СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к УМК В.В.Пасечник Биология-9

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика учебного предмета.

Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Биология 9 класс» на

базовом уровне в 9 классе:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых

организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической

науки в практической деятельности людей; методах познания живой

природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения

процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного

организма; использовать информацию о современных достижениях в

области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с

биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить

наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного

организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей в процессе проведения наблюдений за живыми

организмами, биологических экспериментов, работы с различными

источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,

собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в

природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном

здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки

последствий своей деятельности по отношению к природной среде,

собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил

поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни,

профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,

ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных

умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых

компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета

«Биология» на ступени основного общего образования являются:

распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Данная рабочая программа для учащихся 9 класса рассчитана на 68

часов, 2 часа в неделю. Объ?м часов учебной нагрузки, отвед?нных на

освоение рабочей программы, определ?н учебным планом образовательного

учреждения и соответствует базисному плану.

В рабочей программе предусмотрено:

проведение лабораторных работ.

 

 

Учебно-методический комплект, используемый для достижения

поставленной цели:

А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология 9 класс».

Введение в общую биологию и экологию. Учебник для

общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, - 2014.

Программа курса биологии для учащихся 5-11 классов

общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под

руководством В.В.Пасечника /авт. Сост. Г.М.Пальдяева – М. : Дрофа, 2010./

для 9 класса рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю.

 

Основные формы организации учебной деятельности:

урок ознакомления с новым материалом

урок закрепления изученного материала

урок применения знаний и умений

урок обобщения и систематизации знаний

урок проверки и коррекции знаний

комбинированный урок

урок практикум.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:

по способу получения информации в ходе контроля: устный метод

(опрос, собеседование, зач?т); письменный метод (

самостоятельные работы, тесты); практический метод

(практические и лабораторные работы).

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 9 класса должны уметь называть:

—общие признаки живого организма;

—основные систематические категории, признаки вида, царств живой

природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов

и классов животных;

—причины и результаты эволюции.

Учащиеся 9 класса должны уметь приводить примеры:

—усложнения растений и животных в процессе эволюции;

—природных и искусственных сообществ;

—изменчивости, наследственности и приспособленности растений и

животных к среде обитания;

—наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород

животных.

Учащиеся 9 класса должны уметь характеризовать:

—строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

—деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства

органического мира;

—строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного,

животного организмов; организма человека, лишайника как комплексного

организма;

—обмен веществ и превращение энергии;

—роль ферментов и витаминов в организме;

—особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов

(сапрофитов, паразитов, симбионтов);

—дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов

жизнедеятельности в живом организме;

—иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

—размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных,

особенности размножения и развития человека;

—вирусы как неклеточные формы жизни;

—среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические,

биотические, антропогенные);

—природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность

организмов к жизни в сообществе;

—искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных

сообществ.

Учащиеся 9 класса должны уметь обосновывать:

—взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и

среды;

—родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

—особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой

деятельностью;

—роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в

организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

—влияние экологических и социальных факторов, умственного и

физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное

влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потом-

ство;

—меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм,

наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

—влияние деятельности человека на многообразие видов растений и

животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

—роль биологического разнообразия, регулирования численности видов,

охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Учащиеся 9 класса должны уметь распознавать:

—организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

—клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

—наиболее распространенные виды растений и животных своего региона,

растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов,

съедобные и ядовитые грибы.

Учащиеся 9 класса должны уметь сравнивать:

—строение и функции клеток растений и животных;

—организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;

—семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных,

классы хордовых, царства живой природы.

Учащиеся 9 класса должны уметь применять знания:

—о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования

приемов их выращивания, мер охраны;

—о строении и жизнедеятельности организма человека для

обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических

норм, профилактики травм, заболеваний;

—о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для

обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики

отравлений и заболеваний;

—о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их

охраны;

—о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:

приспособленности организмов и многообразия видов.

Учащиеся 9 класса должны уметь делать выводы:

—о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

—о родстве и единстве органического мира;

—об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о

происхождении человека от животных.

Учащиеся 9 класса должны уметь наблюдать:

—сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение

аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

—результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых

организмов.

Учащиеся 9 класса должны уметь соблюдать правила:

—приготовления микропрепаратов и рассматривания их под

микроскопом;

—наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных,

поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных,

изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

—проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений,

поведения животных;

—бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,

поведения в природе;

—здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены;

профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Содержание тем учебного предмета.

Введение

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь».

Современные научные представления о сущности жизни. Значение

биологической науки в деятельности человека.

 

Раздел 1. Уровни организации живой природы

Тема 1.1. Молекулярный уровень

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные

комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды).

Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень

Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и

функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы,

гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции

органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.

Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост,

развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз,

мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков

лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток,

расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в

живых клетках.

Лабораторная работа №1. Рассматривание клеток растений, животных под

микроскопом.

Тема 1.3. Организменный уровень

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные

закономерности передачи наследственной информации. Генетическая

непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

 

Лабораторная работа№2. Выявление изменчивости организмов.

 

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования

вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и

животных.

Лабораторная работа №3. Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень

Биоценоз и экосистема.

Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен

веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные

биоценозы. Экологическая сукцессия.

 

 

Тема 1.6. Биосферный уровень

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и

энергии в биосфере. Экологические кризисы.

 

Раздел 2. Эволюция

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции:

наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный

отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор.

Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация гербариев и коллекций,

иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность,

результаты искусственного отбора.

 

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история

развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.

 

Итоговое контрольное тестирование.