СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ДОУ "Художественно-эстетическое развитие". Музыка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа музыкального воспитания в ДОУ для всех возрастных групп с учётом всех требований ФГОС. В помощь музыкальным руководителям.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ДОУ "Художественно-эстетическое развитие". Музыка.»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Золотая рыбка» Пионерского городского округа

Утверждаю

Заведующий МАДОУ детский сад № 4

_____________Носова Е.Ф.

Приказ № ____от «___» _________20____г.







РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»,

РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»





Разработчик:

Музыкальный руководитель

Сидорова Млада Викторовна




Рабочая образовательная программа

рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета «__»__________ 2016 г.









г. Пионерский

2016

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с ООП МАДОУ детский сад № 4 с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.А. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева, а также программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста Э.П.Костиной и предусмотрена для организации музыкально-образовательной деятельности с детьми в возрасте от 2 до 7 лет.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Условия реализации программы:

  • создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия

возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;

  • обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, театрально- музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;

  • ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание

эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Принципы формирования программы:

  • Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства

(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

  • Принцип построения образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.

  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

  • Принцип сотрудничества с семьей.

  • Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности.

  • Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

  • Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

Место (роль) программы в образовательном процессе.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется со всеми образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Программа реализуется через НОД, совместную и самостоятельную деятельность детей и взрослых и индивидуальную работу.


1.2. Цели и задачи программы

Цель:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Задачи:

Третий год жизни. 1-я младшая группа.

1.Доставлять радость музыкой, пением, движением под музыку и музыкальной игрой.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

3. Формировать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, различать контрастные особенности звучания.

4. Способствовать запоминанию элементарных движений, связанных с музыкой.

5. Побуждать к подпеванию и пению.

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа.

1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную

отзывчивость на музыку.

2. Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми,природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука:высоты, длительности, динамики, тембра.

3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Пятый год жизни. Средняя группа.

1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и

интерпретировать выразительные средства музыки.

2. Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.

3. Развивать музыкальный слух — интонационный, мелодический,

гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.

4. Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие

навыки.

5. Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных

инструментах.

6. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания

музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

7. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной

деятельностью.

Шестой год жизни. Старшая группа.

1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами

музыки.

2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.

3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.

4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами

художественной выразительности.

5. Развивать певческие умения.

6. Стимулировать освоение умений игрового музицирования.

7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации

танцев, игр, оркестровок.

8. Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

Седьмой год жизни. Подготовительная группа.

1. Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами,

стилями и направлениями в музыке.

2. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных

композиторов.

3. Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе

музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами

художественной выразительности.

5. Развивать умения чистоты интонирования в пении.

6. Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством

игрового музицирования.

7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.

8. Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.


1.3.Планируемые результаты освоения программы

Третий год жизни. 1-я младшая группа.

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок с интересом слушает простые произведения, активно реагирует на музыку.

  • С удовольствием двигается под музыку, выполняя простейшие плясовые движения, подражая взрослым.

  • Прислушивается к словам песен, воспроизводит простейшие интонации и попевки.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  • Ребёнок не проявляет интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности.

  • Настороженно двигается под музыку, испытывает затруднения в совместной деятельности.


Четвертый год жизни. 2-я младшая группа.

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.

  • Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные

суждения о настроении музыки.

  • Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их вдвижении.

  • Эмоционально откликается на характер песни, пляски.

  • Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  • Неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальнойдеятельности.

  • Музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик.

  • Ребенок затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, неритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжаетвыполнять предыдущие движения.

  • Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится

  • вслушиваться в пение взрослого.


Пятый год жизни. Средняя группа.

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок может установить связь между средствами выразительности и

содержанием музыкально-художественного образа.

  • Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.

  • Владеет элементарными вокальными приемами, чисто интонирует попевки впределах знакомых интервалов.

  • Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трехдольном размере.

  • Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  • Ребенок невнимательно слушает музыкальное произведение, не вникает в его содержание.

  • Музыка не вызывает у ребенка соответствующего эмоционального отклика.

  • Отказывается участвовать в беседах о музыке, затрудняется в определении характера музыкальных образов и средств их выражения.

  • Не интонирует, поет на одном звуке, дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается.

