Рабочая программа для творческого кружка «Маленькие художники»
рассчитана на 34 часа в год, количество обучающихся в группе 15 человек
Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей. Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится все изобразительное искусство.Особая роль рисунка в изобразительном творчестве объясняется тем, что в процессе рисования, прежде всего рисования с натуры, можно непосредственно изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения и изменения формы, светотень, фактуру (материал, из которого сделан предмет). Любая композиция (графическая, живописная, скульптурная и т. д.) начинается с рисунка, с композиционных набросков, эскизов.
Основные учебно-воспитательные задачи:
эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
развивать художественно-творческие способности и
склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;
познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью рисунка в их творчестве. Особое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого школьника, его эстетическим потребностям, склонностям и направленности художественных интересов.Большое внимание уделяется ознакомлению школьников с различными художественными материалами и обучению работы с ними. Для поощрения творчества детей следует как можно чаще проводить конкурсы на лучший рисунок, отчетные выставки (за полугодие, за год), а также выставки репродукций рисунков художников.Главное — разнообразить деятельность школьников, постоянно будить их мысль, чувства, воображение, вызывать желание постигать азы искусства рисования.
Условия реализации программы:
- индивидуальный подход во время практических работ;
- наличие демонстрационного материала, соответствующей музыки;
- использование мультимедийной доски для показа слайдов картин и художников;
- применение нетрадиционных техник;
- спец. форма (фартуки, нарукавники), кисти, палитра, краски (гуашь, акварель), карандаши, ластик, стаканчик- непроливайка, ветошь, ватные палочки, тушь, восковая свеча, трубочка для сока, пластиковая крышка от CD, раздаточный материал с элементами ДПИ.
- оформление выставки детских работ по каждой теме, поощрение.
№ | Тема | Часы | Дата | Коррекция |
| Основы изобразительной грамоты. Рисунок | 5 часов | | |
1 | Виды рисунка. | | | |
2 | Штриховка и растушёвка. | | | |
3 | Блик, свет, собственная тень, полутень, рефлекс, падающая тень. | | | |
4 | Рисунок по памяти. | | | |
5 | Фантастический рисунок (графика). | | | |
| Декоративно- прикладное искусство | 5 часов | | |
6 | Золотая хохлома. | | | |
7 | Гжель. | | | |
8 | Дымковская игрушка. | | | |
9 | Филимоновская игрушка. | | | |
10 | Матрёшка. | | | |
| Основные способы художественной выразительности в живописи | 10 часов | | |
11 | Линия, её виды и возможности. | | | |
12 | Линейный рисунок. | | | |
13 | Размещение предметов на плоскости. | | | |
14 | Перспектива и композиция. | | | |
15 | Выразительные возможности цвета. | | | |
16 | Три основных цвета и их производные. | | | |
17 | Холодные и тёплые оттенки. | | | |
18 | Передача характера объёмной формы. | | | |
19 | Выразительные возможности силуэта и пятна. | | | |
20 | Смешивание спектральных цветов. | | | |
| Пейзаж | | | |
21 | Принцип выбора формата | | | |
22 | Элементарные приёмы изображения глубины простора в пейзаже. | | | |
23 | Передача настроения в пейзаже. | | | |
24 | Отображение в цвете перспективы. | | | |
| В мире птиц и животных | 2 часа | | |
25 | Анималистический жанр. | | | |
26 | Способы и приёмы создания композиций с птицами и животными | | | |
| Натюрморт | 3 часа | | |
27 | Особенности отображения объёма предметов в условиях обычного освещения. | | | |
28 | Композиционное равновесие. | | | |
29 | Правила компоновки натюрморта. | | | |
| Знакомство с пропорциями человека | 3 часа | | |
30 | Навыки передачи детей. | | | |
31 | Основы передачи взрослых. | | | |
32 | Азы передачи пожилых людей. | | | |
| Портрет и приёмы выполнения. | | | |
33 | Портрет друга (сказочного героя). | | | |
34 | Автопортрет. | | | |