Рабочая программа и КТП учебного предмета «Технология»
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В процессе изучения технологии на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения технологии проявятся в:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать совместно с учителем по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
-находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
- познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
- основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
- наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
- организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
- создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- моделировать несложные изделия;
- знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
- уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
- уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании человеком);
- освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка,
- уметь использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;
- выполнять задания по заполнению технологической карты;
- правильно и экономно расходовать материалы;
- знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);
- знать и выполнять правила техники безопасности;
- использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
- изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;
- развивать навыки проектной деятельности – думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать
- цепочку своих практических действий;
- создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме.
2. Содержание учебного предмета «Технология»
3 класс (68 ч)
Формы и образы природы – образец для мастера (19 часов)
Рукотворный мир – мир «второй природы». Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приемы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей.
Характер и настроение вещи (15 часов)
Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определенного назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, елочных украшений.
Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объемных изделий из бумаги. Приемы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (24 часа)
Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учетом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.
Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
От мира природы – к миру вещей (10 часов)
Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
3.Учебно-тематический план
№ раздела / темы | Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Лабораторные, практические занятия, проекты, экскурсии, уроки р/р | Контроль-ные занятия |
1. | Формы и образы природы – образец для мастера | 19 | | | |
2. | Характер и настроение вещи | 15 | | | |
3. | Красота и уют нашего дома. Гармония стиля | 24 | | | |
4. | От мира природы – к миру вещей | 10 | | | |
Итого | | 68 | | | |
Календарно тематическое планирование по технологии
3 класс
68 часов (2 часа в неделю)
1 | 2 | 3 | 4 |
№п/п | Наименование разделов и тем | Тема урока | |
| Кол-во часов | Дата проведения | Факт. дата пров. |
1.Формы и образы природы – образец для мастера (19 ч) |
1 | Культура и организация труда. Материалы, инструменты. ТБ при работе инструментами | 1 | | |
2 | Техника выполнения оригами. Оригами: курица. ТБ при работе с клеем, ножницами. | 1 | | |
3 | Образы природы в оригами. Оригами: голубь. ТБ при работе с клеем, ножницами. | 1 | | |
4 | Образы природы в оригами. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
5 | Силуэт: красота линий и форм. Узоры в полосе. ТБ при работе с ножницами | 1 | | |
6 | Узор-силуэт Узоры в квадрате. ТБ при работе с ножницами | 1 | | |
7 | Техника коллажа. Коллаж из ткани. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
8 | Техника коллажа. Коллаж из ткани. | 1 | | |
9 | Коллаж из разных материалов | 1 | | |
10 | Формы и образы природы. Помпон из ниток. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
11 | Формы и образы природы. Помпон из ниток. | 1 | | |
12 | Образы животных в пластике. Лепка животных по наблюдению. ТБ при работе с пластилином | 1 | | |
13 | Образы животных в пластике. Лепка животных по наблюдению. | 1 | | |
14 | Образы животных в пластике. Лепка животных по наблюдению. | 1 | | |
15 | Формы природы в бытовых вещах. Лепка бытовой вещи. ТБ при работе с пластилином | 1 | | |
16 | Формы природы в бытовых вещах. Лепка бытовой вещи. ТБ при работе с пластилином | 1 | | |
17 | Изделия из бисера. ТБ при работе с бисером и проволокой | 1 | | |
18 | Изделия из бисера. ТБ при работе с бисером и проволокой | 1 | | |
19 | Цветы из бисера. | 1 | | |
2.Характер и настроение вещи (15 часов) |
20 | Передача настроения праздника в дизайне открытки.. Открытка с окошком. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
21 | Передача настроения праздника в дизайне открытки.. Открытка с окошком. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
22 | Передача настроения праздника в дизайне открытки.. Открытка с окошком. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
23 | Единство формы и функции в вещах. Фигурная открытка. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
24 | Единство формы и функции в вещах. Фигурная открытка. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
25 | Передача характера и настроения обстановки в бытовых вещах. Настольная карточка | 1 | | |
26 | Единство вещи и упаковки. Упаковка для подарка «Домик». ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
27 | Единство вещи и упаковки. Упаковка для подарка «Домик». ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
28 | Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки | 1 | | |
29 | Новые приемы бумагопластики. Фигурки Деда Мороза и Снегурочки ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
30 | Приёмы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля | 1 | | |
31 | Разметка форм с помощью циркуля. Фонарик на елку. ТБ при работе с клеем, ножницами, циркулем | 1 | | |
32 | Конструирование из бумаги. Коробочка-фонарик для подарка. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
Деление окружности. Рождественская звезда ТБ при работе с клеем, ножницами, циркулем | 1 | | |
33 | Елочные игрушки из бумаги. Рождественская звезда ТБ при работе с клеем, ножницами, циркулем | 1 | | |
34 | Елочные игрушки из бумаги. | 1 | | |
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (24 часов) |
35 | Стиль и стилевое единство предметов быта ТБ при работе с иглами, ножницами | 1 | | |
36 | Стиль и стилевое единство предметов быта ТБ при работе с иглами, ножницами | 1 | | |
37 | Красота и уют нашего дома. Изготовление выкройки кухонной прихватки. ТБ при работе с иглами, ножницами | 1 | | |
38 | Разметка и раскрой деталей. Прихватка для горячей посуды. ТБ при работе с иглами, ножницами | 1 | | |
39 | Прихватка для горячей посуды. | 1 | | |
40 | Стилевое единство в вещах. Шов «строчка» ТБ при работе с иглами, ножницами | 1 | | |
41 | Отделка изделия. Прихватка для горячей посуды. ТБ при работе с иглами, ножницами | 1 | | |
42 | Грелка на чайник. Выполнение эскиза изделия | 1 | | |
43 | Разметка и раскрой деталей. Грелка на чайник. ТБ при работе с иглами, ножницами | 1 | | |
44 | Грелка на чайник. Отделка изделия. | 1 | | |
45 | Грелка на чайник. Отделка изделия. ТБ при работе с иглами, ножницами | 1 | | |
46 | Мини-проект: эскиз комплекта для кухни сказочного героя. | 1 | | |
47 | Новые приемы шитья. Обложка для книги. ТБ при работе с иглами, ножницами | 1 | | |
48 | Конструирование выкройки. Обложка для книги. ТБ при работе с иглами, ножницами | 1 | | |
49 | Обложка для книги. | 1 | | |
50 | Обложка для книги. | 1 | | |
51 | Обложка для книги. | 1 | | |
52 | Монограмма. Стебельчатый шов | 1 | | |
53 | Монограмма. Стебельчатый шов | 1 | | |
54 | Монограмма. Стебельчатый шов | 1 | | |
55 | Простые переплётные работы. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
56 | Оформление записной книжки. | 1 | | |
57 | Оформление записной книжки. | 1 | | |
58 | Мини-проект: творческое конструирование по творческому заданию. | 1 | | |
От мира природы – к миру вещей (10 часов) |
59 | От мира природы – к миру вещей. Экскурсия. ТБ во время экскурсии | 1 | | |
60 | Пирамидки из соломки. ТБ при работе с ножницами | 1 | | |
61 | Сборка простых конструкций. Модель стола. ТБ при работе с конструктором | 1 | | |
62 | Конструирование изделий. Макет качелей. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
63 | Конструирование изделий. Макет горки. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
64 | Комбинированная техника. Макет детской площадки. ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
65 | Макет детской площадки ТБ при работе с клеем, ножницами | 1 | | |
66 | Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке | 1 | | |
67 | Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке | 1 | | |
68 | Подведение итогов. Итоговая выставка | 1 | | |
| ИТОГО | 68 | | |
8