СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 10-11 классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по физической культуре разработана в сооьветствии с требованиеми ФГОС основного общего образования 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 10-11 классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Нормативные правовые документы, на основании которых разработана

рабочая программа.

Программа составлена на основе нормативных документов:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

• Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

• Устав МБОУ СОШ с.Ярлуково

• Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ СОШ с.Ярлуково

• Учебный план МБОУ СОШ с.Ярлуково 2017-2018 учебный год.

• Календарный учебный график с.Ярлуково на 2017-2018 учебный год


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентации;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Для достижении целей физического воспитания Программа направлена на решение следующих основных задач:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

  • приобретение необходимых знаний в области физической культу и спорта;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно занимать­ся физическими упражнениями,

сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и

укрепления здоровья;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, раз­витие психических процессов и свойств личности.




Сведения о программе, на основании которых разработана рабочая программа

Настоящая программа по физической культуре для общеобразовательной школы создана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования

Информация об используемом учебнике

Для реализации программного содержания в учебном процессе используется учебник:
«Физическая культура 10 -11 класс» под общей редакцией М.Я. Виленский, С.В. Гурьев

Москва «Русское слово»2014г.




Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г. и разработана на основе авторской «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха., А.А. Зданевича. - М.: Просвещение, 2011.Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре. Базовый уровень. Выбор данных программ физического воспитания учащихся и учебно-методического комплекса обусловлен полнотой, доступностью предложенного материала и условиями созданной в школе материальной базы, климатическими условиями.


Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование.

На основании приказа Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609в рабочую программу в подраздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» внесено следующее изменение: «Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО), в вариативную часть внесён раздел «Плавание»- 2 ч.


Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.

В соответствии с федеральным базисным планом и учебным планом МБОУ СОШ с. Ярлуково учебный предмет «Физическая культура» является обязательным в средней школе и на его преподавание в 10 классе отводится 105 часов в год при 3-х занятиях в неделю, в 11 классе отводится 102 часа в год при 3-х занятиях в неделю, в течение года предусмотрено 42 контрольных урока.


Формы организации учебного процесса

К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач настоящей программы по физической культуре необходимо уроки физической культуры дополнять внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкульт-минутки, релакс-паузы и т. д.).

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

  • образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;

  • образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;

  • образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма.


В процессе обучения применяются методы физического воспитания:

  • словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);

  • наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);

  • метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

  • методы развития двигательных качеств (фронтальный, поточный, круговой тренировки,

повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.).


Технологии обучения

Используются современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии – привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

  • личностно-ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;

  • информационно-коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.


Виды и формы контроля

Виды контроля:

Формы контроля:

вводный, текущий, коррекция,

тематический, итоговый

индивидуальная, групповая,

фронтальная, комбинированная




II. Содержание учебного предмета, курса

1.1 Физическая культура и основы здорового образа жизни.
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.

Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.

Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа; банные процедуры.

Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.


2. Физкультурно-оздоровительная деятельность

Осуществляется с учетом медицинских показаний, уровня физического развития, физической подготовленности и климатических условий региона.


Оздоровительные системы физического воспитания.

Ритмическая гимнастика: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.

Аэробика: индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых и скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц.

Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы.

Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительные ходьба и бег.


3. Спортивно-оздоровительная деятельность

Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО);

совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах);

в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); технической и тактической подготовки в национальных видах спорта.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минобрнауки России N609 от 23 июня 2015 г)


4. Прикладная физическая подготовка

Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полосы препятствий. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре; плавание сухое виды ,спасание, техника безопасности на водоёмах ,басейнах.


2. Содержание учебного предмета физическая культура 10 класс


Содержание

учебного курса,

кол-во часов

Вид занятий

(кол-во часов)

Виды учебной деятельности

теоретические занятия

Практическая работа

Формы контроля







Легкая атлетика (11ч)

Спринтерский бег (6 ч)

15мин

2ч45мин

Зачеты

Бег на результат (30м.,60м., 100м).


