях природного и социального происхождения, а также вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики употребления психоактивных веществ.

Материал сгруппирован в 2 модулях:

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (28 часа).

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 часов).

Эти тематические модули в свою очередь подразделены на 5 разделов, состоящих из 8 глав, в которые входят темы каждого урока. Такое детальное и рациональное планирование помогает учителю грамотно организовать учебный процесс.

Введение содержит обращение авторов программы и учебника ОБЖ к учащимся 7-х классов, знакомит с основными понятиями о здоровье, правилами безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера, рекомендациями по работе с учебником.

Первый модуль «Основы безопасности личности, общества и государства» и материалы 1-2 разделов сосредотачивают внимание учащихся на основополагающих вопросах безопасности в природных условиях. Представляют природу и окружающую среду как источник опасности, предлагает классификацию опасных природных явлений. Учащиеся узнают о причинах возникновения опасных природных явлений, о возможных последствиях их для человека. Рассказывают об основных мероприятиях, проводимых в нашей стране по защите населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, знакомят с конкретными рекомендациями специалистов в области безопасности по поведению в различных ситуациях для обеспечения личной безопасности.

Материалы третьего раздела посвящены духовно-нравственным основам противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. 4-5 разделы продолжают знакомство с основами здорового образа жизни и правилами оказания первой помощи.

Во втором модуле «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и материалы 4-5 разделов продолжают знакомство с основами здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правилам оказания первой помощи при различных видах повреждения в природе, знанию природных лекарственных средств.

Данный блок вводит учащихся в сферу начальных медицинских знаний, способствует выработке навыков и умений оказания первой помощи, формирует здоровый образ жизни. В ходе занятий изучаются виды, способы и правила наложения повязок, дается понятие медицинских средств аптечки первой помощи, тренируется самообладание, решительность при оказании взаимопомощи в случае травмы, повреждения, заболевания, а также умению приспособится в окружающей среде. В центре внимания факторы, разрушающие здоровье, профилактика и пропаганда отказа от вредных привычек, которые проходят в форме практических занятий. Учебник содержит словарь основных понятий ОБЖ 7 класса, список рекомендуемой литературы.

В куре ОБЖ 7 класса 10 практических работ, 4 самостоятельных работ, 2 зачета по основным разделам учебника.




















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА



В результате изучения учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе

обучающиеся научатся:

  • определять общие понятия опасности и ЧС природного происхождения;

  • различать особенности поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного происхождения, последствия их проявления;

  • исследовать и выявлять причины ЧСПХ;

  • выполнять правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного происхождения;

  • применять меры безопасности во время пребывания в природной среде;

  • выполнять правила поведения на открытых водоемах в различное время года;

  • основные виды террористической деятельности;

  • оказывать общие правила оказания первой помощи.

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧСПХ;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • соблюдать правила дорожного движения;

  • оказывать первую помощь при неотложных состояниях.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • соблюдать нормы здорового образа жизни, противостоять вредным привычкам;

  • обеспечивать личную безопасность при различных опасных и ЧСПХ;

  • безопасно пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • подготовиться к участию в различных видах активного отдыха в природных условиях;

  • проявлять бдительность и безопасное поведение при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  • оказывать первую помощь пострадавшим в различных опасных ситуациях.










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ №

пп/п

Тема урока

Кол-во часов по теме

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

модуль 1. основы безопасности личности, общества и государства (28 часов)

раздел 1-2. основы комплексной безопасности. защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (16 часов)

Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера - 3 ч.

Планируемые результаты.

1.Предметные результаты:

-обучающийся научится:

  • определять общие понятия опасности и ЧС природного происхождения;

  • находить основные источники опасности в природе, уметь предвидеть опасности;

  • различать особенности поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного происхождения, последствия их проявления;

  • исследовать и выявлять причины ЧСПХ;

- обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • соблюдать нормы здорового образа жизни, противостоять вредным привычкам;

  • обеспечивать личную безопасность при различных опасных и ЧСПХ;

  • безопасно пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • подготовиться к участию в различных видах активного отдыха в природных условиях.

2.Метапредметные результаты:

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • адекватно вести себя в опасной ситуации, навыков передать сообщение в службы спасения города, скорую помощь;

  • уметь предвидеть возможности получения конкретного результата;

  • уметь составлять план и последовательность действий.

1.1.Различные природные явления

1




1.2.Общая характеристика природных явлений

1




1.3.Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1




Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения- 6 ч.

Планируемые результаты.

1. Предметные результаты:

- обучающийся научится:

  • выполнять правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного происхождения;

  • применять меры безопасности во время пребывания в природной среде;

  • выполнять правила поведения на открытых водоемах в различное время года;

  • учитывать в повседневной жизни факторы, формирующие окружающую природу, при необходимости обращаться за помощью в ЕДДС города;

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧСПХ;

-обучающийся получит возможность научиться:

  • обеспечивать личную безопасность при различных опасных и ЧСПХ;

  • соблюдать меры безопасности при возникновении вулканов и землетрясений;

  • подготовиться к участию в различных видах активного отдыха в природных условиях.

2.Метапредметные результаты:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • формировать креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении жизненных задач;

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • составлять план и последовательность действий;

  • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

2.1.Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

1




2.2. Защита населения от последствий землетрясений

1




2.3. Правила безопасного поведения населения при землетрясении

1




2.4. Расположение вулканов на земле, извержения вулканов.

