Пояснительная записка
Рабочая программа по основам православной культуре разработана на основе программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры»; издательство Экзамен 2011 г.
Составитель Костюченко Еленна Леонидовна
Цель программы учебного предмета. Изучение предмета «Основы православной культуры» ставит задачу передачи школьникам знаний о духовно-нравственной культуре российского народа как средстве формирования базовой культуры личности. Однако современная образовательная ситуация требует постепенного введения школьников в область знаний духовно-нравственного характера (религиозной культуры), так как в настоящее время, по разным причинам, многие из них оказались не готовыми к их непосредственному восприятию.
Программный материал предмета «Основы православная культуры» позволяет школьникам дать знания о том, что во все века составляло славу России: о ее святых, героях, защитниках Отечества, о памятниках религиозной культуры, о духовных традициях жизни людей, способствует постановке нравственных идеалов, формированию исторической памяти и преемственности духовно-нравственных культурных ценностей жизни поколений.
Цель программы учебного предмета и её концептуальное обоснование заключается в том, чтобы установить единое понимание участниками всех образовательных структур любого уровня значения предмета «Основы православной культуры» в составе предметной области «Духовно-нравственная культура народов России», его содержания и особенностей, по сравнению с другими учебными предметами.
Правовые основы. Возможности преподавания культурологического предмета «Основы православной культуры» соответствуют (не противоречат) Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г.№ 125-Ф3 (ст.3, п.1; ст.4, п.2); Закону РФ «Об образовании» от 10.07. №3266-1 (ред.16.11.1997 , ст.2, п.2), «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ» (о возможности «Преподавания религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений» (ст. Закона РФ «О свободе вероисповедания» «Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВерховногоСовета РФ», 1990, №21, ст.240, с.286); «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001гг.» (Приказ Минобразования России от 18.10.99,№547); Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 200102005гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16.02.2001,№122). Принципы государственной политики в сфере образования (Закон РФ «Об образовании» ст.2) не только не препятствуют изучению курса «ОПК» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях РФ, но и обосновывают его значимость и актуальность в современных условиях.
Цели предмета «Основы православной культуры» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:
приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников на основе традиционных для России базовых ценностей духовно-нравственной культуры;
обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации;
воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических духовно-нравственных, традиционных религиозных (ПРАВОСЛАВНЫХ) ценностей народов России как основы консолидации общества.
Содержание программы учебного предмета «Основы православной культуры» способствует формированию на основе предмета духовно-нравственного содержания базовой культуры личности школьника. Ведущими компонентами в программе выделены духовный и нравственный.
задачи и принципы определения содержания программы учебного курса «Основы Православной культуры.
В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и Концепцией Духовно-нравственного воспитания школьников программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания на уроке православной культуры:
▪Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.
▪Воспитание школьников как благочестивых граждан, осознающих ценности духовно-нравственной (религиозной культуры) и необходимость осуществления моральных норм в своем поведении по отношению к каждому человеку, к окружающему миру.
▪ Передача знаний в области истории религиозной культурной традиции как средства духовно-нравственного, эстетического, культурного развития личности.
В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи образования.
Задачи духовно-нравственного образования:
▪ Давать знания об истории становления религиозной культуры.
▪ Развивать чувство ответственности за сохранение мира и Отечества, любви к Родине, к ближним, милосердия.
▪ Развивать умение самоанализа, руководствуясь совестью как нравственным критерием, и формировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе нравственных норм милосердия, терпимости, бескорыстия, служения, жертвенности, любви.
Задачи эстетического воспитания:
▪ Развивать художественное представление и понятие о религиозной культуре.
▪ Развивать эстетические суждения и вкусы в области объектов религиозной культуры.
Объем знаний предопределен культурологическим характером предмета на основе следующих дидактических принципов, способствующих раскрытию православной культуры в соответствии с возможностями современных школьников:
Принцип исторического соответствия религиозным традициям России.
Принцип культуросообразности.
Принцип личностно-ценностного соответствия.
Принцип содержательных обобщений.
Принцип укрупнения дидактических единиц.
Принцип нравственной значимости и художественности материала.
Принцип привлекательности и доступности для детей.
Принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. - для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).
Характеристика содержания программы учебного предмета
Программа учебного предмета «Основы православной культуры» ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные культурные ценности. Базовыми выделены ценности: Отечество, религия, семья. Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, учебный предмет даёт возможность познакомить школьников с моральными ценностями, основанными на традиционном понимании нравственности В ПРАВОСЛАВИИ как благонравия и согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.
Объектом изучения предмета «Основы православной культуры» является феномен «религиозная культура». Религиозная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также её результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием традиционной религии страны. В России духовная культура (православная культура) является культурообразующим фактором для складывавшейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказывала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и специфики страны в пространстве мировой цивилизации.
Православная культура России - это большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений, сфера культуры православного отношения к окружающему миру, труду, семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного наследия России, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания, материальные памятники истории и искусства, предметы повседневного быта и материального производства - принадлежит христианской культуре или несет её отпечаток.
Областью научного знания, в которой используется понятие «религиозная культура», является образование, теория и методика духовно-нравственного и эстетического образования. Поэтому данное понятие связано с понятиями «эстетическое образование» и «нравственное образование».
Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, история, обществознание, русский язык, литература.
Основные понятия содержания учебной программы
«Основы православной культуры»
в соответствии с тематическими образовательными линиями
1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии).
Религия. Культура. Наука. Бог. Сотворение мира. Образ Божий в человеке. Крест. Воскресение. Церковь. Смысл жизни. Человек культурный
2. Нравственно-этическая культура православия.
Нравственность. Добро и зло. Заповеди - правила доброго поведения. Послушание. Грех. Совесть. Благочестие. Скромность. Добродетели.
