СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 8 класса литература

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 8 класса основной школы составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004 г. ) с учетом Фундаментального ядра содержания общего образования и новых Требований к результатам общего образования.  В программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий в рамках предмета «Литература». За основу данной Рабочей программы взята Рабочая программа по литературе к УМК под ред. В.Я.Коровиной (2014 г)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 8 класса литература»





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа для 8 класса основной школы составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004 г. ) с учетом Фундаментального ядра содержания общего образования и новых Требований к результатам общего образования. В программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий в рамках предмета «Литература». За основу данной Рабочей программы взята Рабочая программа по литературе к УМК под ред. В.Я.Коровиной (2014 г)

В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во- вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

задачи обучения:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;

  • овладение теоретико-литературными понятиями;

  • формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА


Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В рабочей программе курс 8 класса представлен разделами:

  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII века.

  • Русская литература XIX века.

  • Русская литература XX века.

  • Литература народов России.

  • Зарубежная литература.

  • Обзоры.

  • Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.


3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебным планом образовательного учреждения на изучение литературы на этапе основного общего образование предусмотрен ресурс учебного времени в объеме 377 ч., в т.ч. в 5 классе — 68 ч, в 6 классе — 68 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч. в 9 классе — 105 ч.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п\п

Название раздела

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Развитие речи

1.

Введение

1



2.

Устное народное творчество

2



3.

Древнерусская литература

2



4.

Русская литература XVIII века

2


1

5.

Русская литература XIX века

29+3

2

5

6.

Русская литература XX века

16

1

2

7.

Зарубежная литература

10 +1



8.

Повторение изученного за курс в 8 классе

2




Всего

68

3

8

Классное сочинение – 2, домашнее сочинение – 2, контрольная работа – 1.

Программа предусматривает различные виды контроля знаний обучающихся:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

В рабочую программу к УМК под ред. Коровиной В.Я., рассчитанную на 68 часов внесены изменения с учетом требований Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования (2004 г.) и Фундаментального ядра содержания общего образования:

исключено изучение творчества И.А. Крылова «Басни», поскольку оно было изучено обучающимися в 6 классе. В содержание программы включено творчество персидского поэта Омара Хайяма;

исключено изучение творчества В. П. Астафьева, поскольку оно было изучено обучающимися в 6 классе. В содержание программы включено творчество А. Грина «Алые паруса» в соответствии с регионально-национальным компонентом.


4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

В 8 КЛАССЕ

Введение (1ч.)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).


Древнерусская литература (2ч.)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Русская литература XVIII века (2ч.)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Русская литература XIX века (31 ч. + 2 ч.)

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой.

Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления)

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе как пропагандисте русской литературы в Европе. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Русская литература XX века (17 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Романтическая повесть-сказка о поэтической любви и возвышенной мечте. Утверждение права «делать чудеса своими руками». Символический смысл названия повести «Алые паруса».

Теория литературы. Понятие об образе-символе. Повесть.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Зарубежная литература (9ч.)

Омар Хайям. Сведения о знаменитом персидском поэте и его эпохе. Поэтические раздумья о различных проблемах жизни: о познании мира, смысле человеческого бытия. Своеобразие жанра рубаи, распространенность его в литературах восточных народов.

Теория литературы. Разнообразие жанров лирики – рубаи.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Повторение изученного в 8классе (1ч.)

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание курса

Тема и основное содержание урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Введение (1ч.)

Урок 1. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм классиков русской литературы. (1ч.)

Знакомство с учебником. Выразительное чтение статьи учебника. Запись основных положений лекции учителя. Выражение личного отношения к прочитанному. Устные ответы на вопросы учителя. Участие в коллективном обсуждении изучаемой темы. Выявление связи литературных сюжетов и героев с историческим процессом.

Раздел 1

Устное народное творчество (2ч.)

Урок 2. Жанры фольклора. Русские народные песни (лирические, исторические). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. (1ч.)