1




2.5. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1




2.6. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

1




Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения – 3 ч.

Планируемые результаты.

1. Предметные результаты:

- обучающийся научится:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧСПХ;

  • соблюдать меры безопасности при возникновении смерчей, бурь и ураганов;

  • находить выход из сложившейся ситуации;

  • вырабатывать навык чёткой оценки обстановки и принятия верного решения;

- обучающийся получит возможность научиться:

  • находить и предвидеть источники опасности в природной среде;

  • сознательно и ответственно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

  • укреплять психологические качества личности;

  • применять умения и навыки выживания, адаптации к условиям реальной действительности.

2.Метапредметные результаты:

  • уметь составлять план и последовательность действий;

  • формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • воспитывать уверенность в собственных силах, способности обеспечить безопасность;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

3.1. Ураганы и бури, причины их возникновения и возможные последствия.

1




3.2. Защита населения от последствий ураганов и бурь.

1




3.3. Смерчи.

1




Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения – 8 ч.

Планируемые результаты.

1. Предметные результаты:

- обучающийся научится:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • быстро принимать правильное решение при возникновении наводнений, умело действовать при возникновении угрозы здоровья и жизн;

  • соблюдать правил безопасного поведения в горной местности;

  • выполнять требования по обеспечению личной безопасности при активном отдыхе у моря;

  • выполнять требования по обеспечению личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях, при резкой смене климата;

- обучающийся получит возможность научиться:

  • применять умения и навыки выживания, адаптации к условиям реальной действительности;

  • находить и предвидеть источники опасности в природной среде;

  • сознательно и ответственно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

2.Метапредметные результаты:

  • уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • воспитывать у учащихся гуманность, толерантность, чувство принадлежности к великому народу, любовь к отечеству, родителям, уважение к близким людям;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата.

4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины.

1




4.2. Защита населения от последствий наводнений.


1




4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1




4.4. Сели и их характеристика.

1




4.5. Защита населения от последствий селевых потоков.

1




4.6. Цунами и их характеристика.

1




4.7. Защита населения от цунами.


1




4.8. Снежные лавины.

1




Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения – 4 ч.

Планируемые результаты.

1. Предметные результаты:

- обучающийся научится:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера по их характерным признакам, изучать негативные факторы, влияющие на здоровье;

- обучающийся получит возможность научиться:

  • применять умения и навыки выживания, адаптации к условиям реальной действительности;

  • прогнозировать возможность возникновения опасных и ситуаций во время активного туризма и похода в лес;

  • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера по их характерным признакам, изучать поражающие факторы.

2.Метапредметные результаты:

  • уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • формировать ценностное отношение к природному миру, готовности следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения

5.1.Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1




5.2.Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1




5.3. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.

1




5.4.Эпизоотии и эпифитотии

1




раздел 3. основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской федерации – 4 часа

Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Планируемые результаты.

1. Предметные результаты:

- обучающийся научится:

  • проводить профилактические мероприятия, направление на предупреждение терроризма и экстремизма;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

- обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять правовую грамотность по вопросам ответственность за участие в террористической деятельности;

  • проявлять правовую грамотность по вопросам ответственность за участие в террористической деятельности;

  • проявлять бдительность и безопасное поведение при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника.

2.Метапредметные результаты:

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;

  • формировать креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении жизненных задач.

6.1. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

1




6.2. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

1




6.3. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

1




6.4. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

1




модуль 2. основы медицинских знаний и здорового образа – 7 часов

раздел 4. Основы здоровго образа жизни - 3 часа

Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Планируемые результаты.

1. Предметные результаты:

- обучающийся научится:

  • оказывать первую помощь при переутомлении, стрессах; регулярно выполнять физические упражнения для глаз и тела;

  • выработать стойкое отношение не употреблять алкоголь, табакокурение, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни;

  • способствовать закаливанию организма, повышению иммунитета;

- обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить профилактические мероприятия, направление на предупреждение терроризма и экстремизма;

  • выявлять факторы, разрушающие здоровье;

  • отказаться от вредных привычек курения, алкоголизма наркомании и токсикомании, выявлять факторы, разрушающие здоровье;

  • сохранять индивидуальное, общественное и репродуктивное здоровье.

2.Метапредметные результаты:

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;

  • формировать навыки оказания само- и взаимопомощи.

7.1.Психологическая уравновешенность.

1




7.2.Стресс и его влияние на здоровье.

1




7.3.Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

1




раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи -4 часа

Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях

Планируемые результаты.

1. Предметные результаты:

- обучающийся научится:

  • оказывать первую помощь при различных видах поражения, неотложных состояниях, соблюдать гигиену, санитарию;

  • оказывать первую помощь при наружном кровотечении;

  • оказывать первую помощь при ушибах и ссадинах;

  • выполнять правила обработки ран и наложения повязок;

- обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять УУД в повседневной жизни;

  • выявлять факторы, разрушающие здоровье;

  • оказывать первую помощь пострадавшим в различных опасных ситуациях;

  • сохранять индивидуальное, общественное и репродуктивное здоровье.

2.Метапредметные результаты:

  • формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи;

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем.

8.1.Общие правила и приемы оказания первой помощи.


1




8.2.Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

1




8.3.Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

1




8.4.Общие правила транспортировки пострадавших.

1





ИТОГО

35