Рабочая программа
Дополнительного образования детей
«Игровая ритмическая гимнастика»
Возраст детей: 2-3 г.
Образовательный цикл: 1 год
Педагог: Корниенко Марина Викторовна.
«Игровая ритмическая гимнастика»
Пояснительная записка
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека, в формировании физического здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физических систем и, следовательно, определяет темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста.
В основу "Игровой ритмической гимнастики» положена двигательно- игровая деятельность детей, являющаяся ведущей в воспитании и образовании дошкольников.
Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Цели и задачи программы.
Цели программы «Игровая ритмическая гимнастика»:
Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмической гимнастики.
Создания условий для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшения их двигательного статуса, формирования морально-этических качеств личности через двигательно-игровую деятельность.
Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
Профилактика простудных заболеваний и травматизма.
Приобщение детей к нормам здорового образа жизни.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных педагогических задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.
Оздоровительные задачи:
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- формировать правильную осанку.
Образовательные задачи:
- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;
-развитие психологических процессов (память двигательная, слуховая, образная);
-развитие двигательных качеств ( гибкость, координация, выносливость) и
умений;
-развивать творческие способности;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи.
-воспитывать нравственные качества (уважительное отношение ко взрослым и к сверстникам).
- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
-учить видеть прекрасное.
- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.
-развитие личностных качеств.
Содержание программы.
Основным содержанием «Игровой ритмической гимнастики» являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела, упражнения с предметами. Маховые и круговые движения руками, ногами, наклоны и повороты туловища, головы, приседания и выпады, упражнения в различных стойках, упорах, седах и положениях лежа. Эти упражнения сочетаются с разновидностями ходьбы, прыжков, бега, танцевальными упражнениями, упражнения на формирование осанки. Целостность и динамичность этих упражнений при органической связи с музыкой создают своеобразный стиль упражнения, которые воспринимаются как танцевальные движения.
Поточный или серийно-поточный методы упражнения являются обязательным условием эффективного воздействия упражнения на разные системы организма человека.
В содержание программы по «Игровой ритмической гимнастики» входят так же следующие разделы:
Образно-игровые упражнения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей,сказочных героев и т.д. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, повышает эмоционнальный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Пальчиковая гимнастика в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.
Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например,специальныедыхательные упражнения, выполненные через левую или правую ноздрю,влияют на функционирование мозга. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами,всячески их укреплять. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому им нужно специальные дыхательные упражнения.
Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой, стихотворной форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, каждый разработанный комплекс «Игровой ритмической гимнастики» подчиняется определенному сюжету (например, « В гостях у игрушек», «Зимняя сказка», «В гостях у солнышка» и др.)
В свою очередь, каждое упражнение комплекса имеет название и выполняется под музыку. При этом у ребенка возникают определенные моторные ассоциации на конкретную фразу из текста песни, мелодию, и он быстрее запоминает порядок выполнения движений.
Музыка используется из любимых мультфильмов и сказок. Подобранное музыкальное сопровождение способствует развитию мышления, воображения, повышает эмоциональный фон, так как превращает занятия в своеобразную познавательную игру.
Возраст детей: 2-3 года (первая младшая группа)
Продолжительность комплекса «Игровой ритмической гимнастики» составляет 10-15 мин.
Количество занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю.
Комплексы: 2 комплекса в месяц, с повтором через неделю.
Структура занятия по «Игровой ритмической гимнастике».
I. Подготовительная часть
1. Введение в игровую ситуацию
II. Основная часть
Выполнение комплекса под музыку.
1. Упражнения в ходьбе, беге.
2. Дыхательная гимнастика
3. ОРУ:
- упражнения стоя;
- прыжки, бег на месте;
- выполение упражнений, согласно тексту песни.
4. Подвижная игра.
III. Заключительная часть
1. Игровой самомассаж или малоподвижная игра.
2. Подведение итогов занятия.
Темы занятий.
Сентябрь: «В лесу», «На болоте»
Октябрь: «В горах», «К морю»
Ноябрь: «В поле», «Прогулка»
Декабрь: «Репка», «Курочка Ряба»
Январь: «Котята», «Жучки»
Февраль: «Мы морозы», «Веселый мяч»
Март: «Весна пришла», «Обезьянки»
Апрель: «Мышки», «Воробушки»
Май: «Волшебный мешочек», «Погреемся».
Ожидаемые результаты
Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем.
Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
Укрепление здоровья ребёнка, его полноценное физическое и умственное развитие.
Приобщение к здоровому образу жизни.