Запись основных положений лекции учителя. Работа с текстами песен, частушек, преданий. Восприятие текста народных песен, частушек, преданий, их выразительное чтение. Формирование представления о народной песне, частушке, предании. Коллективная работа в группах с выполнением заданий. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «народная песня», «частушка», «предание». Работа со словарём литературоведческих терминов. Участие в коллективном диалоге на заданную тему.

Урок 3. Предания как исторический жанр русской народной прозы: «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком…» Особенности содержания и формы народных преданий. (1ч.)

Раздел 2

Древнерусская литература (2ч.)

Урок 4. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. (1ч.)

Работа с текстом. Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской житийной литературы. Анализ текста с позиций жанра. Выявление характерных для произведений русской литературы 17 в. тем, образов и приемов изображения человека, особенностей языка произведения. Ответы на формулируемые вопросы по тексту произведений. Характеристика героев русской литературы 17 века с нравственной оценкой. Фрагментарное чтение текстов, иллюстрирующих литературоведческие понятия «воинская повесть», «сатирическая повесть». Участие в коллективном диалоге на заданную тему. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Урок 5. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. (1ч.)

Раздел 3

Русская литература XVIII века (2ч.)


Урок 6.Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания и образования истинного гражданина. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. (1ч.)

Опережающее задание: подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Тезисные записи о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д.И.Фонвизина.

Восприятие текста литературного произведения. Чтение текста комедии по ролям. Характеристика героя комедии и заполнение таблицы. Словарная работа. Ответы на проблемные вопросы. Анализ содержания произведения с учетом принципов классицизма в изображении жизни и человека.

Выявление характерных для произведений русской литературы 18 в. тем, образов и приемов изображения человека. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбор цитат из текста литературного произведения по заданной теме.

Сравнительная характеристика образов.

Урок 7. РР1 Социальная и нравственная проблематика комедии. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. (1ч.)

Раздел 4

Русская литература XIX века (34 ч.)


Урок 8. Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке. (1ч.)

Опережающее задание по группам: одни подготовят рассказ о Рылееве, другие — историческую справку о событиях XVI века, борьбе с Кучумом, третьи — об иллюстрациях, четвертые — о жанре думы, пятые — о преданиях и песнях о Ермаке. Выполнение тезисных записей в тетради. Начальное представление об историзме художественной литературы, думе. Выразительное чтение произведения. Художественный пересказ фрагментов обучающимися. Слушание аудиозаписи песни о Ермаке. Ответы на вопросы, в том числе с использованием цитирования. Формулировка вопросов по тексту произведения. Работа с иллюстрациями к произведению. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Урок 9. Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения- зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. (1ч.)

Сообщения учеников. Запись основных положений лекции. Выразительное чтение стихотворения. Ответы на вопросы по тексту. Формулирование вопросов по тексту. Характеристика сюжета произведения, его тематики.

Урок 10. А.С. Пушкин «К ***»( Я помню чудное мгновение»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

А.С. Пушкин «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. (1ч.)

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. Выявление признаков лирического рода в стихотворениях. Ответы на вопросы по тексту.

Урок 11. А.С. Пушкин «История Пугачёва». История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. (1ч.)

Чтение материала учебника. Сообщения учащихся об истории пугачевского восстания. Знакомство с отрывками художественного произведения. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выражение читательской позиции по отношению к прочитанному. Характеристика сюжета произведения, его тематики.

Урок 12. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв - жизненный путь героя. Формирование характера. «Береги честь смолоду». (1ч.)

Чтение повести, комментированное чтение эпизодов повести, аналитическая беседа по содержанию, работа над ключевыми эпизодами повести, сжатый пересказ, составление сравнительной характеристики, фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Просмотр эпизодов одноименного художественного фильма.

Урок 13. Маша Миронова - нравственная красота героини. (1ч.)

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Урок 14. Швабрин - антигерой. Значение Савельича в романе. (1ч.)

Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика.

