СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 1 класса Перспектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках настоящей рабочей программы основная содержательная линия примерной программы по литературному чтению в начальной школе предполагает изучение литературного чтения 132  часа (4 часа  в неделю), с учетом национально-регионального компонента устанавливается следующая система изучения учебного материала всего 66 часов (2 часа в неделю). Сокращение часов происходит за счёт уплотнения учебного материала. Содержательная часть не изменяется. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 1 класса Перспектива»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373;

  • Примерной образовательной программы начального общего образования. -М.: «Просвещение», 2011г;

  • Образовательной программы «Перспектива». – М.: Просвещение, 2011г;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014/2015 учебный год»;

  • Учебного плана МБОУ «Средняя школа №6» ЕМР РТ на 2015/2016 учебный год;

  • Положения о рабочей программе школы;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19.

Настоящая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях;М.:Просвещение,2011.

Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2010.

Климанова, Л. Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2010.

Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.] ; под ред. Л. Ф. Климановой. – М. : Просвещение, 2011.

Цели и задачи курса «Литературное чтение».

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

• развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

• приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

• обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

• введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Место курса в учебном плане

В рамках настоящей рабочей программы основная содержательная линия примерной программы по литературному чтению в начальной школе предполагает изучение литературного чтения 132 часа (4 часа в неделю), с учетом национально-регионального компонента устанавливается следующая система изучения учебного материала всего 66 часов (2 часа в неделю). Сокращение часов происходит за счёт уплотнения учебного материала. Содержательная часть не изменяется.

Распределение учебного материала.

№№

п/п


Тема раздела

Количество часов

Обучение грамоте – 44 ч.

1.

Подготовительный период.

10

2.

Основной период. Страна АБВГДейка.

29

3.

Послебукварный период.

5

Литературное чтение – 22 ч.

4.

Книги – мои друзья.

3

5.

Радуга – дуга.

2

6.

Здравствуй, сказка!»

5

7.

Люблю все живое

4

8

Хорошие соседи , счастливые друзья.

2

9

Край родной, навек любимый.

4

10

Сто фантазий

2

Итого


66



Содержание курса «Литературное чтение»

Обучение грамоте.

Подготовительный период обучения . Устная форма общения. Актуализация опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Осмысление диалоговой формы речевого общения, выработка практических умений: слушать собеседника, проявлять к нему интерес, поддерживать диалог репликами; находить и отбирать соответствующие слова для выражения собственных мыслей. Наблюдение за тем, какова роль жестов, мимики, движения, а также интонации и темпа речи в общении людей; культура общения. Первоначальные представления о значении жеста. Распознавание значений отдельных жестов героев сказок, многозначность жеста в различных ситуациях общения. Условное общение с предметами (игрушки, предметы быта, учебные принадлежности и др.). Разыгрывание сценок из воображаемой жизни вещей. Игры со словом «Мы узнаем мир по именам». Называние имен предметов окружающего мира. Введение в речь детей слов, обозначающих предметы, их качества, действия, назначение, функцию предмета; умение различать и употреблять слова, называющие отдельные предметы (роза, ландыш и др.), и обобщающие слова (цветы, растения и др.). Период обучения продолжается от 4 до 6 недель в зависимости от готовности детей. Общение с миром природы. «Оживление» мира природы: придумывание с помощью учителя сценок из воображаемой жизни растений и животных; наделение героев определенными качествами (добрый, ласковый, сердитый и т. д.). Устное описание и сравнение различных видов животных, растений и птиц, изображение поз, действий и повадок животных с помощью жестов, пластики движений, изобразительных действий и рисунков. Слово в речевом общении. Осмысление номинативной функции слова. Представление о слове как имени вещи, предмета; о слове как имени собственном. Различение слов, обозначающих живые существа и неодушевленные предметы. Упражнения на классификацию слов. Активное введение в речь слов и словосочетаний, обозначающих предметы окружающего мира, действия животных, характеризующих их внешний облик.

Основной (букварный) период обучения. В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.

Устная форма общения. Речь.

1. Развитие диалогической и монологической речи в различных ситуациях общения.