  • Не может повторить заданный ритмический рисунок.

  • Не проявляет творческую активность, пассивен, не уверен в себе, отказывается от исполнения ролей в музыкальных играх, драматизациях, танцах.


Шестой год жизни. Старшая группа.

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия.

  • Ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр.

  • Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки.

  • Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.

  • Активен в театрализации.

  • Участвует в инструментальных импровизациях.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  • Ребенок не активен в музыкальной деятельности.

  • Не распознает характер музыки.

  • Поет на одном звуке.

  • Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении смузыкой.

  • Не принимает участия в театрализации.

  • Слабо развиты музыкальные способности.


Седьмой год жизни. Подготовительная группа.

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Развита культура слушательского восприятия.

  • Ребенок любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными

впечатлениями.

  • Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.

  • Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, напраздниках.

  • Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.

  • Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  • Ребенок не активен в некоторых видах музыкальной деятельности.

  • Не узнает музыку известных композиторов.

  • Имеет слабые навыки вокального пения.

  • Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.

  • Не принимает активного участия в театрализации.

  • Слабо развиты музыкальные способности.


Диагностика музыкального развития детей.

Освоение Рабочей программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций детей. При её реализации педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Методы диагностики: диагностические игры, наблюдение, беседы и

тесты.

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий уровни сформированности музыкальности у детей.




2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Описание образовательной деятельности.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ. 1-Я МЛАДШАЯ ГРУППА.

Музыкальное развитие на втором году жизни включает слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым на музыкальных инструментах или в записи и пение взрослого, а также освоение простейших движений, умения слушать музыку и действовать согласно с ней. Музыкально - ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя. Музыкальная игра занимает место эмоциональной кульминации занятия.

(72 образовательные ситуации до10 мин. – 720 мин.: 180 мин.-т.; 540 мин.- п.)

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ. 2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА.

Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко — низко, громко — тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру(веселая — грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.

(72 образовательные ситуации до 15 мин. – 1080мин.: 720 мин. – т.; 360 мин. – п.)

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ. СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Распознавание настроения музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков. Понимание того, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Анализ музыкальной формы двух- и трехчастных произведений. Понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый). Различение музыки, изображающей что-либо (какое-то движение в жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой). Дифференцирование: выражает музыка внутренний мир человека, а изображает внешнее движение. Пользование звуковыми сенсорными предэталонами.

(72 образовательные ситуации до 20 мин. – 1440мин.: 720 мин. – т.; 720 мин. – п.).

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ. СТАРШАЯ ГРУППА.

Узнавание музыки разных композиторов: западноевропейских (И.-С. Баха, Э. Грига, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н. А. Римского -Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и др.). Владение элементарными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, о истории создания оркестра, о истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

(72 образовательные ситуации до 25мин. – 1800 мин.:1080 мин. – т.; 720 мин. – п.).

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

Узнавание музыки разных композиторов, стилей и жанров. Владение

элементарными представлениями о творчестве композиторов, о музыкальных

инструментах, об элементарных музыкальных формах. Различение музыки разных жанров и стилей. Знание характерных признаков балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

Умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа,

суждения развернутые, глубокие, интересные, оригинальные.

Соотнесение новых музыкальных впечатлений с собственным жизненным

опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.

(72 образовательные ситуации до 30 мин. – 2160 мин.: 720 мин. – т.; 1440 мин. – п.).


2.2 Формы, способы и методы взаимодействия педагога с детьми

Формы работы.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:

  • Образовательная деятельность

  • Совместная деятельность

  • Праздники

  • Развлечения

  • Интегрированные занятия

  • Индивидуальная работа

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность:

для детей от 2 до 3 лет до 10 мин.,

для детей от 3 до 4 лет до 15 мин.,

для детей от 4 до 5 лет до 20 мин.,

для детей от 5 до 6 лет до 25 мин.,

для детей от 6 до 7 лет до 30 мин.

Совместная деятельность с детьми: еженедельно

Индивидуальная работа с детьми: еженедельно

Праздники и развлечения: ежемесячно

Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической направленности «Весёлая карусель», «Музыкальная шкатулка», «До, ре, ми», которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Способы взаимодействия: исследовательская, проектная, игровая, практическая деятельность.