Урок 15. Гуманизм и историзм Пушкина. Форма и содержание литературного произведения: композиция. Историческая правда и художественный вымысел в произведении. Фольклорные мотивы романа.. Реализм в русской литературе. Литературные роды и жанры: роман. (1ч.)

Урок 16 Вн. чт.1 А.С. Пушкин «Пиковая дама». Форма и содержание литературного произведения: композиция, система образов. Мотив карт и символика чисел, его место в философской концепции повести. Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга (1ч.)

Подготовленное сообщение учащихся. Художественный анализ отдельных эпизодов повести. Выразительное чтение фрагментов текста, ответы на вопросы по тексту. Характеристика сюжета произведения, его тематики, идейно-эмоционального содержания. Сравнительный анализ главных героев двух повестей. Работа в группах. Участие в коллективном диалоге на заданную тему. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Урок17. РР 2 Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». (1ч.)

«Пугачев – злодей или добродетель?», «Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Судьба и образ Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка» и др.

Составление плана сочинения. Написание сочинения.

Урок 18 Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. (1ч.)

Подготовленное сообщение учеников. Знакомство с текстом учебника. Выразительное чтение произведения с учетом его жанровой специфики. Подробный пересказ содержания художественного произведения с максимальным использованием характерных для стиля писателя слов, выражений, конструкций. Выражение собственной читательской позиции. Ответы на вопросы. Работа со словарем литературоведческих терминов.


Урок 19. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой.

Урок 20. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления)


Урок 21 Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к исторической теме в художественном произведении. «Ревизор»- «комедия со злостью и солью». (1ч.)

Запись основных положений лекционного материала. Подготовленное заранее чтение обучающимися текста «Ревизор».

Урок 22 «Ревизор». История создание и история постановки комедии. Интерес русских писателей к проблеме народа. Цель автора - высмеять «всё дурное в России».(1ч.)

Работа с выписками из критических статей о комедии. Ответы на вопросы. Самостоятельная постановка вопросов. Работа в группах. Коллективное обсуждение заданной темы. Выражение собственной точки зрения.

Урок 23 Хлестаков и «миражная интрига» в пьесе. Хлестаковщина как общественное явление. Литературные роды и жанры: комедия. Сатира и юмор. (1ч.)

Работа с иллюстративным материалом. Комментированное чтение действий комедии. Выполнение предложенных заданий.

Пересказ отдельных эпизодов. Аналитическая беседа по содержанию.

Урок 24 Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.(1ч.)

Урок 25 Форма и содержание литературного произведения: композиция. Новизна финала, роль немой сцены.(1ч.)

Урок 26 РР 3 Классное сочинение №2. Обучение сочинению - групповой характеристике героев по изученному произведению («Ревизор»). (1ч.)

Систематизация материала к сочинению. Составление плана сочинения. Написание сочинения.

Урок 27 Вн.чт. 2 Н.В. Гоголь «Шинель». Тема «маленького» человека и её развитие. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Петербург как символ вечного адского холода . Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении. (1ч.)

Выразительное чтение отдельных эпизодов. Комментирование и аргументация читательской позиции. Ответы на предложенные вопросы и задания.

Урок 28 РР 4 Образ Петербурга у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя («Петербургские повести»). (1ч.)

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов. Сравнительная характеристика двух произведений.

Урок 29 Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе как пропагандисте русской литературы в Европе. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести.(1ч.)

Подготовленные сообщения учащихся. Запись основных положений лекционного материала. Просмотр видеоматериала. Ответы на вопросы.

Урок 30 «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. (1ч.)



Урок 31Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные для писателя порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. (1ч.)


Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя. Беседа по содержанию, пересказ эпизодов. Ответы на предложенные вопросы и задания. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Урок 32 Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Деталь как средство создания образа в рассказе. (1ч.)

Урок 33 Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». (1ч.)

Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ. Сообщения учеников. Запись основных положений лекции. Ответы на вопросы.

Урок 34 «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри них. Контраст как средство раскрытия конфликта. (1ч.)

