СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 9 класса, профильного уровня

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для 9 класса, профильного уровня содержит вопросы регионального компонента. Составлена на основе авторской программы Габриеляна О.С. Рассчитана на 4 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа для 9 класса, профильного уровня»


Государственное нетиповое образовательное учреждение Архангельской области «Университетская Ломоносовская Гимназия»























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

9 класс (профильный уровень)





























2015-2016 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 9 профильного класса составлена на основе: - Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования - Примерной программы основного общего образования по химии сб. серии «Стандарты второго поколения»,М.:Просвещение.2010г - Авторской программы О. С. Габриеляна «Химия 8-9» ( Программа курса химии для 8-9 классов ОУ . М.:Дрофа,2012) - Программы курса «Прикладная химия. Природные соединения Архангельской области» УЛГ, 2006г.

Изучение химии в средней (полной) школе направлено на достижение следующих целей:

  1. Формирование умения видеть и понимать ценность образования, значимость химических знаний для каждого человека, умение сравнивать факты и формулировать и обосновывать собственную позицию.

  2. Формирование ценностного представления о мире, о роли химии в создании современной естественно – научной картины мира, умения объяснять объекты и процессы действительности, используя химические знания.

  3. Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, ключевых навыков – навыков решения проблемы, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни

Основное содержание курса химии 9 класса составляют сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, подробном освещении свойств групп элементов. В курсе раскрываются свойства важнейших в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями. В программе нашли отражение основные содержательные линии: вещество, химические реакции, применение веществ, язык химии. Методологической основой организации обучения при изучении курса является личностно-ориентированный деятельностный подход, сущность которого кратко может быть выражена в следующих положениях:

  1. построение обучения на высоком, но посильном для учащихся уровне трудности, обеспечивающем усвоение предмета на базовом уровне. Соблюдение меры трудности обеспечивает не механическое, а сознательное усвоение учащимися учебного материала;

  2. изучение материала быстрым, но доступным для учащихся темпом;

  3. повышение удельного веса навыков по решению комбинированных задач;

  4. осознание учащимися процесса учения, в том числе сознательное использование умственных приемов, направленных на целенаправленное формирование универсальных учебных действий.

Построение процесса обучения на всех этапах курса направлено на решение ключевых метапредметных задач:

  1. обеспечивать высокий уровень образования учащихся, постоянно повышать уровень их индивидуальных достижений;

  2. строить образовательную деятельность на основе ценностно-смыслового подхода: формировать стремление к саморазвитию, активную жизненную позицию, созидательную ценностную направленность;

  3. создавать условия для самореализации учащихся в образовательном пространстве учебного заведения с целью формирования исследовательской позиции, творческого отношения к действительности;

  4. в ходе образовательной деятельности формировать у учащихся культуру взаимоотношений, навыки конструктивного взаимодействия.

  5. создавать условия для самоопределения учащихся, формирования самосознания и рефлексивной позиции.

Согласно учебному плану ГНОУ «Архангельская Университетская Гимназия» на изучение химии в 9 химико – биологическом классе отводится 136 часов, из расчета –4 учебных часа в неделю. В учебный процесс включены 18 практических, 5 контрольных работ и 19 лабораторных опытов. Практические проводятся по мере изучения учебного материала. Резерв времени -4 часа. На учебные экскурсии отведено 2 часа. Материал регионального компонента и дополнительный материал в содержании программы выделен шрифтом

Содержание программы
Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (8 ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Радиоактивные изотопы .Использование ядерной энергии: АЭС, космические исследования.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. Практическая работа №1.Определение выхода продукта реакции. Практическая работа № 2.Осуществление цепочки превращений. Расчетные задачи на массовую долю растворенного вещества в растворе

Тема 2. Металлы (32ч)

Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз как способ получения металлов. Распространение редких, благородных, цветных металлов в области. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Поваренная соль( каменная соль и рассолы).
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о й п о д г р у п п ы II г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Известняки и доломиты области.
А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Североонежское (Иксинское) месторождение бокситов.
Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. Месторождение болотных и озерных железных руд осадочного происхождения в бассеинах рек Северной Двины и Онеги.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. З. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Сталь. Образцы изделий. 7. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+. Практическая работа №3. Сравнение химической активности металлов . Практическая работа №4.Получение и свойства соединений металлов 1 и 2 групп.. Практическая работа № 5. Алюминий и его соединения. Практическая работа №.6. Соединения железа. Практическая работа № 7. Качественные реакции на ионы металлов. Практическая работа № 8. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием металлов

Тема 3. Неметаллы (58 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Неметаллы в природе области.
В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в решении энергетической программы.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Кислородсодержащие соединения галогенов. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Влияние галогенов на озоновый слой. Кислород. Дыхание. Фотосинтез. Горение и медленное окисление. Озон.
С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводород и оксиды серы. Сероводородная и сернистая. кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серы в промышленности Архангельской области, непромышленные проявления самородной серы в Плесецком районе, на Каменке – притоке Мезени.
А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотистая кислота. Азотная кислота, ее свойства и применение. Взаимодействие азотной кислоты с металлами. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Азотсодержащие загрязнители атмосферы.
Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Апатиты и фосфориты области. У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Строение молекулы угарного газа. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Алмазы бассейна Золотицы.
К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Пески для силикатного производства, кварцевые пески. Глины области.
Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 8. Качественная реакция на хлорид-ион. 9. Качественная реакция на сульфат-ион. 10. Качественная реакция на ион аммония. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Качественная реакция на силикат – ион. 14. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практическая работа №9. Получение соляной кислоты и опыты с ней». Практическая работа №10.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Практическая работа №11. Получение, собирание и распознавание газов на примере аммиака. Практическая работа №12. Соли аммония. Свойства. Практическая работа №13. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства азота и его соединений». Практическая работа №14. Фосфор и его соединения. Практическая работа №15. Получение углекислого газа. Изучение его свойств. Практическая работа №16. Кремний и его соединения. Практическая работа №17. Решение экспериментальных задач с участием соединений неметаллов. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием неметаллов.

Тема 4. Органические соединения (22 ч)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Природный газ и нефть как примеры смесей веществ и полезных ископаемых. Перспективы добычи на Севере. Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Этанол как продукт гидролизного производства. Трехатомный спирт - глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Варка целлюлозы.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 15. Изготовление моделей молекул углеводородов. 16. Свойства глицерина. 17. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 18. Взаимодействие крахмала с иодом. 19. Цветные реакции на белки. Практическая работа №18. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. Расчетные задачи на вывод формул органических веществ

Тема-модуль «Химия и экология городов» (12 часов).

Основные понятия экологии: среда обитания, факторы. Биосфера. Человек и биосфера. Уровни экологических проблем. Экология и химия. Загрязнители окружающей среды. Характер воздействия вредных веществ на человека. Нормирование загрязнений. Экология атмосферы. Экология гидросферы. Экология литосферы. Химические элементы и их соединения в биосфере. Биохимические циклы элементов. Биометаллы и бионеметаллы. Органические вещества в жизни растений, животных и человека. Взаимодействие животных и растений посредством органических веществ.Токсичность и пути воздействия некоторых органических веществ на организм человека. Решение задач и упражнений с экологическим содержанием.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.





Учебно - тематическое планирование

Тема

Количество часов

  1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс

9 класса.

Из них практических работ:

8 ч



2

  1. Металлы.

Из них контрольных работ:

Из них практических работ:

32 ч

2 ч.

6ч.

  1. Неметаллы.

Из них контрольных работ:

Из них практических работ:

48 ч

2 ч.

9 ч.

  1. Органические соединения.



Из них контрольных работ:

Из них практических работ:

22ч

  1. Тема – модуль. Химия и экология городов.

