СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа биология 6 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе авт. программы Пономаревой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология 6 кл»







Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 6 классе.


Деятельность школы в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

Личностные результаты:

  1. воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  5. формирование личностных представлений о целостности природы,

  6. формирование толерантности и миролюбия;

  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  8. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  3. формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • выделение существенных признаков биологических объектов;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



Ученик научится:

  • • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

  • • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе



























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника, расчитана на 1 ч в неделю, всего 35ч

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (12часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.





Календарно- тематическое планирование

Номера уроков

по порядку

Количество часов

Тема урока

Дата план

Дата факт

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

1

1

Строение семян двудольных растений.

Л/р №1. «Изучение строение семян двудольных растений».

Л/р №2. «Изучение строение семян однодольных растений».

6.09


2

1

Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Л/р № 3«Виды корней. Типы корневых систем».

13.09


3

1

Зоны корня Л/р № 4«Корневой чехлик и корневые волоски».

20.09


4

1

Условия произрастания и видоизменение корней.

27.09


5

1

Побег и почки. Рост и развитие побега.

Л/р № 5«Строение почек. Расположение почек

на стебле»

4.10


6

1

Внешнее строение листа.

11.10


7

1

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

18.10


8

1

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Л/р № 6«Внутреннее строение ветки дерева».

25.10


9

1

Видоизменённые побеги.

Л/р № 7«Изучение видоизменённых побегов

(корневище, клубень, луковица)

1.11


10

1

Строение цветка. Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий».

15.11


11

1

Соцветия. Л/р № 9

«Строение цветка. Различные виды соцветий».

22.11


12

1

Плоды и их классификация. Л/р № 10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

29.11


13

1

Распространение плодов и семян

6.12


14

1

Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

13.12


Раздел 2. Жизнь растений (12 часов).

15

1

Минеральное питание растений.

20.12


16

1

Фотосинтез.

27.12


17

1

Дыхание растений.

17.01


18

1

Дыхание растений.

24.01


19

1

Испарение воды. Листопад.


31.01


20

1

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л/р №11. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения

».

7.02


21

1

Прорастание семян.

Л/р №12. «Определение всхожести семян растений и их посев Способы размножения растений.

14.02


22

1

Размножение споровых растений.

21.02


23

1

Размножение голосеменных растений.

28.02


24

1

Размножение покрытосеменных растений.

7.03


25

1

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №13. «Вегетативное размножение комнатных растений».

14.03


26

1

Обобщающий урок по теме «Жизнь растений»

21.03


Раздел 3 Классификация растений 5 часов

27

1

Систематика покрытосеменных растений.

4.04


28

1

Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

11.04


29

1

Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые).

18.04


30

1

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

25.04


31

1

Важнейшие сельскохозяйственные растения.


2..05


32

1

Обобщающий урок

9.05


Раздел 4. Природные сообщества (2 ч)

33

1

Природные сообщества. Взаимосвязи

в растительном сообществе.

16.05


34

1

Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир.

23.05


35

1

Летние задания

30.05



35ч

итого