Беседа по содержанию произведения с элементами диспута, сопоставительная работа. Аргументированное выражение авторской и читательской позиции. Сопоставление персонажей произведения.

Урок 35 «После бала». Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. (1ч.)

Урок 36 РР № 5. Подготовка к домашнему сочинению № 3 по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)


Урок 37 РР 6. Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». (1ч.)

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ стихотворений.


Урок 38 Антон Павлович Чехов Краткий рассказ о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. (1ч.)

Запись основных положений лекционного материала. Подготовленное заранее чтение обучающимися текста. Беседа по содержанию произведения с элементами диспута. Комментированное чтение с аргументацией авторской и читательской позиции. Ответы на вопросы.

Раздел 5

Русская литература XX века

(16 ч.)


Урок 39 Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. (1ч.)

Запись основных положений лекционного материала. Прослушивание художественного чтения рассказа «Кавказ». Обсуждение рассказа. Постановка проблемных вопросов. Размышления над ситуацией, взаимоотношениями людей. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Урок 40 Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. (1ч.)

Запись основных положений лекционного материала. Прослушивание художественного чтения рассказа «Куст сирени». Сопоставление сюжета произведения с сюжетом новеллы О. Генри «Дары волхвов». Работа в группах: одна группа восьмиклассников готовит чтение по ролям, другая — художественный пересказ любого фрагмента, третья — характеристику героини. Обсуждение поставленных проблем в произведении. Ответы на вопросы.

Урок 41 Александр Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Романтическая повесть-сказка о поэтической любви и возвышенной мечте. (1ч.)

Подготовка презентации по жизни и творчеству писателя. Запись основных положений лекционного материала. Просмотр эпизодов художественного фильма «А. Грин». Прослушивание фрагментов художественного чтения повести. Ответы на вопросы.

Урок42.Александр Грин «Алые паруса». Утверждение права «делать чудеса своими руками». Символический смысл названия повести «Алые паруса». (1ч.)

Выразительное чтение отдельных эпизодов. Художественный анализ текста. Характеристика героев повести. Работа в группах с выполнением заданий. Ответы на вопросы. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Урок 43 РР7 Анализ эпизодов художественного произведения, содержащих пейзажные зарисовки (1ч.)

Анализ эпизодов художественного произведения, содержащих пейзажные зарисовки.

Урок 44 Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.(1ч.)

Подготовка презентаций по жизни и творчеству писателя. Выразительное чтение стихотворения. Ответы на вопросы в ходе аналитической беседы. Формулирование вопросов по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Урок 45 Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, у А.С.Пушкина, у С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. (1ч.)

Подготовка презентаций о жизни и творчеству писателя. Запись основных положений лекционного материала. Выразительное чтение стихотворений поэта с последующим обсуждением. Работа в группах. Сопоставление изображения Пугачева в преданиях, народных песнях, в «Капитанской дочке» с поэмой Сергея Есенина. Работа со статьей учебника.

Выразительное чтение отрывков, характеристика героя с подтверждением своих суждений цитатами.

Урок 46 Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). (1ч.)

Работа со словарем литературоведческих терминов. Запись основных положений лекционного материала. Пересказ текста (кратко, подробно, выборочно). Беседа с учащимися после чтения рассказа.


Урок 47 Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом и современности. (1ч.)

Работа со словарем литературоведческих терминов. Запись основных положений лекционного материала. Выразительное чтение вслух отрывков из «Сатирикона». Ответы на вопросы учебника. Определение средств, за счет которых автор создает юмористический эффект пересказа исторического прошлого человечества. Пересказ или инсценировка отдельных эпизодов произведений.

Урок 48 Вн. чт. 3 Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни». Сатира и юмор в рассказах. (1ч.)

Урок 49 Михаил Андреевич Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. (1ч.)

Работа со словарем литературоведческих терминов. Запись основных положений лекционного материала. Выразительное чтение рассказа вслух. Творческое задание. Ответы на вопросы.

Урок 50 Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. (1ч.)