Умение вступать в диалог со сверстником и учителем: слушать и понимать вопросы собеседника, соотносить с ними свои ответы, корректировать содержание своих ответов в соответствии с репликами и вопросами партнера по общению. Умение ориентироваться в ситуации общения: понимать, что, зачем, кому и как говорить в различных ситуациях — на уроке, на перемене, в семье; умение пересказать небольшой текст, озаглавить его. Культура речи. Формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи: различать на слух и верно употреблять сходные звуки [с—ш, с—з, ш—ж, п—б и др.]; отчетливо произносить слова, четко их артикулируя; воспроизводить скороговорки, потешки, песенки с различными речевыми задачами в заданном темпе, с различной силой голоса, в сочетании с ритмическими движениями. Работа над предложением и связной речью, формированием словаря учащихся идет в течение всего года..Упражнения в произношении отдельных слов и предложений в определенном темпе; умение воспроизводить предложения с различной интонацией в зависимости от речевой задачи.. Развитие фонематического слуха у детей на всем диапазоне звуков русской речи в звуковых играх и в речевых ситуациях.

2. Слово в речевом общении. Обогащение и активизация словаря учащихся в учебно-познавательной и игровой деятельности.. Упражнения в различении конкретных лексических значений слов и обобщенных наименований — родовых и видовых названий: растения (деревья, кусты, цветы; васильки, ромашки) и т. д. Упражнения в правильном использовании наречий (без терминологии), указывающих на пространственное размещение объектов (слева, справа, вверху, внизу и т. д.), в дифференцировании слов, обозначающих в какой-то мере сходные предметы (берет, кепка) или качества (синий, голубой), в различении простейших случаев многозначности слов на основе наглядно-образных моделей; упражнения в подборе синонимов, антонимов, в умении называть одно и то же лицо по-разному в зависимости от различных точек зрения и ситуаций общения (например, отец — по родству, шофер — по профессии и т. д.).Наблюдение за свойством слова обозначать все, что окружает человека. Практическое различение частной и общей предметной отнесенности путем сопоставления имени одного человека (собственного имени) и имени (нарицательного) целой группы однородных предметов (стол, дом и т. д.).Разведение понятий «предмет» и «слово как название предмета». Упражнения в наименовании предметов, относящихся к миру людей, природы и вещей. Игры—соревнования в подборе слов, обозначающих действия и признаки предмета. .Наблюдение за использованием в речи слов, называющих предметы живого (одушевленные) и неживого (неодушевленные) мира.

3. Предложение.. Развитие умения правильно строить простые предложения, составлять определенное количество предложений по картине или серии картин. Обучение умению составлять простейшие тексты по предложенному рисунку, а также на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного.

Послебукварный период обучения . Поэтапное формирование регулятивной функции речи: развитие умений корректировать свои действия в соответствии с речевой задачей, планировать свою деятельность, анализировать образец, соотносить его с полученным результатом. Практическое различение художественных и научно-познавательных текстов. Наблюдение за особенностями использования языка в этих текстах: где творит художник слова, который воздействует на воображение, чувства, а где -ученый, обобщающий факты, случаи из жизни. Отработка навыка чтения целыми словами, формирование умения читать текст выразительно.

Литературное чтение.

Разделы включают в себя произведения современных писателей, содержание которых близко жизненному опыту младших школьников и интересно им, а также произведения народнопоэтического творчества и классиков отечественной литературы. В 1 классе знакомство с зарубежной литературой ограничивается фольклорными произведениями.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Круг детского чтения. Тематика

1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.

2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).

Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.



Планируемые результаты изучения курса по требованиям ФГОС НОО

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки

на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

  3. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

  4. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

  5. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам


Учащиеся должны знать:

наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;

имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;

читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;

отвечать на вопросы к прочитанному тексту; воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему; высказать свое отношение к прочитанному.















Учебно-тематическое планирование учебного материала по предмету «Литературное чтение»

Класс 1 «А»

Учитель: Муслихова Гулия Салаватовна

Обучение грамоте

Всего 44 часов, в неделю 2 часа

1.Подготовительный период. 10 ч

2.Основной период. Страна АБВГДейка 29 ч

3.Послебукварный период. 5 ч

Литературное чтение

Всего 22 часа, в неделю 2 часа

Плановых контрольных работ нет.

Зачетов нет.

Тестов нет.

Административных контрольных работ нет.