Челночный бег 4x9м, сек

Уметь: бегать с максимальнойскоростью с низкого старта (30м,60м,100 м) Развитие скоростных способностей




Уметь: бегать на ограниченном пространстве

Развитие координационных способностей

Уметь: - выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования


Прыжок в длину с места (3ч)


15мин


1ч 45мин


Зачеты

Прыжок в длину с места на результат


Уметь:прыгать в длину с места Развитие скоростно–силовых способностей

Метание мяча и гранаты (2ч)

15мин

45мин

Зачеты

Метание мяча и гранаты на результат

Уметь:метать мяч на дальность с разбега Уметь:метать гранату из различных положений на дальность и в цель

Уметь:метать гранату на дальность

Развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооружённых Силах Российской Федерации

Кроссовая подготовка (10ч)

Бег по пересеченной местности(10ч)

Зачеты

Бег (1000м.,2000м.) на результат

Уметь:бегать в равномерном темпе (до 20мин); преодолевать препятствия

Развитие выносливости

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья

Спортивные игры (3ч)

Футбол (мини-футбол) (6ч)

15мин

1ч 45мин

Зачеты

Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия

Техника и координационные способности

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях

Гимнастика (16ч)

Висы и строевые упражнения (6ч)

30мин

4ч 30мин

Зачеты.

Выполнение на результат подтягивание в висе на высокой перекладине (юноши), подтягивание в висе, положение лежа, на низкой перекладине (девушки), прыжки на скакалке


Уметь:выполнять строевые приемы; подтягивание на перекладине (юн), подтягивание на низкой перекладине (дев); лазание по канату; отжиматься в упоре лёжа; выполнять подъём туловища за 1 мин из положения лёжа (пресс), раз., прыжки на скакалке за 25 секунд.


Развитие силовых способностей и выносливости

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооружённых Силах Российской Федерации


Акробатические упражнения, опорный прыжок (10ч)


30мин


8ч 30мин


Зачеты.Зачет. Комбинация из различных элементов.

Зачет.Опорный прыжок через козла (дев.), через коня (юн.)


Уметь:выполнять акробатические элементы программы в комбинации (5 элементов)

Уметь: выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики

Спортивные игры (8ч)

Баскетбол (8ч)

30 мин.

6ч. 30 мин

Зачеты


Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях

Лыжная подготовка (24ч)


Передвижение на лыжах

19

Зачеты

Контрольные нормативы на дистанции (1км., 2км., 3км., 5км.)

Уметь: технически владеть и уметь использовать изученные лыжные ходы; преодолевать подъёмы, спуски, повороты;

выполнять нормативы физической подготовки по лыжным гонкам

Уметь: - выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта

Спортивные игры (6ч)

Волейбол (2ч)

15мин

45мин

Зачеты


Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия

Баскетбол (2ч)


15мин

45мин

Зачеты


Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия

Футбол (мини футбол) (2ч)

15мин

45мин

Зачеты

Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия

Кроссовая подготовка (10ч)

Бег по пересеченной местности (6ч)

30мин

6ч 30мин

Зачеты

Бег (1000м.,2000м.) на результат

Уметь:бегать в равномерном темпе (до 25мин); преодолевать препятствия

Развитие выносливости

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья

Легкая атлетика (13ч)

Спринтерский бег (4ч)


30мин

1ч 30мин

Зачеты

Бег на результат (30м.,60м., 100м).


Уметь: бегать с максимальнойскоростью с низкого старта (30м, 60м,100 м)

Развитие скоростных способностей

Прыжок в длину с разбега (4ч)


30мин

30мин

Зачеты

Прыжок в длину с места на результат

Уметь:совершать прыжок в длину с разбега

Развитие скоростно-силовых способностей

Метание мяча и гранаты (3ч)

10мин

1ч 50мин


Зачеты.

Метание мяча и гранаты на результат

Уметь:метать мяч на дальность с разбега Уметь:метать гранату из различных положений на дальность и в цель

Уметь:метать гранату на дальность

Развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Прыжок в высоту (3ч)

30мин

1ч 30мин

Зачеты


Уметь:прыгать в высоту до 7-9 шагов разбега

Спортивные игры (4ч)

Волейбол (2ч)

15мин

45мин

Зачеты


Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия

Баскетбол (2ч)


15мин

45мин

Зачеты


Уметь: выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия



Тематическое планирование


п/п


Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Классы

10

11

I

Базовая часть

84

82

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе занятий

1.2

Спортивные игры (баскетбол, волейбол)

22 (12/10)

22 (12/10)

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

21

21

1.4

Легкая атлетика

25

23

1.5

Лыжная подготовка. Коньки

14

14

II

Вариативная часть

21

20

2.1

Спортивные игры (футбол)

10

10

2.2

Кроссовая подготовка

5

4

2.3

Плавание (теория)сухое

2

2


Всего часов

105

102





Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В результате изучения минимума содержания учебного предмета « физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития.
Знать и понимать:

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.
Уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для:
-
повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
- активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Двигательные умения, навыки и способности:

В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12-15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5×2,5 м с 10-12 м (девушки) и 15-25 м (юноши); ме­тать теннисный мяч в вертикальную цель 1x1 м с 10 м (девуш­ки) и с 15-20 м (юноши).