Подготовка презентаций о жизни и творчеству писателя. Запись основных положений лекционного материала. Работа с дневниковыми записями писателя. Выразительное чтение произведения. Работа с фрагментами статей о творчестве писателя. Художественный анализ стиха. Ответы на вопросы. Комментированное чтение.

Урок 51 Новаторский характер В.Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Композиция и язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. (1ч.)

Урок 52 Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». (1ч.)

Подготовка презентаций о жизни и творчеству писателя. Запись основных положений лекционного материала. Чтение статьи о нем в учебнике. Постановка вопросов к лекционному материалу. Пересказ и обсуждение рассказа. Комментированное чтение. Словарная работа.

Урок53 Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни времён войны, их призывно-воодушевляющий характер. Выражение сокровенных чувств и переживаний солдат в лирических песнях. (1ч.)

Групповая подготовка с рассказом об авторе и чтением стихотворения этого автора. Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа. Выразительное чтение вслух. Характеристика сюжета произведения, его тематики. Ответы на вопросы по тексту произведений. Аргументация авторской и читательской позиции.

Урок 54 Лирика русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. (1ч.)


Урок 55 РР8 Контрольное классное сочинение №4 «Мое любимое стихотворение» (по лирике русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине) (1ч.)

Систематизация собранного материала по теме. Составление плана сочинения. Написание сочинения.

Раздел 6

Зарубежная литература (11ч.)

Урок 56 Омар Хайям. Сведения о знаменитом персидском поэте и его эпохе. Поэтические раздумья о различных проблемах жизни: о познании мира, смысле человеческого бытия. Своеобразие жанра рубаи, распространенность его в литературах восточных народов. (1ч.)

Подготовка презентаций о жизни и творчеству писателя. Запись основных положений лекционного материала. Чтение статьи о нем в учебнике. Постановка вопросов к лекционному материалу. Выразительное чтение четверостиший, комментирование текстов с выражением собственного отношения к прочитанному. Заучивание наизусть 2-3 четверостишия.

Урок 57 Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности.(1ч.)

Краткий рассказ об основных моментах жизни и творчества писателя. Пересказ отдельных фрагментов текста и комментирование их. Выделение художественных средств, с помощью которых достигается эмоциональная выразительность монологов трагедии. Характеристика героев. Высказывание собственного отношения к их поступкам и поведению. Участие в обсуждении предложенного задания, вопроса. Художественный анализ сцен трагедии.

Урок 58. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.(1ч.)


Урок 59. Сонеты «Ее глаза на звезды не по­хожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной…» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. (1ч.)


Урок 60 Жан Батист Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены). Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.(1ч.)

Краткий рассказ об основных моментах жизни и творчества писателя. Пересказ отдельных фрагментов текста и комментирование их. Выделение художественных средств, с помощью которых достигается комедийное мастерство автора. Характеристика героев. Высказывание собственного отношения к их поступкам и поведению. Участие в обсуждении предложенного задания, вопроса. Художественный анализ текста.

Урок 61 Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии «Мещанин во дворянстве». Особенности классицизма. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.(1ч.)


Урок 62 Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).


Урок 63 Джонатан Свифт – сатирик. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения.(1ч.)

Краткий рассказ об основных моментах жизни и творчества писателя. Запись основных положений лекционного материала. Опережающие задания разным группам учащихся — подготовить художественный пересказ трех частей книги о Гулливере: второй части — о стране великанов, третьей части — о летающем острове, четвертой части — о стране мудрых лошадей. Первую часть — о стране лилипутов — читают и готовятся к аналитической беседе все учащиеся.

Урок 64 Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе.

Краткий рассказ об основных моментах жизни и творчества писателя. Запись основных положений лекционного материала.


Урок 65 Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.(1ч.)

Работа в группах: одна группа восьмиклассников готовит чтение по ролям, другая — художественный пересказ любого фрагмента, третья — характеристику главного героя. Обсуждение сюжета романа. Ответы на вопросы. Сопоставление романа «Айвенго» с романом А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Итоговая контрольная работа (1ч.)