Планирование составлено на основе УМК «Перспектива». Учебник :Литературное чтение 1 кл.в 2 частях, Климанова Л. Ф., Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий, М.: «Просвещение» , 2011год.











Календарно – тематическое планирование курса по литературному чтению 1 класс

урока

Тема урока


Характеристика деятельности

уч-ся


Дата проведения

Примечание

план

факт

Подготовительный период (10 ч)


1


Мы теперь ученики. Устная форма общения; умение говорить, слушать.


Моделировать ситуацию общения

Составлять диалоги при работе в паре. Разыгрывать сценки общения героев сказок






2


Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета и их роль в общении

Номинативная функция слова. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением

Называть предметы по рисункам. Употреблять слова речевого этикета

Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять рассказ по названию и картинкам






3


Культура общения

Помощники в общении

Наблюдать за ролью интонации в речи

Составлять рассказы с помощью предметов. Сравнивать степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью предметов.




4

Общение с животными

Общение с помощью предметов




5

Рисунки, знаки- символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.

Знакомство со знаками дорожного движения

Сообщения. Количество и последовательность слов в сообщениях.

Моделировать ситуацию общения с использованием меток рисунков знаков

Составлять рассказ-объяснение как найти дорогу с использованием знаков.

Составлять устные высказывания записывать их с помощью рисунков.




6

Первоначальное обобщение: жесты рисунки знаки слова – наши посредники в общении с людьми

Средства в общении. Слово как главное средство общения


Расшифровывать знаки. Составлять простейшие сообщения оформлять их на письме с помощью схем




7

3вуковая структура слова. Звуки в природе

Интонационно выделять в словах звуки речи. Определять последовательность звуков в слове




8

Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки

Твёрдые и мягкие согласные звуки их обозначение

Выделять гласные и согласные звуки различать их и характеризовать

Сравнивать и характеризовать твёрдые и мягкие согласные




9

Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь звучания и значения слова.

Звуковой анализ слов различной слоговой структуры

Составлять модели слов, различать значение слова и его звучание

Проводить звуковой анализ слов




10

Слово и предложение

Различать слово и предложение по их функциям. Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения.




Страна АБВГДейка

Основной период (29 ч)

11

Звуки [а], [о]; буквы Аа, Оо.


Проводить звуковой анализ слова. Работать с моделями слов




12

Звук [у], буква Уу.


Модели слов. Звуковой анализ.

«Чтение» слов по следам анализа.




13

Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы.


Звуковой анализ слов.

Сравнение звуков [и] — [ы].

Модели слов-омонимов.

Чтение предложений с пиктограммами.




14

Повторение: гласные и, ы. Звук [э],

буква Э.

Звуковой анализ слов со звуком [э].

Сопоставление cогласных звуков перед буквами и, ы, характеризовать гласные звуки





15

Звуки [м] — [м`]. Буква М.

Вн.чт. «Стихи А.Барто».

Модели слов. Звуковой анализ.

Согласные звуки и буквы. Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами





16

Звуки [с] — [с`], буква Сс.


Звуковой анализ. Ударение в словах.

Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. Модели слов. Звуковой анализ.

Согласные звуки и буквы.





17

Звуки [н] — [н`], буква Н



Звуковой анализ.

Чтение слогов, слов и предложений.

Продолжение диалога




18

Звуки [л] — [л`], буква Л.


Звуковой анализ. Выразительное чтение текста.

Логические упражнения. Составление предложений.




19


Звуки [т] — [т`], буква Тт.

Слоговое чтение. Многозначные слова.

Составление устных рассказов.




20

Звуки [к] — [к`], буква Кк.

Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения




21

Звуки [р] — [р`], буква Рр.

Звуки [в], [в`], буква Вв.


Звуковой анализ.

Устные рассказы. Составление букв Р — В.




22

Звуки [п] — [п`], буква Пп.


Звуковой анализ. рассказы.




23

Звуки [г] — [г`], буква Г.


Чтение текстов слогами и словами. Звуковой анализ. Сравнение звуков [г] и [к].





24

Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных

Буквы Е, Ё после согласных.

Чтение текста. Пересказ.

Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се.




25

Звуки [б] — [б`], буква Бб.


Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п].





26

Звуки [з] — [з`], буква Зз

Звуковой анализ. Сравнение звуков [з] — [с]. Чтение слов и предложений




27

Звуки [д] — [д`], буква Дд. Парные согласные [д] — [т].

