СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа биология 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 5 классе. ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология 5 класс»



«Рассмотрено»

Рук.м/о


_______/Даулятшина Л.С.


Проток. №1 от 27.08. 2015

«Согласовано»

Зам.директора по УР МБОУ «Гимназия №155»

_________/Гумерова Г.А.


27.08.2015

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №155»

________/Фазылов Н.Р.


Приказ № 133/2-0

от 01.09.2015







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Ханнановой Гульназ Минзакировны,

МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» г.Казани

по биологии

5А, 5Б, 5В, 5Г классы













Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 28.08.2015





2015 – 2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 года №273- ФЗ,

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Примерной программой основного общего образования;

- Образовательной программой муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №155 с татарским языком обучения»;

- Федерального перечня учебников допущенных (рекомендованных) Министерством образования и науки Российской Федерации;

- Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №155 с татарским языком обучения» г. Казани.


Цель изучения учебного предмета:

- формирование биологической, экологической и природоохранительной грамотности на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Задачи изучения учебного предмета:

- формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях
объектов живой природы, их многообразии и эволюции;
- развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе
изучения биологии;
- знакомство с методами научного познания живой природы; постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению;
- формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности;
- включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, на основе формирования умений видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал;
- включение обучающихся в коммуникативную учебную деятельность, на основе
- формирования умения полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою
точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и 
письменной форме, вступать в диалог.


УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета

1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы. Растения: учебник с электронным приложением. – М: Дрофа, 2012.

2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы. Растения: рабочая тетрадь. – М: Дрофа, 2012.

3. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы. Растения: методическое пособие. – М: Дрофа, 2012.

4. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник



В результате изучения биологии учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Ученик научится:

- использовать различные источники биологической информации (статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать биологическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, процессы и явления;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками биологической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- представлять в различных формах биологическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- различать изученные биологические объекты, процессы и явления, сравнивать биологические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о биологических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными биологическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и биологических различий;

- проводить с помощью микроскопа различные лабораторные работы;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных биологических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о биологических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- воспринимать и критически оценивать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о биологических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией


Общая характеристика учебного курса

Курс биологии 5 класса представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования.

В программе курса соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Особое внимание уделяется содержанию, способствующему формированию современной естественно - научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации предметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов.




Место предмета в учебном плане

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения – 280, из них «Бактерии, грибы, растения» 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс);
«Многообразие покрытосеменных растений» 35 ч, 1 ч в неделю (6 класс); «Животные»
70 ч, 2 ч в неделю (7 класс); «Человек» 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс); «Введение в общую
биологию» 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс
«Окружающий мир» на ступени начального общего образования.


Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ,

раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная

среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов

в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,

«экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и

оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и

лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения,

его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия


Содержание предмета

1. Введение (6 ч)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь

организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические фак-

торы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её

охрана. Практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

2. Клеточное строение организмов (10 ч).

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные работы.

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток

растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

3. Царство Бактерии (3 ч).

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

4. Царство Грибы (5 ч).

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана.

Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль

грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

5. Царство Растения (11 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Строение зелёных водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Экскурсии Многообразие живых организмов, весенние явления в жизни растений и животных. Знакомство с растительным миром Республики Татарстан.


Формы контроля

Тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, географический диктант, контрольная работа, работа по карточкам.


Критерии оценки учебной деятельности

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Учебно-методическое обеспечение

1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. – М.:, 2012.

2. Пальдяева Г.М. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл. Сборник программ. Издательство Дрофа, 2012.






Учебно-тематическое планирование

по биологии



Классы 5а, 5б, 5в, 5Г

Учитель Ханнанова Г.М.

Количество часов:

Всего 35 часов; в неделю – 1 час

Плановых контрольных уроков 3, Лабораторных работ – 11.

Рабочая программа разработана на основе ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014.

Обеспечена учебником ФГОС Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник,- М, Дрофа, 2014 — 141 с.