Урок 66 Итоговая контрольная работа. Тестирование за весь курс «Литература» 8 класса.

Индивидуальное выполнение письменной работы: тестовые задания по разделам Рабочей программы.


Урок 67 Анализ контрольной работы. Повторение изученного в 8 классе


Раздел 7

Повторение изученного в 8 классе (2ч.)

Урок 68 Заключительный урок. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Обобщение и систематизация. Рекомендации по чтению книг летом.

Анализ контрольной работы. Знакомство со списком литературы для самостоятельного прочтения.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Изучение литературы в современной школе предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок литературы, позволяющих организовать внеурочную работу по предмету.

В числе обязательных требований к оснащению учебного процесса — наличие в достаточном количестве экземпляров текстов художественных произведений, включённых в обязательную примерную программу и рабочие программы. Данный документ не предполагает исчерпывающего описания библиотечного фонда школы по предмету «Литература». В качестве примера даётся минимальный перечень произведений, необходимых для изучения литературы в 8 классе при реализации программы общего образования.

Русский фольклор (народные песни, предания, частушки).

Древнерусская литература: «Жития Александра Невского».

Русская литература XVIII века: комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Русская литература XIX века: лирика А.С. Пушкина, роман Капитанская дочка», «История Пугачева»; поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя; «Ася» И. С. Тургенева; лирика И. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета; рассказ «После бала» Л. Н. Толстого; рассказ «О любви» А. П. Чехова.

Русская литература XX века: произведения И. С. Шмелёва, И.А. Бунина, А. И. Куприна, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. П. Платонова, А. С. Грина; ноэма «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского; Тэффи «Жизнь и воротник»; М. Зощенко «История болезни»; Михаил Андреевич Осоргин рассказ «Пенсне». Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги» и др. Лирика русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине: И. Анненский «Снег»; Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И. Бунин «У птицы есть гнездо...».

Зарубежная литература: сонеты и трагедия «Ромео и Джульетта» У. Шекспира; комедия «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера; сказка «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери; Д. Свифт «Путешествия Гулливера»; В. Скотт «Айвенго».

В библиотечном фонде должны быть представлены: нормативные документы по предмету «Литература» (Государственный образовательный стандарт, примерные программы); рабочая программа к УМК 5-9 кл. под ред. В.Я. Коровиной; перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, некоторые комплекты учебников из данного перечня; методические пособия по литературе для учителя, справочно-энциклопедическая литература.

В числе современных требований к оснащению учебного процесса — электронные библиотеки, включающие комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, аудио и видеоматериалы, таблицы, схемы.

Помещение кабинета литературы оснащено не только книгопечатной продукцией, но и демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.

В процессе изучения литературы используются фотографии и портреты писателей, альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям), видеофильмы (видеофильмы по основным разделам курса литературы могут быть представлены в цифровом (компьютерном) виде.

Иллюстрации представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. Альбомы раздаточного изобразительного материала используются при построении межпредметных связей (соотнесение литературных произведений с произведениями искусства).

Используются настенные таблицы, представляющие в структурированном виде термины и понятия, на которые опирается курс литературы. Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Современный урок по литературе оснащён компьютерными и информационно-коммуникационными средствами, экраннозвуковыми пособиями, техническими средствами обучения. Они ориентированы на организацию деятельностного подхода к процессу обучения, формирование у обучающихся потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщённых способов деятельности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач.

Эти пособия предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся.


7. СПИСОК ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ
В КАБИНЕТЕ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками; пакет прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).

  • Мультимедиа проектор (может входить в материально-техническое обеспечение образовательной организации).

  • Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всей образовательной организации при наличии необходимых финансовых и технических условий).

  • Сканер.

  • Принтер.

  • Копировальный аппарат (может входить в материально-техническое обеспечение образовательной организации).