Методы работы:

словесные: рассказ, объяснение, беседа;

наглядные (наглядно-зрительный и наглядно-слуховой): метод иллюстраций и метод демонстраций;

практические;

метод проблемного изложения;

частично-поисковый метод;

исследовательский метод.




2.3 Разделы, темы, объём, виды деятельности.

Программа включает в себя по каждой возрастной группе 72 образовательные ситуации по 35 лексическим темам и 2 образовательных компонента:

  • теоретическая часть

  • практическая часть

Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме игровых ситуаций, рассказа и бесед музыкального руководителя, обсуждений, прослушивания музыкальных произведений. При этом используется наглядность и применяются ИКТ.

Второй компонент имеет практическую направленность. Это то, что осваивают дети в форме опытно-экспериментальной и художественно-продуктивной деятельности:

- организация детского экспериментирования с немузыкальными звуками (шумовыми, природными) и музыкальными звуками;

-исследование качеств музыкального звука (высоты, длительности, динамики, тембра);

- организация исполнительской деятельности детей.

Кроме того, в средних, старших и подготовительных группах лексические темы объединены в 9 разделов.

1-я младшая группа

Сентябрь


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Мой детский сад

1,2

20

5

15

2. Осень. Осенние дары природы

3,4

20

5

15

3. Игрушки

5,6

20

5

15

4. Золотая осень

7,8

20

5

15


Октябрь


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Домашние животные

1,2

20

5

15

2. Транспорт

3,4

20

5

15

3. Я-человек

5,6

20

5

15

4. Труд взрослых. Профессии

7,8

20

5

15


Ноябрь


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Дикие животные

1,2

20

5

15

2. Моя семья

3,4

20

5

15

3. Я-хороший. Ты хороший. Учимся дружить. Как себя вести.

5,6

20

5

15

4. Музыка

7,8

20

5

15


Декабрь


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Мой дом

1,2

20

5

15

2. Я и моё тело

3,4

20

5

15

3. Зима

5,6

20

5

15

4. Новый год

7,8,9

30

10

20


Январь


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Русское народное творчество

1,2

20

5

15

2. Мир предметов вокруг нас

3,4

20

5

15

3. Мальчики и девочки

5,6

20

5

15


Февраль


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Мир животных и птиц

1,2

20

5

15

2. Я в обществе

3,4

20

5

15

3. Наши папы

5,6

20

5

15

4. Защитники отечества

7,8

20

5

15


Март


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. 8 марта

1,2

20

5

15

2. Мы – помощники. Что мы умеем

3,4

20

5

15

3.Мой город. Моя малая родина

5,6

20

5

15

4. Книжкина неделя

7,8,9

30

5

15


Апрель


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Растём здоровыми, крепкими, жизнерадостными

1,2

20

5

15

2. Весна-красна

3,4

20

5

15

3. Птицы

5,6

20

5

15

4. Добрые волшебники

7,8

20

5

15


Май


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. На улицах города (ПДД)

1,2

20

5

15

2. Следопыты

3,4

20

5

15

3. Мир вокруг нас

5,6

20

5

15

4. Зелёные друзья

7,8

20

5

15



2-я младшая группа

Сентябрь


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Мой детский сад

1,2

30

10

20

2. Осень. Осенние дары природы

3,4

30

10

20

3. Игрушки

5,6

30

10

20

4. Золотая осень

7,8

30

10

20


Октябрь


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Домашние животные

1,2

30

10

20

2. Транспорт

3,4

30

10

20

3. Я-человек

5,6

30

10

20

4. Труд взрослых. Профессии

7,8

30

10

20


Ноябрь


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Дикие животные

1,2

30

10

20

2. Моя семья

3,4

30

10

20

3. Я-хороший. Ты хороший. Учимся дружить. Как себя вести.

