Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Усть – Кадинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по кружку
«Клуб почемучек»
для учащихся 1-4 классы I ступени
Руководитель кружка:
Москалева Е.В.
(учитель начальных классов)
Усть-Када 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по кружковой работе для 1-4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы дополнительного общего образования, авторской программы Е.М. Елизаровой.
Вокруг нас множество самых обыкновенных вещей, к которым мы настолько привыкли, что не замечаем их, а порой ничего и о них и не знаем. А нужно лишь задуматься и задать себе вопросы «почему?», «как?», «зачем?», «когда?», и нам откроются удивительные истории. У каждой вещи, как у человека, своя биография, своя история.
Программа курса «Клуб почемучек» состоит из трёх разделов:
Раздел I «Чудеса далёкие и близкие». Дети познакомятся с семью чудесами света, старыми и новыми, и семью чудесами России.
Раздел 2 «Живое чудо». Этот раздел расскажет о самых обыкновенных животных, которые живут рядом с человеком тысячелетия, но тем не менее таят в себе много неизведанного и неизученного. Это кошки, собаки и другие животные.
Раздел 3 "Мир чудесных вещей и их изобретений». В ходе занятий дети познакомятся с удивительными и непростыми и непростыми историями самых обыкновенных вещей.
Программа курса рассчитана на 102 часа и предназначена для обучающихся с 1- 4 классов.
Эта программа включает разнообразные формы обучения и виды деятельности, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приемы; побуждает детей к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности
Цель курса: создать условия для пробуждения в детях интереса к познанию, к исследованию.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес обучающихся.
- Расширять кругозор и представления детей об обычных и Необычных предметах и явлениях.
- Прививать обучающимся навыки исследовательской деятельности.
- Способствовать сплочению детского коллектива, формировать умение работать в группах, коллективно.
Актуальность программы:
Красота, неповторимость каждого мгновенья, сказочное разнообразие природы, благотворно влияют на каждого человека, который, общаясь с ней, узнавая ее тайны, начинает чувствовать и осознавать себя частицей этого мира. Если эта связь существует, то человек всегда будет заботиться и оберегать мир, в котором живет. Программа помогает младшим школьникам почувствовать эту связь, дает основу начала экологической грамотности. Темы, используемые в программе, отобраны с учетом дат календаря и интереса детей. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет школьникам сформировать осознанное отношение к проблемам , поиску их решения. Практические занятия позволят в непринужденной форме овладевать новыми формами деятельности, познавательного и творческого характера. Многие задания требуют использование коллективной деятельности, что способствует формированию коммуникативных умений. В целом формируются личностная, коммуникативная и познавательная деятельность младших школьников.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
Программа построена из трех разделов, каждый раздел соответствует возрасту и возможностям детей данной категории, а так же соответствует календарю экологических дат и содержит большое количество практической работы, часть которой является коллективной, что позволяет развивать коммуникативность и способствует сплочению коллектива и дает возможность эффективно проводить экологические мероприятия и акции.
Используемые методы и формы:
Игра, наблюдение, классификации, сравнение, решение проблемных вопросов, поисково-познавательный.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня в форме: беседа + практическая работа, экскурсия + практическая работа, наблюдение, викторины, игры, творческие работы, работа с книгой и другой литературой, исследовательская работа, просмотр фильмов.
.
Ожидаемый результат:
успешная адаптация детей в социальном окружении;
повышение познавательного интереса к объектам и явлениям природы;
развитие сенсорных эталонов;
сформированность основ экологической культуры;
обогащение эмоционально-чувственного опыта детей.
Оценивание результатов проводится при помощи
Викторин, решения проблемных задач (ситуаций), практикумов, выставок,
поисково - исследовательских работ, экскурсий, творческих работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, самостоятельно определять и высказывать и делать выбор - почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
Проговаривать последовательность действий перед и в процессе выполнения практической работы
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе практической работы
Учиться работать по предложенному плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Учиться работе с книгой для извлечения новых знаний
Учиться сравнению, группированию, делать выводы на основе полученной информации и в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: письменно и устно.
