СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Юный эколог-исследователь"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит два блока: блок "экологическое воспитание" и блок "формула правильного питания".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Юный эколог-исследователь"»

Багаевский район, хутор Ёлкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ёлкинская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Ёлкинской СОШ

Приказ от 01 сентября №7_________

__________________(Крамаренко Е.Г.)










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по экологии «Юный эколог-исследователь»

5 КЛАСС




Количество часов:

5А-34ч.,5Б-35ч.


Учитель биологии:


Ступникова В.В.















2017 - 2018 учебный год

РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Ценностные ориентиры учебного курса:


Курс экологии в 5 классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы и экскурсии.

Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.



Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

- формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.


Метапредметные результаты


п/п

Название раздела

Кол-во часов

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Введение

1

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

2

Человек как часть природы

5

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

3

Естественные и искусственные сообщества живых организмов

9

уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.


умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

4

Формула правильного питания

12

умение организовать вы­полнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

5

Экология хутора

5Б- 8

5А-7

уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.


умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.


. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Предметные результаты:


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Введение

1

правилам техники безопасности при проведении экскурсий.


распознавать науки, изучающие живую природу

2

Человек как часть природы

5

владеть информацией о влиянии человека на растительный мир и его охрана; о влиянии человека на животный мир и его охрана; о значении заповедников и заказников; о Красной книге


Распознавать исчезающих растений и животных Ростовской области;

Владеть информацией о заказниках нашей местности.



3

Естественные и искусственные сообщества живых организмов

9

владеть информацией о естественных и искусственных сообществах живых организмов;

о основных группах живых организмов в природных сообществах;

о пищевых цепях;

о природных сообществах ( река, луг);

о искусственных сообществах (приусадебный участок).


утилизировать отходы



4

Формула правильного питания

12

правильному питанию;

владеть информацией о витаминах;

о режиме питания


владеть информацией о пищевых добавках;

о национальной кухне


5

Экология хутора

5Б-8

5А-7

владеть экологическими знаниями

выявлять причины загрязнения хутора


проводить экологический мониторинг








РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета


Содержание обучения:

Тема 1.Введение (1 ч)

Что изучает экология. Экологические факторы.

Тема 2. Человек как часть природы (5 ч.)

Влияние человека на растительный мир. Воздействие человека на животный мир. Значение заповедников и заказников. Красная книга.

Тема 3. Естественные и искусственные сообщества живых организмов (9 ч.)

Сообщества живых организмов. Река - природное водное сообщество.

Животный мир реки Подпольная. Проблемы загрязнения реки Подпольная. Луг - природное сообщество.

Растения и животные луга. Проблемы загрязнения природных сообществ. Приусадебный участок -искусственное сообщество. Проблема отходов на приусадебном участке.

Тема 4. Формула правильного питания (12 ч.)

Продукты питания. Режим питания. Энергия пищи. Где и как мы едим. Ты покупатель. Кухня разных народов. Кулинарная история. Как питались на Руси и в России. Витамины.

Тема 5. Экология хутора (8 ч.)

Изучение экологических объектов хутора.

Выявление мест загрязнения. Мониторинг «Чистота хутора». Составление карты-схемы экологической тропы.


№ п/п

Раздел

Кол-во час

Практ. работы

экскурсии

1

Введение

1



2

Человек как часть природы

5


1

Экскурсия№1 «Изучение состояния деревьев и кустарников на территории школы»

3

Естественные и искусственные сообщества живых организмов

9


1

Экскурсия№2 «Природные сообщества»

4

Формула правильного питания

12



5

Экология хутора

5Б-8

5А-7

2

Практическая работа №1 «Операция чистый школьный двор»

Практическая работа №2 «Озеленение школьного двора»

1

Экскурсия№3 «Экологическая тропа»


Место предмета в учебном плане:


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение экологии в 5 классе отводится 35 часов из расчета 1час в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по экологии в 2017-2018 уч.году в 5Б классе будет реализована в объёме 35 часов , в 5А классе-34 часа.












РАЗДЕЛ 3.

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по экологии

(1 час в неделю, всего 35ч.)


п/п

Дата план

Дата факт.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов




Введение.

1

1

02.09

04.09


Введение. Что изучает экология

1




Раздел 1.Человек как часть природы

5

2

09.09

11.09


Влияние человека на растительный мир.

1

3

16.09

18.09


Воздействие человека на животный мир.

1

4

23.09

25.09


Значение заповедников и заказников

1

5

30.09

02.10


Красная книга.

1

6

07.10

09.10


Экскурсия «Изучение состояния деревьев и кустарников на территории школы»

1




Раздел 2. Естественные и искусственные сообщества живых организмов

9

7

14.10

16.10


Сообщества живых организмов

1

8

21.10

23.10


Экскурсия «Природные сообщества»

1

9

28.10

30.10


Река - природное водное сообщество.

Животный мир реки Подпольная

1

10

11.11

13.11


Проблемы загрязнения реки Подпольная

1

11

18.11

20.11


Луг - природное сообщество.

Растения и животные луга.

1

12

25.11

27.11


Проблемы загрязнения природных сообществ

1

13

02.12

04.12




Приусадебный участок - искусственное сообщество

1

14

09.12

11.12




Проблема отходов на приусадебном участке

1

15

16.12

18.12




Защита экологических проектов

«Из отходов в доходы»

1




Раздел 3.Формула правильного питания

12

16

23.12

25.12




Здоровье-это здорово.

1

17

13.01

15.01


Продукты разные нужны, блюда разные важны.

1

18

20.01

22.01




Режим питания.

1

19

27.01

29.01


Энергия пищи.

1

20

03.02

05.02


Где и как мы едим.

1

21

10.02

12.02


Ты покупатель. Проект «Пищевые добавки»

1

22

17.02

19.02


Кухня разных народов.

1

23

24.02

26.02




Кулинарная история

1

24

03.03

05.03




Как питались на Руси и в России.

1

25

10.03

12.03




Необычное кулинарное путешествие.

Проект «Чем полезна каша»

1

26

17.03

19.03




Витамины. Проект

« Витаминная азбука»

1

27

24.03

26.03



Защита проектов

1




Раздел 4 Экология хутора

5А-7

5Б-8

28

14.04

09.04




Изучение экологических объектов хутора.

Выявление мест загрязнения.

1

29

21.04

16.04


Мониторинг «Чистота хутора»

1

30

28.04

23.04




Составление карты-схемы экологической тропы

1

31

05.05

30.04




Экскурсия «Экологическая тропа»

1

32

12.05

07.05




Практическая работа №1 «Операция чистый школьный двор»

1

33

19.05

14.05




Практическая работа №2 «Озеленение школьного двора»

1

34

26.05

21.05


Защита проекта «Экологически чистый хутор»

1

35




28.05




Летние задания

1

























СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________

Мыскина Л.А.

« 31 » августа 2017___года

Протокол заседания

методического объединения

учителей естественного цикла

МБОУ Ёлкинской СОШ

От 30 августа_2017__года №_1___

__________________Ступникова В.В.