5,6

30

10

20

4. Музыка

7,8

30

10

20


Декабрь


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Мой дом

1,2

30

10

20

2. Я и моё тело

3,4

30

10

20

3. Зима

5,6

30

10

20

4. Новый год

7,8,9

45

15

30


Январь


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Русское народное творчество

1,2

30

10

20

2. Мир предметов вокруг нас

3,4

30

10

20

3. Мальчики и девочки

5,6

30

10

20


Февраль


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Мир животных и птиц

1,2

30

10

20

2. Я в обществе

3,4

30

10

20

3. Наши папы

5,6

30

10

20

4. Защитники отечества

7,8

30

10

20


Март


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. 8 марта

1,2

30

10

20

2. Мы – помощники. Что мы умеем

3,4

30

10

20

3.Мой город. Моя малая родина

5,6

30

10

20

4. Книжкина неделя

7,8,9

45

10

20


Апрель


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Растём здоровыми, крепкими, жизнерадостными

1,2

30

10

20

2. Весна-красна

3,4

30

10

20

3. Птицы

5,6

30

10

20

4. Добрые волшебники

7,8

30

10

20


Май


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. На улицах города (ПДД)

1,2

30

10

20

2. Следопыты

3,4

30

10

20

3. Мир вокруг нас

5,6

30

10

20

4. Зелёные друзья

7,8

30

10

20


Средняя группа

Сентябрь. Раздел: «Метр. Ритм»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Вместе весело играть, танцевать и рисовать

3. Кто я? Что я знаю о себе?

1,2

40

15

25

2. Наши старшие друзья и наставники

3,4

40

15

25

3. Кто я? Что я знаю о себе?

5,6

40

15

25

4. Волшебница осень

7,8

40

15

25


Октябрь. Раздел: «Жанры музыки»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Наши друзья – животные

1,2

40

15

25

2. Мой дом, мой город

3,4

40

15

25

3. Удивительный предметный мир

5,6

40

15

25

4. Труд взрослых, профессии

7,8

40

15

25


Ноябрь. Раздел: «Музыкальные лесенки. Высота звука. Лад»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Поздняя осень

1,2

40

15

25

2. Семья и семейные традиции

3,4

40

15

25

3. Наши добрые дела

5,6

40

15

25

4. Зелёные друзья

7,8

40

15

25


Декабрь. Раздел: «Композитор – исполнитель – слушатель»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Мальчики и девочки

1,2

40

15

25

2. Зимушка-зима

3,4

40

15

25

3. Народное творчество

5,6

40

15

25

4. Новогодние чудеса

7,8,9

60

20

40


Январь. Раздел: «Струнные инструменты»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Играй – отдыхай

1,2

40

15

25

2. Юные волшебники (неделя творчества)

3,4

40

15

25

3. Почемучки (неделя познания

5,6

40

15

25


Февраль. Раздел: «Духовые инструменты»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Зимние забавы, зимние виды спорта

1,2

40

15

25

2. Волшебные слова и поступки (этикет)

3,4

40

15

25

3. Наши мужчины – защитники Отечества

5,6

40

15

25

4. Будь осторожен (ОБЖ)

7,8

40

15

25


Март. Раздел: «Природа в музыке»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. О любимых мамах и бабушках

1,2

40

15

25

2. Помогаем взрослым

3,4

40

15

25

3. Искусство и культура

5,6,7

60

20

40

4. Удивительный и волшебный мир книги

8,9

40

15

25


Апрель. Раздел: «Музыка выражает настроение и чувства людей»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Растём здоровыми, активными, жизнерадостными

1,2

40

15

25

2. Весна-красна

3,4

40

15

25

3. Пернатые соседи и друзья

5,6

40

15

25

4. Дорожная грамота

7,8

40

15

25


Май. Раздел: «Сказка в музыке»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Моя страна, моя Родина

1,2

40

15

25

2. Путешествие в страну загадок, чудес, открытий, экспериментов

3,4

40

15

25

3. Путешествие по экологической тропе

5,6

40

15

25

4. Водоём и его обитатели. Аквариум

7,8

40

15

25


Старшая группа

Сентябрь. Раздел: «Метр. Ритм»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Сегодня дошколята - завтра школьники

1,2

50

25

25

2. Осенняя пора, очей очарованье

3,4

50

25

25

3. Труд людей осенью

5,6

50

25

25

4. Земля- наш общий дом

7,8

50

25

25


Октябрь. Раздел: «Жанры музыки»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Мой город