Любовь к Богу. Любовь к ближним. Уважение к родителям и старшим. Обязанности по отношению к другим людям. Ответственность. Покаяние. Прощение.
3. История православной культурной традиции России (образ жизни).
Выбор веры князем Владимиром. Крещение РусиЗащита веры и Отечества. Святой князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской.
Благочестивая семья. Православный календарь. Религиозные праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Семейные праздники. День Ангела. Храм. Таинства. Обряды. Молитва, пост, милостыня. Отношение к труду.
4. Христианское искусство.
Внутреннее устройство и духовный смысл православного храма. Древнерусское зодчество. Святые храмы и монастыри России.
Религиозная живопись. Иконопись. Иконостас. Иконография праздников. Древнерусские иконописцы. Выдающиеся произведения религиозного искусства.
Методы и формы обучения
При изучении материала занятия носят комплексный, комбинированный характер, сочетают в себе как информационно-развивающие методы обучения, такие как: слайд-лекция, рассказ, объяснение, так и практические работы (тренинги, разбор и анализ ситуаций)
Лекция, слайд-лекция – метод обучения, представляющий собой монологическое изложение преподавателем учебной информации. Преимущество лекции в том, что она имеет чёткую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объёму материал, а благодаря системности его подачи, можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте. Материал лекции излагается таким образом, чтобы его легко было записать. Рационально использовать во время лекций мультимедийные презентации с краткими записями структуры учебного материала, которые могут служить для обучающихся « опорным сигналом» (опорными конспектами).
Рассказ как метод обучения представляет собой монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях и используется для конкретизации, и создания интереса к изучаемому материалу.
Объяснение – преподаватель сообщает основные сведения, подтверждает их записями на доске, обращается к учащимся с вопросами для подтверждения того или иного положения, для активизации познавательной деятельности, организует учащихся на оформление записей в тетрадях.
Методы и формы контроля
Религиозная культура как предметная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.
Литература:
История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288с.
Основы православной культуры. Мир вокруг нас.2 класс Учебное пособие А. В. Бородина; Издательство « Экзамен» М. 2011г.
Основы православной культуры. О чём рассказывают иконы и Библия.3 класс Учебное пособие А. В. Бородина; Издательство « Экзамен» М. 2011г.
Основы православной культуры. Православие - культурообразующая религия России.4 класс Учебное пособие А. В. Бородина; Издательство « Экзамен» М. 2011г.
Основы православной культуры. Мир вокруг нас.2 класс Рабочая тетрадь. А. В. Бородина. Издательство « Экзамен» М. 2011г.
Основы православной культуры. О чём рассказывают иконы и Библия. 3 класс. Рабочая тетрадь. А. В. Бородина; Издательство « Экзамен» М. 2011г.
Основы православной культуры. Православие - культурообразующая религия России.4 класс. Рабочая тетрадь. А. В. Бородина; Издательство « Экзамен». М. 2011г.
Сборник учебных программ для общеобразовательных и средних специальных учебных заведений под редакцией В.И. Булатовой. Екатеринбург; Издательство «Урал» 2005 г.
Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя.– М.; Издательство «Первое сентября», 2001 г.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел/тема | Всего часов | теоретических | практических | Итоговое занятие |
| | | По плану | По факту | По плану | По факту | По плану | По факту |
1 | О чём рассказывает история религиозной культуры. | 1 | | | | | | |
2 | Храм как образ вселенной. | 1 | | | | | | |
3 | Евангелие-книга о спасителе и спасении. Как распространялось Евангелие. | 1 | | | | | | |
4 | О начале творения мира. | 1 | | | | | | |
5 | Второй – пятый дни творения мира. | 1 | | | | | | |
6 | Шестой день творения. Человек-венец творения. | 1 | | | | | | |
7 | Изгнание из рая. Авель и Каин. | 1 | | | | | | |
8 | Расселение людей. | 1 | | | | | | |
9 | Всемирный потоп. | 1 | | | | | | |
10 | Вавилонское столпотворение. Гибель нечестивых городов. | 1 | | | | | | |
11 | Рождество Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. | 1 | | | | | | |
12 | Рождество Христово. Поклонение волхвов младенцу Христу. | 1 | | | | | | |
13 | Крещение Иисуса Христа | 1 | | | | | | |
14 | Традиции празднования Рождества Христова в России. | 1 | | | | | | |
15 | Посещение православного храма. | 1 | | | | | | |
16 | Умеют ли говорить иконы. | 1 | | | | | | |
17 | О чем рассказывает цвет. | 1 | | | | | | |
18 | Как иконы представляют святых. | 1 | | | | | | |
19 | Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители и равноапостольные. | 1 | | | | | | |
20 | Что такое иконография. | 1 | | | | | | |
21 | Как боролись с иконами | 1 | | | | | | |
22 | О рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. | 1 | | | | | | |
23 | Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. | 1 | | | | | | |
24 | Икона Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня. | 1 | | | | | | |
25 | Иконы «Преображения Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». | 1 | | | | | | |
26 | Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествие Святого Духа. | 1 | | | | | | |
27 | Торжественный вход Господень в Иерусалим. | 1 | | | | | | |
28 | Тайная вечеря. Предательство и смерть Иуды. | 1 | | | | | | |
29 | Суд и распятие Христа. | 1 | | | | | | |
30 | Снятие с креста, погребение и воскресение Спасителя. | 1 | | | | | | |
31 | Пасха Господня. | 1 | | | | | | |
32 | Вознесение Господне и сошествие Святого Духа. | 1 | | | | | | |
33 | События Евангелия и православные праздники. | 1 | | | | | | |
34 | Итоговый урок. | 1 | | | | | | |
Итого: 34 часа