Учиться слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на мероприятиях и акциях.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
Тематическое планирование
№ | Тема заседаний | Дата проведения |
| Раздел 1. Чудеса далекие и близкие 25 |
1 | Вводное занятия. Интеллектуальный турнир «своя игра» | план | фактически |
1 | |
2-3 | Чудеса на Земле. Сем чудес света. | 6 | |
4-5 | Чудеса на Земле. Новые семь чудес света. | 6 | |
6 | Интеллектуальная игра «Чудеса на Земле» | 3 | |
7-8 | Чудеса на Земле. Семь чудес россии. | 6 | |
9 | Игра «поле чудес». Семь чудес России | 3 | |
| Раздел 2 Живое чудо 13 |
10-11 | Хозяйка дома кошки | 6 | |
12-13 | Наши верные друзья - собаки | 6 | |
14 | Игра «Поле чудес». Необычные способности животных | 1 | |
| Раздел 3. Мир чудесных вещей и их изобретений |
15 | Бумага | 5 | |
16 | Стальной и льняной | 4 | |
17 | Ложки, вилки | 4 | |
18 | Два конца, два кольца | 4 | |
19 | История пуговицы | 4 | |
20 | «Да здравствует мыло душистое!» | 4 | |
21 | Очки | 4 | |
22 | Нехитрый предмет - гвоздь | 4 | |
23 | Зеркало | 4 | |
24 | Зонтик - подсолнечник | 4 | |
25 | Откуда пришёл карандаш? | 5 | |
26 | Маленькая палочка - спичка | 4 | |
27 | Телефон - великое изобретение | 5 | |
28 | Мир игрушек. Кукла | 4 | |
29 | Мир игрушек. Волчок и мяч | 4 | |
30 | Игра «Поле чудес». Изобретение машин и приборов | 1 | |
31 | Игра 1 «Что? Где? Когда?» | 1 | |
32 | Игра 2 «Что? Где? Когда?» | 1 | |
33 | Игра 3 «Что? Где? Когда?» | 1 | |
34 | Заключительное занятие. Интеллектуальный турнир | 1 | |
| итого | 102 | |
Методические аспекты освоения программы
Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.
ЛИТЕРАТУРА
А почему? [Текст]: жури. - 2000. - № 7, 10, 12; 2001. - № 2, 4, 9, 10; 2002. - № 5, 6, 10; 2003. - № 4; 2004. - № 5; 2005. - №9, 10, 11; 2006.-№3,8, 9, 10.
1С: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. - М., 2001. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Дитрих, А. Почемучка [Текст] / А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Ко- шурникова. - М.: Педагогика, 1990.
Начальная школа: газ.
Нуждина, Т. Н. Чудо - всюду. Мир вешей и машин [Текст]: энциклопедия для малышей / Т. Н. Нуждина. Ярославль: Академия развития; Академия и К0, 1998.
Шалаева, Г. Знаете ли вы? [Текст] / Г. Шалаева, Е. Коровки- на. - М.: Филологическое общество «СЛОВО»: Компания «Ключ-С», 1995.
Шанский, II. М. Краткий этимологический словарь русского языка |Текст] / Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 1971.
Энциклопедия для ленивых [Текст]. - М.: MASS MEDIA, 1994.
Яковенко, Г. П. Энциклопедия - школьнику [Текст] / Г. П. Яковенко, Н. Г. Яковенко. - Киев МП «Сканнер», 1994.
Электронные ресурсы:
hup://doob-054.narod.ru/tur.litml
www.newsru.com/pict/big/93254Chtml www.all-wonders.com
lnip://www.onmobi.ru/history/history-of-invention http://www.genon.ru I ii l р ://handmadesoap. ru/stat5 .html \\ ww.mddm.org/portfolio/link.htm w ww.koryazhma.ru \\ ww.genon.ru w w w.374.ru/index w w w. bibl iotekar.ru/encM i r www kamchatka.org.ru