1,2

50

25

25

2. Родная страна

3,4

50

25

25

3. Мир предметов и техники

5,6

50

25

25

4. Труд взрослых, профессии

7,8

50

25

25


Ноябрь. Раздел: «Музыкальные лесенки. Высота звука. Лад»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Семья и семейные традиции

1,2

50

25

25

2. Наши добрые дела

3,4

50

25

25

3. Поздняя осень

5,6

50

25

25

4. Мир комнатных растений

7,8

50

25

25


Декабрь. Раздел: «Композитор – исполнитель – слушатель»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Зимушка-зима

3. Готовимся к новогоднему празднику

1,2

50

25

25

2. Будь осторожен

3,4

50

25

25

3. Готовимся к новогоднему празднику

5,6

50

25

25

4. Зимние чудеса

7,8,9

75

25

50


Январь. Раздел: «Струнные инструменты»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Неделя игры

1,2

50

25

25

2. Неделя творчества

3,4

50

25

25

3. Неделя познания. Зимушка хрустальная

5,6

50

25

25


Февраль. Раздел: «Духовые инструменты»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Друзья спорта

1,2

50

25

25

2. Юные путешественники

3,4

50

25

25

3. Защитники Отечества

5,6

50

25

25

4. Народная культура и традиции

7,8

50

25

25


Март. Раздел: «Природа в музыке»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Женский праздник

1,2

50

25

25

2. Уроки вежливости

3,4

50

25

25

3. Весна пришла

5,6,7

75

25

50

4. Неделя книги

8,9

50

25

25


Апрель. Раздел: «Музыка выражает настроение и чувства людей»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Неделя здоровья

1,2

50

25

25

2. Космические просторы

3,4

50

25

25

3. Юный гражданин

5,6

50

25

25

4. Дорожная азбука

7,8

50

25

25



Май. Раздел: «Сказка в музыке»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. 9 мая

1,2

50

25

25

2. Искусство и культура

3,4

50

25

25

3. Опыты и эксперименты

5,6

50

25

25

4.Экологическая тропа

7,8

50

25

25


Подготовительная группа

Сентябрь. Раздел: «Метр. Ритм»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Готовимся к школе. Что умеют будущие первоклассники

1,2

60

20

40

2. Кладовая природы. Труд осенью

3,4

60

20

40

3. Семья и семейные традиции

5,6

60

20

40

4. Мой город

7,8

60

20

40


Октябрь. Раздел: «Жанры музыки»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Родная страна

1,2

60

20

40

2. Неделя безопасности

3,4

60

20

40

3. Уголок природы в детском саду

5,6

60

20

40

4. Труд взрослых. Профессии. Помогаем взрослым

7,8

60

20

40


Ноябрь. Раздел: «Музыкальные лесенки. Высота звука. Лад»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Поздняя осень

1,2

60

20

40

2. Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета

3,4

60

20

40

3. Декоративно-прикладное искусство

5,6

60

20

40

4. Друзья спорта

7,8

60

20

40


Декабрь. Раздел: «Композитор – исполнитель – слушатель»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Зимушка-зима

1,2

60

20

40

2. Мир предметов, техники, механизмов, изобретений

3,4

60

20

40

3. Народная культура и традиции

5,6

60

20

40

4. Готовимся к новогоднему празднику. Зимние чудеса

7,8,9

90

20

70


Январь. Раздел: «Струнные инструменты»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1.Неделя игры

1,2

60

20

40

2. Неделя творчества

3,4

60

20

40

3. Неделя познания или чудеса в решете

5,6

60

20

40


Февраль. Раздел: «Духовые инструменты»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Искусство и культура

1,2

60

20

40

2. Путешествие по странам и континентам

3,4

60

20

40

3. Защитники Отечества

5,6

60

20

40

4. Путешествие на машине времени

7,8

60

20

40

Март. Раздел: «Природа в музыке»


Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Международный женский день

1,2

60

20

40

2. Мальчики и девочки

3,4

60

20

40

3. Весна пришла

5,6,7

90

20

70

4. неделя книги

8,9

60

20

40


Апрель. Раздел: «Музыка выражает настроение и чувства людей»

Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. Неделя здоровья

1,2

60

20

40

2. Космические просторы

3,4

60

20

40

3. 22 апреля – международный День земли

5,6

60

20

40

4. Единство и дружба народов планеты Земля

7,8

60

20

40


Май. Раздел: «Сказка в музыке»

Лексические темы

Занятия

Кол-во минут

Теория

Практика

1. День Великой Победы

1,2

60

20

40

2. Опыты и эксперименты

3,4

60

20

40

3. Права ребёнка

5,6

60

20

40

4. Скоро в школу

7,8

60

20

40



















3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1.1. Материально-техническое обеспечение программы

Основное учебное оборудование

№ п/п

Наименование

Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

1.

