Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2017г. | Утверждена приказом директора МБОУ «Глуховская СОШ» № 60 от 01.09.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(индивидуально-групповые занятия)
Уровень обучения (класс) основное общее образование,
9 классы (ФК ГОС, базовый уровень)
Количество часов 34
Составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) образования и программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) – М.: Просвещение, 2012г.
Учитель русского языка
и литературы
Афанасьева А.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для учащихся 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего, на основе Программы по русскому языку 5-9 классы / Баранов М.Т. – М.: Просвещение, 2012, учебного плана МБОУ «Глуховская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершению основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Кроме того, занятия направлены на организацию систематической работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Общая характеристика курса
Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам подготовки учащихся к ГИА. Курс ИГЗ рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА. На занятиях курса предусматриваются теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности). Содержание курса нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Цели обучения
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- развитие связной речи;
- обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Глуховская СОШ» на 2017-2018 учебный год программа курса рассчитана в 9 классе на 34 часа в год.
Основное содержание курса
Данный факультативный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. На занятиях предусмотрено повторение орфографии и пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок: грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к ГИА учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование тестирования, изложения, сочинения на лингвистическую тему.
Для реализации намеченных целей необходимо:
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;
- строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст разными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл.
Учащиеся должны знать
изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил,.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
• производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
• составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
• определять стиль и тип текста;
• соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5—9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5—9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По развитию связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
• В результате изучения материалов занятий обучающиеся должны знать строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
• типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
• виды чужой речи;
• признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
• основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь; уметь
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
• правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
• пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.
Учебно- тематический план
№ | Тема раздела, занятия | Количество часов |
| Повторение изученного в 5-8 классах -11 ч. | |
1 | Орфография | 3 |
2 | Лексика | 2 |
3 | Словосочетание | 2 |
4 | Синтаксис и пунктуация простого предложения. | 3 |
5 | Диагностическая работа | 1 |
| Синтаксис и пунктуация сложного предложения- 14 ч. | |
6 | Сложносочиненное предложение | 3 |
7 | Сложноподчиненное предложение | 3 |
8 | СПП с несколькими придаточными | 2 |
9 | Бессоюзное сложное предложение | 3 |
10 | Сложное предложение с разными видами связи | 2 |
11 | Диагностическая работа | 1 |
| Текстоведение 6 ч. | |
12 | Тема и основная мысль текста. Микротема. Абзацное членение текста как средство предупреждения логических ошибок. | 2 |
13 | Функциональные стили речи. Типы текста. | 2 |
14 | Основные виды тропов. Использование тропов как средства художественной выразительности | 2 |
15 | Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах - 3 ч. | |
| Итого: | 34 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Подготовка к ОГЭ | Дата проведения |
Повторение изученного в 5-8 классах. Орфография ( 11 часов) |
1 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | Задание с развернутым ответом, сжатое изложение | 05.09 |
2 | Правописание приставок, суффиксов. Правописание Н, НН в разных частях речи. | 1 | Задание 4-5 | 12.09 |
3 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание окончаний. | 1 | Задание с развернутым ответом, сжатое изложение | 19.09 |
Повторение изученного в 5-8 классах. Лексика ( 2 часа) |
4 | Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. | 1 | | 26.09 |
5 | Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. | 1 | Задание 6 | 03.10 |
Повторение изученного в 5-8 классах. Словосочетание ( 2 часа) |
6 | Виды связи слов в словосочетании. | 1 | Задание 7 | 10.10 |
7 | Виды связи слов в словосочетании. | 1 | Задание 7 | 17.10 |
Повторение изученного в 5-8 классах. Синтаксис П П ( 3 часа) |
8 | Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. | 1 | Задание 8, 11 | 24.10 |
9 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения | 1 | Задание 9 | 31.10 |
10 | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. | 1 | Задание 10 | 14.11 |
11 | Диагностическая работа. | 1 | Задания 3-11 | 21.11 |
Синтаксис СП ( 14 часов) |
12 | Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. | 1 | Задание 12 | 28.11 |
13 | Сложносочиненное предложение с противительными союзами. | 1 | Задание 12 | 05.12 |
14 | Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. | 1 | Задание 12 | 12.12 |
15 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 1 | Задание 12 | 19.12 |
16 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 | Задание 12 | 26.12 |
17 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.. | 1 | Задание 12 | 16.01 |
18 | СПП с несколькими придаточными. Однородное подчинение. | 1 | Задание 13 | 23.01 |
19 | СПП с несколькими придаточными. Последовательное подчинение. | 1 | Задание 13 | 30.01 |
20 | СПП с несколькими придаточными. Параллельное подчинение. | | Задание 13 | 06.02 |
21 | Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. | 1 | Задание 14 | 13.02 |
22 | Тире в бессоюзных сложных предложениях. | 1 | Задание 14 | 20.02 |
23 | Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. | 1 | Задание 14 | 27.02 |
24 | СП с разными видами связи. | 1 | Задание 14 | 06.03 |
25 | СП с разными видами связи. | 1 | Задание 14 | 13.03 |
26 | Диагностическая работа | 1 | Задания 2-14 | 20.03 |
Текстоведение 6 ч. |
27 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема, структура текста. | 1 | Задание 1, 2 | 03.04 |
28 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке | 1 | Задание 1, 2 | 10.04 |
29 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 | Задание 1, 2 | 17.04 |
30 | Функциональные стили речи. Типы текста. | 1 | Задание 15.2-15.3 | 24.04 |
31 | Основные виды тропов. Использование тропов как средства художественной выразительности | 1 | Задание 3 | 08.05 |
32 | Пробный экзамен в формате ГИА | 1 | Задания 1-15 | 15.05 |
33 | Пробный экзамен в формате ГИА | 1 | Задания 1-15 | 22.05 |
34 | Анализ ошибок. | 1 | | 29.05 |
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Цыбулько И.П., ОГЭ - 2018: Русский язык: 9 класс: Типовые экзаменационные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. Издательство Национальное образование, 2017.
2. Л.С.Степанова, Русский язык. ОГЭ-2018.- 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ.- Москва: АСТ: Астрель,2017.
3. Г.Т. Егораева, Русский язык, ОГЭ- 2018, 200 образцов сочинений на отлично, - Москва: Экзамен, 2017.
4. Коваленко Н.М. Русский язык. Сложные предложения. - Саратов: Лицей, 2012.
5. Книгина М.П. Русский язык. 9 класс. Тесты. - Саратов: Лицей, 2012.
6. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/