12 ч


  1. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

  1. Экскурсии

  1. Резерв



Требования к уровню подготовки выпускников

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

  1. В познавательной сфере

  • давать определения важнейшим химическим понятиям: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, индикатор, периодический закон, скорость химической реакции.

  • описывать эксперименты, используя химический язык

  • описывать и различать изученные классы соединений

  • классифицировать изученные объекты и явления

  • структурировать изученный материал и информацию

  • моделировать строение атомов и молекул

  • наблюдать опыты и реакции, происходящие в быту и природе

  • делать выводы и умозаключения

  1. В ценностно – ориентационной сфере:

  • делать анализ и оценивать последствия для окружающей среды деятельности человека

  1. В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент

  1. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • Оказывать первую помощь

Результаты обучения можно характеризовать и с точки зрения достижения обучающимися личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордос­ти за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятель­ностью.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми школы программы по химии являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирова­ние) для изучения различных сторон окружающей действи­тельности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обоб­щение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать "идеи и определять средства, не­обходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выби­рать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения химической информации


Критерии и нормы оценки знаний учащихся

1. Оценка устного ответа. Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Ответ «4»: ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «З»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2» : при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учащихся, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений. Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы. Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения. 3. Оценка умений решать расчетные задачи. Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом; Отметка «4»: в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»:имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении; отсутствие ответа на задание. 4. Оценка письменных контрольных работ. Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2» работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок; работа не выполнена. 5. Оценка тестовых работ. Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждогоматериала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов: нет ошибок — оценка «5»; одна ошибка - оценка «4»; две ошибки — оценка «З»; три ошибки — оценка «2».









Организация и формы контроля



Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в следующих формах:

текущий контроль – в форме устных и письменных опросов, индивидуальных заданий; тематический контроль – в форме практических и контрольных работ, тестов(тексты работ тематического контроля прилагаются) ;

итоговый контроль – в форме ГИА (по выбору)



Учебно- методическое обеспечение

В качестве информационного материала используется дидактический раздаточный материал состоящий из таблиц: периодической, основные соотношения в химии, требования к решению и оформлению расчётных задач, относительной молекулярной массы неорганических и органических веществ, ряд электроотрицательности неметаллов, качественные реакции на неорганические и органические вещества и функциональные группы, виды изомерии, обобщающие таблицы сравнительной характеристики по всем изучаемым гомологическим рядам, обучающий дидактический материал по всем темам курса и следующие источники информации:

Литература

  1. О. С. Габриелян, «Химия 9»,М.: Дрофа,2012.

  2. О. С. Габриелян Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8-9 классе. М.: Дрофа, 2010.

  3. О. С. Габриелян, Остроумов И.Г., А.В. Яшукова «Настольная книга учителя 9 класс» М.: «Дрофа» 2010.

  4. О. С. Габриелян. Контрольные и проверочные работы «Химия 9 класс». М.: «Дрофа» 2012.

  5. О. С. Габриелян, А.В. Сладков. Рабочая тетрадь. 9 кл. М.: Дрофа, 2015




















































































Перспективно - тематическое планирование

урока

Тема урока

Эксперимент

Повторение основных вопросов курса 8 класса

и введение в курс 9 класса (8 часов)

1,2


Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества. Полезные ископаемые области как сложные вещества и смеси.



3,4

Свойства электролитов в свете ТЭД

Генетические ряды Ме и неМе.

Решение задач на вычисление массовых долей элемента и определение формул.

Д.о. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов, основания и кислоты

Д.о.Опыты, подтверждающие свойства солей, генетические связи

5

Переходные элементы. Амфотерность оксидов и гидроксидов.



Д.о.Получение и свойства гидроксида цинка

Лаб. №1. Получение и свойства гидроксида цинка

6

Практическая работа №1.

Определение выхода продукта реакции


7

Атом и химический элемент. Периодический закон и система химических элементов.