Музыкальный центр

Samsung

Музыкальный зал

2.

Музыкальный центр LG

Музыкальный зал

3.

Телевизор LG

Муз.зал

4.

Экран

Методический кабинет

5.

Ноутбук

Муз.зал

6.

Мульти-медийная установка

Муз.зал

7.

Пианино «Красный октябрь»,

«Смоленск»

«Тверца»

Музыкальный зал


1-я младшая группа

2-я младшая группа

8.

Синтезатор Yamaha

Музыкальный зал

9.

Усилитель с колонками и микрофоном AKIRA

Муз.зал


Аудио- и видео- пособия

Вид пособия

Наименование пособия

1

видео

Балет

2


Тематические презентации: космос, семья, Родина и т.д.

3


Живопись

4


Колыбельные мира

5


Русский костюм

6


Дидактические игры

7


Инструменты оркестра

8


Цветотерапия

9


Опера

10


Времена года

11


Угадай мелодию

12


Физминутки

13


Шишкина школа

14


Презентации «Слушание-сравнение»

15


Презентации «Музыка о животных»

16

аудио

«Танцевальная ритмика для детей» метод. пособие Т.Суворовой

17


Песенки-загадки

18


Физминутки Е.Железнова

19


Звуковые эффекты

20


Классическая музыка для детей

21


Театральные шумы

22


Звуки природы

23


Русская народная музыка

24


«Топ-хлоп, малыши!» Т.Сауко, А.Буренина

25


«Ритмическая мозаика» А.Буренина

26



Русские народные инструменты

Г.Науменко

27


«Из чего родилась музыка?»

Е.Железнова

28


«Весёлые уроки». Е.Железнова

29


Логоритмика. Е.Железнова

30


Игровая гимнастика. Е.Железнова

31


«Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева

32


«Коммуникативные танцы» А.Буренина

33


«Танцуй, малыш!» Т.Суворова

34


Детские песни

35


Е.Железнова «Пальчиковые игры-песенки»

36


Е.Судакова «Логопедические музыкально-игровые упражнения»

37


И.Каплунова «Наш весёлый оркестр»


Наглядный материал

Тематические наборы картин и иллюстраций

Картинки и силуэтные фигурки

Модели

1.Симфонический оркестр и инструменты оркестра

2.Портреты русских композиторов.

3.Портреты зарубежных композиторов.

4. Альбом картин «Времена года»

5. Альбом «Мир музыкальных образов»

1.Музыкальные инст-рументы. Лото.

2.Музыкальная азбука 3. «Три медведя» - театр картинок

4.Изображения живот-ных, героев песен и сказок (альбомы)

5.«Волшебная дудочка» - настольный театр

6. Дидактические игры (60)

7. М Картушина «Вокально-хоровая работа в д/с» (дид.игры)

1. Музыкальная лесенка

2. Детские музыкальные инструменты

3. Игрушки

4. «Поле чудес»

5. Музыкальная шкатулка

6. Атрибуты к играм и танцам

7. Кукольный театр Би-ба-бо

8. Варежковый театр

9. Театр матрёшки


Методическое обеспечение программы

Основная литература

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др

«Детство: Пример-ная основная обще-образовательная программа дошко-льного образова-ния»


Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС»,

2014 год,

528 стр.

Программа

1

2.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др.

«Мониторинг в детском саду. Науч-но-методическое пособие»

Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС»,

2011 год,

592 стр.


Научно-методическое пособие

1

3.

Костина Э.П.

«Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста

М., 2004

Программа

1

4.

Каплунова И., Новоскольцева И.

«Праздник каждый день»

«Композитор», С-Пб, 2009

Программа

1

5.

Радынова О.П.