Звуковой анализ. Сравнение звуков [д] — [д]. Чтение слов и предложений




28


Звук [ж], буква Ж. Закрепление изученных букв.

Мои первые книжки. Загадки слов.

Чтение предложений. Чтение текстов по выбору. Пересказ.




29


Буква Я в начале слова и после гласных.

Буква Я после согласных. Буква Я, как показатель мягкости предшествующего согласного.

Чтение и пересказ текста. Разыгрывание диалогов.

Упражнение в чтении слогов ра-ря, на-ня и др.






30

Звуки [х] — [х`], буква Хх.

Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений.




31

Мягкий знак — показатель мягкости согласных.

Чтение слов с «ь». Чтение в парах.




32


Звук[й], буква Йй

Игра в слова. Повторение изученных букв.

Чтение слов с новой буквой. Выразительное чтение текста.






33






Буква Ю в начале слова и после гласных.

Буква Ю после согласных.

Находить букву ю в словах различать её функцию. Читать слова с соблюдением правил орфоэпии с элементами самоконтроля за пониманием прочитанного

Чтение слов: лук — люк, круг — крюк.




34

Звук [ш], буква Шш.

Сравнение звуков [ш] — [ж]. Чтение слов и предложений.

Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах




35

Звук [ч`], буква Чч.

Чтение слов и предложений. С новой буквой. Отработка слогового чтения. Характеризовать твёрдые и мягкие согласные




36

Звук [ц], буква Цц.

Чтение текста по слогам и целыми словами. Диалог. Характеризовать твёрдые и мягкие согласные

Фронтальная работа




37

Звук [щ`]. Буква Щщ.


Упражнение в темповом чтении слов и предложений. Культура общения. Характеризовать твёрдые и мягкие согласные




38

Звук [ф], [ф`], буква Фф.

Сравнение звуков [в] — [ф]. Упражнения по «Читалочке».




39

Разделительные ь и ъ.

Сравнение слов семя — семья; поехал — подъехал и др. Повторение. Чтение текстов. Работа в паре: «Моя первая энциклопедия».

Классификация букв. Чтение текстов «На что клад, когда в семье лад».




Послебукварный период (5 ч)

40

Алфавит. Чтение загадок о буквах. Завершение «Веселого путешествия от А до Я».

Повторенье — мать ученья. Слово, его значение.

Осознанное правильное чтение целыми словами.




41

Семейное чтение. Из старинных азбук и книг для чтения.

Осознанное правильное чтение целыми словами.




42-44

Отработка выразительного чтения

Осознанное правильное чтение целыми словами.






Литературное чтение


«Книги – мои друзья»( 3ч.)


1


Тема: «Как бы жили мы без книг?»

1. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?»

2. «Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами).

А.Барто. «Стали грамотными».

С.Маршак. «Разговор с первым классом».

Б.Заходер. «Живая азбука».

Знакомство с библиотекой; ориентировка на тематический указатель; рассматривание выставки книг; чтение выбранных книг; запись в библиотеку; чтение отрывка стихотворения С.Михалкова; выставка книг С.Михалкова; подготовка к выразительному чтению; отработка навыка чтения




2




Тема: «Мои любимые писатели»

1. А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…».

2. Любимый отрывок из сказки А.Пушкина.

Выставка книг А.Пушкина; слово об А.Пушкине; выразительное чтение отрывка; анализ; чтение детьми; словесное рисование




3

Тема: «Сказки К.Чуковского»

1. «Наш театр». Сказка К.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующих лиц.)


Рассматривание выставки книг; беседа по произведениям К.Чуковского; подготовка к инсценированию; чтение отрывка сказки; анализ; выразительное чтение по ролям; выбор лучшего чтеца; обсуждение и характеристика качеств хорошего чтеца; рекомендации для чтения стихов и сказок К.Чуковского

.






«Радуга-дуга» (2ч.)

4




Тема: «Пословица – мудрость народная»

1.Диалог Ани и Вани.

2. Загадки. Пословицы, поговорки.

. Сообщение учителя о произведениях малых фольклорных жанров устного народного творчества; вспомнить загадки и пословицы, изученные в период обучения грамоте; чтение диалога; объяснение смысла пословиц; знакомство с загадками и их чтение; составление загадок; рассматривание репродукции картины А.Киселёва.