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или разновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включаю­щую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног' на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).


В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (табл. 16), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

По плаванию :демонстрировать технику кроля на спине и на груди; технику плавания на боку с грузом.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.


Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть упражнений (тесты) для определения уровня физической подготовленности. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках. Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.













На конец учебного года выпускник должен демонстрировать:

Физические

способности

Физические упражнения

Юноши

10 / 11 кл.

Девушки

10 / 11 кл.

Скоростные

Бег 30м

Бег 100м

5,0 с / 4,8 с

14,3 с /14,2 с

5,4 с / 5,3 с

17,5 с / 17,2 с

Силовые

Подтягивание из виса на высокой перекладине , раз

Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине , раз

Прыжок в длину с места, см

10 раз / 12 раз


----



14 раз / 17 раз

К выносливости

Кроссовый бег на 3 км

Кроссовый бег 2 км

14.50 /13 мин 50с

-----

----

10 мин 00с /10.20




Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет



Физические способности

Контрольное упражнения

Уровень

Юноши

Девушки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Скоростные

Бег 30 м

5,2 и ниже

5,1-4,8

4,4 и выше

6,1 и ниже

5,9-5,3

4,8 и выше

Силовые

Подтягивание на высокой перекла-дине из виса, кол-во раз ( юноши),

На низкой перекладине из виса лежа

кол-во раз (девушки)

4 и ниже

8-9

11 и выше



6 и ниже



13-15


18 и выше

Выносливость

6-минутный бег,м

1100 и ниже

1300-1400

1500 и выше

900 и ниже

1050-1200

1300 и выше

Координационные

Челночный бег 3*10 м,с

8,2 и ниже

8,0-7,7

7,3 и выше

9,7 и ниже

9,3-8,7

8,4 и выше

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

5 и ниже

9-12

15 и выше

7 и ниже

12-14

20 и выше

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

180 и ниже…

195-210

230 и выше

160 и ниже

170-190

210 и выше




IV. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета.


Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе. М.В. Видякин. Волгоград. «Учитель», 2004.

Гигиена и здоровье школьника. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Москва. «Просвещение», 1988.

Дозирование физических нагрузок школьников. Я.С. Вайнбаум. Москва. «Просвещение», 1991

Журналы «Физическая культура в школе». «Школа-Пресс».

Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова. Москва. «Просвещение», 1988.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Москва. «Просвещение», 2006.

Комплксная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. Москва. «Просвещение», 1996.

Методика и организация учебной работы по лыжной подготовке в общеобразовательной школе. И.Л. Мещеряков, А.В. Вишняков, Т.С. Гнусова. Липецк, 2003.

Нетрадиционные виды гимнастики. В.М. Смолевский, Б.К. Ивлев. Москва. «Просвещение», 1992.

Настольная книга учителя физической культуры. Л.Б. Кофман. Москва. «ФиС»,1998

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. Москва. «Дрофа», 2000.

Оценка качества подготовки выпускников средней школы по физической культуре. А.П.Матвеев, Т.В. Петрова. Москва. «Дрофа», 2000.

Подвижные игры для учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Н.Н. Скороходова. Липецк, 1997.

Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанной на одном из видов спорта (баскетбол). Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунов. Москва. «Просвещение», 1996.

Планирование содержания уроков физической культуры. I-XI классы. Должиков И.И. «Школа-Пресс», «Физическая культура в школе»,1997.

555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. В.Б. Попов. Москва. «Терра-спорт», 2002.

Примерные билеты и ответы по физической культуре для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений. Б.И. Мишин, Г.И. Погадаев. Москва. «Дрофа», 2003.

Примерные билеты и ответы по физической культуре для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений. Б.И. Мишин, Г.И. Погадаев. Москва. «Дрофа», 2003.

Стандарты физической подготовленности детей и подростков 7-17 лет Липецкой области. Липецк. ГУ «ИАЦРФКиС ЛО», 2007.

Тесты в физическом воспитании школьников. В.И. Лях. Москва. «Издательство АСТ», 1998

300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. И.А. Гуревич. Минск. «Выш. школа", 1994.

Технические средства обучения на уроках физической культуры. В.Н. Верхлин. Москва. «Просвещение», 1990.

Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы. Г.П. Богданов. Москва. «Просвещение», 1987.

Физкультура 5 – 11 классы. Календарно-тематическое планирование по трехчасовой программе. В.И. Виненко. Волгоград. «Учитель», 2006.

Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Москва. «Просвещение», 1993.



17