«Музыкальные шедевры»

М., 2000

Программа по слушанию музыки

1

Дополнительная литература


п/п

Автор

Название

Издательство

Вид издания

Колличество


1.

Картушина М.Ю.

«Мы играем, рисуем и поём». Интегрированные занятия для детей»

Москва: Издательство «Скрипторий2003»,2009.

Методическое пособие



1




2.

Комиссарова Л.Н., Костина Э.П.

«Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

М., 2000

Методика

1

3.

Девятова Т.Н.

«Звук-волшебник»

М., 2006

Программа

1

4.

Кононова Н.Г.

«Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

М., 1990

Методика

1

5.

Буренина А.

«Ритмическая мозаика»

С.-Пб, 2000

Программа

1


6.

Суворова Т.

«Танцевальная ритмика для детей»

С-Пб, 2005

Программа

1

7.

Каплунова И., Новоскольцева И

«Этот удивительный ритм!»

«Композитор», С-Пб, 2009

Методика

1

8.

Картушина М.Ю.

«Вокально-хоровая работа в детском саду»

М., «Скрипторий», 2010

Методика

1

9.

Картушина М.Ю.

«Забавы для малышей»

М., «Сфера», 2007

Игры

1

10

Каплунова И., Новоскольцева И.

«Музыка и чудеса»

«Композитор», С.-Пб, 2009

Методика

1

11

Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В.

«Логопедические распевки»

С.-Пб, «Детство-Пресс», 2010

Учебное пособие

1

12


«Музыкальный руководитель»,

«Музыкальная палитра»,

«Колокольчик»


Журналы



3.2. Особенности организации традиционных событий, праздников и мероприятий

Программа предусматривает организацию культурно - досуговой деятельности детей, задачами которой являются:

  • организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки;

  • развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках;

  • создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

  • обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей;

  • формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха;

  • воспитание потребности в их самостоятельной организации.

Цикличность

Досуговые мероприятия проводятся еженедельно во второй половине дня согласно расписанию. 1 раз – физкультурное развлечение или досуг, 1 раз – музыкальное развлечение и 2 раза – развлечения организуют сами воспитатели. К организации и проведению детских досугов и развлечений могут привлекаться родители (законные представители) и другие члены семьи воспитанников.

План проведения праздников и развлечений

Название праздника

месяц

День знаний

Новоселье

сентябрь

Осенины

День пожилого человека

октябрь

День матери

Проводы осени

ноябрь

Что нам нравится зимой? (игровые досуги)

Новый год

Декабрь

Прощание с ёлочкой

Зимние забавы

январь

День защитника Отечества

Масленица

февраль

8 марта

Жаворонки

март

День космонавтики

Театральный фестиваль

апрель

День Победы

День семьи

май

День защиты детей

День России

Июнь

День города

Праздник Нептуна

Июль


До свидания, лето!

Август


3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, предоставляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Предметно-пространственная среда музыкально-спортивного зала включает:

  1. Трансформируемые элементы декораций и оформления;

  2. Костюмерную;

  3. Музей музыкальных инструментов;

  4. Спортивный инвентарь для игр;

  5. Атрибуты и игрушки для игр и танцев;

  6. Наглядные пособия;

  7. Дидактические игры;

  8. Игрушки для кукольного театра;

  9. Ширмы;

  10. Занавес театральный.

План работы музея музыкальных инструментов


Проводимая работа

Участники

Сроки реализации

1

Создание презентаций по всем видам музыкальных инструментов

Муз.рук

Сентябрь, октябрь

2

Ударные (шумовые) инструменты

Младшие, средние

Старшие, подготовительные

октябрь


ноябрь

3

Струнные инструменты– презентация, викторина, игры

Младшие, средние

Старшие, подготовительные

декабрь


январь

4

Духовые инструменты– презентация, викторина, игры

Младшие, средние

Старшие, подготовительные

Февраль


март

5

Русские народные инструменты – презентация, викторина, игры

Младшие,

средние

Старшие, подготовительные

Апрель


май

6

Игры с музыкальными инструментами

Младшие, средние

Старшие, подготовительные

июнь


3.4. Взаимодействие сада с семьёй и внешним миром.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников.

Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.


Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры.