Багаевский район, хутор Ёлкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ёлкинская средняя общеобразовательная школа
| «Утверждаю» Директор МБОУ Ёлкинской СОШ Приказ от 01 сентября №7_________ __________________(Крамаренко Е.Г.) | |
| | |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по экологии «Юный эколог-исследователь»
5 КЛАСС
| |
Количество часов: | 5А-34ч.,5Б-35ч. |
Учитель биологии: | Ступникова В.В. |
| |
2017 - 2018 учебный год
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
Курс экологии в 5 классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы и экскурсии.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Метапредметные результаты
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | Введение | 1 | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное | умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах |
2 | Человек как часть природы | 5 | умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. | умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
3 | Естественные и искусственные сообщества живых организмов | 9 | умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. | умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
4 | Формула правильного питания | 12 | умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | . умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах |
5 | Экология хутора | 5Б- 8 5А-7 | умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. | . умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
Предметные результаты:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Введение | 1 | правилам техники безопасности при проведении экскурсий. | распознавать науки, изучающие живую природу |
2 | Человек как часть природы | 5 | владеть информацией о влиянии человека на растительный мир и его охрана; о влиянии человека на животный мир и его охрана; о значении заповедников и заказников; о Красной книге | Распознавать исчезающих растений и животных Ростовской области; Владеть информацией о заказниках нашей местности. |
3 | Естественные и искусственные сообщества живых организмов | 9 | владеть информацией о естественных и искусственных сообществах живых организмов; о основных группах живых организмов в природных сообществах; о пищевых цепях; о природных сообществах ( река, луг); о искусственных сообществах (приусадебный участок). | утилизировать отходы |
4 | Формула правильного питания | 12 | правильному питанию; владеть информацией о витаминах; о режиме питания | владеть информацией о пищевых добавках; о национальной кухне |
5 | Экология хутора | 5Б-8 5А-7 | владеть экологическими знаниями выявлять причины загрязнения хутора | проводить экологический мониторинг |
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
Тема 1.Введение (1 ч)
Что изучает экология. Экологические факторы.
Тема 2. Человек как часть природы (5 ч.)
Влияние человека на растительный мир. Воздействие человека на животный мир. Значение заповедников и заказников. Красная книга.
Тема 3. Естественные и искусственные сообщества живых организмов (9 ч.)
Сообщества живых организмов. Река - природное водное сообщество.
Животный мир реки Подпольная. Проблемы загрязнения реки Подпольная. Луг - природное сообщество.
Растения и животные луга. Проблемы загрязнения природных сообществ. Приусадебный участок -искусственное сообщество. Проблема отходов на приусадебном участке.
Тема 4. Формула правильного питания (12 ч.)
Продукты питания. Режим питания. Энергия пищи. Где и как мы едим. Ты покупатель. Кухня разных народов. Кулинарная история. Как питались на Руси и в России. Витамины.
Тема 5. Экология хутора (8 ч.)
Изучение экологических объектов хутора.
Выявление мест загрязнения. Мониторинг «Чистота хутора». Составление карты-схемы экологической тропы.
№ п/п | Раздел | Кол-во час | Практ. работы | экскурсии |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Человек как часть природы | 5 | | 1 Экскурсия№1 «Изучение состояния деревьев и кустарников на территории школы» |
3 | Естественные и искусственные сообщества живых организмов | 9 | | 1 Экскурсия№2 «Природные сообщества» |
4 | Формула правильного питания | 12 | | |
5 | Экология хутора | 5Б-8 5А-7 | 2 Практическая работа №1 «Операция чистый школьный двор» Практическая работа №2 «Озеленение школьного двора» | 1 Экскурсия№3 «Экологическая тропа» |
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение экологии в 5 классе отводится 35 часов из расчета 1час в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по экологии в 2017-2018 уч.году в 5Б классе будет реализована в объёме 35 часов , в 5А классе-34 часа.
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по экологии
(1 час в неделю, всего 35ч.)
№ п/п | Дата план 5А 5Б | Дата факт. 5А 5Б | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| | | Введение. | 1 |
1 | 02.09 04.09 | | Введение. Что изучает экология | 1 |
| | | Раздел 1.Человек как часть природы | 5 |
2 | 09.09 11.09 | | Влияние человека на растительный мир. | 1 |
3 | 16.09 18.09 | | Воздействие человека на животный мир. | 1 |
4 | 23.09 25.09 | | Значение заповедников и заказников | 1 |
5 | 30.09 02.10 | | Красная книга. | 1 |
6 | 07.10 09.10 | | Экскурсия «Изучение состояния деревьев и кустарников на территории школы» | 1 |
| | | Раздел 2. Естественные и искусственные сообщества живых организмов | 9 |
7 | 14.10 16.10 | | Сообщества живых организмов | 1 |
8 | 21.10 23.10 | | Экскурсия «Природные сообщества» | 1 |
9 | 28.10 30.10 | | Река - природное водное сообщество. Животный мир реки Подпольная | 1 |
10 | 11.11 13.11 | | Проблемы загрязнения реки Подпольная | 1 |
11 | 18.11 20.11 | | Луг - природное сообщество. Растения и животные луга. | 1 |
12 | 25.11 27.11 | | Проблемы загрязнения природных сообществ | 1 |
13 | 02.12 04.12 |
| Приусадебный участок - искусственное сообщество | 1 |
14 | 09.12 11.12 |
| Проблема отходов на приусадебном участке | 1 |
15 | 16.12 18.12 |
| Защита экологических проектов «Из отходов в доходы» | 1 |
| | | Раздел 3.Формула правильного питания | 12 |
16 | 23.12 25.12 |
| Здоровье-это здорово. | 1 |
17 | 13.01 15.01 | | Продукты разные нужны, блюда разные важны. | 1 |
18 | 20.01 22.01 |
| Режим питания. | 1 |
19 | 27.01 29.01 | | Энергия пищи. | 1 |
20 | 03.02 05.02 | | Где и как мы едим. | 1 |
21 | 10.02 12.02 | | Ты покупатель. Проект «Пищевые добавки» | 1 |
22 | 17.02 19.02 | | Кухня разных народов. | 1 |
23 | 24.02 26.02 |
| Кулинарная история | 1 |
24 | 03.03 05.03 |
| Как питались на Руси и в России. | 1 |
25 | 10.03 12.03 |
| Необычное кулинарное путешествие. Проект «Чем полезна каша» | 1 |
26 | 17.03 19.03 |
| Витамины. Проект « Витаминная азбука» | 1 |
27 | 24.03 26.03 | | Защита проектов | 1 |
| | | Раздел 4 Экология хутора | 5А-7 5Б-8 |
28 | 14.04 09.04 |
| Изучение экологических объектов хутора. Выявление мест загрязнения. | 1 |
29 | 21.04 16.04 | | Мониторинг «Чистота хутора» | 1 |
30 | 28.04 23.04 |
| Составление карты-схемы экологической тропы | 1 |
31 | 05.05 30.04 |
| Экскурсия «Экологическая тропа» | 1 |
32 | 12.05 07.05 |
| Практическая работа №1 «Операция чистый школьный двор» | 1 |
33 | 19.05 14.05 |
| Практическая работа №2 «Озеленение школьного двора» | 1 |
34 | 26.05 21.05 | | Защита проекта «Экологически чистый хутор» | 1 |
35 |
28.05 |
| Летние задания | 1 |
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________
Мыскина Л.А.
« 31 » августа 2017___года
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественного цикла
МБОУ Ёлкинской СОШ
От 30 августа_2017__года №_1___
__________________Ступникова В.В.