  • Экран на штативе или навесной

  • Видеоплеер, DVD-плеер (видеомагнитофон).

  • Телевизор.

8. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
В ИНТЕРНЕТЕ

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал«Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.


9.ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ

Важными объектами литературной образовательной среды являются литературные и литературно-мемориальные музеи и заповедники. Посещение школьниками мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся писателей, становится заметным фактом их личной биографии, сближает с писателями, обеспечивает личностно переживаемое чувство узнавания при чтении материалов о жизни и творчестве писателей, об истории создания произведений классиков русской литературы и литераторов-земляков. Конечно же, более сильное впечатление на школьников производит личное участие в экскурсионной группе или индивидуальное посещение музея, но возможна и заочная экскурсия, проведённая учителем но аудиовизуальным и печатным изобразительным материалам, издаваемым крупными музеями, а также посещение официального сайта музея.

Традиционно образовательные литературные экскурсии проводятся как очно - в музеях, посвящённых жизни и творчеству писателей-классиков, чьё творчество изучается на уроках литературы, так и заочно.

Очные экскурсии:

А. С. Пушкина (Музей А.С. Пушкина, поселок Гурзуф Ялтинского р-на);

А. П. Чехова (Дача-музей А.П. Чехова, поселок Гурзуф Ялтинского р-на; Дом-музей А.П. Чехова (Белая дача), г. Ялта); А.С. Грина (Дом-музей А.С. Грина, г. Феодосия). Заочные экскурсии:

А. С. Пушкина (Государственный музей, Москва; Музей-квартира на Арбате, Москва);

М. Ю. Лермонтова (Дом-музей, Москва; Музей-заповедник, г. Пятигорск Ставропольского края);

Ф. И. Тютчева (Литературно-мемориальный музей, с. Овстуг Жуковского р-на Брянской обл.);

А. А. Фета (Мемориальный музей, с. Воробьёвка Золотухинского р-на Курской обл.);

Н. С. Лескова (Дом-музей, г. Орёл);

М. Е. Салтыкова-Щедрина (Музей, г. Тверь; Дом-музей, г. Вятка; Музей, с. Спас-Угол Талдомского р-на Московской обл.);

Л. Н. Толстого (Музей, Москва; музей-усадьба «Хамовники», Москва; музей-усадьба «Ясная Поляна», Щелкинский р-н Тульской обл.);

А. П. Чехова (Дом-музей, Москва; Литературный музей, музей «Домик Чехова», музей «Лавка Чеховых» в составе Таганрогского литературного и историко-архитектурного музея-заповедника);

И. А. Бунина (Литературно-мемориальный музей, г. Елец; Музей, г. Орёл);

А. И. Куприна (Музей, с. Наровчат Пензенской обл.);

А. А. Блока (историко-литературный и природный музей-заповедник «Шахматове», Солнечногорский р-н Московской обл.; Музей-квартира, Санкт-Петербург);

С. А. Есенина (Музей-заповедник, с. Константиново Рыбновского р-на Рязанской обл.; Мемориальный музей, Москва);

Объектами образовательных экскурсий при изучении школьного курса литературы являются литературные экспозиции городских и республиканских краеведческих, художественных музеев.


ЛИНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ (8 КЛАСС)


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 8 кл.: Учеб.

В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия). — М.: Просвещение, 2012, 2013.

Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 8 кл. — М.: Просвещение, 2012.

Коровина В.Я, Збарский И.С. Литература. 8 класс: Методические советы/ Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2003.


Миронова М.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007.

Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2010.


Тимофеев Л. И., Тураев СВ. Краткий словарь ли­тературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.

Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 2013.


Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творче­стве. М.: Русское слово, 2000

Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2004.


Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и твор­честве. М.: Русское слово, 2001.

Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.


Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в шко­ле. М.: ВАКО, 2007.




11. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

В 8 КЛАССЕ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

знать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;

  • выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать сочинение на самостоятельно прочитанное произведение;

  • письменно/устно давать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • свободно владеть письменной речью.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

12