Изотопы. Радиоактивные изотопы. Использование ядерной энергии: АЭС, космические исследования


8

Практическая работа № 2.

Осуществление цепочки превращений


Металлы (32 часа)


1,2 (9,10).


Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в периодической таблице и особенности строения их атомов.

Д.о.Коллекции образцов Ме и сплавов. Лаб.№2. Ознакомление с образцами Ме.


3,4.

(11,12).


Физические свойства. Металлическая химическая связь. Сплавы

Д.о.Коллекции образцов Ме и сплавов

5,6(13,14).



Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов

Д.о. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, растворами кислот и солей. Лаб.№3. Взаимодействие Ме с растворами кислот и солей.

7(15).

Практическая работа № 3.

Сравнение химической активности металлов.




8(16)




Общие способы получения металлов.

Распространение редких, благородных, цветных металлов в области.


9,10 (17,18)


Электролиз как способ получения металлов. Составление уравнений, отражающих процесс электролиза

Д,о. Электролиз р-ров сульфата меди и иодида калия.



11,12 (19,20)

Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.

Д.о. Опыты, отражающие зависимость коррозии от условий

13(21).

14(22).


Щелочные металлы. Соединения. Калийные удобрения. Поваренная соль

( каменная соль и рассолы).

Д,о. Взаимодействие натрия и лития с водой. Взаимодействие натрия с кислородом.

Образцы щелочных ме. Лаб.№4. Ознакомление с образцами природных соединений.

15 (23)

16 (24).


Металлы 2 группы гл. подгруппы. Щелочноземельные элементы.


Д.о. Взаимодействие кальция с водой. Взаимодействие магния с кислородом. Лаб.№4. Ознакомление с образцами природных соединений

17 (25)


Соли щелочноземельных металлов.

Известняки и доломиты области. Жесткость воды и способы ее устранения.

Д.о. Образцы. Лаб. №4. Ознакомление с образцами природных соединений.

18 (26).


. Практическая работа №4.

«Получение и свойства соединений металлов 1 и 2 групп».


19,20

(27, 28).



Алюминий. Свойства оксида и гидроксида алюминия. Североонежское (Иксинское) месторождение бокситов.

Д.о. Образцы.

Получение и свойства гидроксида алюминия. Бокситы. Корунд и его разновидности

(наждак, рубин, сапфир). Лаб. №5. Получение и свойства гидроксида алюминия.

21(29).


Практическая работа №5.

Алюминий и его соединения.


22(30).


Урок решения расчетных задач, обобщения материала.


23(31).


Контрольная работа №1.

Металлы главных подгрупп.


24(32).



Особенности строения атомов металлов побочных подгрупп. Железо и его свойства. Сплавы железа. Химические свойства железа

.

Д.о. Химические свойства железа.


25,26

(33,34).



Соединения. Качественные реакции на ионы железа. Месторождение болотных и озерных железных руд осадочного происхождения в бассеинах рек Северной Двины и Онеги,

Д.о. Получение гидроксидов железа.

Лаб. №6. Сталь, образцы изделий.

Лаб. №7. Качественные реакции на ионы железа.


27(35)


Практическая работа №6.

« Соединения железа».


28(36 )



Краткий обзор свойств хрома и марганца


29(37)


Практическая работа № 7.

«Качественные реакции на ионы металлов».



30(38)


Обобщение знаний по теме «Металлы».



31(39)



Практическая работа № 8.

« Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».



32(40)

Контрольная работа №2.

« Металлы и их соединения».



Неметаллы (48 часов)


1(41).

2(42).


Общая характеристика неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл». Химические элементы- неметаллы в клетках живых организмов. Неметаллы в природе области.


3,4

(43,44)


Водород. Двойственность свойств. Перспективы решения энергетической проблемы.

Д.о. Получение водорода. Восстановительные св-ва


5,6

(45,46)



Общая характеристика элементов 7 группы гл. подгруппы. Галогены. Хлор, его свойства.

Д.о. Образцы галогенов. Взаимодействие с натрием, алюминием. Вытеснение из растворов солей. Лаб. №8. Качественная реакция на хлорид-ион.

7 (47).


Соединения. Биологическое значение и применение галогенов. Влияние на озоновый слой

Д.о. Коллекция соединений, зубные пасты, тефлон.


8(48)

Урок-упражнение по составлению ОВР с участием галогенов.


9 (49)

Практическая работа №9.

Получение соляной кислоты и опыты с ней».



10 (50)

Общая характеристика элементов

6 группы главной подгруппы.



11,12

(51,52)

Кислород. Атом и простое вещество.

Химические свойства.

Дыхание и фотосинтез. Горение и медленное окисление. Озон.

Д.о. Получение кислорода. Горение простых и сложных в-в.


13,14

(53,54)


Сера. Атом и простое вещество. Свойства в свете ОВР.


Д.о. Аллотропные модификации серы. Горение серы. Взаимодействие с металлами и неметаллами.

Образцы серы и соединений.

.

15(55)


Соединения серы. Оксид и сернистая кислота. Сульфиты.


16(56)

Соединения серы. Оксид и серная кислота. Значение серной кислоты

Лаб.№9. Качественная реакция на сульфат- ион.


17 (57)


Соли серной кислоты.

Применение соединений серы в промышленности Архангельской области.


18(58)


Практическая работа №10.

« Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».


19,20

(59,60)



Урок- упражнение по решению расчетных задач. Обобщение материала по теме.


21 (61)


Контрольная работа №3.

Неметаллы 7 и 6 групп периодической системы.


22(62)


Общая характеристика элементов

5 группы главной подгруппы.

Азот, его свойства.


23(63) 24(64)



Аммиак. Получение в лаборатории и промышленности. Действие на организм. Соли аммония.

Лаб.№10. Качественная реакция на ион аммония.



25(65)

Практическая работа №11.

« Получение, собирание и распознавание газов на примере аммиака».



26(66)

Практическая работа №12.

«Соли аммония. Свойства»


27,28

(67,68)

Кислородсодержащие соединения азота. Азотная кислота.

Д.о. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.


29

(69)

Нитраты. Нитриты. Азотные удобрения. Азотсодержащие загрязнители атмосферы.

Решение задач.



Д.о. Образцы важнейших нитратов.



30(70)

Практическая работа №13.

«Решение экспериментальных задач по теме «Свойства азота и его соединений».



31(71)

32(72)



Фосфор, его свойства. Соединения фосфора. Фосфорные удобрения. Апатиты и фосфориты области.

Д.о. Образцы важнейших фосфатов.


33(73)



Практическая работа №14.

« Фосфор и его соединения».


34

(74)


Общая характеристика элементов

4 группы главной подгруппы.



35,36

(75,76)


Углерод, аллотропные модификации. Алмазы бассейна Золотицы. Химические свойства углерода. Оксиды углерода

Д.о. Поглощение углем растворенных веществ и газов.

Д.о. Восстановление меди из оксида углем.

37

(77)

Угольная кислота. Карбонаты, их значение.


Д.о. Образцы важнейших карбонатов.

Лаб.№11. Качественная реакция на карбонат-ион.

38

(78)


Практическая работа №15.

«Получение углекислого газа. Изучение его свойств».


39, 40

(79,80).



Кремний.

Силикатная промышленность. Пески для силикатного производства, кварцевые пески. Глины области.

Д.о. Образцы керамики, стекла, цемента. Лаб.№12. Природные силикаты. Лаб.№13. Качественная реакция на силикат-ион.

Лаб.№14. Образцы продукции силикатной промышленности.


41

(81)


Практическая работа №16.

«Кремний и его соединения».


42 (82).


Урок-упражнение по решению расчетных задач.