5

Тема: «Песенки разных народов»

1.Чтение по выбору. Песенки народов разных стран.

2. «Читалочка-обучалочка». (Чтение целыми словами, темповое чтение.)

3.Считалочки.

Чтение песенок русского народа (с.29-30); отработка выразительного чтения; чтение песенок народов России; знакомство со считалками; обобщение; конкурс на лучшего чтеца.





«Здравствуй, сказка!» (5ч.)

6


Тема: «Узнай сказку»

1. Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку».

2. Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои.

3. «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. И.Гамазкова. «Живая азбука».

4. Т.Коти. «Катя и буквы».

Чтение диалога (с.52); обмен мнениями о прочитанных сказках, их оценка; характеристика персонажей; работа с выставкой книг; отработка интонационно-выразительного чтения; коллективное придумывание продолжения сказки; самостоятельное чтение (с.77-78); беседа о сказках и сказочных героях.




7

Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»

1. «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка.

2. Л.Пантелеев. «Две лягушки».

Подготовка к восприятию русской народной сказки; чтение сказки учителем; перечитывание сказки учащимися; обучение чтению диалога; работа над содержанием сказки; выразительное чтение; сопоставление темы урока со сказкой.










8-9

Тема: «Сказки народов России»

1. «Шутки-минутки».

2. Семейное чтение. Татарская народная сказка «Три дочери».

3. Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха».

4. Пословицы. (Лень – трудолюбие, честность – обман, доброта – злость, внимание к людям.)

Беседа о сказках; знакомство со сказкой «Три дочери»; анализ; сравнение сказок по главной мысли: «два лентяя» и «Заяц и черепаха»; словесное рисование по сказкам; чтение пословиц (с.85).




10

Тема: «Лень до добра не доведёт»

«Наш театр». С.Михалков. «Сами виноваты».

Знакомство с высказываниями о сказках (с.74); знакомство со сказкой С.Михалкова; анализ; работа над выразительным чтением; инсценирование; выделение главной мысли; сравнение авторских сказок с народной.





«Люблю всё живое»( 4 ч.)

11




Тема: «Никого не обижай»


1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. 2. В.Лунин. «Никого не обижай».

3.Е.Благинина. «Котёнок». И.Токмакова. «Лягушки». (Звукоподражательные слова.)

Знакомство с разделом; обсуждение названия; чтение диалога на с.4; обсуждение; чтение вывода; чтение стихотворения учителем на с.5; самостоятельное перечитывание стихотворения; анализ; выразительное чтение; чтение стихотворения на с.6; анализ произведения; работа в группе (составление рассказа о котёнке); знакомство с произведением И.Токмаковой; работа в паре (разыграть диалог); обобщение.

1



12

Тема: «Разговоры, разговоры, разговоры…»

1. И.Токмакова. «Разговор синицы и дятла». В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». (Звукоподражательные слова.) 2. «Читалочка-обучалочка».


Знакомство с темой урока; обсуждение; знакомство с произведением И.Токмаковой; чтение произведения на с.8; анализ; выразительное чтение; знакомство с произведением В.Бианки; чтение произведения на с.9; работа в группе (подготовка к чтению по ролям); обобщение; чтение на с.12.




13

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили»


1. И.Пивоварова. «Всех угостила». 2. С.Михалков. «Зяблик». (Проявление доброты, заботы, внимания, ответственности за братьев наших меньших.)

Знакомство с темой урока; обсуждение; знакомство с произведением И.Пивоваровой; самостоятельное чтение на с.13-14; анализ произведения; повторное чтение стихотворения; работа в парах; знакомство с произведением С.Михалкова на с.15-16; самостоятельное чтение; анализ; работа в парах; обобщение по теме урока.




14

Тема: «Обходиться добром со всяким»

1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о животных. 2. «Мои любимые писатели». Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». 3. Семейное чтение. Л.Толстой. «Пожарные собаки».

Знакомство с выставкой книг на с.20-21; обсуждение; рассматривание раздела «Советуем прочитать» (с.21); знакомство с темой урока; рассматривание портрета Л.Толстого; вступительное слово учителя о Л.Толстом; чтение произведений Л.Толстого на с.22-23; анализ; самостоятельное перечитывание произведений с выделением главной мысли; обобщение.





«Хорошие соседи, счастливые друзья»( 2ч.)


15

Тема: «Когда мои друзья со мной»

1. С.Михалков. «Песенка друзей».

2. Песня из кинофильма «По секрету всему свету» «Когда мои друзья со мной».

3. Пословицы.

4. А.Барто. «Сонечка».

Чтение диалога; работа с понятием «счастливый человек», обмен мнениями; чтение пословиц с доски; чтение произведения С.Михалкова (с.39); анализ произведения; выделение главной мысли; чтение песенки на с.41; беседа о друзьях; работа с пословицами; чтение стихотворения А.Барто «Сонечка» (с.43); анализ произведения; обмен мнениями о прочитанном; выразительное чтение.






16

Тема: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги»

1.Е.Пермяк. «Самое страшное». (Понятия «доброта», «сила», «обида».)

2.Чтение по выбору. В.Осеева. «Хорошее».

Э.Шим. «Брат и младшая сестра».

Вступительная беседа; чтение рассказа Е.пермяка на с.44-45; работа над содержанием; перечитывание текста; работа над главной мыслью текста; чтение произведения В.Осеевой на с.46-47; анализ произведения; чтение произведения Э.Шима на с.48-49; анализ произведения; коллективное формулирование главной мысли произведений; обобщение.





«Край родной, навек любимый» (4ч.)


17-18

Тема: «Лучше нет родного края»

1. П.Воронько. «Лучше нет родного края»

2. А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края.

3. Чтение стихов по выбору.

С.Есенин. «Черёмуха».

С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…».

И.Суриков. «Лето».


. Чтение диалога о родном крае, о Родине (с.66); рассказы детей о своей малой родине; знакомство со стихотворением П.Воронько (с.67); анализ произведения; беседа о городах России; рассматривание иллюстраций; работа над понятием «столица»; подготовка к чтению стихотворения А.Плещеева (с.70); беседа по прочитанным стихотворениям; чтение стихотворения С.Есенина и С.Дрожжина (с.72); заучивание стихотворения С.Есенина; чтение стихотворения И.Сурикова и Н.Грекова (с.73-74); сравнение произведений.




19

Тема: «Стихотворения русских поэтов о родной природе»

1. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»;

А.Плещеев. «Миновало лето…».

2. И.Суриков. «Зима».

3. «Четыре сестры». Сказка.

Рассматривание иллюстраций на с.77; беседа; чтение стихотворения А.Пушкина и А.Плещеева на с.76; анализ; перечитывание стихотворений; работа над выразительным чтением; чтение стихотворений о зиме, нахождение в них сравнений (с.78); чтение текста на с.80; коллективное составление сказки; обобщение. Фронтальная работа




20

Тема: «Родина любимая, что мать родимая»


Родина любимая, что мать родимая.

Чтение диалога на с.84; беседа; чтение стихотворений В.Берестова, Г.Виеру и Н.Бромлей (с.85-86); анализ; чтение рассказа А.Митяева (с.87); работа над выразительным чтением; семейное чтение (с.92); слушание и чтение произведений из старинных учебников (И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство»; с.91-92); чтение стихотворения В.Берестова (с.88); обобщение





Сто фантазий (2 ч.)

21

Р.Сеф «Совершенно непонятно»; В.Маяковский «Тучкины штучки»; Ю.Мориц «Сто фантазий»

Знакомство с понятием «творчество»;с.96 чтение сих-я Р.Сефа, беседа по содержанию;с.97 выразительное чтение стих-я В.Маяковского;с.98 Ю.Мориц: чтение,беседа.




22

Учусь сочинять сам.И.Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу…» ; Г.Цыферов «Про меня и про цыпленка»

С.100,101 выразительное чтение стих-й И.Пивоварова и Г.Цыферова , беседа по содержанию.







Методическая литература для учителя:

  1. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс , Кутявина С.В.– М.: Вако, 2012

  2. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. 2011

  3. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. – М.: Просвещение, 2011

  4. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях;М.:Просвещение,2011.


Литература для ученика:


  1. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. – М.: Просвещение, 2011

  2. Литературное чтение . 1 класс. Творческая тетрадь. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. – М.: Просвещение, 2011

  3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях;М.:Просвещение,2011.



27