43

(83)

Урок-семинар «Сравнение свойств кислот неметаллов в свете ОВР и ТЭД».


44

(84)

Обобщение материала по теме «Неметаллы».



45

(85)

Практическая работа №17.

«Решение экспериментальных задач с участием соединений неметаллов».



46

(86)

Контрольная работа №4 «Неметаллы»


47(87)


Решение задач повышенной сложности



48(88)

Анализ контрольной работы.


Органические вещества (22 часа)

1, 2

(98,90)


Предмет органической химии. Теория строения органических соединений.


3,4

(91,92)


Алканы. Химические свойства и применение. Связь строения и свойств.

Урок-упражнение на отработку навыков определения названия и написания формул изомеров. Природный газ и нефть как примеры смесей веществ и полезных ископаемых. Перспективы добычи на Севере.


Д.о. Модели молекул метана и других веществ.


5,6

(93,94)


Алкены и алкины - непредельные углеводороды. Связь строения и свойств. Полиэтилен

Д.о. Взаим. этилена с бромной водой и р-ром перманганата калия.

7 (95)


Арены. Особенности строения.


Лаб.№15. Изготовление моделей углеводородов

8 (96)


Урок-упражнение по написанию формул гомологов и изомеров.


9,10

(97,98)

Кислородсодержащие соединения: спирты и альдегиды. Этанол как продукт гидролизного производства.


Д.о. Кач. реакция на многоатом. спирты. Лаб.№16. Свойства глицерина.


11,12

(99,100)

Кислородсодержащие соединения: карбоновые кислоты и сл. эфиры.


Д.о. Получение сл. эфира.


13

(101)


Жиры- сложные эфиры.

Д.о. Омыление жиров.


14

(102)


Решение задач на вывод формул органических веществ.


15,16

(103,104).

Углеводы. Глюкоза. Крахмал и целлюлоза.

Варка целлюлозы.

Д.о. Взаим. глюкозы с р-ром оксида серебра. Качеств. реакция на крахмал. Лаб.№17. Свойства глюкозы. Лаб.№18. Реакция с иодом.

17,18

(105,106)

Аминокислоты и белки.


Д.о. Док-во наличия функцион. групп в растворах аминокислот. Горение белков. Лаб.№19. Цветные реакции на белки.

19

(107).

Решение расчетных задач с участием органических веществ.


20

(108).

Практическая работа №18.

«Решение экспериментальных задач на распознавание орган. веществ»


21

(109)

Обобщение материала по теме.


22

(110)

Контрольная работа №5.

Органические вещества.



Тема-модуль «Химия и экология городов» (12 часов).


1(111)

2(112)


Основные понятия экологии: среда обитания, факторы. Биосфера.

Человек и биосфера. Уровни экологических проблем. Экология и химия.


3(113)

Загрязнители окружающей среды. Характер воздействия вредных веществ на человека. Нормирование загрязнений.


4(114)


Экология атмосферы.


5(115)

6(116)


Экология гидросферы.

Экология литосферы.



7(117),

8(118)

Химические элементы и их соединения в биосфере.

Биохимические циклы элементов.

Биометаллы и бионеметаллы.


9,10

(119,120)


Органические вещества в жизни растений, животных и человека. Взаимодействие животных и растений посредством органических веществ


11

(121)


Токсичность и пути воздействия некоторых органических веществ на организм человека.


12

(122)

Решение задач и упражнений с экологическим содержанием.



Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов).


1(123).


Периодический закон и система в свете учения о строении атомов

2(124)



Строение вещества. Виды связей и типы кристаллических решеток.


3(125)


Классификация химических реакций


4 (126)


Классификация веществ. Химические свойства классов соединений.


5,6

(127,128)

Генетические ряды металлов и неметаллов. Амфотерные соединения.



7,8

(129,130)

Химические свойства классов соединений в свете ОВР и ТЭД.



Экскурсии- 2 часа

Резерв- 4 часа.